Что такое «Балльно—рейтинговая система» и «Рейтинг»?
Балльно-рейтинговая система – это система оценивания результатов учебных достижений студентов, позволяющая интегрировать все формы аудиторной и самостоятельной работы студентов, результаты процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, процесс обучения и контроля.
Рейтинг – это конкретная числовая величина, которая показывает уровень соответствия учебных достижений студента формализованной шкале обученности (от 50 до 100 баллов). Рейтинговая оценка является накопительной, то есть учитывает выполнение студентом всех учебных требований и запланированных форм контроля в течение семестра.
Зачем она нужна?
В образовательных стандартах нового поколения предусматривается новое соотношение объема аудиторных и внеаудиторных занятий (30% на 70% соответственно). Теперь от студентов требуются умение распределять свое рабочее время и бóльшая самостоятельность. А своеобразным навигатором для них служит именно балльно-рейтинговая система, потому что она предусматривает конкретные виды деятельности, конкретные критерии ее оценивания, конкретное выражение оценки в баллах. Эта система позволяет планировать конечный результат обучения по каждому предмету и контролировать (в первую очередь самому студенту, а не только преподавателю) успешность достижения результатов промежуточных.
Как проектировать балльно-рейтинговую систему?
Непосредственной основой проектирования балльно-рейтинговой системы является Рабочая программа учебной дисциплины, в том числе ее компетентностные установки, связанные с ними формы образовательных технологий и контроля, основные содержательные линии. Однако перед разработкой рейтинг-плана (технологической карты балльно-рейтинговой системы) целесообразно составить и календарно-тематический план дисциплины, который позволяет наглядно показать взаимосвязь лекционных и семинарских занятий, распределить объем самостоятельной работы студентов, обеспечить системное распределение всех форм учебной работы и контроля по неделям в течение семестра.
На основе календарно-тематического планирования составляется базовая часть рейтинг-плана. Она определяет рейтинговую оценку посещения занятий, текущего контроля работы студентов на семинарских и практических занятиях (отдельно для каждого раздела программы), а также рубежного контроля, который рекомендуется проводить 2-3 раза в течение семестра. Если процедура экзамена является обязательной, то она также входит в состав базовой части рейтинг-плана. Все эти формы контроля оцениваются в суммарном диапазоне от 50 до 100 (от минимального «удовлетворительного» до максимального «отличного» уровня успешности).
Расчет итоговой оценки по дисциплине рекомендуется делать по следующей схеме: «удовлетворительно» – от 50 до 64 баллов, «хорошо» – от 65 до 84 баллов, «отлично» – от 85 до 100 баллов; «зачет» – 65 баллов из 100; «зачтено» – от 65 до 100 баллов).
Отдельными графами в конце базовой части рейтинг-плана целесообразно указать «особые» требования, например, порядок начисления баллов за посещаемость, возможное количество и основания рейтинговых бонусов и штрафов (что особенно важно для борьбы против плагиата при выполнении рейтингах заданий), формы контроля, обязательные для всех студентов вне зависимости от количества набранных баллов.
В дополнительной части рейтинг-плана приводится перечень компенсирующих заданий, которые студенты выполняют в том случае, если не накопили необходимое количество баллов. По условиям балльно-рейтинговой системы никаких иных форм сдачи академической задолженности, кроме компенсирующих рейтинговых заданий, не существует.
Все компоненты рейтинг-плана должны полностью соответствовать Рабочей программе учебной дисциплины и быть оформлены в составе Фонда оценочных средств. Этот комплекс утверждается решением кафедры для каждого нового учебного года.
Основные модели проектирования рейтинг-планов
В зависимости от специфики планирования основных компонентов рейтинг-плана и распределения рейтинговых баллов можно выделить три основные подхода к проектированию:
«Классическая модель»
Виды активности | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | Комментарий |
---|---|---|---|
Посещение лекций | 8 | 16 | Лекции имеют системообразующее значение для учебного курса |
Посещение семинаров | 5 | 10 | «Классическая» модель семинаров по принципу «вопросы – ответы» |
Текущий контроль (семинары) | 15 | 30 | |
Рубежный контроль (1) | 5 | 10 | Например, реферативный обзор |
Рубежный контроль (2) | 7 | 14 | Например, собеседование |
Рубежный контроль (3) | 10 | 20 | Комплексная проверка лекционного материала – например, тесты или коллоквиум |
Промежуточная аттестация: экзамен | – | – | «Полный» экзамен в классическом формате, в составе дополнительных заданий оценивается значительной суммой, например, от 30-35 до 60-70 баллов |
Итого | 50 | 100 |
«Тренинговая модель»
Виды активности | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | Комментарий |
---|---|---|---|
Посещаемость лекций | 3 | 6 | Лекции имеют установочный характер |
Посещаемость семинаров | – | – | Оценивается практическая работа на занятиях, а не посещаемость |
Текущий контроль (семинары) | 25 | 50 | Насыщенная тренинговая подготовка |
Рубежный контроль (1) | 5 | 10 | Например, контрольная работа |
Рубежный контроль (2) | 5 | 10 | Например, творческое задание |
Рубежный контроль (3) | 6 | 12 | Например, учебный проект |
Промежуточная аттестация: экзамен | 6 | 12 | «Мини-экзамен» в составе модульной системы контроля: все проверяемые знания и умения сбалансированно делятся на три-четыре блока для рубежного и итогового контроля |
Итого | 50 | 100 |
«Компетентностная модель»
Виды активности | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | Комментарий |
---|---|---|---|
Посещаемость лекций | 5 | 10 | Лекции имеют проблемно-аналитический или интерактивный характер |
Посещаемость семинаров | – | – | Оценивается творческая активность, работа на занятиях, а не посещаемость |
Текущий контроль (семинары) | 20 | 40 | Использование интерактивных образовательных технологий |
Рубежный контроль (1) | 7 | 14 | Например, эссе |
Рубежный контроль (2) | 8 | 16 | Например, учебный проект |
Рубежный контроль (3) | 10 | 20 | Например, уровневое тестирование |
Промежуточная аттестация: экзамен (в составе компенсирующих заданий) | – | – | Экзамен, вариативно сочетающий «знаниевый» компонент и «практические» задания, в составе дополнительных заданий оценивается незначительной суммой, например от 10-15 до 20-30 баллов |
Итого | 50 | 100 |
Ключевые принципы балльно-рейтинговой системы
- Итоговая отметка по дисциплине является накопительной и определяется только на основе прозрачных и известных всем участникам процесса критериев перевода рейтинговых баллов в четырехбалльную систему.
- Каждая форма учебной работы и ее рейтинговая оценка фиксируется в рейтинг-плане, который не подлежит изменению на протяжении всего срока освоения данной дисциплины.
- Студентам всегда доступна вся информация о балльно-рейтинговой системе, в том числе текущий уровень их рейтинговой оценки.