Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

banner-tsentr-pomoshi

Методологическая основа и концептуальные идеи функционирования Центра

Центр психологической помощи населению (далее – Центр) создан на базе кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «МПГУ» в соответствие с приказом ректора вуза  А.В. Лубкова в августе 2018 г. Методологической базой функционирования Центра выступают концептуальные идеи научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности»: личность как индивидуальное бытие общественных отношений; две ипостаси человека: социальная единица и уникальная личность;  исторически обусловленные реалии существования человека как личности; структурные звенья самосознания и внутренняя позиция личности; идентификация-обособление как механизмы развития и бытия личности; развитие личности на всех этапах жизненного пути; личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI в.; личность в экстремальных условиях природных, техногенных, социальных катастроф и в условиях депривации в обыденной жизни.

Центр возглавляет академик РАО, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «МПГУ», автор концепции «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухина, которая работает с людьми разных возрастных групп более 60 лет. В конце 1950-х гг. на базе Московской клинической психиатрической больницы имени П.П. Кащенко в течение семи лет осуществляла эксперимент с использованием ручных и дрессированных животных с целью психологического сопровождения и в интересах лечения психически больных детей – по существу работала зоотерапевтом.  В.С. Мухина – автор дневника о развитии ее сыновей-близнецов – уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим и личностным развитием двух мальчиков – от рождения до семи лет. С 1970-х гг. разрабатывает проблему развития личности в контексте ее внутренней позиции и в условиях развития механизмов идентификации и обособления. На этой базе обосновала подходы к психологической поддержке и сопровождению личности с учетом возраста, пола, менталитета.  В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988 – 1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992 – 1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». В.С. Мухина активно участвовала в реализации федеральной программы «Дети России», разрабатывая теоретические подходы, диагностические методы и приемы коррекционного сопровождения детей. С 2001 г. совместно с отделом психологической службы ГУИН (ныне ФСИН) Министерства юстиции РФ В.С. Мухиной разрабатывалась «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы», по настоящее время проводится программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания».

В 2004 году В.С. Мухина руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами. В 2015 г. В.С. Мухина за многолетнюю работу (более 18 лет) была награждена Золотой медалью ФСИН «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России».

Под руководством В.С. Мухиной системно проводятся этнопсихологические исследования во многих регионах России и далеко  за ее пределами. Этнопсихологические исследования личности – сущностно значимая проблема, которая дает больше оснований глубже исследовать феномен Человека как Личности. Научная школа В.С. Мухиной развивалась исходя из объективных потребностей общества и психологической науки, неустанных личных усилий основателя школы и труду ее учеников. Несомненное достоинство полученных академиком Российской академии образования В.С. Мухиной результатов состоит в их практической значимости для решения важнейших социальных задач, направленных на развитие: психологической науки, системы отечественного образования, чувства личности и ответственности в пространстве социальных отношений людей.