19 -20 июня 2020 года
г. Москва
19-20 июня 2020 года состоялся Педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества» (далее –форум).
Организаторами форума выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Евразийская ассоциация педагогических университетов.
Форум проводился с целью обсуждения основных стратегических направлений развития системы непрерывного педагогического образования и способов решения актуальных задач подготовки педагогических кадров в условиях системной трансформации современного общества.
В работе форума приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, научных и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образованиях Российской Федерации и стран СНГ, реализующих программы педагогического профиля, образовательных организаций общего образования, организаций дополнительного профессионального образования и другие заинтересованные лица.
В пленарной части выступающие эксперты отметили, что процессы совершенствования педагогического образования связаны с повышением качества подготовки педагогических кадров, приведением системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога, с обновлением содержания общего образования. Важно решение таких актуальных вопросов как реализация принципа преемственности в образовательных программах подготовки педагогов, единства требований к качеству подготовки педагогических кадров, развитие сетевого взаимодействия в региональных образовательных кластерах, изучение регионального опыта практик эффективного управления системой подготовки кадров и взаимодействие с региональными властями, социумом, бизнесом по преодолению дефицита педагогических кадров, развитию регионов; разработка модели интеграции среднего профессионального педагогического образования в систему непрерывного педагогического образования, оценка эффективности, расширение участия педагогических вузов в реализации национального проекта «Образование», обновление содержания и технологий педагогического образования, формирование воспитывающего пространства педагогического вуза; возможности цифровых технологий в непрерывном профессиональном развитии современного педагога.
В рамках работы секций участники форума обсудили вопросы развития педагогического образования:
– разработка механизмов постоянного обновления содержания педагогического образования и синхронизация педагогических компетенций с содержанием школьного образования;
– формирование единого воспитательного пространства ВУЗов, (волонтерство, наставничество, вожатская деятельность);
– разработка и внедрение во ФГОС ВО единых модулей воспитательной и вожатской деятельности;
– организация научно-методической поддержки образовательной среды;
– добровольная независимая оценка профессиональных компетенций студентов и профессорско-преподавательского состава педагогических ВУЗов;
– формирование сети базовых образовательных организаций ВУЗов (детские сады, школы, СПО);
– взаимодействие с региональными институтами развития и ИПКРО;
– совершенствование уровней образования (бакалавриат или специалитет) в рамках укрупненной группы специальностей 44.00.00 «Образование и Педагогические науки»;
– развитие целевой аспирантуры и докторантуры для подготовки профессорско-преподавательского состава педагогических ВУЗов и учреждений ДПО;
– обновление материально-технической базы ВУЗов.
В ходе работы пленарного заседания, секций, обсуждений проблемных вопросов были выработаны:
стратегические направления развития профессионального педагогического образования;
механизмы эффективного включения педагогических университетов в решение задач национального проекта «Образование»;
обозначены задачи на перспективу до 2024 года по обновлению содержания педагогического образования в соответствии с современными требованиями к уровню готовности выпускников;
внесены предложения и рекомендации по использованию и внедрению региональных практик по вовлечению педагогических университетов в управление системой подготовки педагогических кадров в условиях трансформации непрерывного педагогического образования через создание на их базе региональных педагогических центров, образовательных кластеров.
Участники форума отметили, что для реализации стратегических ориентиров и поставленных задач требуется установление взаимодействия системы высшего и среднего профессионального, общего и дополнительного профессионального образования, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органов местного самоуправления, коллективов образовательных организаций, работодателей, местных сообществ, профессиональных ассоциаций и других социальных партнёров в сфере образования.
Участники форума согласовали общие позиции по стратегии развития педагогического образования, подходам к обновлению содержания и качеству подготовки педагогов, развития воспитывающего пространства образовательных организаций.
Для реализации вышеизложенных приоритетов участники Форума решили рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
- Стимулировать взаимодействие организаций науки, высшего образования, среднего профессионального образования, общего и дополнительного профессионального образования в рамках общих проектов и программ развития педагогического образования;
- Инициировать и поддерживать научные исследования в области развития воспитательного потенциала системы образования и роли педагогических вузов;
- Осуществлять мероприятия по подготовке педагогических кадров, повышению уровня их квалификации для системы высшего и среднего профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование;
- Разработать нормативно–правовые акты, обеспечивающие реализацию единства подходов к результатам подготовки выпускника по педагогическим специальностям среднего профессионального и высшего образования в соответствии с требованиям профессионального стандарта;
- Рассмотреть вопрос внесении изменения в Национальный проект «Образование», дополнив п.1.13 федерального проекта «Учитель будущего» о комплексе мер по популяризации профессии учителя мерами по выявлению, сопровождению и поддержке школьников, ориентированных на педагогическую профессию;
- В целях законодательного закрепления специфики и особенностей реализации программ, относящихся в области «Образование и педагогические науки» рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнив главу 11 положениями, предусматривающими особый порядок продолжения обучения;
- Внести изменения в Методические рекомендации Минобрнауки РФ по учёту индивидуальных достижений поступающих при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в части учёта результатов обучения по профильным дополнительным общеобразовательным программам, реализованных с участием организаций среднего профессионального и высшего педагогического образования (в рамках допрофессиональной педагогической подготовки);
- Содействовать расширению участия общественно – профессиональных сообществ (ассоциаций) профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по УГПС «Образование и педагогические науки» и разработать механизмы их вовлечения в государственно – общественное управление образованием;
- Разработать меры повышения социальной привлекательности профессии педагога через совершенствование технологий и форм организации профориентационной работы с молодежью, организацию конкурсов профессионального мастерства, популяризацию инновационного опыта лучших педагогов и лучших образовательных практик педагогических вузов;
- Содействовать распространению успешных практик по созданию региональных социально – педагогических (образовательных) кластеров;
- Организовать работу по обновлению учебников и учебных пособий по педагогике, психологии образования, педагогической психологии, методикам для обучающихся по УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки;
- Разработать нормативно–правовые акты реализации педагогического профиля в общеобразовательных организациях.
- Разработать Программу воспитательной работы для педагогических вузов;
Федеральному учебно – методическому объединению по УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки:
- Рассмотреть вопрос о:
- проведении Всероссийских научно – практических конференций по вопросам развития педагогического образования не реже одного раза в два года;
- систематическом проведении обучающих и методических семинаров (вебинаров), научно-практических конференций, тематических круглых столов, консультаций и мастер-классов по актуальным вопросам развития педагогического образования;
- Провести анализ и обобщение лучших практик сетевого взаимодействия с организациями высшего и дополнительного профессионального образования;
- Стимулировать проведение апробации и внедрение Программы воспитательной работы с последующим утверждением ФУМО высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки;
- Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт по УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки, в рабочие программы дисциплин и модулей;
- Организовать разработку механизмов постоянного обновления
содержания педагогического образования и синхронизации педагогических компетенций с содержанием школьного образования
19.Провести анализ, обобщение практик построения региональных
образовательных кластеров.
Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:
20.Совершенствовать систему мониторинга и прогнозирования потребностей региональной системы образования в педагогических кадрах с целью осуществления опережающей подготовки преподавателей;
- Разработать региональные программы поддержки педагогического образования, обеспечивающие интеграцию среднего профессионального и высшего образования с учетом потребностей в педагогических кадрах;
22.Осуществлять координацию деятельности участников регионального образовательного сообщества по научно-методическому и организационному сопровождению подготовки педагогов с использованием механизмов сетевого взаимодействия организаций профессионального педагогического образования и их социальных партнёров;
23.Инициировать расширение участия общественно – профессиональных сообществ (ассоциаций) и разработать механизмы вовлечения в государственно – общественное управление образованием;
24.Осуществлять распределение контрольных цифр приема за счет регионального бюджета по УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки с учетом трудоустройства выпускников;
25.Развивать систему целевого обучения мотивированных выпускников общеобразовательных организаций по направлениям подготовки по УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Руководителям организаций высшего образования, реализующим образовательные программы высшего образования по УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки:
26.Развивать взаимодействие с органами местного самоуправления, центрами занятости населения, социальными партнерами, общественными объединениями с целью поддержки трудоустройства выпускников и их адаптации к условиям рынка труда;
- Осуществлять мониторинг трудоустройства, профессиональных и образовательных траекторий выпускников с использованием механизма социального партнёрства в сфере образования;
28.Усилить психологическую подготовку будущих педагогов в части, касающейся формирования компетенций в области решения практических задач сопровождения разных категорий детей в образовательной среде, профилактики рисков и трудностей обучения, создания и поддержания мотивирующей среды обучения, формирования умений осуществлять свою профессиональную деятельность на основе в междисциплинарного подхода и сотрудничества с междисциплинарной команде специалистов;
29.Использовать возможности сетевого взаимодействия при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ;
30.Рассмотреть возможность создания методического пространства, обеспечивающего научно-методическое сопровождение преподавателей (городские профессиональные сообщества учителей, ведущих уроки по отдельным модулям; участие педагогов в работе педагогических мастерских, научно-исследовательских лабораторий, проведение мастер-классов и др.);
31.Создавать открытую информационную среду для социальных партнеров и населения, организовывать проведение совместной с социальными партнерами просветительско-информационной работы по ознакомлению с формами деятельности педагогических вузов;
32.Формировать в педагогических вузах воспитательную среду, обеспечивающую социальную адаптацию молодежи, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности;
33.Развивать волонтерское и добровольческое движение в профессиональных образовательных организациях;
34.Совершенствовать технологии и формы организации профориентационной работы с молодежью.
Оргкомитету форума:
35.Представить настоящую резолюцию для размещения на официальных сайтах Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального учебно – методического объединения высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе профессий и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Евразийской ассоциации педагогических университетов.