Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Школьник в современном социуме: взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании

Цикл психолого-педагогических просветительских семинаров для учителей и родителей «Школьник в современном социуме: взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании»

(проводится МПГУ в рамках гранта Департамента образования и науки города Москвы)

 

Цели мероприятия:

  • развитие системы духовно-нравственного образования и воспитания как одного из ключевых средств профилактики негативных проявлений в среде обучающихся, возникновения различных видов зависимостей, девиантного и делинквентного поведения, а также экстремистских настроений среди учащейся молодежи города Москвы; содействие развитию системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте задач, поставленных Стратегией развития воспитания, Стратегии национальной политики Москвы на период до 2025 года и Стратегией национальной безопасности РФ;
  • укрепление взаимодействия светской и конфессиональных систем образования (Русская Православная Церковь и исламская умма) в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Задачи мероприятия:

  • повышение компетенции руководителей и педагогов образовательных организаций города Москвы, а также представителей московского родительского сообщества в области профилактики и раннего распознавания широкого спектра зависимостей, а также различных форм деструктивной деятельности учащейся молодежи (религиозного экстремизма, национализма и конфликтов на межэтнической почве), противодействия вовлечению обучающихся в деятельность религиозных сект;
  • формирование компетенций, необходимых для организации системной работы общеобразовательных организаций столицы по психолого-педагогической поддержке школьников и родителей, профилактике интернет- и других видов зависимостей, идеологии экстремизма, радикализма, ксенофобии и вовлечения обучающихся и педагогов в деятельность религиозных сект; развитие системы духовно-нравственного и гражданского воспитания обучающихся города Москвы.

Ожидаемые результаты мероприятия:

Полученные педагогами в ходе проекта практические знания и навыки, связанные с пониманием современных подходов к воспитанию школьников, а также сути и форм различных типов зависимостей (интернет-, игровая- и др.), способов вовлечения молодежи в деятельность околокриминальных молодежных группировок, псевдорелигиозных организаций и сект, освоение приемов информационной безопасности, повышение правовой и медиаграмотности позволят в дальнейшем более профессионально освещать данные темы на родительских собраниях и использовать в работе с обучающимися, в целях профилактики данных нежелательных явлений в детской и молодежной среде.

Результаты проекта будут использованы в работе образовательных организаций города Москвы по тематике духовно-нравственного и гражданского воспитания, психолого-педагогической поддержки школьников и родителей, профилактики различного вида зависимостей, деструктивного, девиантного и делинквентного поведения, а также вовлечения молодежи в деятельность религиозных сект и радикальных объединений.

В рамках реализации проекта на базе МПГУ будет создана площадка для методического обогащения и обмена опытом между педагогами, классными руководителями и родителями, для организации совместной слаженной работы в сфере воспитания подрастающего поколения, с учетом специфики московского многонационального мегаполиса и его системы образования.

Проект будет реализован в тесном взаимодействии с Экспертно-консультативным советом родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы, Московской городской епархией, а также Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Духовным управлением мусульман Российской Федерации. Во взаимодействии с партнерами будут определяться наиболее актуальные для педагогов и родителей темы семинаров, будет осуществляться привлечение ведущих сотрудников данных организаций к работе с педагогическим и родительским сообществами. Результатом такого взаимодействия станет точечная профилактика нежелательных явлений в наиболее проблемных районах города, что будет способствовать поддержанию равновесной ситуации в сфере профилактики национального и религиозного экстремизма в молодежной среде московского сообщества.

Составляющие проекта:

  • Двенадцать научно-практических семинаров и/или просветительских интерактивных лекций (в дистанционном формате) для учителей и родителей. Цикл научно-практических семинаров и просветительских лекций для учителей города Москвы ставит перед собой задачу психолого-педагогического просвещения учителей и родителей, знакомства с угрозами и выявление путей профилактики вовлечения молодежи в деятельность деструктивных организаций, предотвращения развития у детей и молодежи широкого спектра зависимостей, девиантного и делинквентного поведения, расширение знаний педагогов и управленцев Москвы о методах вовлечения молодежи в деятельность экстремистских организаций, в том числе психологического воздействия на подростков в интернете.
  • Шесть групповых консультаций (в дистанционном формате) для родителей учащихся московских школ (по запросам образовательных организаций) по вопросам духовно-нравственного воспитания и взаимодействия с детьми школьного возраста в условиях современной образовательной среды, посвященных технологиям знакомства детей и молодежи с духовно-нравственной культурой народов России, методическим аспектам реализации предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» средствами внеучебной деятельности как основы работы по профилактике возникновения интернет- и других форм зависимостей, вовлечения учащейся молодежи в различные формы деструктивной деятельности. В рамках шести групповых консультаций для представителей родительского сообщества планируется проработка сложных вопросов, поступающих со стороны родителей (законных представителей) учащихся московских школ, на которые затрудняются ответить школьные психологи и иные специалисты, привлекаемые к работе образовательных организаций.
  • Московский открытый конкурс педагогического мастерства в области духовно-нравственного образования «Религия и культура – 2021» для работников образования и родительской общественности. Проведение конкурса направлено на выявление лучших педагогических практик в сфере духовно-нравственного воспитания, а также на формирование у детей и молодежи российской гражданской идентичности, как основы профилактики вовлечения в деструктивную деятельность, на воспитание миролюбия, патриотизма и активной жизненной позиции у молодого поколения.

Ориентировочные темы для встреч:

  1. Проблемы обучения: отсутствие желания учиться и самостоятельно принимать решения.
  2. Манипуляция в онлайн и офлайн формате. Как мотивировать: «кнут и пряник».
  3. Формирование нравственных ценностей у детей во взаимодействии семьи и ДОО.
  4. Риски психического развития современного дошкольника: помощь семье.
  5. Информационная культура дошкольников.
  6. Консультативный запрос к психологу: типичные проблемы в отношениях семьи и школы и направления их решения.
  7. Школьная мотивация: взаимодействие семьи и школы.
  8. Подростковая депрессия: взаимодействие семьи и школы.
  9. Опасные связи: профилактика коммуникативных рисков.
  10. Как не стать жертвой манипуляции в соцсетях.
  11. Воспитательная, диагностическая и консультативная работа с родителями на всех уровнях школьного обучения.
  12. Поддержка семейного воспитания в образовательной организации в ситуации возрастных кризисов ребенка.
  13. Профилактика деструктивного поведения школьника в интернет-пространстве.
  14. Психолого-педагогические аспекты современного детства.
  15. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности.
  16. Психологическое благополучие личности в образовании.
  17. Семья цифрового поколения и современная школа.
  18. Повышение педагогической культуры родителей как основная задача современной школы.
  19. Развитие личности обучающегося в образовательном процессе.
  20. Индивидуально-психологические различия обучающихся, их учет в воспитательной деятельности.
  21. Психология девиантного поведения детей и подростков.
  22. Профилактика и преодоление школьной травли: совместные решения и действия школы и семьи.
  23. Кризисные отношения подростков с взрослыми (родителями и учителями)
  24. Профилактика и преодоление школьной тревожности: совместные решения и действия школы и семьи.

По любому из этих предложений по запросу будет организована встреча со специалистом. По иным темам, сформулированным образовательными организациями, запрашиваемое мероприятие будет оперативно подготовлено.

Проект реализуется на базе Московского педагогического государственного университета с использованием площадок столичных образовательных комплексов.

Все мероприятия проекта планируются и проводятся в тесном взаимодействии с Московской городской епархией (Отдел религиозного образования) и Советом по делам национальностей при Правительстве Москвы. Методическое сопровождение проекта организовано в сотрудничестве с ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы.


Итоги проведения мероприятия

Школьник в современном социуме: взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании

Психолого-просветительский семинар «Школьник в современном социуме: взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании» продолжает свою работу

Специалисты МПГУ – учителям и родителям московских школьников