Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОПЛАСТИКИ ЛИЧНОСТИ

 

НАУЧНАЯ ШКОЛА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОПЛАСТИКИ ЛИЧНОСТИ» ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЛЕВАНОВОЙ

Леванова Елена Александровна – доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии МПГУ.

Особую научно-практическую значимость имеют разработки Е.А. Левановой и её научной школы в области подготовки педагогических кадров к организаторской деятельности, прежде всего в работе вожатых. Елена Александровна стоит у истоков создания педагогического отряда МПГУ, из которого «выросли» многие преподаватели. В 2017 году были выпущены методические рекомендации («История вожатского дела», «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого» и др.).

Широко рассматриваются данной научной школой проблемы подросткового возраста, особенности общения и педагогической работы с подростками. По мнению Е.А. Левановой, подростковый возраст – это фундамент взрослого человека. Этот возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами, но это и время, когда формируются устойчивые формы поведения взрослого человека, черты характера, когда закладываются способы эмоционального реагирования, все то, что определяет жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

На современном этапе научная школа «Социально-психологического сопровождения развития психопластики личности» обращена в большей степени в сторону педагогов и специалистов социальной сферы. Развитие психопластики личности рассматривается как фактор сохранения психологического здоровья и профессиональной успешности современного педагога. Основной задачей данной концепции относительно педагогов является формирование профессионально значимых личностных качеств (психологической гибкости, профессиональной мобильности и флексибельности), обеспечивающих профессионально-личностную стабильность и опережающий характер профессионального саморазвития.

Интересы научной школы ориентированы и на изучение здоровьесберегающих технологий в образовании. Основные направления, которые исследуются представителями научной школы Е.А. Левановой – здоровьесберегающие технологии в образовании, здоровье-ориентированный имидж педагога. Данные исследования носят практико-ориентированный характер, поэтому результаты представлены не только в различных научных статьях, но и самое главное – в учебном пособии «Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании».

С развитием научной школы, растет и многообразие направлений, в которых данная школа работает. В настоящее время в научной школе проводятся исследования в области профессиональной и социальной педагогики по следующим направлениям: социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы, в том числе подготовка социальных педагогов к работе с девиантными подростками детских домов и интернатов и сопровождению ресоциализации безнадзорных подростков; социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей систем воспитания. Результаты исследований по данному направлению представлены в научных проектах, поддержанных РФФИ (№ 16-06-00908-ОГН «Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы», № 19-013-00822 «Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных локальных систем воспитания в мегаполисе» при поддержке РФФИ).

Кроме вышеперечисленных областей, научная школа Е.А. Левановой работает и над другими актуальными проблемами современной педагогики: практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке специалистов; интеллектуальное развитие подростков в детско-юношеском спорте; культурно-досуговая деятельность как фактор организации воспитательного пространства оздоровительного лагеря; формирование толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.