Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Наталия Николаевна

Баркова

Образование

1996 - Аспирантура: МГПИ им. В.И. Ленина, история педагогики и образования.
1988 - МГПИ им. В.И. Ленина, биолого-химический факультет, «учитель биологии на английском языке».

Тема кандидатской диссертации

«Проблема нравственного идеала в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX веков», 1996г.

Курсы текущего учебного года

Педагогика
Психолого-педагогические основы образовательной деятельности
Психология воспитательных практик
Участие в реализации производственной педагогической практики

Публикации

Учебники и учебные пособия:

  1. Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г., Блинов В.И., Рогаленкова Л.В., Савина С.Л., Баркова Н.Н. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических ВУЗов. 3-е издание, исправленное и переработанное. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 496 с.
  2. Пискунов А.И., Блинов В.И., Рыжов А.Н., Баркова Н.Н. Хрестоматия по истории педагогики: Античность. Средневековье. Т.1. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 512 с.
  3. Пискунов А.И., Кларин В.М., Зискин К.Е., Рыжов А.Н.. Баркова Н.Н. Хрестоматия по истории педагогики: Новое время. Т. 2. М.: ТЦ Сфера, 2006.- 464 с.

Журналы ВАК:

  1. Баркова Н.Н. Карпенко А.В. Проблемы организации проектной деятельности студентов педагогических университетов//Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 151–164. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-151- 164.
  2. Баркова, Н.Н., Карпенко А.В. Мурафа С.В. Векторы развития воспитательного процесса в высшей школе посредством информационно-коммуникативных технологий / Н. Н. Баркова, А. В. Карпенко, С.В. Мурафа // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2022. – № 2. – С. 114-124. – EDN RAXNLY.
  3. Отечественные педагоги о семейном воспитании: традиции и инновации /Преподаватель XXI век. – №3 – 2019. – Москва, МПГУ. – С.18 – 31.
  4. Дискуссии и дебаты как методы профессионального обучения студентов педагогического университета // Проблемы современного образования – №6 – 2019. – С.211-219.

Статьи (РИНЦ):

  1. Баркова Н.Н. Педагогические технологии в теории и практике профессионального педагогического образования/ Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 11–12 ноября 2022 года / под общ. ред. И. И. Бариновой. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2023. – С. 395-402  ISBN 978-5-4263-1211-1
  2. Баркова Н.Н. Воспитательный потенциал педагогических внеурочных мероприятий/Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия: Сб. Мат-лов 2-й Межрегиональной научно-практической конференции (22 ноября 2022 г. г. Дербент, Республика Дагестан). – Махачкала, Алеф, 2022  С.353- 358 ISBN 978-5-00212-172-4
  3. Баркова Н.Н. Индивидуализация обучения как широко понимаемая инклюзия в образовании / Развитие личности в образовательном пространстве [Электронный ресурс]: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 26 мая 2022 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2022. – С. 484-489 – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – ISBN 978-5-85127-973-7. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49329615
  4. Баркова Н.Н. Использование научного наследия академика А. И. Пискунова в обучении студентов педагогического университета / Алексей Иванович Пискунов: Слово об учителе. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А. И. Пискунова 24 февраля 2021 г./ Отв. Ред. В. Э. Черник. – Мурсанск, 2021. С. 7-15.
  5. Баркова Н.Н. Использование проектных технологий в педагогической подготовке студентов МПГУ. Сб. Науч. ст. Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: История становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)» 14-15 октября 2021. С. 144-152.
  6. Психология воспитания в работе учителя средней школы/Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия: Сб. Мат-лов 2-й Межрегиональной научно-практической конференции (22 ноября 2021 г. г. Дербент, Республика Дагестан). – Махачкала, Алеф, 2021 — С. 24-29. ISBN 978-5-00128-844-2  DOI 10.33580/978500128844
  7. Дистанционное обучение педагогике студентов географического факультета МПГУ/Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 5-6 ноября 2021 года) / Ред.-сост. Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова. – М.: Издательство «Перо», 2021. – С. 255-259 ISBN 978-5-00189-874-0
  8. Опыт проведения педагогической практики в дистанционном формате /Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения.  Сб. мат-лов IV Международной научно-практической конференции 27.02.2021. г. Дербент. Республика Дагестан /Под общ. ред. Э.А. Пирмагомедовой. – М., Парнас, 2021. – С.72-79. ISBN  978-5-4326-0130-8
  9. Личностно-ориентированный подход в образовании как способ реализации идеи всестороннего гармоничного развития личности в современных условиях /   Потенциал историко-образовательного знания в психолого-педагогической подготовке будущего учителя: сб.науч.трудов международ.научно-практической конференции Вторые международные историко-педагогические чтения Института педагогики и психологии МПГУ, 29-30 октября 2021 г. – М., МПГУ, 2021 — с.279-291.  ISBN – 978-5-4263-1000-1
  10. Изучение историко-педагогического наследия студентами географического факультета МПГУ (на примере творчества Я.А. Коменского) / Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Мат-лы V Всероссийской научно-практиечской конференции (г. Москва 12 декабря 2020 г) / Науч.ред. Е.А. Таможняя. – М., изд-во «Перо», 2021. С. 266 — 269.
  11. Основы педагогики сотрудничества в современных условиях обучения будущих педагогов/Национальный проект «Образование»: проектирование и реализация основных направлений развития системы обучения и воспитания: Сборник материалов XXVI международной научно-практической конференции 9–10 декабря 2020 года. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2020. – С.75-81.
  12. Становление и развитие идеи комплексного подхода в семейном воспитании // Социальные технологии, исследования – М, АНо «СПо «СотиС» – №2(102) – 2020. С. 103-109.
  13. Внеурочная деятельность в вузе как средство профессионального и личностного развития студентов // Цели и ценности современного образования: материалы Всероссийской науч-но-практической конференции с международным участием, 8–10 апреля 2020 года / [отв. ред. В. Э. Черник]. – Мурманск : МАГУ, 2020. – С.61-66. ISBN 978-5-4222-0424-3
  14. Практика как главный критерий оценки результатов образования студентов педагогического университета // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. /XII Междунар. науч.-практич. конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» 25 янв. 2020 г. В 2 ч. Ч. 2 – М: МАНПО, 5 за знания, 2020 – С. 71 -75.
  15. Формирование факультетской воспитательной среды как фактора процесса воспитания студентов. /Национальный проект «Образование»: пути достижения качества и эффективности [Электронный ресурс]: Материалы XXV международной научно-практической конференции, г. Москва, 19–20 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Факультет педагогики и психологии; Под общ. ред. Т. И. Березиной, П. И. Третьякова . – Электронные текстовые данные (7Mb) . – Москва : Бескровный А. В., 2020 . – 870 с. – Режим доступа : http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=30858 . – Для авторизованных пользователей МПГУ . – Библиография в конце статей . – На рус. яз. – ISBN 978-5-9071 67-67-4. – С. 722-730.
  16. Использование интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки учителей-географов  //Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Мат-лы  IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 02 ноября 2019 года) / Науч. ред. Е.А. Таможняя. – М., Изд-во «Перо», 2020. С. 246-250.
  17. Деятельность педагога-тьютора в развитии внутрисемейного взаимодействия с использованием интерактивных технологий // Сб.ст. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность» мат-лы XII Международ.научно-практич.конференции 29-30 октября 2019 г/Под ред Т.М. Ковалева, А.А. Теров. –М., 2019 – С.279 – 287.
  18. Проблемы современного отечественного женского образования в свете его развития в XVIII-XIX вв. // Сб. науч. трудов I Международной научно-практической конференции «Исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации»,  20-21 сентября 2019 г. – Москва, МПГУ, 2019. – С. 533-538.
  19. Рассредоточенная педагогическая практика как инновационная технология обучения будущих учителей/Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: Мат-лы межвузовской конференции (с международным участием), Москва, 14-16 декабря 2018 г. – М., МПГУ, 2019. – С. 177-182.
  20. Особенности восприятия педагогики А. С. Макаренко современными студентами педагогического университета /Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А. С. Макаренко в современных социальных проектах [Текст]: сб. науч. трудов Всероссийской с международным участием конференции (Екатеринбург, 29 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. М. В. Богуславский, Т. С. Дорохова ; – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – С. 25-30.
  21. Актуальные аспекты проблемы воспитания современных студентов педагогического ВУЗа/Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции  (г.Москва, 02 ноября 2018 года)/Науч. ред. Е.А. Таможняя. – М., Перо, 2018. – С.183 – 188.
  22. Технология тьютерства как выход из педагогического тупика/Сб. мат-ов XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской конференции) 30 – 31 октября 2018 г. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества». – М., 2018. С.124-128.
  23. Традиции и инновации в педагогической подготовке студентов географического факультета МПГУ/Кафедра педагогики МПГУ: взгляд сквозь столетие: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, г. Москва, 29-30 марта 2018 г./ отв.ред. А.Н.Рыжов; ред. П.С. Яшкова; Московский педагогический государственный университет. Институт «Высшая школа образования». – М.: МПГУ, 2018. – С.68 – 74.
  24. Особенности педагогической подготовки студентов географического факультета МПГУ/ Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Москва, 24 ноября 2017 года)/ Науч. ред. Е.А. Таможняя – М.:- Перо, 2017. – С.174-178.
  25. Воспитательные системы в истории отечественной педагогики конца ХIХ – начала ХХ вв./Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы и технологии развития педагогики и психологии». №2. г. Нижний Новгород, 2017. С. 5-8.
  26. Основные аспекты проблемы практико-ориентированной подготовки студентов педагогического ВУЗа (на основе первых опытов МПГУ)/Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции «Инновационные внедрения в области педагогики и психологии. – Вып.2. – Москва, 2017. С. 40-43.
  27. Проблемы российского народного образования во второй половине XIX – начале XX вв./Сб. науч. трудов по итогам межд. науч-практ. конф. «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. – Омск, 2015. – С.22-25.
  28. Проблема современной педагогической терминологии/Сб.ст. по мат-м Всерос-кой научно-практ. конф. «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки»: – Н. Новгород: Минский ун-т, 2015. С.402-405.
  29. Проблема этических понятий и норм в работе тьютора / Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности» 28-29 октября 2014 г. – М., 2014. – С. 30-35.
  30. Проблема духовности личности в отечественной педагогике (конец 19 – начало 20 вв.)/ Кафедра педагогики МПГУ: история и перспективы развития. Сб. мат-лов научных чтений. М., 2014. С. 25 -32
  31. Предпосылки появления и развития идеи тьюторства в революционной отечественной педагогике/ Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Мат-лы 6 международной научно-практической конференции 29-30 октября 2013. М., 2013. С.12-20.

    Повышение квалификации

    2023 - «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего»
    2022 - «Защита обучающихся от негативного интернет-контента»
    2022 - «Использование системы дистанционного обучения ИнфоДа Moodle для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»
    2021 - «Управление проектной деятельностью в цифровой образовательной среде университета»
    2020 — Современные образовательные технологии
    2020 — Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе
    2020 - Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования
    2020 — Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса




    Государственные и ведомственные награды

    Благодарность МПГУ 2007
    Благодарность ректора 2017

    Достижения и поощрения

    Благодарность МПГУ за многолетнюю плодотворную работу по подготовке педагогических кадров и по развитию научных исследований, 2007 г.

    Архив учебных курсов

    Бакалавриат, специалитет: "Введение в специальность", "Педагогика, история педагогики", "Педагогический практикум", "Профессиональная этика", "Основы педагогического мастерства", "Возрастная педагогика".
    Уровень: бакалавриат
    Факультет: географический
    Направление: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
    Курсы: 1, 2
    "Педагогика и психология высшей школы"
    Уровень: магистратура
    Факультет: географический
    Направление: 44.04.01 - Педагогическое образование
    Курс: 1

    Участие в конференциях

    2022 – доклад на Научной сессии/конференции кафедры на тему «Индивидуализация в образовании как широко понимаемая инклюзия»

    2022 – доклад  «Индивидуализация обучения как широко понимаемая инклюзия в образовании» 20-я Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательном пространстве», Бийск

    2022 – участник 2-й Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия», г. Дербент, Республика Дагестан

    2022 – участник VII Всероссийской научно-практической конференции “Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития”

    2021 – Вторые международные историко-педагогические чтения Института педагогики и психологии МПГУ «Потенциал историко-образовательного знания в психолого-педагогической подготовке будущего учителя»

    2021 –   участие и доклад на конференции «Алексей Иванович Пискунов: слово об учителе. К 100-летию со Дня рождения». Мурманск

    2021 –  V1 Всероссийская научно-практическая конференция «СОВРЕМЕННОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» . Москва, МПГУ

    2021 – участник  Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития» к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва

    2020 – Международная научно-практическая конференция «Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования». Москва, 13 марта 2020 г

    219 – IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития». Москва, МПГУ

    2019 – II Общенациональный родительский форум, Москва, МПГУ

    2019 – 1 историко-педагогические чтения, Москва, МПГУ

    2019 – XII Международная научно-практическая конференция (XXIII Всероссийская конференция). «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества». Москва

     

    Дополнительная информация

    Организация и проведение межфакультетских творческих встреч студентов педагогической подготовки:

    педагогический КВН, турниры, дискуссии и дебаты по актуальным педагогическим проблемам.


    Доцент

    Доцент

    Кандидат педагогических наук


    Профессиональные интересы

    история педагогики
    современные педагогические технологии
    практики тьюторства


    Контактная информация

    127051, город Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6
    +7 (495) 608-21-49
    nn.barkova@mpgu.su

    Портал ИСТИНА МГУ