Имеет около 60 научных и учебно-методических трудов.
Учебные и методические пособия:
Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: книга для педагога-дефектолога [текст] / Чумакова И.В. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 88с.
Воспитание и бучение дошкольников с нарушениями развития: пособие для педагогов–дефектологов [текст]/ Золоткова Е.В., Минаева Н.Г., Чумакова И.В., – Мордов. Гос. Пед. Ин-т; Под ред. Н.Г. Минаевой. – Саранск, 2004. – 115 с.
Ребенок третьего года жизни: методическое пособие [текст] / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 (2016). – 256с.
Учимся слышать, узнавать и различать звуки: учебное пособие для логопедов [текст] / И.В. Чумакова, Е.И. Горбунова. – М., 2016. – 17с. – Деп. в Российском авторском обществе (РАО) от 22 января 2016г. свидетельство № 23440.
Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие [текст] / Под ред. Л.А. Головчиц – М.: МПГУ, 2019.– 288с.
Игры с детьми второго и третьего года жизни [текст] /Под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная книга, 2020. – 96с.
Статьи:
Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта [текст] / Чумакова И.В.// Дефектология.-1998.- № 2.-С.68-74.
Пути формирования [текст] математических представлений у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием: методические рекомендации [текст] / Чумакова И.В.// Дефектология.-2000.- № 6.- С. 65 – 73.
Умственно отсталые дошкольники занимаются математикой [текст] / Чумакова И.В.// Дошкольное воспитание.- 2004.- № 5.-С. 60 – 65.
Результаты Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии» [текст] / Чумакова И.В., Шилова Е.А.// Дефектология. – 2004. – № 4.- С. 85 – 90.
Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [текст] / Чумакова И.В., Галявич М.А.// Дошкольное воспитание. – 2010.- № 8.- С. 84 – 94.
Развитие речи ребенка на первом году жизни [текст] / Чумакова И.В.// Дошкольное воспитание. – 2012.- № 8.-С. 52 – 55.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) [текст] / Чумакова И.В.// Дошкольное воспитание. – 2012.- № 12.-С. 67 – 72.
Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [текст]/ Чумакова И.В., Горбунова Е.И.// Дошкольное воспитание. – 2015.- № 1.- С. 69-83.
Развитие представлений о величине предметов у детей раннего возраста [текст] / Чумакова И.В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2015. – № 2. – С. 56 – 62.
Программированные задания как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи в условиях вариативной образовательной среды [текст]/ Юсупов В.З., Чумакова И.В., Горбунова Е.И.// Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018.- Вып. 59. Ч.2. – С. 399 – 404
Особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ и возможности их реализации в условиях педагогической системы М. Монтессори [текст]/ Чумакова И.В., Брыжинская Г.В.// Сб.ст. Междунар. конф. «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» (24-25 ноября 2018г.)/под ред. д-ра пед. наук К.Е. Сумнительного. – М.: Новое время, 2018. – С. 46 – 54.
Андриянченкова, К. А., Чумакова, И. В. Использование арт-педагогических средств в процессе сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями //Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: сборник научных трудов по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, г. Саранск, 19 ноября 2021 года / под редакцией А. Н. Яшковой, М. И. Каргина; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, Текст: электронный. 2022. – С.47 – 55.
Чумакова, И. В. Проблема формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями // Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс]: Сборник научных статей. / отв. ред. Е.А. Стребелева, А.В. Закрепна –М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 135 с. С.127 -130.
Чумакова, И. В. Поэтапное формирование умственных действий у дошкольников с интеллектуальными нарушениями в процессе овладения количественными представлениями // Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее. К 90-летию со дня рождения В. И. Селиверстова: сборник научных статей по материалам Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 27–28 марта 2023 года / [отв. ред. А.В. Кроткова, И.В. Чумакова]. [Электронное издание сетевого распространения]. –Москва : МПГУ, 2023. – 109 с. С. 102 – 108.
Чумакова, И.В Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями с использованием сюжетно-дидактических игр // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 1. – С. 13 – 17.
Чумакова, И.В., Карбовничая В.Р. Проблемы функционирования семьи и семенного воспитания детей с растройством аутического спектра // Инклюзия в образовании – 2024. том 9. № 1 (33). – С. 6 – 17.
Чумакова, И.В. Методика формирования элементарных количественных представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Журнал педагогических исследований. – 2024. Т. 9. № 2 – С. 106-120.
Международная научно-практическая конференция «Интеграция педагогики Монтессори с отечественным образовательным пространством». МПГУ г.Москва 24-25 ноября 2018 г. Доклад «Особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ и возможности их реализации в условиях педагогической системы М. Монтессори»
III Всероссийская конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ». ИКП РАО г. Москва, 30 мая 2022 г. Доклад «Роль сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Исполнитель Государственных контрактов (контракт № 0284 от 14 ноября 2011 года; контракт № 0211 от 30 мая 2012 года) на оказание услуги по организации межведомственной системы повышения квалификации специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства, преодоления социального сиротства.
Доцент
Доцент
Кандидат педагогических наук
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями.