Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Венера Закировна

Денискина

Образование

Башкирский Государственный университет им. 40-летия Октября, математическое отделение физико-математического факультета, 1970 г., специальность «Математика» с присвоением квалификации «Математик. Дифференциальные уравнения. Преподаватель математики».

Ленинградский государственный педагогический институт им.А.И. Герцена, тифлоотделение дефектологического факультета, 1975 г., специальность «Тифлопедагогика» с присвоением квалификации «Учитель школ слепых и слабовидящих».


Тема кандидатской диссертации

«Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников» (1986)

Курсы текущего учебного года

Тифлопедагогика.
Система рельефно-точечных обозначений Луи Брайля.
Технология развития осязания и мелкой моторики.
Технология обучения тифлографике.
Технология обучения социально-бытовой.

Публикации

  1. Денискина В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения: метод. рекомендации; Ин-т коррекц. педагогики РАО. – М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2010. – 82 с. : ил.
  2. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. – 2012. – N 5. – С. 3-12.
  3. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина // Дефектология. – 2012. – N 6. – С. 17-24.
  4. Основы тифло – и сурдопсихологии: учебно-метод. пособие для студентов /Модуль: Специальная психология. Серия 1. /Р.Г. Аслаева, В.З. Денискина, Е.Я. Диденко. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 10,8 п.л. (Авторский вклад В.З. Денискиной 30%)
  5. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка» / А.А. Любимов, В. З. Денискина // Дефектология. – 2013. – N 2. – С. 16-22.
  6. Проглядова Г.А., Денискеина В.З. Анализ некоторых проблем обучения слепых учащихся письму по системе Брайля // Дефектология. – 2014. – N 3. – С. 89-96.
  7. Денискина В.З. Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Семья ребенка с нарушением зрения // Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов деф.факультетов /под ред. В.В. Ткачевой.– М.: Издательский центр «Академия», 2014. – (Сер. Бакалавриат). – С. 176-191.
  8. Денискина В.З., Кудрина Т.П. Дети со слепотой и слабовидением в структуре комплексных нарушений //Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями: учебное пособие для студентов дефектологических и психолого-педагогических факультетов вузов /под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Логомат, 2015. – С 165- 176.
  9. Денискина В.З., иеромонах Мелитон (Присада) Помощь слепым и слабовидящим людям //Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения – М.: Лепта Книга,  – С. 17-44.
  10. Денискина В.З. Обучение математике слепых и слабовидящих учащихся начальных классов: методич. пособие. 2-е изд., испр. и допол.- М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2015.
  11. Денискина В.З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения: учебно-методич. пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2016. – 327 с.
  12. Денискина В.З., Комова Н.С. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – №7. – С. 8-20.
  13. Денискина В.З. Научное наследие Л.И. Солнцевой и его значение для теории и практики тифлопсихологии и тифлопедагогики //Дефектология. – 2017. – №4. – С. 3-9.
  14. Денискина, В. Возможности форменного зрения // Наша жизнь. – 2017. – №1. – С. 16-20.
  15. Денискина, В. Возможности форменного зрения (окончание)// Наша жизнь. – 2017. – №2. – С. 13-18.
  16. Денискина В.З. Особенности работы по социально-бытовой ориентировке обучающихся с нарушениями зрения //Учебное пособие по организации работы по социально—бытовой адаптации детей-инвалидов: для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы / Отв ред. Е.Л. Ворошилова. – М.: 2017. – С. 167-189.
  17. Денискина В.З. Особенности волонтерской помощи лицам с ограниченными возможностями зрения (статья ВАК Армении) // Проблемы специального образования: Научно-методический журнал Армянского государственного педагогического университета им Хачатура Абовяна. – – №5. – С.197-207.
  18. Практическое руководство по использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей /сост. В.З. Денискина и Н.П. Шведова. – М: ООО «ИПТК «Логосвос», 2018. – 15, 8 п.л.
  19. Deniskina Venera, Karandaeva Tatiana, Egubanova Elena, Kozina Irina, Zabolotsky Olga. The Formation of individual trajectory of vocational choices jf high school students with visual impairments //Proceedings of SOCIOINT 2018- 5th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 2-4 July 2018- Dubai, U.A.E. – С. 257-260.
  20. Денискина В. Формирование индивидуальной траектории профессионального выбора старшеклассников с нарушениями зрения / В. Денискина, Т. Карандаева, Е. Егубанова //Рефераты и Труды SOCIOINT 2018- 5 – я Международная конференция по вопросам образования, социальных и гуманитарных наук, 2-4 июля 2018. – Стамбул: ОАЭ, 2018.
  21. Проглядова Г.А., Денискина В.З. Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля: учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2018. – 7, 25 п.л. – 115 с. (вклад Денискиной 40%)
  22. Рельефно-точечная система обозначений Л. Брайля : учебное пособие / сост. Н.П. Шведова, В.З. Денискина. – М.: МПГУ, 2019. – 76 с.
  23. Денискина В.З. Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников: Монография. – М.: ОООИПТК «Логосвос», 2019. – 332 с.
  24. Тифлопедагогика. Часть 1. Тифлопедагоги и общественные деятели XVIII-XIX вв. – основоположники обучения слепых: учебное пособие /Авторы-составители Н.П. Шведова, В.З. Денискина. – М.: МПГУ, 2020. – 80 с. – Электронный вариант.
  25. Денискина В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (часть 1) //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020.- №3. – С 26-34.
  26. Денискина В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (часть 2) //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020.- №5. – С. 58-65.
  27. Денискина В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (часть 3) //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020.- №6. – С. 67-76.
  • Денискина В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (часть 4) //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020.- №7. – С. 66-78.
  1. Денискина В., Азарян К. Подходы к оказанию информационной помощи родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения // Образование в XXI веке. Международный научно-методический рецензированный журнал. Ереван. Номер 1(3), 2020. – С. 85-91.

 

 

Повышение квалификации

Повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский государственный психолого-педагогический университет» по теме «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ профессиональной (педагогической) магистратуры» 2015 г., 72 часа, удостоверение о повышении квалификации 772401858170, регистрационный номер №У-15-16105.

Повышение квалификации в ФГАОУ ДПО АПК и ППРО по дополнительной профессиональной программе по теме «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра» 2016 г., 72 часа, регистрационный номер у-11124/б.

Повышение квалификации в ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» по программе «Социальное воспитание и обучение слепоглухих детей согласно ФГОС НОО» 2018, 72 часа, регистрационный номер у-841/б.

Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогически й государственный университет по программе «Обеспечение качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» 2019г., 36 часов, регистрационный номер 00654-ПК-2019.

Повышение квалификации в КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» по программе «Интегрированное (инклюзивное) образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» 2019 г., 32 часа, регистрационный номер 918 048062.

ФГБОУ ВО МПГУ. Удостоверение о повышении квалификации №772411319539 от 25.06.2020г. по программе: «Использование электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе и административной деятельности МПГУ» (36 часов).

Государственные и ведомственные награды

Награждена:
1. серебряной медалью ВДНХ СССР за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1991, пост. «313-н от 28.12.1991 г. №21109),
2. почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ за многолетнюю и добросовестную работу в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и за большую экспериментальную работу по вопросам социализации незрячих детей (1999 г.),
3. нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (в июне 2007, №12643),
4. нагрудным знаком «За заслуги перед Всероссийским обществом слепых I степени» (декабрь 2005, №94),
5. значком «Отличник Всероссийского общества слепых» (постановление президиума ЦП ВОС от 21.12.1999 №11-1, удостоверение №5723) и др.

Достижения и поощрения

Ветеран Всероссийского общества слепых (приказ от 23.12.2004, удостоверение №14763).
С 1998 года получила более 25-ти сертификатов международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров по различным проблемам образования, социокультурной (ре)абилитации детей и взрослых с нарушением зрения, а также безбарьерной среды в школе и обществе. В том числе сертификат за участие в работе круглого стола №12 по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)», исполнителем которого является издательство «Просвещение» (01.11.2016 г.).

Архив учебных курсов

Тифлопедагогика.
Технологии воспитательной работы с обучающимися с нарушенным зрением.
Система рельефно-точечных обозначений Луи Брайля.

Участие в конференциях

9 августа 2016 г., Республика Башкортостан, г. Уфа. Дискуссионная площадка по вопросам коррекционного образования «Технология индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сетевого взаимодействия  образовательных организаций» – выступила на пленарном заседании с докладом : «Жизненные компетенции как ключевая особенность ФГОС для обучающихся с ОВЗ».

10 августа 2016 г., Республика Башкортостан, г. Уфа. Дискуссионная площадка «Оценка качества начального общего образования: первые результаты, проблемы и перспективы» – выступила на пленарном заседании с докладом «Роль методистов во внедрении ФГОС для обучающихся с ОВЗ».

19-20 сентября  2016 г., г. Москва. Всероссийская научно-практическая конференция «Использование новых классификаций и критериев при формировании заключений психолого-медико-педагогических комиссий» – ведущая секции «Особенности обследования ребёнка с нарушениями зрения. Вопросы формирования заключения».

18 октября 2016 г., Москва. Межрегиональная конференция «Обсуждение АООП для обучающихся с ОВЗ» – ведущая секции «Обсуждение АООП для слепых и слабовидящих, АООП для слепых и слабовидящих умственно отсталых детей».

24-25 октября 2016 г., Москва. Межрегиональная научно-практическая конференция «Организации инклюзивного образования детей инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» – выступление в прениях «Проблемы инклюзивного образования детей с нарушением зрения».

16 марта 2017 г., г. Санкт-Петербург. Тифлопедагогические чтения, посвященные 90-летию со дня рождения Л.И. Солнцевой – выступила с докладом «Научное наследие Людмилы Ивановны Солнцевой».

14-19 мая 2017 г., г. Красноярск. Всероссийский библиотечный конгресс «Роль библиотек в культурной политике России» – выступила на пленарном заседании секции специальных библиотек с докладом «Роль библиотек для слепых в социокультурной реабилитации инвалидов по зрению», которая прошла в виде научно-практической конференции  «Вовлечение инвалидов в культурную жизнь общества: роль специальных библиотек для слепых».

25-26 октября 2017 г. Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная  памяти профессора Людмилы Николаевны Ростомашвили (в рамках VI Всероссийского научно-практического форума «Безбарьерная среда в школе и обществе») – выступила совместно с И.В  Саломатиной  с докладом «Адаптивная физкультура как направление реабилитации и социализации человека с тяжелыми сенсорными нарушениями: опыт сотрудничества с Л.Н. Ростомашвили».

27-29 сентября 2018 г. VIII Восточно-Европейская научная конференция ICEVI-EUROPE «Доступная среда для людей с ограниченными возможностями» – выступила с докладом «Состояние образования и реабилитации детей с нарушениями зрения в России. Внедрение ФГОС: опыт и проблемы».

25 октября 2018 г. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы истории становления тифлопедагогической науки и практики обучения слепых» (к 80-летию тифлопедагога Бориса Константиновича Тупоногова и завершения первого этапа Социального проекта «Перевод журнала «Слепец» в доступную для инвалидов по зрению форму») – выступила с докладом «Тифлопедагогическое наследие тифлопедагога и исследователя Б. К. Тупоногова».

23 мая 2019 г. Вебинар, организованный Минпросом РФ – выступила по теме «Коррекционно-развивающий потенциал предметной области «Технология» в обучении детей с нарушением зрения»

12 октября 2019 г. Межвузовская научно-практическая конференция « Современные подходы и технологии в специальной педагогике» – выступила с докладом «Подходы и методы обучения детей  с нарушением зрения с учетом ФГОС НОО   обучающихся с ОВЗ».

23 октября 2019 г. Научно-практическая конференция «Равные среди первых. Вклад людей с инвалидностью в мировое общественное развитие , науку и культуру» – выступила  докладом «Луи Брайль».

14-15 ноября 2019 г. III Всероссийский съезд дефектологов. Выступила в качестве спикера на брифинг-площадке «Стратегия развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации»

18 декабря 2019 г. Всероссийская конференция «Непрерывное образование педагогов –дефектологов : традиции и инновации», организаторы – Минпрос РФ и Институт коррекционной педагогики РАО, приняла участие в дискуссии по обсуждаемым проблемам.

27 апреля 2020 г. Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности»  – выступила с докладом «Сопровождение семьи ребенка с множественными нарушениями». Конференция была организована  Красноярским гос. пед.  ун-т им. В.П. Астафьева. Получила Благодарственное письмо и сертификат участника.

9-10 октября 2020  Второй Всероссийский педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях трансформации современного общества. Молодой педагог – учитель будущего».

Дополнительная информация

Член редколлегий журналов «Дефектология» (2006 -2017 гг.);  «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (2006-2017 гг.),  журнала для детей с нарушением зрения «Школьный вестник», журнала Всероссийского общества слепых «Наша жизнь».

В течение последних 20 лет ежегодно участвует в курсах профессиональной переподготовки работников образования по программе «Тифлопедагогика и тифлопсихология», проводит авторские курсы по проблемам образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения.


Доцент

Старший научный сотрудник, доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Обучение, воспитание, развитие и (ре)абилитации детей с нарушением зрения: обучение математике, письму и чтению по системе Брайля, по системе Гебольда; развитие сенсорной сферы, формирование навыков социально-бытовой ориентировки; формирование неречевых средств общения; и т.д.
Социокультурная и профессиональная реабилитация взрослых инвалидов по зрению.


Контактная информация

119571, Проспект Вернадского, д. 88, каб. 732
8(495) 438-11-53
vz.deniskina@mpgu.su; vz.deniskina@mpgu.edu

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)