Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Нина Ивановна

Девятайкина

Образование

В 1969 окончила исторический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (квалификация – историк. Учитель истории и обществоведения)

Тема кандидатской диссертации

"Франческо Петрарка и возникновение гуманистической этики итальянского Возрождения". Ленинградский государственный университет, 1979

Тема докторской диссертации

"Мировоззрение Петрарки (1304-1374)". Санкт-Петербургский государственный университет, 1992

Курсы текущего учебного года

Проектно-исследовательская деятельность в школе
Производственная практика (педагогическая)

Публикации

Публикации за 2015-2023 гг.:

статьи в изданиях ВАК:

  1. Девятайкина Н.И. Музыка и пение как тема диалога Петрарки и эпиграфа Пинитиана // Учен. Зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. Науки.-2015.- Т.157, кн.З. С.164-171.
  2. Девятайкина Н.И.Политические коллизии итальянского города в восприятии Петрарки (по диалогам) // ЭНОЖ-Электронный научно-образовательный журнал ИВИ РАН, 2016. № 6 (50)Код статьи S 207987840001538-0-1. 21 с. DOI 10.18254 \ S 0001538
  3. Девятайкина Н.И. Визуальные источники по средневековой истории на страницах школьных учебников: способы представления и пути их переформатирования // Преподаватель XXI в. (МПГУ) 2017. Вып. 4. Ч.2. C. 300-311.
  4. Девятайкина Н.И. Римское прошлое как составная часть «идеи нации» у ренессансных интеллектуалов XIV в. (Петрарка) // Интеллигенция и мир.- Иваново: ИВГУ, 2017. Вып.4. С.53-64.
  5. Девятайкина Н.И. Диалоги Петрарки и их текстовые и визуальные интерпретации в эпоху реформации: общее и особенное в современных европейских и российских подходах. С.285-293 // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник трудов Международной научной конференции 23–28 апреля 2017 года [Текст, нот., илл.] / Ред.-сост. Г.Р. Консон. — М.: ООО Издательство «Согласие», 2017. — 870 с. (WoS)
  6. Девятайкина Н.И. Италия и италики в «национальной идее» Петрарки Девятайкина Н.И. (на материале трактата «О средствах против превратностей судьбы») // Преподаватель XXI в. (МПГУ) 2018. Вып. 1. C. 246-255.
  7. Девятайкина Н.И. ( в соавт.) Ирреальные персонажи средневекового германо-скандинавского эпоса в немецком кино 1920-х гг. (Фриц Ланг, «Нибелунги») // Культурная жизнь Юга России – Краснодар, 2018. – №. 2. – С. 46–53. импакт-фактор 0,101
  8. Девятайкина Н.И .Исторический источник как «тренд» современного урока (проект новой редакции ФГОС) // Преподаватель ХХ1 в. 2018. Вып.3. Вып. 3 . С. 193-203 импакт-фактор РИНЦ 0,170
  9. Девятайкина Н.И/ (в соавт.) Образный и музыкально- стилистический язык живописных произведений Н.М. Гущина (1950-е-начало 1960-х гг.) // Культурная жизнь Юга России – Краснодар, 2018. – №. 4 (71). С.50-57 импакт-фактор 0,101
  10. Девятайкина Н.И. О работе с историческими источниками в контексте требований к предметным результатам (история, VI класс). About work with historical sources in the context of requirements to the substantive results of the new edition of the GEF (history, class VI) // ПИОШ. 2019. № 1. С. 25–34.
  11. Девятайкина Н.И. (в соавт.) А.П. Боголюбов и Товарищество передвижников: особенности взаимодействий и их значение для развития русской пейзажной школы: взаимодействия и влияние на развитие пейзажа // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 1. С. 11-18.
  12. Девятайкина Н.И. Петрарка о практиках власти императоров, пап, синьоров XIV в. (по трактату “О средствах против превратностей судьбы”) // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2020. №10 (96). Т.11. С. 18. (WoS, Scopus)
  13. Девятайкина Н.И. Восприятие европейских традиций университетского образования гуманистом Петраркой // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 5 (30). С. 18.
  14. Девятайкина Н.И., Дворцова Н.Б. Образы и тексты на перекрестке Ренессанса и Реформации: Петрарка и его иллюстратор XVI в. (тема отцов и детей) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1 (11). С. 14-21.

статьи в изданиях РИНЦ:

  1. Девятайкина Н. И. Петрарка об образованности и невежестве (по трактату «О средствах») // CURSOR MUNDI: человек Античности, Средневековья и Возрождения : научный альманах, посвящённый проблемам исторической антропологии. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2015. – Вып. 7.- С.57-72.
  2. Девятайкина Н.И. Тема счастливой судьбы-фортуны в трактате Петрарки («О средствах против превратностей судьбы») // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос.ун-та, 2015. – Ч. I. —С. 100-103.
  3. Девятайкина Н.И. «Музыка очень важна для состояния нравов в государстве»: греческая идея в восприятии Петрарки и «Мастера Петрарки» // Историческая психология государственного управления /под ред. А.А. Конопленко. Саратов: ЦПЭИ СНЦ РАН; Буква, 2015. Вып. 2. –С.30-38
  4. Девятайкина Н.И.  Стоические «страсти» как аллегорические персонажи трактата Петрарки «О средствах против превратностей // Исторические режимы эмоциональности в европейской культуре. Нижний Новгород: Мининский университет, 2015.- С.44-48.
  5. Девятайкина Н. И. Счастье и несчастье как тема книжных ксилографий эпохи Реформации («Мастер Петрарки//Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. II.– М.: Буки- веди, 2015.– ») С.44-55
  6. Девятайкина Н.И., Савицкая Т.Е. В поисках творческой среды и музейной идеи: немецкие путешествия русского художника А.П. Боголюбова  //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. II.– М.: Буки- веди, 2015.–С. 173-183
  7. Девятайкина Н.И., Зольников М.Е. Королева Кримхильда в зеркале немого кино 1920-х годов («Нибелунги» Фрица Ланга) //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III.– М.: Буки- веди, 2015.–. С.163-170
  8. Зыков А.И., Девятайкина Н.И. Проблема актуализации классики в современном российском драматическом театре (некоторые наблюдения) //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III.– М.: Буки- веди, 2015. С.174-182
  9. Лихоманов К. В., Девятайкина Н.И. Проблема интерпретации средневекового литературного текста и моделей поведения его культурных героев в работах А. Я. Гуревича // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III.– М.: Буки- веди, 2015. С.229-238
  10. Девятайкина Н.И Тема веры и церкви в диалогах Петрарки,эпиграфах и ксилографиях к ним эпохи Реформации //Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего нового времени. Сборник трудов  в честь Всеволода Матвеевича Володарского. М._СПБ, 2016. С. 123-136.
  11. Девятайкина Н.И.,. Орлова К.А. Особенности дизайна ренессансных манускриптов (трактат Петрарки “О средствах против превратностей судьбы”) //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. М.: Буки-веди, 2016. Вып. 5. С 45-52
  12. Девятайкина Н.И., Кульметьева Т.А. «Семь смертных грехов» Босха: особенности истолкования темы чревоугодия //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. М.: Буки-веди, 2016. Вып. 5. С.107-113 с.
  13. Девятайкина Н.И. Способы освоения времени и пространства гуманистом Петраркой (по трактату «О средствах против превратностей судьбы») // История. Память. Идентичность. М.:Аквилон, 2016. С.118-121.
  14. Девятайкина Н.И. О некоторых концепциях итальянского гуманизма и Возрождения в работах отечественных историков ХХ столетия 9аналитический обзор) // Ренессансная Италия в России и Прибалтике. М. :ИВИ РАН, 2016. С.325-352.
  15. Девятайкина Н.И “Мастер Петрарки”и Пинитиан : темы немецкой Реформации в эпиграфах и ксилографиях   к ренессансным диалогам XIV века //Материалы всероссийской научной       конференции с международным участием «Чтения к 80-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Ю.К Некрасова (1935-2006). 22-23 мая 2015 года.  Вологда. ВоГУ, 2016. С.14-21
  16. Девятайкина Н.И. Король Иоанн II Добрый в трактате Петрарки “О средствах против превратностей судьбы» и ксилографиях к ним // Universitas historiae. Сборник статей в честь Павла Юрьевича Уварова. М. :ИВИ РАН, 2016. С. 276-285.
  17. Девятайкина Н.И. Психология городской толпы в оценке интеллектуала эпохи раннего Возрождения (по диалогу Петрарки «О мудрости» //  Историческая психология государственного управления. – Саратов. 2017. Вып. 3. С.78-85.
  18. Девятайкина Н.И. М.С. Корелин: подходы и методы изучения Ренессанса и его историографии  (на примере Петрарки) //Cursor mundi. Человек античности, средневековья, возрождения. Иваново, 2017. С. 133-151.
  19. Девятайкина Н.И. Современные школьные стандарты по истории (ФГОС в новой редакции): «вызовы» составителей // Исторический опыт унификации: цели, идеи, воплощение. Материалы конференции / Отв. ред. Е.Н. Кириллова. М.: ИВИ РАН, 2018. С.27-33. ISBN 978-5-94067-487-0.
  20. Девятайкина Н.И. Курс для историков-бакалавров «Учебно-исследовательская работа в школе»: опыт апробации. М.: МПГУ, 2018.
  21. Девятайкина Н.И. Итальянская школа и ее ученики в XIV веке: некоторые наблюдения (по письмам поэта Франческо Петрарки) // Девятайкина Н.И. Исследовательская деятельность школьников на уроках истории: содержание и организация.- Москва: МПГУ, 2018. С.158-163/
  22. Девятайкина Н.И. Дипломаты и дипломатия итальянских городов времени раннего Возрождения (Питти) // Семеновские чтения : труды ХI Всероссийской научной конференции с международным участием памяти профессора В. Ф. Семѐнова («Семеновские чтения»), г. Москва, 24 марта 2018 г. / под ред. Т. Н. Лощиловой, Е. С. Носовой ; Московский педагогический государственный университет. Институт истории и политики [Электронное издание]. – Москва : МПГУ, 2018. – С.87-96.
  23. Девятайкина Н.И. Современные школьные стандарты по истории (ФГОС в новой редакции): «вызовы» составителей // Исторический опыт унификации: цели, идеи, воплощение. Материалы конференции. / Отв. ред. Е.Н. Кириллова. М.: ИВИ РАН, 2018. С. 40-44.
  24. Девятайкина Н.И. Диалог гуманиста Петрарки “О печали и несчастье” и особенности его восприятия реформационными поэтами и художниками // Вестник СГК, 2019. № 3. С. 13-18.
  25. Девятайкина Н.И. Интеллектуал и война: саратовский историк искусства С.М. Стам в зеркале воспоминаний // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Воспоминания / По материалам II Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм». Прадигма “война и мир”. К 75-летию Победы. Саратов: Сараовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2020. 634 с. С. 132-143.
  26. Девятайкина Н.И. Петрарка о войне, мире, службе: этическая и символическая составляющие (по диалогу “О воинском достоинстве”) // Метаморфозы истории. 2021. № 21. С. 7-17.
  27. Девятайкина Н.И. Научно-эпистолярная культура медиевистов 1920-х годов в советской раме (три письма Н.И. Кареева А.С. Неусыхину) // Николай Иванович Кареев: жизненный путь и научное наследие в трансдисциплинарном контексте современного историознания: сборник статей и сообщений. сборник статей и сообщений III Международной научно-образовательной конференции. Казань, 2021. С. 18-24.
  28. Девятайкина Н.И. «Лучше нам остаться в твоей деревне»: феномен дружбы новых интеллектуалов XIV века (Петрарка и Кабассоль) // Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. 2022. № 13. С. 35-50.
  29. Девятайкина Н.И. Петрарка о воспитании через образование: потенциалы риторики (по письмам, инвективам и диалогам) // Лихудовские чтения-2022: Материалы научной конференции / Отв. ред. Н.В. Салоников, К.В. Суториус. Великий Новгород, 2023. С. 193–206.

статьи в международных изданиях:

  1. Девятайкіна Ніна. ТРИ КУЛЬТУРНИХ «ОБРАЗИ» ОДНІЄЇ ТЕМИ: ПЕТРАРКА Й НІМЕЦЬКІ ІНТЕРПРЕТАТОРИ XVI СТ. ТЕКСТ І ОБРАЗ: АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ІСТОРІЇ МИСТЕЦТВА. Науковий електронний журнал 2016, 1 . С. 24-30. Київський національний університет імені Тараса Шевченка.
  2. Devyataykina Nina. Світ чоловічих розваг у діалогах Петрарки та їх візуальних німецьких тлумаченнях // Text and Image: essential problems in art history. Kyiv: Taras Shevchenko National University of Kyiv, 2017. № 1. С. 29-37.
  3. Devyataykina N. I. EMPEROR NERO IN DIALOGS BY PETRARCH, EPIGRAPHS AND WOODCUTS TO THEM OF THE REFORMATION EPOCH: GENERAL AND SPECIAL IN PERCEPTION (Девятайкина Н.И. Император Нерон в диалогах Петрарки, эпиграфах и ксилографиях к ним эпохи Реформации: общее и особенное в восприятии) // Contexts and Strategies in the World of Globalism Section: History, Political Sciences, International Relations / Ed. .by: The Alpha Institute for Multicultural Studies. Tîrgu Mureș, România. 2018 .Р.102-107.

монографии:

  1. Девятайкина Н.И. С.М. Стам и его кафедра: 50 лет в университетском городе Саратове. Саратов. 2013.-216 с. Автор. Произведение. Текст. Коллективная монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. (Раздел Девятайкиной Н.И.- С.125-145).
  2. Девятайкина Н.И. Открытие мира: Петрарка как первый гуманист-путешественник эпохи Возрождения (науч.поп) –грант РГНФ.  2015. – 284 с. /сайт РГНФ. Авторская редакция.
  3. Девятайкина Н.И. От Средневековья к «Радостному дому»: школы, ученики, учителя итальянского Возрождения (XIV–XV вв.). М.: РОССПЭН. 2020. 278 с.
  4. Савицкая Т.Е., Девятайкина Н.И. Жизнь в пространстве искусства: немецкая керамика эпохи историзма и ее художественные образы (коллекция Саратовского Радищевского музея) // Саратов: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова», 2021. 248 с.

учебные пособия:

  1. Девятайкина Н.И. Исследовательская деятельность школьников на уроках истории: содержание и организация:  Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2018.

Повышение квалификации

1. «Инновационные технологии реализации программ образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья», РГСУ, 72 часа, удостоверение № 180003399313, регистрационный № 003217-ПК от 25.12.2015.
2. «Современные теории и практики сервиса и туризма», СГТУ имени Ю.А. Гагарина, 256 часов, диплом ПП 002128, регистрационный № 446 от 29.12.2015.
3. «Использование электронной электронной информационно-образовательной среды на базе СДО Ipsilon Uni при реализации дополнительных профессиональных программ», СГУ имени Н.Г. Чернышевского, удостоверение № 180000131323, регистрационный № 4613 от 30.11.2018.
4. «Контекст общего и дополнительного образования в современном управлении образовательной организацией (с использованием дистанционных образовательных технологий)», СОИРО, 108 часов, удостоверение № У 00268 от 31.05.2019.
5. «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием LMS Moodle», МПГУ, удостоверение № 03483-ПК-2020 от 29.09.2020.
6. «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», МПГУ, удостоверение № 00098-ПК-2021 от 02.12.2020.

Государственные и ведомственные награды

2002 - Почетная грамота Минобрнауки России

Достижения и поощрения

Благодарности:
2019 - благодарность председателя Всероссийского движения учителей «Исследователь» за активное участие в работе движения, экспертную работу
2018 - благодарность депутата Государственной Думы Т.В. Касаевой за результаты в реализации социально значимых проектов

Грамоты:
2015 - грамота ректора Саратовского государственного политехнического университета имени Ю.А. Гагарина
2011 - грамота ректората Саратовского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования
2003 - Почетная грамота областного (Саратовского) отделения педагогического общества России
1999, 2007 - почетные грамоты Министерства образования Саратовской области
2011-2013 - грамоты Президиума Центрального Совета Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»
2000 - грамота Комитета по образованию администрации г. Саратова
1966, 1967, 1984 - грамоты Саратовского городского комитета ВЛКСМ за призовые места в конкурсах научных докладов
1966, 1967, 1968 (две),- грамоты комитета ВЛКСМ Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского за культурно-массовую работу
1973, 1977, 1987, 1992, 2002, 2005, 2007 (две), 2008 – грамоты ректората Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Дипломы:
2013 - диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 г. Фонд развития отечественного образования (Сочи). Монография «С.М. Стам и его кафедра: 50 лет в университетском городе Саратове»
2006 - диплом Независимой экспертизы ИВИ РАН как редактору и одному из авторов «Практикума по истории средних веков». Ч. 1-2. (Воронеж-Саратов, 1999-2000).
1997 - диплом победителя Всероссийского конкурса проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. Министерство общего и профессионального образования РФ.
1988 - диплом призера конкурса монографий Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского («Мировоззрение Петрарки: этические взгляды», Саратов, 1988. 206 с.)


Архив учебных курсов

Общие курсы:
История средних веков. Ч.1
История средних веков. Ч.2
История средневековой культуры. ЧЧ.1-2
История культуры Возрождения. ЧЧ 1-2
Цивилизации Востока и Запада в средние века
История мировых цивилизаций: древность и средние века
История мировых религий
Мировая художественная культура
История раннесредневекового западноевропейского искусства
История западноевропейского искусства эпохи развитого средневековья
История искусства раннего итальянского Возрождения
История искусства итальянского Возрождения эпохи расцвета
История повседневной жизни в средние века и эпоху Возрождения
Введение в исследовательскую работу
Введение в специальность
Методы научного исследования

Специальные курсы для студентов:
История исторического знания
Источниковедение
Историография
Основы библиографических знаний
История европейского дворянства
История европейского города
История европейских интеллектуалов (средние века и Ренессанс)
Методы искусствоведческого анализа
Народы России и Западной Европы в эпоху Великого переселения народов
История книги и книжной миниатюры
История менталитета средневекового и ренессансного общества
Искусство Предренессанса (Джотто и его школа)
Языки и символы средневекового искусства
Интернациональная готика как культурное явление 14 в.
Основные проблемы истории средневековой культуры

Специальные курсы для аспирантов:
Исторический источник в свете современных подходов
Технологии подготовки и чтения университетских лекций
Содержание и методика проведения практических занятий в вузе
Методы и практика «Устной истории» Технологии профессионально ориентированных риторики,
дискуссий и общения

Семинарские и практические занятия:
Постоянно действующий семинар для учителей «Основы научной работы в школе» ( с 2000 г.)
Методологический семинар для аспирантов
Практикум: Основы вузовских технологий преподавания

Профессиональная деятельность

1969–2011 гг. – ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор СГУ.
1994–2007 гг. – заведующий кафедрой истории средних веков СГУ.
2012–2016 гг. – профессор Саратовской государственной консерватории.
С 2016 г. – профессор МПГУ.

Исследовательские проекты и гранты

2015 - РГНФ. Пр. №15-41-93023. Тема: Открытие мира: Петрарка как первый путешественник эпохи Возрождения.
2014-2015 (на два года) - РГНФ. Пр. 14-01-00509. Тема: Социальные и духовные «ландшафты» Реформации и Ренессанса: Иоанн Пинитиан и «Мастер Петрарки» в их восприятии диалогов итальянского гуманиста 14 века. Руководитель и исполнитель.
2012 - ГИИМ (Германский исторический институт в Москве). Решение комиссии от 4 июня 2012 г. Тема: «Социальные и духовные «ландшафты» Реформации и Ренессанса: Иоанн Пинитиан и «Мастер Петрарки» в их восприятии раннего итальянского гуманизма». Руководитель, исполнитель
2011:
РГНФ-ННИС (Германия). Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы. Пр. № 11-21-06501г /Ger. Руководитель с российской стороны.
РФФИ. Пр.№ 10-06-00397а. (коллективный ). Тема (сборник) «Долгое средневековье»(исполнитель).
ГИИМ (Германский исторический институт в Москве) - грант на публикацию сборника «Средневековый город». Вып.21. (Саратов, 2011-280 с.) Решение комиссии от 3 декабря 2011 г. Руководитель, исполнитель.
ГИИМ. Тема (сборник). Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы (Саратов, 2012). Реше-ние комиссии от 3 декабря 2011 г. Руководитель, исполнитель.
РГНФ пр. № 10-01-16050д. «Энциклопедия Ренессанса». Т.2. Кн.2 (М., РОССПЭН, 2011) (коллективный, исполнитель, автор 5 статей).
2007-2009 (на три года):
РГНФ, пр. №. 07-01-00548a. Тема «Франческо Петрарка. О средствах против превратно-стей судьбы: текст и его историко-культурные смыслы». Руководитель, исполнитель.
Минобрнауки (коллективный). Ф Г/К 02.740.0348.Шифр 2009-1-1—301-072 Тема (сборник) «Проблемы истории России. Россия и Запад в переходную эпоху от средневековья к новому времени» (Екатеринбург, 2011). Исполнитель.
РГНФ пр. № 05-01-16040. «Энциклопедия Ренессанса». Т.1. (М., РОССПЭН, 2007) (коллективный, исполнитель, автор 3 статей).
Франко-российского центр гуманитарных и общественных наук в Москве (коллек-тивный), 2008-2009. Тема: Власть, знать, двор 14-15 вв. в зеркале нарративных и визуаль-ных источников Франция и италия): тексты и их историко-культурные смыслы. Решение комиссии от 13 ноября 2007 г. Руководитель.
2005-2008 (четырехлетний, с апробацией) - Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)- на разработку Инновационного учеб-но-методического комплекса (ИУМК) «История средних веков» для 6 кл. в рамках проекта «Информатизация системы образования»; Руководитель, исполнитель.
2007 - Миланский государственный архив. Тема «Письма Екатерины Великой: тексты и комментарии (каталог, 500 с.)» Решение ученой комиссии архива от 7 июня 2007 г. Исполнитель.
2005 - Саратовский МИОН. Тема «Высшая школа-школе», на создание коллективной монографии «Современный университет-школа: прецеденты и феномены взаимодействия». Решение президиума от 3 марта 2005 г. Исполнитель
2004 - Фонд Карнеги. Тема: «Ученые медиевисты старших поколений и власть в России ХХ в.» (Стажировка по гранту в университете ЧАпел-Хилл, США) Решение комиссии от 18 ноября 2003 г. Руководитель, исполнитель
Georg-Eckert-Institut (Международный институт по изучению школьных учебников им. Эккерта, Германия, Брауншвайг). Тема: «Основные составляющие современных учебни-ков по всеобщей истории и роль в них визуального компонента». Решение комиссии от 15 сентября 2003. Руководитель, исполнитель.
1997 - РГНФ. Пр. № 97-03-16289. Тема «Франческо Петрарка. Сочинения философские и полемические. Исполнитель.

Участие в конференциях

Ежегодно участница 5-7 российских и международных научных конференций и семинаров: Москва, Саратов, Санкт-Петербург, Томск, Иваново, Казань, Нижний Новгород США, Италия, Румыния, Украина, Латвия.

В 2015 году:

  1. Международная научная конференция XIX чтения памяти члена-корр. АН СССР С.И. Архангельского «Исторические режимы эмоциональности в европейской культуре» 17 -18 апреля 2015 года Нижний Новгород.
    Доклад: Стоические «Страсти» как аллегорические персонажи трактата Петрарки «О средствах против превратностей судьбы.

В 2016 году:

  1. 28-30 марта 2016. Международный научный семинар ««Свои»,»другие», «чужие»: социальные и культурные практики XIX-XX веков» (СГТУ). 10-11 июня2016.
    Доклад: Девятайкина Н.И. Дневник школьника Г.И. Худякова как источник для изучения восприятия войны и врага в 1941-1945 гг.
  2. Всероссийская научная конференция с международным участием «Культура и общество Западной Европы в средние века: тексты, образы, личности», Иваново, ИвГу, 10-11 июня 2016.
    Доклад: Петрарка как ученый гражданин мира и культурный связной: некоторые наблюдения.
  3. Международный семинар «Образ и текст: современные способы интерпретации» (Киев, Национальный университет) 22-24 сентября 2016.
    Доклад: Детство и школа эпохи Возрождения между текстами и образами в искусстве (Петрарка, Мастер Петрарки, Пинитиан).
  4. Международная конференция «Всемирная история и новые вызовы исторической науки: национальные, транснациональные и интернациональные подходы» (ИВИ РАН).
    Доклад: Культурная составляющая всемирной истории на страницах школьных учебников: традиционные способы представления и пути переформатирования”. 29-30 сентября 2016.
  5. Международная научная конференция «История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики Москва, ИВИ РАН. 3-4 октября 2016.
    Доклад: Способы освоения времени и пространства гуманистом Петраркой (по трактату «О средствах против превратностей судьбы»).
  6. Международная научная конференция «Биография, автобиография, автопортрет в культуре Возрождения». 18-19 октября 2016. Москва, МГУ, ГИИМ.
    Доклад: Путеводитель к Гробу Господню» Петрарки как «автопортрет» ренессансного интеллектуала.
  7. VIII международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» в рамках Международный сетевой конгресс к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского, Москва, МПГУ-МГУ. 17-19 ноября 2016.
    Доклад: Ученик-студент-учитель: задачи и проблемы взаимодействия в рамках новых педагогических практик

В 2017 году:

  1. Международная конференция. Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. (Москва, Институт современного искусства) 23–28 апреля 2017 года.
    Доклад: Диалоги Петрарки и их текстовые и визуальные интерпретации в эпоху реформации: общее и особенное в современных европейских и российских подходах.
  2. Международная конференция. Text and Image: essential problems in art history. (Kyiv, Taras Shevchenko National University. 23-24 октября 2017. Текст и образ: особенности взаимодействия между нарративом и визуальностью) Доклад: Світ чоловічих розваг у діалогах Петрарки та їх візуальних німецьких тлумаченнях (Мир мужских развлечений в диалогах Петрарки и их визуальных немецких толкованиях (азартные игры).

В 2018 году:

  1. X Всероссийская научная конференция с международным участием памяти профессора В.Ф.Семенова («Семеновские чтения»). МПГУ, 24 марта 2018 г.
    Доклад: Дипломатия и дипломаты итальянских городов времени раннего Возрождения (Питти).
  2. Всероссийская научная конференция «Наука в музее». Саратов, СГТУ имени Ю.А. Гагарина, 12–14 сентября 2018 г.
    Доклад: Современные школьные музеи: научно-образовательный и культурный потенциал.

В 2019 году:

  1. Международная конференция «Раннее новое время в Европе XVII-XVIII вв.». МГУ имени М.В. Ломоносова, 1-2 февраля 2019 г.
    Доклад: Петрарка о практиках власти пап, синьоров, императоров в Италии XIV в.
  2. «Смех, праздник и культура средневековой и ранне-новой Европы (к 450-й годовщине смерти Питера Брейгеля Старшего)». Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, 29 марта 2019 г.
    Доклад: Социальная тематика в немецком реформационном искусстве эпохи Брейгеля (Мастер Петрарки).
  3. Международный московский салон оразования (ВДНХ). 13 апреля 2019.
    Доклад: Поколение Z: принципы обучения учебно-исследовательской деятельности.
  4. Международная научно-практическая конференция «Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика». Саратовская государственная консерватория, 16-17 мая 2019 г.
    Доклад: Текст и образ в немецкой графике второй половины XIX века: особенности взаимодействия (В. Буш).
  5. Всероссийская конференция «Многоликое средневековье: к 90-летию памяти А.А. Сванидзе». ИВИ РАН, 3-4 июня 2019 г.
    Доклад: А.А. Сванидзе и саратовские урбанисты: характер и способы научно-дружеской коммуникации.

В 2021 году:

  1. XI Международная научно-практическая конференция. “Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Москва, 4 февраля 2021 г.
    Доклад: Исследовательский урок-курс в основной школе как тема университетских лекций и практик (на примере предмета «История»).
    Доклад: Лаборатория как способ продуктивной индивидуально-групповой исследовательской работы в основной школе.
  2. XI Международная конференция памяти профессора В.Ф. Семенова “Семеновские чтения” «Дом в исторических дискурсах средневековья и раннего нового времени». Москва, 20 марта 2021 г.
    Доклад: Дом горожанина как одушевленное и неодушевленное “пространство” в представлениях Петрарки (по трактату “”De remediis”).
  3. Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы “Историческая наука и образование в XXI веке”. Новосибирск, 23-27 марта 2021 г.
    Доклад: Исследовательский урок-курс в основной школе как тема университетских лекций и практик (на примере предмета «История»).

В 2022 году:

  1. Пятые Лихудовские чтения. “Европейские традиции в истории высшей школы в России от доуниверситетской модели к университетам”. Великий Новгород, 14-15 апреля 2022 г.
    Доклад: «Петрарка о воспитании через образование: потенциалы риторики (по инвективам и диалогам трактата “О средствах протии превратностей судьбы”)».
  2. Исследовательская деятельность учащихся в жизни реальное, виртуальное, дистанционное. Москва, 9-12 ноября 2022 г.
    Доклад: «Современные этапы и уровни продуктивной подготовки классно-школьных учебно-исследовательских докладов (история и краеведение)».

Профессор

Профессор

Доктор исторических наук


Профессиональные интересы

Методика и технологии преподавания истории, современные учебно-исследовательские технологии в школе и вузе, академический компонент. Современные учебники истории: содержание, методические и визуальные компоненты. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. Проблемы современного воспитания в школе. История образования, менталитета, культуры (средние века и Возрождение). История детства. История школы.


Контактная информация

город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 307
+7 (495) 438-18-40
ni.devyatajkina@mpgu.su