Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Елена Ленвладовна

Ерохина

Образование

Высшее (1984 г.): Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, факультет русского языка и литературы, квалификация «Учитель русского языка и литературы».
Докторантура (2010 г.): Московский педагогический государственный университет, научная специальность 13.00.02 Теория и методика обучения (русский язык).

Тема кандидатской диссертации

Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя, 2004 г.

Тема докторской диссертации

Академическая культура субъектов исследовательского обучения, 2015 г.

Курсы текущего учебного года

Речевые практики,
Академическая риторика,
Цифровой этикет и речевые практики в цифровой коммуникации,
Современные коммуникативные роли педагогов

Публикации

Автор более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 5 монографий, 10 учебников, 15 учебных пособий.

Основные публикации за последние 5 лет:

  1. Педагогика чтения в цифровую эпоху: монография / В. Ф. Чертов, А. М. Антипова, Е.Л. Ерохина и др.; под ред. В. Ф. Чертова и А. М. Антиповой. – Москва: МПГУ, 2024. – 226 с.
  2. Научная школа В.В. Голубкова: чтение и методика обучения литературе в информационную эпоху: монография / Антипова А.М., Белоусова Е.И., Гетманская Е.В., Ерохина Е.Л., Зинин С.А., Подругина И.А., Чертов В.Ф. – Москва: МПГУ, 2023. – 190 с.
  3. Академическая риторика. Учебник / Александрова Г.В., Баранникова Е.Б., Горбунова М.В., Грызина О.В., Ерохина Е.Л. и др, // под ред. Е.Л. Ерохиной. М.: МПГУ. 2023. – 156 с.
  4. Ерохина Е.Л. Развитие письменной речи учащихся: методический потенциал аналитических заданий // Русский язык в школе. 2022. Т. 83. № 1. С. 7-13.
  5. Ерохина Е.Л. Подготовка будущего учителя к формированию функциональной грамотности школьников // Школа будущего. 2022. № 1. С. 298-303.
  6. Ерохина Е.Л. Риторическая культура учителя как универсальная педагогическая компетенция // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 29-35.
  7. Речевые практики. Учебное пособие / Александрова Г.В., Грызина О.В., Ерохина Е.Л. и др. // под ред. Е.Л. Ерохиной. М.: МПГУ. 2019. – 208 с.

Повышение квалификации

• Современная риторика и речеведческие дисциплины: от устного диалога до компьютерно-цифрового взаимодействия (36 ч.): Московский педагогический государственный университет, 2023 г.
• Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего (72 ч.): Ярославский педагогический государственный университет им. К.Д. Ушинского, 2022 г.
• Внедрение единых подходов к психолого-педагогической и методической подготовке в программах педагогического бакалавриата (36 ч.): Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения, 2022 г.

Государственные и ведомственные награды

Значок «Отличник народного просвещения»

Достижения и поощрения

Решением Ученого совета МПГУ удостоена звания Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла как один из авторов учебно-методического комплекта «Риторика» для вузов (под ред. Н.А. Ипполитовой)

Профессиональная деятельность

Педагогическую деятельность начала в качестве учителя русского языка и литературы средней школы.

Работала заместителем директора школы по учебной и научно-методической работе, научным сотрудником Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Российской академии образования, редактором и главным редактором различных педагогических издательств.

Исследовательские проекты и гранты

Руководитель и исполнитель работ в рамках научно-образовательных и культурно-просветительских проектов, направленных на формирование риторической культуры обучающихся и повышение цифровой грамотности (гранты Департамента образования и науки г. Москвы):
• проект по организации конкурса по риторике и ораторскому мастерству для школьников «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…» (2019 г.);
• проект «Московские каникулы в МПГУ: «От цифры к смыслу. Будущее здесь и сейчас»» (2020 г.);
• разработаны образовательные материалы по элективному курсу «Риторика» для проведения учебных курсов в рамках проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе», а также реализована соответствующая программа повышения квалификации педагогов (2023 г.);
• проект по разработке конкурсных материалов для проведения практического этапа Московского конкурса межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» (блок «Риторика») – номинация «Новый педагогический класс» (2023 г., 2024 г.).

Дополнительная информация

  • Член редакционной коллегии научно-методических журналов («Русский язык в школе», «Обществознание в школе»);
  • Заместитель председателя диссертационного совета по специальности 5.8.2 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и профессионального образования

Заведующий кафедрой риторики и культуры речи

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

риторика,
речеведение,
педагогическая риторика,
методика преподавания русского языка,
методика преподавания литературы


Контактная информация

г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1а, аудитория 309
+7 (499) 246-57-12
el.erokhina@mpgu.su