Образование
2012-2015 - Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, обучение в докторантуре по кафедре педагогики по научной специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (по педагогическим наукам);
1989-1992 - Московский педагогический государственный университет, аспирантура по кафедре педагогики высшей школы по научной специальности 13.00.01 - Теория и история педагогики (по педагогическим наукам);
1975-1980 - Карельский государственный педагогический институт, физико-математический факультет, специальность "Физика и математика".
Тема кандидатской диссертации
Дидактическая подготовка учителя - предметника к осуществлению целостного педагогического процесса в среднем профтехучилище, 1992 г.
Курсы текущего учебного года
Общие основы педагогики
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
Нормативно-правовая база психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями
Пенитенциарная педагогика
Методология исследовательской деятельности
Основы менеджмента в образовании (с практикумом)
Публикации
- Fedorova E.N., Sharai N.A., Tukshumskaya A.V. PREVENTIVE WORK WITH CHILDREN WITH DEVIANT BEHAVIOR В сборнике: Наука в современном информационном обществе. материалы XXIX международной научно-практической конференции. Бангалор, 2022.
- Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода / Птицына Е.В., Березина Т.И., Федорова Е.Н., Москаленко М.С. // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 146-150.
- Этнокультурные составляющие профессиональной подготовки будущего учителя в образовательном процессе вуза / Птицына Е.В., Березина Т.И., Федорова Е.Н., Москаленко М.С. // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. С. 19.
- Совершенствование внутренней системы оценки качества образования в современной школе / Березина Т. И., Москаленко М. С., Федорова Е. Н., Шарай Н. А. // Школа будущего. – 2022. – № 5. – С. 8-23.
- Развитие магистерского образования в Российской Федерации / Березина Т. И., Москаленко М. С., Федорова Е. Н., Шарай Н. А. // Школа будущего. – 2022. – № 3. – С. 12-27.
- Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте стратегий развития непрерывного педагогического образования / Березина Т. И., Гришаева Ю. М., Москаленко М. С., Федорова Е. Н. // Школа будущего. – 2022. – № 5. – С. 24-37.
- Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку/ Березина Т.И., Москаленко М.С., Федорова Е.Н., Яковлева Е.А. // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 72.
- Социализация обучающихся в условиях семейного образования/БерезинаТ.И., Москаленко М.С., Федорова Е.Н.//Образование XXI века: инновации, состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции 27-28 октября 2022 года.
- Развитие магистерского образования в Российской Федерации//БерезинаТ.И., Москаленко М.С., Федорова Е.Н., Шарай Н.А. // Школа будущего.2022.
- К вопросу о специфике педагогического взаимодействия в условиях цифровизации образования / Ю. М. Гришаева, А. В. Гагарин, Т. И. Березина [и др.] // Педагогическая информатика. – 2022. – № 1. – С. 105-122. – EDN UBOLBP.
- Роль прорывных компетенций в подготовке профессиональных кадров / В. С. Плотникова, Е. Н. Федорова // Педагогическое образование: вызовы XXI века : Материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластенина, Москва, 23–24 сентября 2021 года / Отв. редактор Л.С Подымова. – Москва: Некоммерческое партнерство “Международная академия наук педагогического образования”, 2021. – С. 151-154. – EDN FIYBON.
- Психолого-педагогические условия использования видео- и аудиолекций на дистанционных образовательных платформах / Е. Н. Федорова, В. С. Плотникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 3. – С. 101-108. – DOI 10.18384/2310-7219-2021-3-101-108. – EDN LIDXGC.
- Технология создания психолого-педагогических условий профессионального самоопределения студентов педагогического вуза / Т. И. Березина, М. С. Москаленко, Е. Н. Федорова // Образование и качество жизни. – 2021. – № 1(23). – С. 26-30. – EDN DELUWL.
- Развитие профессиональной направленности личности студентов педагогического ВУЗА / Т. И. Березина, М. С. Москаленко, Е. Н. Федорова // Образование и качество жизни. – 2021. – № 2(24). – С. 27-30. – EDN ZRCWEM.
- Патриотическое воспитание школьников в коррекционном классе на базе музея жертв фашизма им. К. Кольбе / Т. И. Березина, Е. Н. Федорова, Э. А. Хапалажева [и др.] // Образование и качество жизни. – 2021. – № 3(25). – С. 18-20. – EDN RQKUZO.
- Федорова Е.Н., Хапалажева Э.А. Некоторые аспекты проблемы формирования духовно-нравственных ценностей молодежи// Образование и качество жизни». Выпуск № 2 (28). Апрель – июнь, 2022. С. 32-38.
- Digital Teacher for the 21st-century School 4.0/Elena Nikolayevna Fedorova, Tamara Ivanovna Berezina, Marina Sergeyevna Moskalenko, Anna Vladimirovna Tukshumskaya and Yulia Yevgenyevna Timokhina// International Scientific Conference “Eurasian Educational Space: Traditions, Reality and Perspectives”. SHS Web Conf.Volume 121, 2021.Web of Science.
- Технология создания психолого-педагогических условий профессионального самоопределения студентов педагогического вуза / Березина Т. И., Москаленко М. С., Федорова Е. Н. // Образование и качество жизни. Выпуск № 1 (23). Январь-март, 2021 С.26-30.
- Intercultural adaptation of students in a foreign language and multicultural society of a metropolis / T. Berezina, Ye. Fedorova, M. Moskalenko [et al.] // Education and City: Education and Quality of Living in the City : The Third Annual International Symposium, Moscow, 24–26 августа 2020 года. – Moscow: SHS Web of Conferences, 2021. – P. 2014. – DOI 10.1051/shsconf/20219802014. – EDN ASITEQ.
- Children’s moral culture in the context of the christian-anthropological worldview / Berezina T.I., Kameneva O.L., Fedorova E.N. Perspectives of Science and Education. 2020. № 6 (48). С. 55-66. Scopus.
- Федорова Е. Н., Березина Т.И. Нравственная культура ребенка в контексте христианско-антропологической картины мира // Перспективы науки и образования. 2020. No 6 (48). С. 55-66. (в соавт). doi: 10.32744/pse.2020.6.5
- Федорова Е.Н. Современные технологии культурно-досуговой деятельности/ Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: коллективная монография / отв. Ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2020. – С. 36-48 (в соавторстве).
- Федорова Е.Н. Формирование ценностно-смысловой позиции студентов педагогического вуза/ Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: коллективная монография / отв. Ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2020. – С. 80-91 (в соавторстве).
- Федорова Е.Н., Плотникова В.С. Туризм как средство развития познавательной активности обучающихся в условиях семейного образования/ Национальный проект «Образование»: пути достижения качества и эффективности. Материалы Международной научно-практической конференции г. Москва, 19-20 ноября 2019 г./ Под общей редакцией Т.И. Березиной, П.И. Третьякова. – С.362-368.
- Федорова Е.Н. Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: коллективная монография / отв. Ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2020. – С. 69-80 (в соавторстве).
- Поликультуразм в образовании: поликультурная компетентность учителя / II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном пространстве «Восток-Запад: пересечения культур» / статьи, доклады II Всемирного конгресса в Японии 2019 года/ Япония, Киото, университет Киото Сангё, издательство «Tanaka Print», Том I, 2019. – С. 420-425 (в соавторстве с Березиной Т.И.)
- Museum Pedagogy as a Tool for Socialization and Development of Civil and Patriotic Position in Senior Schoolchildren / International Journal of Applied Exercise Physiology (IJAEP) / Vol.8 (2.1), July 2019. Page: 923-931 (Tamara I. Berezina, Elena N. Fedorova, Marina S. Moskalenko, Elionora A. Khapalazheva, Aleksandr N. Mitskevich and Liudmila M. Fedoriak). WeB of Science.
- Федорова Е.Н. Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования / Перспективы Науки и Образования – С. 20 – 34. ВАК (в соавторстве с Березиной Т.И.).
- Федорова Е.Н. О возрастных особенностях духовно-нравственного становления ребенка в православной семье / «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». Серия «Гуманитарные науки». № 7 (июль 2019 г.) – С. 38-42. ВАК (в соавторстве с Березиной Т.И., Москаленко М.С.).
- Федорова Е.Н. Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к феномену «героическое» / ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ. № 3(114). 2019. – с. 165-169. ВАК
- Федорова Е.Н. Подготовка будущего педагога к реализации принципа дидактического кольца в образовательном процессе вуза /ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ. № 5(116). 2019. – с. 196-200. (в соавт.) ВАК
- Концепция и технология реализации магистерской программы «Образование и развитие взрослых» / Школа будущего. – 2019. – № 4. – С. 76-87 (в соавторстве с Березиной Т.И., Москаленко М.С.).
- Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов в системе профессиональной подготовки в вузе / Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР/Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы М.Н. Туктагулова, М.В. Паршина. -2018. – С. 256-260.
- Профессиональные стандарты в сфере образования как инструмент формирования национальной системы профессионального роста и развития педагога / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. –№ 2. – С. 164-172 (в соавторстве с Христидис Т.В., авторство неразделенно).
- Системные изменения современного педагогического образования/Школа будущего. -2017. –№ 6. – С. 147-151.
- Диалог как механизм смыслообразования /Материалы V международной научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики». – М.: «Перо». – 2017 г. – С. 32-36.
- Механизмы смыслообразования в профессиональной педагогической деятельности/Международная научно-теоретическая конференция «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера», посвященная 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых 10-12 октября 2017 г. – С.150-156.
- Профессиональная педагогическая деятельность в аспекте вызовов образования XXI в./История и педагогика естествознания. -2017. -№2. – С.15-18.
- Museum pedagogic as a factor of value-sense education ofpupils / Е.Н. Федорова, Е.А. Яковлева // International Journal of AdvancedInformation Science and Technology. – Индия, 2016 – С.66-68. (0,1п.л.).
- Опыт организации учебной деятельности учащихся на уроке в технологии образовательного события / Л.А. Переведенцева, Е.Н. Федорова, Г.М. Янюшкина // Школа будущего. – 2016. – № 4 (август). – С. 96 – 101. (0,3 п.л., авторство не разделено).
- Диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса педагогического вуза: ценностно-смысловой подход. «Письма в ЭмиссияОффлайн»: электронный научный журнал ВАК. – 2015. – № 11. – С. 24-34 (в соавторстве с Федоряк Л.М.).
- Организация смыслопоисковой деятельности школьников в учебном процессе /учебное пособие/ Л. А. Переведенцева, Е. Н. Федорова, Г. М. Янюшкина: – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. – 43 с.
- Онтология диалога в контексте современного образования: монография / В. В. Горшкова, Е. Н. Федорова. – Тюмень: ЦНиИС “Вершина познания”, 2012. – 222 с.
- Межкультурный диалог: теория и практика/Монография / Под редакцией Н.Н. Дубининой. Петрозаводск, 2012. – 199 с. (в соавторстве).
- Качественный потенциал учителя как ключевое условие обеспечения качества жизни обучающихся // Журнал «Образование и качество жизни». Выпуск № 1 (01). Ноябрь, 2016, с. 31-32.
- Ценностно-смысловые аспекты этнокультурно-технологического образования в вузе // Журнал «Школа будущего», (авторство не разделено), № 1, 2016 с. 147-153.
- Смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности учителя в условиях системных изменений в образовании // Модернизация общего образования: проблемы самоопределения ученика в современном образовательном процессе. Сборник научных статей. Редакционный совет: Тряпицына А.П., Примчук Н.В., Синицына А.И. Санкт-Петербург, 2016, с. 18-26.
- Опыт организации учебной деятельности учащихся на уроке в технологии образовательного события. // Школа будущего (авторство не разделено) – №4, 2016, с. 91-101.
- Смыслосозидательный континиум профессиональной деятельности учителя / Казанский педагогический журнал. (авторство не разделено), Т. 2. № 6 (113), 2015. с. 275-279.
- Ценности профессиональной деятельности будущего педагога //Фундаментальные исследования. (авторство не разделено), № 2-2, 2015, с. 401-405.
- Встречное движение наук о современной молодежи друг к другу. Молодежь России в начале XXI века: Регион Северо-Запад: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Отд. Философии. М. 2014. – 294с.
- Особенности реализации студентами ВУЗа индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3. – URL: http://www.science-education.ru/117-13717. – Дата обращения 01.09. 2014.
- Музейные тексты как фактор формирования ценностно-смысловой направленности обучающихся (авторство не разделено) //Современные проблемы науки и образования. № 6, 2014, с. 871.
- Реализация студентами ВУЗа индивидуальных образовательных маршрутов в аспекте ценностно-смысловой парадигмы // Наука Красноярья. – Вып. 6 (11). – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013 г.
- Педагогический алгоритм реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2013. – № 6 (13). – Ч. 3.
- Ценностно-смысловая парадигма профессионально-педагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 08 (55), 2013.
- Онтология диалога в контексте современного образования: Коллективная монография / В.В. Горшкова, Е.Н. Федорова, Л.М. Федоряк – Тюмень: ЦНиИС “Вершина познания”; ООО ИПЦ «Экспресс», 2012. – 282 с.
- Ценностные ориентации современной молодежи (гл. 4) // Молодежь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного развития, общественной и социально-экономической активности: Монография. Петрозаводск, Изд-во «Острова», 2012г.
- Ценностно-смысловые ситуации в управлении учебной деятельностью студентов педагогического вуза// Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: Сборник статей Пятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2013 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков. – М., 2013. – 496 с.
- Теоретические и практические основы подготовки педагогов-аниматоров. Учебно-методическое пособие – Петрозаводск, Изд-во КГПА, 2012 г. – 240 с. (в соавторстве).
- Березина Т.И., Москаленко М.С., Федорова Е.Н. Особенности мотивации студентов заочной формы обучения/ Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции (Москва, 15 апреля 2024 г.). Москва: МГИК, 2024. 344 с., с..68-72.
- Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъекто- центрированного подхода / Птицына Е.В., Березина Т.И., Федорова Е.Н., Москаленко М.С. // Современные наукоемкие технологии. ВАК 2023. № 1. С. 146-150.
- Гибридный формат корпоративного образования: преимущества и перспективы /Лелюх А.Б., Федорова Е.Н. //Наука и школа. 2023. № 3. С. 266-276. ВАК
- Этнокультурные составляющие профессиональной подготовки будущего учителя в образовательном процессе вуза /Современные проблемы науки и образования, № 1, 2023, с.19. С.146-150 (в соавторстве), ВАК
- Педагогика духовно-нравственного воспитания: учебно-методическое пособие (учебно-методические материалы образовательной программы «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Магистратура). В 2 ч. Ч. 1. / Т. И. Березина, М. С. Москаленко, Е. Н. Федорова и др. – Москва: МПГУ, 2023. – 162 с. ISBN 978-5-4263-1293-7Монографии:
Современные тренды высшего образования /коллективная монография ISBN: 978-5-6049985-9-5 С. 447-455. Год издания: 2023. Ульяновск, (в соавторстве).
Научно-методические основы формирования исследовательской культуры студентов : монография /[Ю. М. Гришаева, Н. А. Лебедева, Т. И. Березина и др.]. – Москва : МПГУ, 2024. – 192 с. : ил.
Повышение квалификации
2024 - Использование системы дистанционного обучения Инфода Moodle для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", Удостоверение, 772421812501, 20.05.2024 г., 72 ч.
2023 - Биологические основы психопатологий, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Удостоверение, 013927 063858, 2023 г., 108 ч.
2023 - Основы противодействия коррупции в сфере образования, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", Удостоверение, 772420410106, 29.12.2023 г., 72 ч.
2022 - Защита обучающихся от неконструктивного интернет-контента.
2021 - Цифровые технологии как условие трансформации профессионального образования. Зарубежные практики.
2021 - Эффективное общение между педагогом и родителем.
2021 - Формирование и развитие Soft skills компетенций и универсальных учебных действий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.
2021 - Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего.
2020 - Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе, МПГУ.
2019 - Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования.
2019 - Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса, МПГУ.
2018 - Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителя.
2017 - Психология учителю: работа с "трудными" учениками и родителями. ООО "Центр онлайн-бучения Нетология - групп".
2016 - Психологические технологии в образовательном процессе высшей школы, ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия им. Маймонида».
2016 - Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения».
2015 - Повышение квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог), МГППУ.
2015 – Психолого-педагогическое сопровождение ресоциализации личности наркозависимых».
2015- Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании, НОУ ДПО «Институт развития образовательных технологий».
2015 - Методика преподавания жизненной навигации.
Государственные и ведомственные награды
2024 - Благодарственное письмо Департамента образования и науки г. Москвы за экспертную оценку работ и активное участие в работе конференции «Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни», Москва, 2024 г.
2010 - Заслуженный работник образования Республики Карелия;
2004 - Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;
1991 - Отличник народного просвещения РСФСР.
Достижения и поощрения
2000 г.- член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Под научным руководством подготовлено 9 кандидатских диссертаций.
Участие в конференциях
IX Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики и психологии», МГИК, 15 апреля 2024 г. Москва.
Международный педагогический конгресс «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование», 09 – 10 ноября 2023 г. Москва.
Международная научно-практическая конференция Третьи историко-педагогические чтения «Историко-педагогический потенциал системы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации», 27-28 октября 2023 г. Москва.
IX Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики и психологии», МГИК, 15 апреля 2024 г. Москва.
Международный педагогический конгресс «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование», 09 – 10 ноября 2023 г. Москва.
Международная научно-практическая конференция Третьи историко-педагогические чтения «Историко-педагогический потенциал системы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации», 27-28 октября 2023 г. Москва.
2022 – XXVIII Международной научно-практической конференции (Третьяковские чтения) “Управление качеством непрерывного педагогического образования”.
2019 – XXV Международная научно-практическая конференция: «Национальный проект «Образование»: пути достижения качества и эффективности».
2018 – Международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы педагогики и психологии”.
2016 – Научно-практическая конференция “Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания”.
2015 – Здоровьесберегающие технологии в общем образовании в условиях внедрения ФГОС, VI Международная научно-практическая конференция “Педагогическое образование: вызовы XXI века”.
2015 – Всероссийская конференция «Семья, брак и родительство в современной России».