Учебные пособия и монографии
Головчиц Л.А, Шматко Н.Д. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха/ Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений высшего проф. обр. ; под ред Е.А.Стребелевой.-2- изд.. перераб. И доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013.- с. 125-149.
Головчиц Л.А., Кроткова А.В. и др. ( в соавторстве) Дошкольное воспитание детей с комплексными нарушениями Учебное пособие для студентов пед. вузов/под ред. Л.А.Головчиц. М.:Логомаг. -2014. 379 С.
Головчиц Л.А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития: Монография/Л.А.Головчиц .-Москва.: МПГУ, 2015.-180 С.
Головчиц Л.А. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. Учебник для вузов / под ред Л.А.Головчиц. М.ООО «ВЛАДОС», 2024. – 311 с.
Статьи
Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. М.: Владос, 2004.- 343 с.
Теоретические и методические подходы к дошкольному образованию детей с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития. Монография .– М.: изд-во МОСУ, 2006. – 154 с.
статья “Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании” – Дефектология.2008. – № 4. – С.3-11
статья “Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья” – Дефектология, 2009. – № 1. С. 19-23
Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – 2-е издание, исправленное и дополненное. Учебное пособие.- М.:Владос.-2010. – 319 с.
Головчиц Л.А. Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития (статья). Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. -№ 1.С. 10-17
Головчиц Л.А., Сироткина Т.Ю. Игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха (статья) Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. -№ 2.С. 1-16.
Головчиц Л.А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные…» нарушения развития Дефектология.-2011.-3.с.3-12
Головчиц Л.А., Совершенствование форм коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития Дефектология. 2012.-№6.С.25-33
Головчиц Л.А., Денискина В.З., Кроткова А.В., Стребелева Е.А. Организация групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития в дошкольных образовательных учреждениях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2013. – №1, с.11-13.
Головчиц Л.А. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2013. – №1, с.13-24.
Головчиц Л.А. Социально-образовательная интеграция детей с нарушениями слуха специальных (коррекционных) учреждений. Главы в методическое пособие // Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений. Методическое пособие. М..2013 С. 10-15. 0,5 п.л.
Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха/ Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высшего проф. обр. ; под ред Е.А.Стребелевой.-2- изд.. перераб. и доп. // М.: Издательский центр «Академия», 2013.- с. 125-149.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Рабочая программа учебной дисциплины // Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование. М.: Прометей, 2013.-ч.6. С 287 -317. Головчиц Л.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование М.: Прометей, 2013.-ч.6. С 464-487.
Головчиц Л.А., Царев А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития //Дефектология. 2014.-№1.С.3-14.
Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – Дефектология. 2014.-№1. С.3-14.
Головчиц Л.А., Царев А.М. Проблемы терминологии в области образования лиц, имеющих комплексные нарушения// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2014. – №3, с.3-12.
Головчиц Л.А., Царев А.М Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2014. – №3. С.12-30.
Головчиц Л.А., Царев А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дефектология. 2014.-№1.С.3-14
Головчиц Л.А., Беккер О.В. К проблеме формирования профессиональных компетенций студентов в процессе подготовки к работе с детьми, имеющими комплексные нарушения / Дефектология. 2015.-№ 2 С.81-88
Головчиц Л.А., Беккер О.В. К проблеме формирования профессиональных компетенций студентов в процессе подготовки к работе с детьми, имеющими комплексные нарушения//Дефектология.2015.-№ 2.С.81-88
Головчиц Л.А. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями слуха, имеющих задержку психического развития/ Вестник Череповецкого Государственного Университета. №1 (62) , 2015. С.65-70
Головчиц Л.А. Условия получения образования детьми с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/ Вестник Череповецкого Государственного Университета. №7 (68) , 2015. С. 94-98
Головчиц Л.А. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями слуха, имеющих задержку психического развития (статья) // Вестник Череповецкого Государственного Университета. №1 (62) , 2015. С.65-70.
Головчиц Л.А., Александрова Н.А., Кроткова А.В., Саломатина И.В. и др. Дошкольное воспитание детей с комплексными нарушениями. Учебное пособие для студентов пед. Вузов. // М.: Логомаг.-2015. 379 с.
Головчиц Л.А., Поликанов Д.В. Подготовка волонтеров, сопровождающих слепоглухих людей (статья) // Ж. «Ваш собеседник», 2015, № 3. С.19-22. 0,3 п.л.
Головчиц Л.А. Условия получения образования детьми с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья// Вестник Череповецкого Государственного Университета. № 7 (68) 2015. С.94-98.
Головчиц Л.А., Рабинович М.Б. Развитие слухо-зрительного восприятия речи у старших дошкольников с нарушениями слуха (статья). // Современный детский сад. 2015, №6. С 26-31. 0,4 п.л.
Головчиц Л.А. Система коррекционо-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития (монография) // МПГУ , 2015.
Головчиц Л.А., Микляева Н.В. Проблемы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональная подготовка педагогов в современных условиях /Дефектология 2016, № 2. С. 44-53
Головчиц Л.А., Н.В.Микляева Проблемы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональная подготовка педагогов в современных условиях здоровья. // Дефектология 2016, № 2. С. 44-53.
Головчиц Л.А., Н.В.Микляева Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы // Инклюзивная дошкольная группа. Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья./ Под ред. Л.А.Головчиц, Н.В.Микляевой._М.: АРКТИ,2017.-112с. С. 58-93с.
Головчиц Л.А. Особые образовательные потребности глухих и слабослышащих дошкольников с интеллектуальными нарушениями// Вестник Череповецкого Государственного Университета. № 5. 2017. C.170-177.
Головчиц Л.А., Микляева Н.В. Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе. Дошкольное воспитание, 2017, № 12, с.4-11.
Головчиц Л.А. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы. Инклюзивная дошкольная группа. Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья./ Под ред. Л.А.Головчиц, Н.В.Микляевой._М.: АРКТИ,2017.- С. 58-93 с.
Головчиц Л.А. Особенности психофизического развития детей младенческого и раннего возраста с нарушениями в развитии. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения: Метод.рекомедации для специалистов ранней помощи и лекотек /Под ред. Л.А.Головчиц, Н.В.Микляевой.-М.:АРКТИ, 2018.- С.51-67.
Головчиц Л.А., Кроткова А.В. Готовность студентов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития/Образование обучающихся с тяжёлыми нарушениями развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 6–8 ноября 2018 года / Под общ. ред. А. М. Царёва. — Псков: Псковский государственный университет, 2018
Головчиц Л.А., Кириллова Л.И, Кроткова А.В., Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. Игры и упражнения для детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения (сборник игр для педагогов и родителей). Москва, Инфра-М, 2018.
Головчиц Л.А., Соловьева И.Л. Развитие коммуникации обучающихся с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений (АООП НОО для глухих обучающихся. Вариант 1.4)/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №8• 2018.
Головчиц Л.А., Царев А.М. Проектирование специальных индивидуальных программ развития для слепоглухих учащихся/ Тифлосурдопедагогика:учебник/ под ред. Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, Н.М.Назаровой. –М.:Инфра-М,2019.-
Головчиц Л.А., Кроткова А.В., Подготовка студентов-дефектологов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития//Вестник Череповецкого государственного университета, №1 (88), 2019
Головчиц Л.А., Соловьева З.А. The attitude of teachers and parents to inclusive education of children with special educational needs /Materials of the International Conference
“Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”. Part 3 – Reports in English. P.64-68./February 11-12, 2019. Beijing, PRC
Головчиц Л.А.Актуальные проблемы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования для детей с особыми потребностями». Ташкент, 26 апреля 2019.
Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие / Г. В. Бабина, Л. А. Головчиц, А. В. Кроткова и др. ; под ред. Л. А. Головчиц. – Москва : МПГУ, 2019.–288 с.
Головчиц Л.А., Соловьева З. А.Отношение участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник «Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов»:. VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию. Ч.II. Казань: Издательство Казанского университета.2020
Головчиц Л.А., Соловьева З. .А.The attitude of teachers and parents to inclusive education of children with special educational needs /Materials of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”. Part 3 – Reports in English../February 11-12, 2019. Beijing, PRC. P.64-68
Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, имеющих дополнительные нарушения/ Дефектология. 2020.-№ 1. С.43-51.
Головчиц Л.А., Кроткова А.В. Реалии дошкольного инклюзивного образования и подготовка специалистов к работе в новых условиях/ Дефектология. 2020.-№ 3 С. 51-57
Головчиц Л.А., Соловьева З. .А The Attitude of the Educational Process Participants to Inclusive Education for Children with Disabilities Proceedings IFTE-2020, 0725-0734 doi:10.3897/ap.2.e0725. VI International Forum on Teacher Education. Published by Kazan federal university and peer-reviewed under responsibility of IFTE-2020 (VI International Forum on Teacher Education). 725-734
Головчиц Л.А., Исследование коммуникативного и речевого развития слабослышащих дошкольников с задержкой психического развития после кохлеарной имплантации.
Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, г. Минск, 19–20 ноября 2020 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол. В. В. Хитрюк [и др.]. – Минск : БГПУ, 2020. С. 85-90
Головчиц Л.А., Кириллова Л.И.Офтальмо-эргономические рекомендации к процессу образования дошкольников с нарушениями слуха /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. №1. С. 48-58
Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сложными сенсорными нарушениями /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. №3. 56-68
Головчиц Л.А., Жигорева М.В., Переверзева М.В. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. №5. С. 34-46
Головчиц Л.А., Жигорева М.В., Переверзева М.В. Готовность студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития как условие повышения качества их образования/Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию республиканского государственного учреждения «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования». 27-28 октября 2022 г. Алматы. С. 23-28.
Головчиц Л.А. К разработке содержания учебной дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с детьми с комплексными нарушениями»/ Сборник научных статей по материалам Межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее. К 90-летию со дня рождения В. И. Селиверстова». Москва, 27–28 марта 2023 года / [отв. ред. А. В. Кроткова, И. В. Чумакова]. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва: МПГУ, 2023. С.22-30.
Головчиц Л.А. Еще раз о терминологии: ≪сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития…≫ // Дефектология, 2024, № 1. С. 3-12.
Международная научно-практическая конференция «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития». 27-29 ноября 2013. Санкт-Петербург.
Международная научно-практической конференции. «Проблемы слепоглухих: опыт, задачи, перспективы». М., 15-16 апреля 2015.
I Всероссийский съезд дефектологов, секция « Сурдопедагогика». Москва, 26-28 октября 2015
Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: современные проблемы и перспективы». Ереван, 2015.
Международная научно-практическая конференция фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» «Преодолевая границы возможного». М., 18-19 мая 2016.
Международная конференция «Communication in the contex of congenital deafblindness». Groningen, Netherlands, 15-17.11. 2016.
II съезд Ассоциации исследователей проблем слепоглухих», Москва, 18 мая 2017 г.
Международной конференции «ЭВОЛЮЦИЯ СЛЕПОГЛУХОТЫ и что из этого следует». М. 3-4 апреля 2018.
Головчиц Л.А. Особенности деятельности педагога-дефектолога в условиях дошкольного инклюзивного образования. Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации: II Международная междисциплинарная научная конференция. «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие . 22–23 октября 2020 г. Московский институт психоанализа,
Головчиц Л.А. Исследование коммуникативного и речевого развития слабослышащих дошкольников с задержкой психического развития после кохлеарной имплантации. Международная научно-практическая конференция «Образование детей и взрослых с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика». Минск. 19-20 ноября 2020.
Головчиц Л.А. Речевое развитие детей, дошкольного возраста, имеющих дополнительные нарушения, после кохлеарной имплантации. VII Международный форум по педагогическому образованию. Казань. 25-28 мая 2021.
Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Моделирование индивидуальных образовательных программ для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями. I Международная конференция «Образование детей с особыми потребностями в современном мире: ценности, смыслы, технологии» 15-17 декабря 2021.ИКП РАО. Москва.
Головчиц Л.А. Проектирование индивидуальных образовательных программ для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями. Всероссийская научно-практическая конференция. Ноябрь 2021. ИКП РАО.
Головчиц Л.А., Красильникова О.А. Роль специального учебника «Азбука» в обучении грамоте слабослышащих первоклассников. Всероссийская онлайн-конференция «Инклюзивное измерение современного образовательного пространства» 17-18 февраля 2022 г. издательство «Просвещение», М..
Головчиц Л.А., Жигорева М.В., Переверзева М.В. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми с множественными нарушениями. VIII Международный форум по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке». 25-27 мая 2022 года. Казань.
Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями слуха в структуре комплексных нарушений. Научно-практической конференции с международным участием «Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ: к 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой. МПГУ. 21 мая 2022 года.
Головчиц Л.А., Жигорева М.В., Переверзева М.В. Готовность студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития как условие повышения качества их образования. Международная научно-практическая конференция: «Включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: история, проблемы и перспективы развития».Алматы 27-28 октября 2022 г.
Головчиц Л.А. V Всероссийский съезд дефектологов. Модератор научно-практической сессии «Результаты междисциплинарных исследований в сфере ранней помощи. 9‒10 ноября 2023. Москва.
Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников со сложными сенсорными нарушениями. Международная научно-практическая конференция «Педагогика сотрудничества в повышении качества образования: международный опыт и современные подходы». 13 ноября 2023. Ташкент. Узбекистан.
Головчиц Л.А. Внутрисистемные связи в образовании детей с комплексными нарушениями. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития: традиции и перспективы» (к 100-летию А.И.Мещерякова). 19 декабря 2023. Сергиев Посад, Московская обл.
Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Психолого – педагогическое сопровождение обучения детей дошкольного возраста с недостатками слуха в структуре множественных нарушений. Международная научно-практическую конференция «Междисциплинарный подход как главное условие в своевременном выявлении снижения слуха и предупреждения инвалидности». 14 – 15 марта 2024. Алма-Аты. .Республика Казахстан.
Головчиц Л.А. Реалии дошкольного образования детей с нарушениями слуха. Всероссийская научно-практическая конференция «Векторы образования глухих обучающихся: Традиции, вызовы, перспективы». 27 марта 2024 г. Москва, МГПУ.
Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Формирование компетенций специалистов по работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Республиканская научно-практическая конференция «От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: стратегии, опыт и современные технологии». 17 мая 2024 г. Ташкент. Узбекистан.
Профессор
Профессор
Доктор педагогических наук
Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Коммуникативное и речевое развитие детей с нарушениями слуха.
Воспитание и обучение детей с множественными нарушениями.