Образование
1989 - 1993 гг. - Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов».
1996 - 1999 гг. - аспирантура при кафедре психологии Хабаровского государственного педагогического университета.
2000 г. – защита кандидатской диссертации по специальности 19.00.07. - Педагогическая психология (г. Иркутск).
2004 г. – решением Министерства образования Российской Федерации присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии.
2017 - 2020 гг. - ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», магистратура по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Тема кандидатской диссертации
Формирование мотивации письменной речи у детей младшего школьного возраста
Курсы текущего учебного года
Психология
Психология воспитательных практик
Технология и организация воспитательных практик
Основы вожатской деятельности
Руководство педагогической практикой студентов
Руководство ВКР бакалавров и магистров
Публикации
Имеет более 100 работ научного и учебно-методического характера, в том числе:
Пособия и монографии:
- Мотивация письменной речи младших школьников, ее формирование и изучение. (Учебно-методическое пособие). Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос.пед. ун-та, 1999. 80 с.
- Этнопсихология. (Учебное пособие). Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ун-та, 2002. 104 с.
- Социальная психология. (Пособие) / Сост И.А.Горбенко, В.А.Шмакова: под общ.ред. И.А.Горбенко. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Ком-сом.н/А гос. пед. ун-та, 2003. 102 с.
- Социальная психология. (Учебная программа). Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Ком-сом.н/А гос. пед. ун-та 2003. 27 с.
- Курсовая работа по психологии. (Методическое пособие). Москва: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, Прометей, 2011. 48 с. (в соавторстве)
- Этнопсихология. (Сборник программ по психологии) // Ред.-сост.: С.А.Володина, И.А.Горбенко. / Под науч.ред. С.М.Морозюк. М.: Янус-К, 2015. С. 83-98
- Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии: Учебное пособие / Авт.-сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. М.: МПГУ, 2017. 120 с.
- История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. Москва: МПГУ, 2017. 200 с.
- Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации / М. Д. Батаева, Н. Ю. Галой, Г. С. Голышев и др. ; Под общей редакцией Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. Москва : МПГУ, 2017. 212 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др. ; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. Москва : МПГУ, 2017. 140 с.
- Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации / Н. П. Болотова, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. Москва: МПГУ, 2017. 96 с.
- Возрастная антропология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, З. И. Петрина. Москва: Типография МПГУ, 2018. 158 с.
- Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи: монография / Альбуханова К.А. и др.; под ред. Е.А. Левановой, А.В. Мудрика. Москва: МПГУ. 2019. 298 с. (авторство не разделено).
- Профессиональная подготовка студентов к вожатской деятельности: учебно-методическое пособие / ФБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Авт.-сост.: Галой Н. Ю., Горбенко И. А., Леванова Е. А. и др.; Под редакцией Е. А. Левановой . Москва : МПГУ, 2020 . 148 с.
- Педагогическая психология: задания и упражнения: учебное пособие. / Авторы-составители И.А.Горбенко, С.А.Володина. Москва,: МПГУ, 2022. 280 с.
- Психолого-педагогическая практика: организация и методика проведения: учебное пособие / Л.С. Подымова, И.А. Горбенко, С.А. Володина, Т.Б. Киселева, С.Н. Морозюк; под общ. ред Л.С Подымовой, И.А. Горбенко . Москва: МПГУ, 2023. 267 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение семей участников (ветеранов) специальной военной операции в образовании: Методическое пособие // [Е. Ю. Брель, И. А. Горбенко, Т. Б. Киселева и др.] ; [под общ. ред. Т. Н. Сахаровой, И. А. Горбенко]. [Электронное издание сетевого распространения]. Москва : МПГУ, 2024. 148 с.
Статьи, в том числе в соавторстве (за последние 3 года):
- Оптимизм как фактор преодоления трудных жизненных ситуаций в студенческом возрасте // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. Москва, 2022. С. 95-102
- Оптимизм как личностный ресурс совладающего поведения в студенческом возрасте // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14–15 октября 2021 г. [Электронное издание сетевого распространения]. Москва: МПГУ, 2022. 1682 с. С. 509-515
- Школьный буллинг как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14–15 октября 2021 г. [Электронное издание сетевого распространения]. Москва: МПГУ, 2022. 1682 с. С. 503-508
- Стрессоустойчивость студентов, склонных к перфекционизму // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. Казань: Издательство Казанского университета, 2022. Ч. III. 500 с. С. 285-290
- Динамика уровня тревожности у студентов педагогического вуза на фоне пандемии COVID-19 // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. Казань: Издательство Казанского университета, 2022. Ч. II. 659 с. С. 299-304
- Мотивации учебной деятельности подростков в условиях дистанционного обучения // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластёнина (г. Москва, 22-23 сентября 2022 г.) / Отв. редактор Л.С. Подымова. М.: МАНПО, 2022.599 с. С. 472-479
- Структура мотивации учебной деятельности подростков в условиях пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластёнина (город Москва, 22 – 23 сентября 2022 г.) / Отв. редактор Л.С. Подымова. М.: МАНПО, 2022. 599 с. С. 472-479
- Связь учебной мотивации и готовности к выбору профессии у старших подростков // Актуальные вопросы психологического состояния общества, как фактора общего благополучия. Сборник материалов международной научно-практической конференции 22 ноября 2022 года, г. Дербент, Республика Дагестан / Под общ. ред. доцента, к. пс.н. Э.А. Пирмагомедовой. Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. – 412 с. С.93-100
- Переживание одиночества студентами с различным психотипом // Стратегия развития образования для будущего России: материалы Международной научно-практической конференции, приурочен-ной к Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 16-17 марта 2023 г. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. 1393 с. С. 1219-1225;
- Сравнительный анализ особенностей взаимодействия педагога и репетитора с учащимися (на основе оценок подростков) // Стратегия развития образования для будущего России: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 16-17 марта 2023 г. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. 1393 с. С. 223-229
- Влияние личностной тревожности на академическую успеваемость подростков // Актуальные вопросы психологического состояния общества, как фактора общего благополучия. Сборник материалов международной научно-практической конференции 22 ноября 2022 года, г. Дербент, Республика Дагестан / Под общ. ред. доцента, к. пс.н. Э.А. Пирмагомедовой. Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. – 412 с. С. 101-105
- К вопросу о профессиональном самоопределении подростков // Стратегия развития образования для будущего России: материалы Международной научно-практической конференции, приурочен-ной к Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 16-17 марта 2023 г. [Электронное издание сетевого распространения]. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. 1393 с. С. 1006-1013
- Представление о лени у современных студентов // Социально-педагогические инновации в образовании: II Международная научно- практическая конференция в Иджеване, Армения, 15-16 апреля 2023. Иджеван: Ереванский государственный университет, Иджеванский филиал, 2023.– С. 389-394
- Особенности мотивации достижения успеха и избегания неудач у студентов в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания // Социально-педагогические инновации в образовании: II Международная научно- практическая конференция в Иджеване, Армения, 15-16 апреля 2023. Иджеван: Ереванский государственный университет, Иджеванский филиал, 2023. С. 589-593
- Индивидуально-личностные особенности подростка как фактор включенности в буллинг // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Махачкала, 2023. С. 175-181
- Психологический потенциал киноклуба в работе с личностными проблемами студентов // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластёнина (город Горно-Алтайск, 21 – 22 сентября 2023 г.) / Отв. редактор Л.С. Подымова, А.В. Лукинова. Москва, 2023 г. С. 223-228
- К вопросу о выборе стратегий поведения в конфликтных ситуациях современными подростками // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластёнина (город Горно-Алтайск, 21 – 22 сентября 2023 г.) / Отв. редактор Л.С. Подымова, А.В. Лукинова. Москва, 2023 г. С. 542-547
- Взаимосвязь индивидуального стиля педагогической деятельности и психологических трудностей педагогов в инклюзивном образовании // Проблемы современного образования, № 1, 2024. С. 47-57
- Роль социально-педагогического сопровождения в процессе профессионального самоопределения подростков, оставшихся без попечения родителей // /Социальные и психологические ресурсы личности в ситуации жизненных кризисов: материалы Международной научно-практической конференции, Херсон, 16-17 мая 2024 г. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2024. С. 409-414
- Особенности эмоциональной сферы личности у леворуких подростков // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластёнина (город Тамбов, 26 – 27 сентября 2024 г.) / Отв. редактор Л.С. Подымова, А.В. Лукинова. Москва, 2024 г. 659 с. С. 478-488
- Формирование исследовательской позиции обучающихся средствами кинопедагогики // Вопросы методики и практики привлечения талантливой молодежи в сферу исследований и разработок: Сборник трудов Международной конференции по развитию исследовательского образования “Научно-методические проблемы привлечения талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок” – ICRED’2024 (25-28 марта 2024 г., Россия, г. Москва) // Под ред. Д. Б. Богоявленской, А. О. Карпова, Е. В. Киприяновой. М.: НТА “Актуальные проблемы фундаментальных наук”, 2024 г. С. 152-160
- Формирование визуальной культуры обучающихся средствами искусства: смотреть или видеть // Стратегические ориентиры высшего и общего образования в условиях социально-культурных трансформаций: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ценностные приоритеты образования в ХХI веке : современные вызовы и стратегические направления» (Луганск, 04–05 декабря 2024 г.) / под общ. ред. И. И. Семеновой ; ФГБОУ ВО «ЛГПУ». Луганск : Издательство ЛГПУ ; ИП Орехов Д.А., 2024. 240 с. С. 143-146
- Психологические барьеры профессионального самоопределения в период обучения в вузе // Образование: путь в профессию. 2025. Т. 2, № 2 (апрель-июнь). С. 73–81
- Кинотренинг как средство развития рефлексивных способностей // Проблемы современного образования № 2, 2025. С. 56-64
Повышение квалификации
За последние 5 лет:
2021 г. - "Методики психолого-педагогической диагностики детей", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - Участие в международной стажировке "Университет 4.0. Цифровая трансформация университетов", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - Участие в международной стажировке "Модели и технологии воспитания в международных образовательных практиках университетов", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - "Инновационные и цифровые технологии в образовании", ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 72 ч. (удостоверение)
2021 г. - "Психологическое сопровождение иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях высшего образования", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2021 г. - "Защита обучающихся от неконструктивного интерне-контента", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. - "Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей", ООО "Инфоурок", 36 ч. (удостоверение)
2022 г. - "Использование системы дистанционного обучения ИнфоДа Moodie для реализации образовательных программ с применением электронного обучения дистанционных технологий", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. - "Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин", АНО ВО "Университет Иннополис", 144 ч. (удостоверение).
2022 г. - "Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего", г. ФГБОУ ВО МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. - "Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса", г. Москва, ФГБОУ ВО МПГУ, 36 ч. (удостоверение)
2022 г. - "Внедрение единых подходов к психолого-педагогической и методической подготовке в программах педагогического бакалавриата", г. Москва, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 72 ч. (удостоверение)
2022 г. - «Основы противодействия коррупции в сфере образования», г. ФГБОУ ВО МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. - «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях», г. Москва, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 36 ч. (удостоверение)
2023 г. - "Проблема компьютерной зависимости у детей и подростков: профилактика и коррекция", г. Москва, Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов, 72 ч. (удостоверение)
2023 г. - "Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска", г. Москва, Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов, 72 ч.(удостоверение)
2024 г. - "Управление деятельностью вузов. Аспекты разработки и реализации ФГОС ВО нового поколения", г. Москва, ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский технологический университет МИСИС", 18 ч. (удостоверение)
2024 г. - "Работа с последствиями военной травмы и ПТСР в практической психологии", г. Москва, ФГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет», 36 ч. (удостоверение)
2024 г. - "Adobe After Effects", г. Калининград, ФГАОУ ВО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", 108 ч. (удостоверение)
2024 г. - "Adobe Illustrator", г. Калининград, ФГАОУ ВО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", 108 ч. (удостоверение)
2024 г. - "Генетика поведения", г. Калининград, ФГАОУ ВО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", 72 ч. (удостоверение)
2024 г. - "Технология использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций", г. ФГБОУ ВО МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2025 г. - "Психология", г. Калининград, ФГАОУ ВО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", 56 ч. (удостоверение)
2025 г. - "Психология развития и возрастная психология", г. Калининград, ФГАОУ ВО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", 54 ч. (удостоверение)
2025 г. - "Введение в проектную деятельность", г. Калининград, ФГАОУ ВО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", 72 ч. (удостоверение)
Государственные и ведомственные награды
Благодарственное письмо министерства образования Хабаровского края за заслуги в деле подготовки педагогических кадров и личный вклад в развитие основных направлений деятельности КнАГПУ, 2004 г.
Благодарственное письмо начальника Управления по образованию г.о. Балашиха за подготовку победителя муниципальной научно-практической конференции обучающихся «Потенциал – 2016 г.»
Благодарственное письмо Главного архивного управления Московской области за подготовку лауреата I степени Московского областного конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», 2016 г.
Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования, 2024 г.
Достижения и поощрения
2017 г. - Благодарность ректора МПГУ за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета. г. Москва.
2018 г. - Победитель конкурс внутренних грантов МПГУ в номинации "Электронный учебный курс".
2021 г. - Почетная грамота Ученого Совета МПГУ за многолетнюю плодотворную работу, большой вклад в подготовку научно-педагогических кадров, г. Москва.
2022 г. - Благодарность ректора МПГУ за организацию и проведение заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, состоявшейся в период с 27 марта по 02 апреля 2022 года на площадке МПГУ.
2023 г. - Диплом лауреата конкурса им. Л.С. Выготского, МПГУ (III место).
2024 г. - Благодарность ректора МПГУ за активное участие в организации и проведении мероприятий в рамках Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее» в 2023-2024 учебном году.
2025 г. - Лауреат Общенациональной премии "Учебник года" в номинации "Психологические науки". г. Москва.
Архив учебных курсов
Общая психология
Социальная психология
Возрастная психология
Психология цифрового поколения
Педагогическая психология
Этнопсихология
Психология управления
Конфликтология
Профессиональная деятельность
Общий трудовой стаж – 33 лет
Стаж педагогической работы – 33 лет
Исследовательские проекты и гранты
Инновационная научно-образовательная площадка МПГУ по теме: «Развитие учебной мотивации учащихся школы путем построения смыслообразующей образовательной среды» на базе ГБОУ «Школа № 1929» ЮАО.
Грант от Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству "Россотрудничество" на проведение круглого стола к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского в Российском центре науки и культуры г. Ташкент, Узбекистан. (2016 г.).
Грант «Организационно-методическое обеспечение деятельности Всероссийской школы вожатых» (2017 г.)
Внутренний грант МПГУ за разработку инновационных образовательных продуктов (2018 г., руководитель проекта)
Проект Департамента образования и науки г. Москвы – "От учителя - к учителю: университетская среда в МПГУ» (2020 г.)
Культурно-просветительский проект «Слово учителя: о России, во имя России. МПГУ – педагогам» (2023, 2024 гг.)
Участие в конференциях
За последние 3 года:
2022 г. – VIII Международный форум по педагогическому образованию «Образования, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (IFTE 2022), Россия, г. Казань.
2022 г. – XIII Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная памяти академика РАО В.А. Сластёнина, Россия, г. Москва.
2022 г. – Международная конференция по кинопедагогике «Кинопедагогика в образовании и культуре», Россия, г. Москва.
2023 г. – Международная научно-практическая конференция, приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации «Стратегия развития образования для будущего России», Россия, г. Владимир.
2023 г. – II Международная научно- практическая конференция “Социально-педагогические инновации в образовании”, Армения, г. Иджеван.
2023 г. – VI Международная научно-практическая конференция “Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения”, Россия, г. Дербент.
2023 г. – XIV Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная памяти академика РАО В.А. Сластёнина, Россия, г. Горно-Алтайск.
2024 г. – Международная научно-практическая конференция “Социальные и психологические ресурсы личности в ситуации жизненных кризисов”, Россия, г. Херсон.
2024 г. – XV Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная памяти академика РАО В.А. Сластёнина, Россия, г. Тамбов.
2024 г. – Международная конференция по развитию исследовательского образования “Научно-методические проблемы привлечения талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок – ICRED’2024”, Россия, г. Москва.
2024 г. – V Международная «Актуальные тенденции развития образования: лучшие российские и зарубежные практики», Россия, г. Волгоград.
2024 г. – Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Ценностные приоритеты образования в ХХI веке : современные вызовы и стратегические направления», Россия, г. Луганск.
2024 г. – Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная психология в социальных практиках: проблемы и перспективы исследования психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции», Россия, г. Москва.
2025 г. – Международная конференция по развитию современного образования “Образование будущего и будущее образования – ICMED’2025”, Россия, г. Москва.
2025 г. – IV Всероссийская конференция “Педагогический дискурс: вызовы цифровизации и трансформация образовательных практик”, Россия, г. Москва.
2025 г. – VI Международная «Актуальные тенденции развития образования: лучшие российские и зарубежные практики», Россия, г. Нижний Новгород.
2025 г. – Международная научно-практическая конференция “Пространства адаптивного интеллекта”, Россия, г. Санкт-Петербург.
Дополнительная информация
Автор дополнительной профессиональной программы повышения квалификации “Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в трудных жизненных ситуациях”
Автор дополнительной профессиональной программы повышения квалификации “Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательной среды детских оздоровительных лагерей”
Автор дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки “Наставничество в сфере образования (педагог-наставник)”
Автор дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки “Тьютор-профконсультант в образовательной организации”
Автор и ведущий психологического киноклуба для студентов МПГУ
Член жюри Всероссийского фестиваля по кинопедагогике “Лента памяти”