Образование
Высшее, специалитет, педагогика и психология дошкольная, преподаватель педагогики и психологии дошкольной, детский практический психолог.
МПГУ, 1992 г.
Педагог профессионального образования, ФГБОУ ВО МПГУ, Диплом о профессиональной переподготовке, № 772406679692, 14.03.2019
Тема кандидатской диссертации
Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возраста (19.00.07 Педагогическая и возрастная психология)
Курсы текущего учебного года
Метод эдьютейнмента в дошкольном образовании
Метод эдьютейнмента в образовании
Методы диагностики детского развития и освоения образовательных программ
Методы психологической диагностики детского развития
Мультипликация и кинематограф в образовательной практике педагога
Публикации
Автор более 140 публикаций и 9 РИД, из них: 9 монографий, более 40 учебников и учебных пособий (в том числе ряда учебных пособий «Психологическая служба в сфере образования» и пр.), более 80 научных статей, из них более 50 – публикации в изданиях рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, Web of Sience, Scopus.
Основные публикации:
- Изотова, Е.И., Молчанова, Г.В., Авдулова, Т.П., Хузеева, Г.Р. (2025). Методика изучения опосредованного запоминания, особенностей мышления и регуляции деятельности «Пиктограмма»:стандартизация нормы для детей шести и семи лет. Психолого-педагогические исследования,17(3), 59–78. https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170304
- Вархотов Т.А., Изотова Е. И., Бурлакова И.А. Детская субкультура как социокультурный контекст социализации подрастающего поколения XXI века: семиотика и феноменология // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2025. Вып. 3 (45). С. 9-32. DOI:DOI 10.23951/2312-7899-2025-3-9-32.
- Кротова Т.В., Изотова Е.И., Бахотская М.А., Толкачева Г.Н. Модель – конструктор как инструмент проектирования содержания, организации и сопровождения демонстрационного экзамена будущих педагогов ДО // Педагогическая наука и образование. – 2025. – № 1. С. 119-131.
- Парамонова М.Ю., Изотова Е.И., Чугайнова О.Г., Толкачева Г.Н., Куланина И.Н. Междисциплинарный подход в организации демонстрационного экзамена обучающихся по профилю «Раннее физическое и музыкальное развитие» / М. Ю. Парамонова, Е. И. Изотова, О. Г. Чугайнова [и др.] // Наука и школа. 2025 № 2. С. 146–158. DOI: 10.31862/1819-463X-2025-2-146-158.
- Изотова Е.И., Молчанова, Г.В., Авдулова, Т.П., Хузеева, Г.Р. Методика изучения опосредованного запоминания, особенностей мышления и регуляции деятельности «Пиктограмма»: стандартизация нормы для детей шести и семи лет. Психолого-педагогические исследования. 2025. Т. 17. № 3. https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170101. (в печати).
- Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 452 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16359-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/index.php/bcode/544914
- Изотова Е.И., Молчанова Г.В., Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р., Радчикова Н.П. Методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики физического и психического развития детей как инструмента выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования // Теория и практика физической культуры. 2024. № 1. С. 88-90.
- Изотова Е.И., Евсюкова А.А. Социальные переживания как механизм формирования гражданской идентичности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. 2024. № 4. С. 77-83.
- Изотова Е.И., Бурлакова И.А., Никифорова О.В., Коршунова Н.С. Критериальное поле и диагностические инструменты определения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье и образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 3. С. 122-140.
- Парамонова М.Ю., Толкачева Г.Н., Волобуева Л.М. и др. / Под ред. Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И. Дошкольное образование. Путеводитель для педагога / М: Просвещение, 416 с., 2024 г., ISBN: 978-5-09-110586-5
- Блокнот педагога второй младшей группы детского сада. Общие советы / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 25 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114326-3
- Блокнот педагога второй младшей группы детского сада. Познавательное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 30 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114328-7
- Блокнот педагога второй младшей группы детского сада. Речевое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 47 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114327-0
- Блокнот педагога второй младшей группы детского сада. Социально-коммуникативное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 35 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114330-0
- Блокнот педагога второй младшей группы детского сада. Физическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 22 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114331-7
- Блокнот педагога второй младшей группы детского сада. Художественно-эстетическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 48 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114329-4
- Блокнот педагога средней группы детского сада. Общие советы / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 29 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114332-4
- Блокнот педагога средней группы детского сада. Познавательное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 42 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114334-8
- Блокнот педагога средней группы детского сада. Речевое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 53 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114333-1
- Блокнот педагога средней группы детского сада. Социально-коммуникативное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 44 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114336-2
- Блокнот педагога средней группы детского сада. Физическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 24 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114337-9
- Блокнот педагога средней группы детского сада. Художественно-эстетическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 52 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-114335-5
- Блокнот педагога старшей группы детского сада. Общие советы / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 33 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117138-9
- Блокнот педагога старшей группы детского сада. Познавательное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 39 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117118-1
- Блокнот педагога старшей группы детского сада. Речевое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 55 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117117-4
- Блокнот педагога старшей группы детского сада. Социально-коммуникативное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 48 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117120-4
- Блокнот педагога старшей группы детского сада. Физическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 23 с. — (Работаем по ФГОС И ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117121-1
- Блокнот педагога старшей группы детского сада. Художественно-эстетическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 55 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117119-8
- Блокнот педагога подготовительной группы детского сада. Общие советы / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 39 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117122-8
- Блокнот педагога подготовительной группы детского сада. Познавательное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 39 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117124-2
- Блокнот педагога подготовительной группы детского сада. Речевое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 55 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117123-5
- Блокнот педагога подготовительной группы детского сада. Социально-коммуникативное развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 55 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117126-6
- Блокнот педагога подготовительной группы детского сада. Физическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 29 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117127-3
- Блокнот педагога подготовительной группы детского сада. Художественно- эстетическое развитие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — Москва : Просвещение, 2024. — 55 с. — (Работаем по ФГОС и ФОП ДО), ISBN 978-5-09-117125-9
- Хузеева Г.Р., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Волобуева Л.М., Парамонова М.Ю. Формирование целостных форм поведения личности ребенка в сфере познания и творчества в условиях реализации экологического подхода в системе дошкольного образования // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 23-35.
- Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Монография / Авдулова Т.П., Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И. и др. Под ред. Е.И. Изотова. – Москва: ФГБНУ «ИРЗАР», 2023. – 100 с. ISBN 978-5-91256-616-5.
- Парамонова М.Ю., Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики //Современное дошкольное образование (ВАК), №4 (118), 8-21 с., 2023.
- Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И., Езопова С.А., Новицкая В.А. Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства //Современное дошкольное образование. – 2023. – №4 (118). – С.22-34.
- Изотова Е.И., Коршунова Н.С. Социальные переживания личности в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19: социокультурные различия // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» 2023. № 2. С. 69–78. DOI: 10.28995/2073-6398-2023-2-69-78
- Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Хузеева Г.Р. Использование технологий нейродидактики в системе образования //Педагогическое образование и наука. 2023. № 4. С. 70-77.
- Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Монография / Авдулова Т.П., Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И. и др. Под ред. Е.И. Изотова. – Москва: ФГБНУ «ИРЗАР», 2023. – 100 с. ISBN 978-5-91256-616-5.
- Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении : Учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. И. Изотова . – 2. изд., стер . – Москва : Academia, 2012. – 286, 2 с. : табл., схемы . – (Высшее профессиональное образование. Психология) . – Библиогр. в конце разд. – На рус. яз. – ISBN 978-5-7695-6197-9.
Повышение квалификации
1. Основы противодействия коррупции в сфере образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Удостоверение, 772420410090, 29.12.2023 г.
2. Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Удостоверение, 772420411391, 14.06.2023 г.
3. Образование будущего, которое уже наступило: практикум для педагогов по применению ChatGPT и нейросетей, SKLAD, Сертификат, 00398, 2023 г.
4. Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием ИнфоДа МПГУ, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Удостоверение, 772420410700, 03.04.2024 г.
5. Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной сфере и молодежной среде, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Удостоверение, 772421813872, 23.10.2024 г.
Государственные и ведомственные награды
Ведомственная награда - почетное звание «Почётный работник сферы образования Российской Федерации»
Благодарственные письма Министерства просвещения Российской Федерации от 2022, 2023, 2024 года.
Почётная грамота учёного совета ФГБНУ «Института возрастной физиологии РАО», 2023 г.
Достижения и поощрения
Лауреат 1 премии конкурса МПГУ «Конкурс им. Л.С.Выготского» с учебником и практикумом для вузов «Психология дошкольного возраста» в 2 частях, 2017 г.
Почётные грамоты учёного совета ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет (МПГУ)»
Профессиональная деятельность
Руководитель группы направления «Порождение, передача и приобретение знаний» НЦ КИ НТУ «Сириус»
Исследовательские проекты и гранты
Руководитель экспериментальных и инновационных площадок г. Москвы, участие в исследовательских грантах (РНФ, РФФИ, РГНФ).
Опыт исполнителя по выполнению государственных заданий:
• Реализация научно-исследовательской работы по теме «Концепции, модели и новых образовательных модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (воспитатель) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования», 2015- 2016 г.
• ГЗ № 121121700114-9 – реализация научно-исследовательской работы по теме «Разработка и научно-методическое обоснование адаптивной модели профессионального развития педагогов дошкольного образования в системе ДПО», 2021.
• ГЗ № 121121700110-1 – реализация научно-исследовательской работы по теме «Разработка и научно-методическое обоснование компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации», 2021.
• ГЗ № НИОКТР 1023012500058-5-5.3.1 – реализация научно-исследовательской работы по теме «Алгоритмы конструирования образовательных программ дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства», 2023.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста, в том числе на новых территориях на 2023 год», 2023.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождения деятельности системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад - маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождения деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок», 2023.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста», 2023.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Разработка и утверждение методических рекомендаций по развитию центров раннего физического развития детей (начиная с 2-х летнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях», 2023.
• ГЗ № НИОКТР 124031200083-2 - реализация научно-исследовательской работы по теме «Модели и механизмы формирования осознанного и ответственного родительства у современной популяции родителей детей дошкольного возраста в контексте просветительской деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования», 2024.
• ГЗ № НИОКТР 124031200082-5 - реализация научно-исследовательской работы по теме «Феноменология современной детской субкультуры (междисциплинарное исследование, включающее социологические, культурологические, психологические и педагогические аспекты)», 2024.
• ГЗ № НИОКТР 073-00065-23-02 - реализация научно-исследовательской работы по теме «Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов», 2024.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста», 2024.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста, в том числе на территории новых субъектов Российской Федерации», 2024.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Научно-методическое, организационно-методическое сопровождение обмена опытом, эффективными практиками реализации задач государственной политики в сфере дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства на площадке VIII всероссийского съезда дошкольных работников в 2024 году», 2024.
• Реализация проекта НИР «Разработка содержания и моделей проведения демонстрационного экзамена будущих педагогов дошкольного образования в рамках ядра высшего педагогического образования», 2025.
Опыт руководителя по выполнению государственных заданий:
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Обновление содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования», 2022.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», 2022.
• ГЗ № НИОКТР 1023012500026-6-5.3.1 – реализация научно-исследовательской работы по теме «Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов», 2023.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Обновление содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования», 2023.
• ГЗ № НИОКТР 124031100021-5 – реализация научно-исследовательской работы по теме «Факторы и модели обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации», 2024.
• ГЗ № НИОКТР 124031200084-9 – реализация научно-исследовательской работы по теме «Объективизация целевых ориентиров разностороннего развития современного ребёнка в условиях единого образовательного пространства (популяционное исследование психического и физического развития детей дошкольного возраста посредством стандартизированного междисциплинарного диагностического комплекса)», 2024.
• Реализация проекта ОЗМ по научно-методическому, методическому обеспечению образовательной деятельности «Обновление содержания, научно-методического обеспечения качества дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства», 2024.