Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Сергей Викторович

Яковлев

Образование

Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, год окончания – 1996, специальность: 13.00.01 – общая педагогика.
Высшее: Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина, физический факультет, год окончания – 1986, специальность: физика и астрономия, квалификация: учитель физики и астрономии (по диплому).
Дополнительная профессиональная специализация: факультет печати Университета рабочих корреспондентов при Московской организации Союза журналистов СССР (1985).

Тема кандидатской диссертации

«Воспитание у будущего учителя ценностного отношения к теоретическим знаниям по педагогике» (1996)

Курсы текущего учебного года

Педагогический дизайн.
Практикум по проблемам детско-родительских отношений.
Социальное партнерство начальной школы и семей обучающихся.
Духовно-нравственное развитие детей.
История и философия науки (модуль для аспирантов и соискателей «История науки»).
Курсы по выбору студентов.

Публикации

Монографии:

Яковлев С.В. Педагогическая теория и педагогическая практика: новые понятия и система взаимосвязей: Монография. – М.: Прометей МПГУ, 2004. – 84 с.;

Яковлев С.В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 137 с.;

Яковлев С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей: Монография / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ИНФРА-М, 2017. Сер. Научная мысль (2-е изд., испр. и дополненное). – 72 с.;

Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2017. Сер. Научная мысль (2-е издание, дополненное). – 148 с.;

Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Орехова Е.Я., Петрякова О.Л., Яковлев С.В., Дементьева И.Ф., Борисова Т.С. Воспитательный потенциал современной семьи и социально-педагогические механизмы его развития и реализации: Монография / Отв. ред. И.Ф.Дементьева, Т.С.Борисова. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 205 с.

Джуринский А.Н., Землянская Е.Н., Веретенникова Л.К., Ситниченко М.Я., Борисова Е.В., Олейникова М.А., Рябоав И.Г., Стародубова Е.А., Чечеткин Ю.В., Кольтинова В.В., Яковлев С.В. Инновации и традиции в педагогике начального образования / Под ред. Е.Н. Землянской, С.В. Яковлева. – М.: МПГУ, 2021. – 248 с.

 

Программы учебных курсов:

Яковлев С.В. Методы педагогических исследований: примерная программа для педагогических университетов. (Третий уровень подготовки по педагоги­ческим специальностям) / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: “Прометей” МПГУ, 1998. – 14 с.

Яковлев С.В. Информационные технологии в образовании: примерная программа для педагогических университетов. – М.: “Прометей” МПГУ, 2003. – 28 с.

Яковлев С.В., Кондратьев В.Н. Примерная программа для педагогических вузов по дисциплине ЕН.Ф.01. Математика и информатика по специальности: 031100 – Педагогика и методика дошкольного образования / Под ред. Г.Н. Шадрина. – М.: “Прометей” МПГУ, 2005. – 40 с.

Яковлев С.В. Примерная программа для педагогических вузов по дисциплине ОПД.Ф.09. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе по специальностям: 030900 – Дошкольная педагогика и психология, 030900.00 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью, 031100 – Педагогика и методика дошкольного образования, 031100.00 – Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. – М.: “Прометей” МПГУ, 2005. – 36 с.

Яковлев С.В. Общие основы воспитания. Примерная программа для педагогических университетов. – М.: “Прометей” МПГУ, 2005. – 16 с.

Цыпин Г.М., Сластенин В.А., Артамонова Е.И., Виленский М.Я., Ерофеева Т.И., Землянская Е.Н., Пурышева Н.С., Радынова О.П., Шамсутдинова И.Г., Яковлев С.В.  Методология педагогического исследования: Программа для аспирантов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. – 48 с.

Сластенин В.А., Артамонова Е.И., Виленский М.Я., Веретенникова Л.К., Прояненкова Л.А., Дмитриев Ю.А., Сосновская О.В., Дмитриев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М., Яковлев С.В.  Современная парадигма высшего профессионального педагогического образования: Программа для аспирантов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. – 100 с.

 

Научные статьи:

Яковлев С.В. Аналитический обзор новых направлений бизнес-образования как отражение тенденций развития современной экономики // Журнал экономических исследований. 2021. Т. 7. № 4. С. 15-21;

Яковлев С.В. Научный вклад К.Н. Корнилова, И.Ф. Свадковского в разработку содержания психолого-педагогической подготовки будущего учителя в начале-середине XX века // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 5. С. 87-93;

Яковлев С.В. Отражение таксономии связей педагогической теории и практики в профессиональной подготовке будущего учителя // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6 (123). С.           57-68;

Яковлева И.М., Яковлев С.В.  Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья //  Специальное образование. 2021. № 2(62). С. 170-181;

Yakovleva I., Yakovlev S., Khitryuk V. Training of pedagogical personnel for inclusive education children with disabilities // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. С. 4005;

Яковлев С.В.  Основные тенденции развития института семьи в современной России // Педагогика. 2020. № 7. С. 45-53;

Яковлев С.В.  Образовательный потенциал современных стандартов и учебных программ подготовки педагогических кадров по вопросам семейного воспитания // Образовательные технологии (г. Москва). 2019. № 3. С. 65-76;

Яковлев С.В. Гносеологические принципы построения общей теории воспитания // В сб.: Европа и Современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. Материалы XIV Международной научной конференции. М.: МАНПО, 2018. С. 344-354;

Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований нравственной культуры личности // Профильная школа. 2018. Т. 6. № 1. С. 3-14;

Yakovlev S. Value context of upbringing and development program content for preschool-age children // European Journal of Natural History. 2018. № 5. р. 35-38;

Яковлев С.В. Опыт как критерий ценности // Журнал философских исследований. 2018. Т.4. № 1. С.43 -53;

Яковлев С.В. Реализация принципов научного познания в разработке общей теории воспитания // Журнал философских исследований. 2018. Т.4. № 4. С.12-20;

Яковлев С.В. Педагогические средства и психологические механизмы воспитания учителем ценностных оснований личности школьника // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 5. С. 54-66;

Яковлев С.В. Аксиологическая составляющая наставнической деятельности педагога // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 6. С. 26-38;

Яковлев С.В. Теория воспитания в реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации // Мир психологии. 2017. № 1(89). С. 229-240;

Яковлев С.В. Памяти академика Российской академии образования Василия Григорьевича Разумовского // Журнал педагогических исследований. 2017. Т. 2. № 2. С. 106-109;

Яковлев С.В. Развитие научных представлений о роли чувственных переживаний в воспитании персональной системы ценностей // Журнал педагогических исследований. 2017. Т. 2. № 4. С. 81-90.

Повышение квалификации

Московский педагогический государственный университет. Программа: «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы». 2020 г. 72 часа. Удостоверение № 04455-ПК-2020.
Московский городской педагогический университет. Программа: «Комплексная помощь детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра». 2021 г. 36 часов. Удостоверение № 21212/46.

Достижения и поощрения

- Благодарность I проректора Московского педагогического государственного университета научному руководителю экспериментальной площадки МПГУ за реализацию совместно с педагогическими коллективами ГОУ СОШ №15 и ГОУ СОШ № 26 программы научно-практического исследования по актуальной теме современного образования: «Тьюторство как один из факторов персонального сопровождения ученика в образовательном пространстве современной школы и его профессионального самоопределения» (май 2010 года);
- Благодарность за активное участие в подготовке и проведении Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века» (Москва, МПГУ, 26 октября 2010 года);
- Благодарность Президента Российской академии образования, председателя экспертного совета конкурса XV Юбилейного Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» за участие в заочной экспертизе конкурсных работ в номинациях: «Новые педагогические практики НТИ», «Моя педагогическая инициатива», «Мой профессиональный выбор» (8 июня 2018 года).


Исследовательские проекты и гранты

Руководитель темы. – 2013-2014 гг. – Завершено исследование по плановой теме НИР лаборатории комплексного анализа научной информации ФГБНУ «ИСВ РАО»: «Теоретические основания воспитания нравственной культуры детей в системе общего образования» (номер государственной регистрации темы: 01201354421) в рамках проекта 5.1 «Теоретико-методологические основания и стратегические приоритеты развития воспитания и социализации детей и молодежи». Результаты работы по теме научного исследования зарегистрированы в ЦИТИС. Регистрационный номер ИКРБС: 215026470028. Дата регистрации: 04.02.2015.
Участник. – 2015-2018 гг. – Плановая тема НИР лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «ИИДСВ РАО»: «Современные парадигмы и практика духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования» (№ госрегистрации темы НИР 01201354420) в рамках проекта 5.1 «Теоретико-методологические основания и стратегические приоритеты развития воспитания и социализации детей и молодежи».
Участник. – 2019 г. – Плановая тема НИР лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «ИИДСВ РАО»: «Разработка рекомендаций по формированию и развитию общественно-государственной системы социального партнерства социальных институтов в духовно-нравственном воспитании российских школьников» в рамках государственного задания на 2020 год ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (№ госрегистрации темы НИОКТР АААА-А17-117080410036-3) по проекту: № 27.9397.2017/8.9.
Участник. – 2020 г. – Плановая тема НИР в рамках государственного задания № 073-00032-20-00 на 2020 год ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по проекту: «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве: обновление содержания дошкольного образования».

Участие в конференциях

Член Оргкомитета. – II Всероссийская научно-практическая конференция “Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности”. – Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Калуга. – 27 октября 2021 г. – Пленарный доклад на тему: «Приветственное слово на открытии II Всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности» (Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, 27 октября 2021 г.)»;

Участник. – Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)». – Московский педагогический государственный университет. Москва. – 14-15 октября 2021 г. – Доклад на тему: «Научно-методический вклад К.Н. Корнилова и И.Ф. Свадковского в разработку содержания психолого-педагогической подготовки учителя начальной школы»;

Член Оргкомитета. – Международная научно-практическая конференция “Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека”. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. – 9-10 сентября 2021 г. – Доклад на тему: «Междисциплинарный подход к решению проблемы воспитания ценностных оснований личности»;

Член Оргкомитета. – Международная научно-практическая конференция “Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека”. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. – 9-10 сентября 2021 г. – Пленарный доклад на тему: «Приветственное слово участникам Международной научно-практической конференции “Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека”»;

Участник. – Всероссийская научная конференция “Современные методы изучения культуры – XIII” – Факультет культурологии Российского государственного гуманитарного университета, Москва. – 16-17 апреля 2021. – Доклад на тему: «Роль исторической памяти общества в формировании системы ценностей личности»;

Член Оргкомитета. – ХVI Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества – 2021». – Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Москва. – 12-16 апреля 2021 г. – Пленарный доклад на тему: «”Журнал педагогических исследований” как информационное средство продвижения передовых отечественных технологий бизнес-образования»;

Член Оргкомитета. – ХVI Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества – 2021». – Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Москва. – 12-16 апреля 2021 г. – Доклад на тему: «Междисциплинарный подход к поиску решения вопроса о соотношении научных понятий “Метод воспитания” и “Технология воспитания”»;

Член Оргкомитета. – XIII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические Чтения научной школы Управления образовательными системами». – Москва. – 25 января 2021 г.;

Участник. – Научная сессия Московского педагогического государственного университета по итогам 2020 года. Секция кафедры теории и практики начального образования. – Московский педагогический государственный университет. Москва. – 17 марта 2021 г. – Доклад на тему: «Педагогическое общение как средство воспитания ценностных оснований базовой культуры личности»;

Участник. –  ХV Международный научный конгресс, онлайн участие: «Роль бизнеса в трансформации общества». – Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Москва. – 27 ноября 2020 г. – Доклад на тему: «Языковые средства ценностного взаимодействия традиционной культуры общества и базовой культуры личности, реализуемые в процессе педагогического общения»;

Член Оргкомитета. – Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности». – Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Калуга. – 27 ноября 2020 г. Участник. – III Общенациональный родительский форум. – Московский педагогический государственный университет. Москва. – 13 ноября 2020 г. – Доклад на тему: «Проблема взаимодействия школы и семьи в современных социокультурных условиях»;

Член Оргкомитета. – XII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические Чтения научной школы Управления образовательными системами». – Москва. – 25 января 2020 г. – Пленарный доклад на тему: «Периодическое научное издание “Журнал педагогических исследований”»;

Участник. – XX Международная научно-практическая конференции «Русское культурное пространство: язык-ментальность-понимание». – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва. – 19 апреля 2019 г. – Доклад на тему: «Языковые средства коммуникативного ценностного взаимодействия традиционной культуры общества и базовой культуры личности»;

Участник. – I Всероссийская научно-практическая конференция «Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования». – ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Москва. – 17 апреля 2018 г. – Доклад на тему: «Аксиологические основы воспитания»;

Участник. – Международная научная конференция «Современные проблемы науки и образования». – Российская академия естествознания. Москва. – 28 февраля 2018 г. – Доклад на тему: «Воспитание ценностных оснований личности. Презентация книги».

Дополнительная информация

С 2004 г. являлся экспертом УМО учебных заведений РФ по педагогическому образованию.

С 2007 г. избирался членом Научно-методического Совета МПГУ по экспериментальным площадкам.

С 2014 года являлся ученым секретарем постоянно действующего методологического семинара по проблемам воспитания, организуемого на базе ФГБНУ «ИИДСВ РАО» под руководством академика РАО Г.Н. Филонова.

В 2014 г. являлся членом комиссии по госприемке научной продукции по результатам 2014 г., созданной в ФГБНУ «ИСВ РАО».

В 2015 г. участвовал в экспертизе работ, поданных на конкурс РАО «Лучшая инновационная площадка».

С 2014 г. принимает участие в Экспертных советах научных журналов «Современные проблемы науки и образования» (https://science-education.ru/ru/about/expert), «Современные наукоемкие технологии» (https://top-technologies.ru/ru/about/expert).

С 2017 г. является главным редактором научного периодического издания «Журнал педагогических исследований» (https://naukaru.ru/ru/nauka/journal/72/view).

С 2021 г. является членом редакционной коллегии журнала «Наука. Управление. Образование. РФ».

С 2022 г. является главным редактором научно-методического периодического издания «Педагогические технологии» Издательского дома «Народное образование».

Выступления в СМИ:

https://www.youtube.com/watch?v=0vwz8xk5Zuw&list=PLi2KS7pzBHJWUtYGA8FnJqzx3Dgw01rS2&index=3


Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Изучение вопросов философии образования.
Исследование аксиологических проблем воспитания и образования личности.
Разработка содержания и методов профессиональной подготовки учителя.


Контактная информация

119571, Москва, проспект Вернадского, дом 88, каб. 409
+7 (495) 438-79-77
sv.yakovlev@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)