Бабина Е.Д., Каравашкина М.В. Способы раскрытия метафорического значения выражений на уроках русского языка. // Начальная школа. – Научно-методический журнал. – №6. – 2025 – М., 2025. – С. 46-49.
Подругина И.А., Левушкина О.Н., Каравашкина М.В., Соловьева Ю.И. Олимпиадные задания по русскому языку на основе литературного текста: социокультурный аспект. // Педагогика и психология образования. – Научный журнал. – № 4. – 2024. М., 2024. – С. 26-41. DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-4-26-41.
Каравашкина М.В. Знания по истории родного языка и историческое просвещение студентов нефилологических специальностей. // Современная лингвистика: ключ к диалогу: труды и материалы IV Казанского международного лингвистического саммита. (Казань 13-15 декабря 2023 года): в 3 т. / под общ. ред. И.Э. Ярмакеева, Ф.Х. Тарасовой – Казань: Издательство Казанского университета, 2024. – Т. 2. – С. 357-360.
Каравашкина М.В., Новикова П.А., Ямщикова А.В. Кузнецкий мост в произведениях русских классиков. // Наука, образование и культура. Научно-теоретический журнал. – № 1 (71). – 2025. М., 2025. – С. 28-34. DOI 10.24411/2413-7111-2025-10102.
Каравашкина М.В., Новикова П.А., Ямщикова А.В. Что может дать изучение топонимики ученику начальной школы? // Вестник образования и науки. Научно-методический журнал. – № 1 (156). – Ч. 1. – 2025. М., 2025. – С. 95-98. DOI 1024411/2312-8089-2025-10109.
Куприянова М.Н., Каравашкина М.В. Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. // Чтения Горецкого: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.Г.Горецкого / под науч. ред. Е.Н. Мартыновой. – Ярославль : РОИ ЯГПУ, 2024. – С. 182-188.
Подругина И.А., Левушкина О.Н., Каравашкина М.В., Соловьева Ю.И. Русский язык 1-2 классы. Олимпиадные задания. М., «Просвещение», 2023. – 63 с.
Подругина И.А., Левушкина О.Н., Каравашкина М.В., Соловьева Ю.И. Русский язык 3 класс. Олимпиадные задания. М., «Просвещение», 2023. – 96 с.
Подругина И.А., Левушкина О.Н., Каравашкина М.В., Соловьева Ю.И. Русский язык 4 класс. Олимпиадные задания. М., «Просвещение», 2023. – 80 с.
Каравашкина М.В., Саломатина Л.С. Теоретико-практическая подготовка будущего педагога начальной школы к использованию различных типов лингвистических словарей. // Начальная школа. – Научно-методический журнал. – №10. – 2023 – М., 2023. – С. 23-27. DOI 10.51906/0027-7371_2023_10_23
Каравашкина М.В. Основы истории русского языка : учебное пособие / М.В. Каравашкина. – Москва : МПГУ, 2023. – 112 с. DOI 10.31862/9785426312296.
Каравашкина М.В., Рыженкова Т.В., Зотова С.В. [и др.]. Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе: учебно-методическое пособие. – Москва : МПГУ, 2023. – 56с. DOI: 10.31862/9785426311732.
Каравашкина М.В. Идеи академика В.В. Виноградова о судьбе притяжательных имен прилагательных и местоимений и современные лексико-грамматические процессы нашего языка // Языковые единицы и категории русского языка: грамматическое описание : монография / под ред. С.М. Колесниковой. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2022 – 200 с. С. 18-36. DOI: 10.31862/9785426311930
Каравашкина М. В. «Единым словцом азбучным ересь о божестве вводится» // Лингвистические разыскания: сборник научных докладов I и II международной научно-практической конференции «Добродомовские чтения: язык – история – культура», г. Москва, 14-15 ноября 2019 г., 19 ноября 2020 г. / под общ. ред.. А. В. Григорьева [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2022. – 158 с. – С. 58-64.
Бабина Е. Д., Каравашкина М.В. Научные принципы создания серии учебно-методических пособий по русскому языку для начальной школы. // Школа будущего. Научно-методический журнал. – №1. – 2022. – М., 2022. С. 140-149. DOI: 10.55090/19964552_2022_1_140-149.
Каравашкина М.В. «Плюсы» и «минусы» цифрового образования для школьников и студентов: уроки пандемии» // Материалы Международной научно-теоретической Online конференции на тему «Вопросы применения цифровых технологий и их коммерциализации в повышении качества образования» Нукус, 2022. С. 14-18.
Дружаева Л.П., Каравашкина М.В., Рыженкова Т.В. Практикум по русскому правописанию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавра «Педагогическое образование». М., 2022.
Каравашкина М.В. Притяжательные прилагательные в устной речи младших школьников (к вопросу об употреблении) // Начальная школа. – № 3. – 2022. – М., 2022, С. 27-30. DOI 10.51906/0027-7371_2022_3_27
Marina V. Karavashkina “Course in the “Fundamentals of the Russian Language History” in the System of Philological Training of Primary School Teachers” was published in ARPHA Proceedings, doi: 10.3897/ap.2.e0913. #22351
Каравашкина М.В. «О концепции курса «Основы истории русского языка» для студентов факультета начального образования» // Школа будущего. Научно-методический журнал. № 2, 2020. С. 82-91.
Каравашкина М.В. «Почему высоко ценилась точность перевода русскими книжниками XVI-XVII веков?
// Язык в жизни человека и общества. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию доктора филологических наук, профессора, почетного профессора МПГУ, заведующего кафедрой грамматики английского языка Марка Яковлевича Блоха. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2020. С. 128-133.
Каравашкина М.В. Идеи академика В.В. Виноградова о судьбе притяжательных и их подтверждений в современном русском языке
// Горизонты современной русистики. Сборник статей Международной научной конференции, посвященной 90-летнему юбилею академика В. Г. Костомарова. Москва, 2020. С. 337-343.
Каравашкина М.В. «О некоторых особенностях речи современного студента». // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 26-28 марта 2020 г. – Пенза, 2020. – С. 34-38.
Каравашкина М.В. «Судьба притяжательных лишена перспектив»? // Русский язык: система и функционирование. К 80-летию филологического факультета БГУ: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Минск, 16-17 октября – Минск: БГУ, 2019. – С. 133-138.
Каравашкина М. В. Примерная основная образовательная программа «Начальное образование и информатика». // Примерные основные образовательные программы по направлению подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (бакалавриат). Том 2: методическое пособие / под общ. ред. Л.А. Трубиной. – Москва : МПГУ, 2019. – С. 261-332.
Каравашкина М. В. Восприятие Зиновием Отенским грамматического учения своего времени. // Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, филологический МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-23 марта 2019 г.) Труды и материалы / под общей редакцией М.Л. Ремневой и О.В. Кукушкиной. – М.: Издательство Московского университета, 2019 – С. 515-517 (тезисы)
Каравашкина М. В. Примерная основная образовательная программа «Начальное образование и информатика». // Примерные основные образовательные программы по направлению подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (бакалавриат). Том 2: методическое пособие / под общ. ред. Л.А. Трубиной. – Москва : МПГУ, 2019. – С. 261-332.
Каравашкина М. В. Восприятие Зиновием Отенским грамматического учения своего времени. // Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, филологический МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-23 марта 2019 г.) Труды и материалы / под общей редакцией М.Л. Ремневой и О.В. Кукушкиной. – М.: Издательство Московского университета, 2019 – С. 515-517 (тезисы)
Каравашкина М. В. Влияние современных синтаксических конструкций на речевое развитие молодежи. // Актуальные проблемы современной методики преподавания русского языка в школе и вузе: сборник тудов III Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г.Н. Приступы. ( г. Рязань 29-30 ноября 2018 года). – Рязань, 2018 . – С. 300-304.
Каравашкина М.В. Элементы истории языка в вузе и школе (Роль исторических курсов русского языка в системе лингвистической подготовки учителей начальных классов) // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Часть 2: сборник материалов Международной научно-практической конференции ( г. Белгород 22-23 ноября 2018 года) / отв. ред. И.П. Ильинская. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГу», 2018. С. 38-42.
Каравашкина М.В. Взгляды Зиновия Отенского, русского книжника XVI века, на язык своего времени. // Современное русское языкознание и лингводидактика. Сборник научных трудов, посвященный 95-летию со дня рождения академика РАО Н.М. Шанского. – М., 2018. С. 22-28.
Каравашкина М.В. Всегда ли неизвестен субъект в неопределенно-личных предложениях? // Язык, культура и краеведение в современном образовательном пространстве. Материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск – 2017. С. 42-47
Каравашкина М.В. О некоторых синтаксических конструкциях в речи младших школьников. // Школа будущего. – М. – 2017. – № 1. Статья в сборник, посвященный 90-летию М.Р. Львова. С. 149-156.
Каравашкина М.В. Мой язык – моя защита (о некоторых оборотах речи младших школьников. // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016 (Рамзаевские чтения). Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург 16-17 ноября 2016г.). – СПб., 2016. – С. 367-371.
Каравашкина М.В. Об употреблении притяжательных прилагательных и местоимений в речи современной молодежи. // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2013. Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической юбилейной конференции (Санкт-Петербург, 12-14 декабря 2013 г.). – СПб., 2014. – С. 93-101.
Каравашкина М.В. Обозначение принадлежности в грамматических конструкциях русского языка, употребляемых современной молодежью. // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. Материалы Межрегиональной конференции, 15-17 декабря 2014 г. – Рязань, 2015. – Ч. 1. – С. 280-285.
Каравашкина М.В. О категории притяжательности в современном русском языке. // Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов: Коллективная монография, посвященная 85-летию профессора М.Р. Львова. – М., «Прометей», 2012. – С. 174-182.
Каравашкина М.В. Самостоятельные работы по синтаксису русского языка. Практикум для самостоятельной работы студентов. – М., «Прометей», 2007. – 17 с.
Каравашкина М.В. Формирование языковой личности учителя начальных классов как задача спецкурса «Первые шаги славянской азбуки». // Проблемы формирования и развития языковой личности при изучении русского языка в школе и в вузе. Межвузовский сборник научных трудов. – Рязань, 2006. – С. 154-157.
Каравашкина М.В. Исторические курсы русского языка в системе подготовки учителя начальных классов. // Проблемы и перспективы начального и дошкольного образования и их профессионального обеспечения на современном этапе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 2-3 февраля 2006 г. – Калуга, 2006. – С. 215-218.
Каравашкина М. В. Русский или славянский? Как называли литературный язык книжники XVII – XVII веков. // Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии. Межвузовский сборник научных статей. – Тамбов, 2006. – Выпуск 1. – С. 224-226.
Каравашкина М.В. Программа элективного курса «Первые шаги славянской азбуки» // Программы элективных курсов по русскому языку для специальности 03.12.00 – педагогика и методика начального образования. – М., «Прометей», 2005. – С. 8-12.
Каравашкина М.В. Программа элективного курса «Из истории русского литературного языка». // Программы элективных курсов по русскому языку для специальности 03.12.00 – педагогика и методика начального образования. – М., «Прометей», 2005. – С 12-16.
Каравашкина М.В. Восприятие русскими книжниками XVI в. первых грамматических описаний церковнославянского языка. // Церковнославянский язык: история, исследование, преподавание. Материалы I Международной научной конференции (28-30 сентября 2004 г.). – М., 2005. – С 136-139.
Каравашкина М.В. Понятие «нормы» и «узуса» и их применение к литературному языку XVII века. // Филологические науки. – М., 1999. – N.6. – С. 102-112.
Каравашкина М.В. Языковая ситуация Московской Руси XVI – XVII вв. и ее восприятие книжниками того времени. // Ежегодная Богословская конференция. Материалы. – М., 1999. – С. 183-193.
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Львовские чтения». 15.02.2025. Доклад «Что непонятно у классиков? (развитие речи ребёнка и формирование представлений о мире на уроках русского языка и литературного чтения)».
Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности, посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. 7-9 ноября 2024 года. Доклад «Произведения А.С. Пушкина на занятиях по русскому языку со студентами факультета начального образования».
Форум учителей русского языка «Современные аспекты повышения профессиональных компетенций учителей русского языка». Республика Дагестан, Махачкала, ДИРО, 17-18 октября 2024 года. Модератор секции «Совершенствование преподавания русского языка в начальной школе», Доклад «Современные правила орфографии в начальной школе, которые можно объяснить историей языка».
IV Казанский международный лингвистический саммит. Казань, 13–15 декабря 2023 г. Доклад.
Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности. 10.11.2023. М., МГУ. Доклад «Знания по истории родного языка и историческое просвещение будущих учителей начальных классов»
XXV Международная научная конференция «Русистика и современность». 14-16 октября 2022. Хунаньский педагогический университет. г. Чанша, КНР. Онлайн участие без доклада, в качестве слушателя.
Международная научно-теоретическая Online конференция на тему «Вопросы применения цифровых технологий и их коммерциализация в повышении качества образования». 15.04.2022. Доклад «Плюсы» и «минусы» цифрового образования для школьников и студентов: уроки пандемии» (г. Нукус, Узбекистан)
II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Львовские чтения». 12.02.2022. Доклад «О концепции серии учебных пособий для начальной школы».
Международная научная конференция «Язык и поэтика текста». Москва. МПГУ. 21.01.2022. Доклад «Идеи академика В.В. Виноградова о судьбе притяжательных имен прилагательных и их отражение в современной речи».
VII Международный форум по педагогическому образованию IFTE 2021. Казань, Казанский федеральный университет, 25-28 мая 2021. Доклад «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в условиях карантина (из опыта работы учителя).
Костомаровский форум 2021. Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. 24-28 апреля 2021 года. Участник. Без доклада.
Международная научно-теоретическая онлайн конференция на тему «Вопросы внедрения в практику научно-инновационных технологий в повышении качества обучения и воспитания». Доклад «Индивидуальный подход и онлайн обучение. Из опыта преподавания синтаксиса студентам 4 курса». Нукус, Нукусский государственный педагогический институт. 14-15 апреля 2021 года.
Международная научно-практическая конференция «Живое слово дороже мертвой буквы. Разговорная речь в коммуникативном пространстве XXI века». Москва, МПГУ, Доклад «Записано за студентами (о некоторых грамматических особенностях современной разговорной речи)». 1-2 апреля 2021 года.
Цикл образовательно-просветительских онлайн-мероприятий «Декабрь с Институтом Пушкина». Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. 19-30 декабря 2020 г.
II Международный форум «Детство: самоценность настоящего». Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И Герцена. 22-23 декабря 2020 г. Участник.
VII Международный педагогический форум «Язык, общество, человек» 4-7 декабря 2020 года. Санкт-Петербург. Участник.
Казанский международный лингвистический саммит «Вызовы и тренды мировой лингвистики» KILS-20. 16-20 ноября 2020 года. Доклад: «Нужен ли будущему учителю начальных классов курс «Основы истории русского языка»?»
Международная научная конференция «Русская литература XX – XXI вв. в современном мире: авторские стратегии». М, МГУ. 10-11 ноября 2020 года. Участник без доклада.
Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию со дня рождения профессора Т.А. Ладыженской. М., МПГУ. 16 октября 2020 года. Участник без доклада.
VI Международный форум по педагогическому образованию vIFTE-2020. Казань, Казанский Федеральный университет, 27 мая – 9 июня 2020 года. Доклад «Курс «Основы истории русского» языка в системе филологической подготовки учителей начальных классов.
Международная научно-практическая конференция в онлайн-формате «Русский язык и литература в славянском мире: история и современность». М, МГУ, 25 мая 2020 года. Участник без доклада.
IV Международная научно-практическая конференция «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования». 26-28 марта 2020 года. Пенза. Доклад «О некоторых особенностях речи современных студентов»
I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Львовские чтения». 15 февраля 2020 года. М., МПГУ. Доклад «О концепции пособия «Основы истории русского языка» для проведения занятий со студентам факультета начального образования».
XXVII Международная научно-практическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях». 28-29 января 2020 года. М., МПГУ. Доклад «Читая, понимаем родителей».
Международная научная конференция «В.В. Виноградов. Язык и поэтика текста», посвященная 125-летию В.В. Виноградова. 24 января 2020 года. М., МПГУ. Доклад «Идеи академика В.В. Виноградова о судьбе притяжательных прилагательных и местоимений и их подтверждение в современном русском языке»
Международная научно-практическая конференция «Язык в жизни человека и общества», посвященная 95-летию доктора филологических наук, профессора, почетного профессора МПГУ, заведующего кафедрой грамматики английского языка Марка Яковлевича Блоха. 28-29 ноября 2019 года. М., МПГУ. Доклад «Почему так важна была точность перевода для русских книжников XVI-XVII вв.?»
I Международная научно-практическая конференция «Добродомовские чтения»: язык – история – культура» 14-15 ноября 2019 г. М., МПГУ.
Доклад «Русские книжники XVI – XVII веков о точности перевода»
II съезд Общества русской словесности. М., МГУ, 6 ноября 2019 года. Участник
Международная научная конференция «Язык. Мысль. Текст» 5 ноября 2019 г. (в рамках Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы). М., МГУ им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. Общество русской словесности. Доклад «Единым словцом азбучным ересь о божестве вводится»
Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы. М., МГУ им. М.В. Ломоносова. 5-7 ноября 2019 г. Участник.
VIII Международная научная конференция «Русский язык: система и функционирование» (к 80-летию филологического факультета БГУ) 16-17 октября 2019 г. Минск, Белорусский государственный университет. Доклад «Судьба притяжательных лишена перспектив»? (В.В. Виноградов)
Международная научная конференция «Максимовские чтения». М. МПГУ, Институт филологии, кафедра русского языка. 12 апреля 2019 года. Участник (без доклада)
VI Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». М., МГУ., 20-23 марта 2019 г. – Восприятие Зиновием Отенским грамматического учения своего времени.
Педагогическое образование в условиях цифровизации экономики. Международная научно-практическая конференция. М., МПГУ, 2019. (без доклада).
Весенняя научная сессия МПГУ. – М., МПГУ, март 2019 г. – Анализ опыта преподавания курса «Основы истории русского языка» на факультете начального образования.
Участие в организации и проведении ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Филологические аспекты начального образования: история, современность, перспективы развития».
Заведующий кафедрой начального филологического образования им. М.Р.Львова
Доцент
Кандидат филологических наук
Вопросы истории русского языка, история русского литературного языка XVI - XVIII вв., язык русской классической литературы.