Образование
Нижнетагильский государственный педагогический институт, специальность «Рисование, черчение». Присвоена квалификация «Учитель средней школы», 1973 г.
Аспирантура НИИ СИМО АПН СССР, лаборатория математики. 1983 г.
Тема кандидатской диссертации
Специальность 13.00.02 – методика преподавания черчения: «Методика обучения применению разрезов на чертежах в курсе черчения восьмилетней школы», февраль1982 г.
Тема докторской диссертации
Специальность 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (черчение) "Развитие творческих способностей обучающихся в графической деятельности" 1992 г.
Курсы текущего учебного года
1. Современные тренды развития образования. (МП "Инновационные технологии в художественном образовании").
2. Информационные технологии в деятельности учителя. (МП "Инновационные технологии в художественном образовании")
3. Открытые и смешанные технологии обучения. (МП "Инновационные технологии в художественном образовании").
4. Развитие цифровой среды в образовании. (МП "Инновационные технологии в художественном образовании").
5. Проектная деятельность в художественном образовании. (МП "Инновационные технологии в художественном образовании").
6. Педагогическая практика.
7. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
8. Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы
9. Научно-исследовательская работа.
Публикации
- Монография. Глава 1. Цифровая трансформация как тренд в современном образовании. Коллективная монография «Современная наука, общество и образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации». – МЦИС Наука и просвещение. 2022 С. 6-46.
- Монография «Цифровая трансформация в художественном образовании». Уфа. – МЦИИ «Omega science», 2021. – 221 с. 13,43 усл. п. л.
- Монография. Глава 1. Цифровизация в подготовке художника-педагога. /Искусство и культура сегодня: новое осмысление: [Катханова Ю.Ф., Северова Т.С.]. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. – С. 4-29: ил.
- Монография «Творческие способности и их развитие в графической деятельности». из-во Среда. 2018.-150 с. 8,12 усл. п. л.
- Искусственный интеллект в образовательном пространстве. [Катханова Ю.Ф., Юй Си, Корыгин А.И.] Преподаватель 21 век. – 2022. – С. 215-223.
- Учебное пособие. Графическое моделирование: [Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И.] Уфа. – МЦИИ «Omega science», 2021. – 120 с. 13,95 усл. п. л.
- Визуализация учебной информации средствами мультимедиа) [Ю.Ф. Катханова, Е.А. Левашова, Г.М. Салтыкова] // Преподаватель XXI век. – 2021. – №3, ч. 1. – С. 187–192.
- Формирование дизайнерского мышления в школьной практике обучения. – Преподаватель 21 век, № 3.- 2019. – С. 178-186.
- Современная визуализация информационного пространства как педагогическая проблема. Третья Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования». Липецк. – 2019. С. 272-284.
- Технология смешанного обучения в высшей школе // Педагогические науки. ХХIV Международная научно-практическая конференция. – «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации». – Пенза. – 15 июля 2019. – С. 136-142.
- Мотивационные характеристики учебной деятельности студентов [Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Рывлина А. А] / Преподаватель 21 век. № 4. – 2019. – С.163-170.
- Когнитивные процессы в художественно-образовательной среде / Интерактивная наука. – 2019. – № 5 (39). – С. 29-31. – [Катханова Ю.Ф., Кульцевой Е.].
- Скрайбинг как средство визуализации учебной информации. / Современные тенденции развития системы образования: сборник статей [Катханова Ю.Ф. Пашкова В.А.] – 2019 – Чебоксары: ИД «Среда» – С. 53-55.
- К вопросу развития дивергентного мышления в рамках начальной школы. Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник статей VI международной научно-практической конференции. 5 апреля, 2019 г. Пенза. С.128-131.
- Дизайн-проектирование учебной среды как фактор образовательного процесса. Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение» / VIII International scientific conference OPEN INNOVATION. – 23 апреля 2019. С. 224-228.
- Дизайн-проектирование учебной среды как фактор образовательного процесса. Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение» / VIII International scientific conference OPEN INNOVATION. -2019. С. 224-228. (в соавт. с Константиновой А.С.).
- Электронные образовательные ресурсы в обучении цветоведению. [Катханова Ю.Ф. Свешникова Т.К.] / Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2019 г.) – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 54-59.
Всего более 200 публикаций.
Работы, входящие в Перечень РФ рецензируемых научных изданий:
- Прикладная направленность заданий по черчению. Школа и производство. 1985. № 2. С. 93.
- Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения педагогического дизайна. Преподаватель XXI век. 2010. № 4-1. С. 76-86.
- Эстетические аспекты воздействия цвета на человека. [Катханова Ю.Ф., Дун Юэ] / Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 3. Педагогические науки. Часть 2. Новосибирск, 2016. – С. 12-14.
- Формирование способности гармоничного цветового восприятия у художника-педагога. [Катханова Ю.Ф., Юэ Дун] // Преподаватель XXI век. № 3, Ч.1. 2016, С.204-212.
- Критерии гармоничного цветового восприятия [Катханова Ю.Ф., Юэ Дун]. // Преподаватель XXI век. № 1, Ч. 2, Москва, 2016, С. 193-199. 0,093.
- Дистанционное обучение в информационном образовательном пространстве.: Ж. «Sciences of Europe», No 5 (5),Vol 3 (Global science center LP) Чехия, Praha. 2016.- С. 36-39.
- 7. Развитие профессиональных качеств студентов в образовательной системе вуза при изучении начертательной геометрии. [Катханова Ю.Ф. Корзинова Е.И., Карев Б.А] \Издательство: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права» (Москва) ISSN: 2411-2275 Право и практика. 2017. № 4. С. 242-247. и.ф. 0,30.
- Творческое мышление художника-педагога как основа гармоничного цветовосприятия. [Катханова Ю.Ф., Дун Ю] /Право и практика. Издательство: АНО «”Научно-исследовательский институт истории, экономики и права» (Москва) ISSN: 2411-2275 Право и практика 2017. № 3. С. 212-216. и.ф. 0,249.
- 9. Комбинированная модель обучения будущих дизайнеров визуальной коммуникации. / Преподаватель 21 век. С. 230-233, 2018. и.ф. 0,093
- Развитие творческих способностей детей в процессе обучения изобразительному искусству [Катханова Ю.Ф. Лю Сяоин] // Преподаватель 21 век. № 3, 2018. С. 136-139. и.ф. 0,093.
- Мотивационные характеристики учебной деятельности студентов. [Катханова Ю.Ф. Корзинова Е.И. Рывлина А.А.] /Преподаватель 21 век. № 4 2019. С. 167-170.
- Формирование дизайнерского мышления в школьной практике обучения [Катханова Ю.Ф., Ван Ян] /Преподаватель 21 век. № 3 2019. С. 178-186.
- Тенденция развития визуализации информации в образовательной среде [Катханова Ю.Ф., Ван Ян] //Преподаватель XXI век. 2020. № 1-1. С. 154-158.
- Искусственный интеллект в образовательном пространстве. [Катханова Ю.Ф., Юй Си, Корыгин А.И.] /Преподаватель 21 век. – 2022. – С 215-223.
- Визуализации учебной информации средствами мультимедиа [Катханова Ю.Ф. Салтыкова Г.М., Левашова Е.А.] /Преподаватель 21 век. – 2021. – с.143-148.
Учебные электронные издания
- Мультимедийный учебник «Теория компьютерной графики дизайна» (для профильного обучения) – 30 час. видео лекций, 200 уроков. МО РФ, ГО РЦ ЭМТО, ММТиДО. http://mmt.teachpro.ru/University/ComputerGraphicAndDesignTheory/Html/lessons.html).
- Видеокурс. Культура русского народа. 132 лекции. 20 часов общей длит. С ММТиДО, конкурс Рособразованиа. (http://mmt.teachpro.ru/School/RussianCulture1011/Html/lessons.html).
- Видео курс «Духовно-нравственная культура русского народа» (для профильного обучения). 22 видео лекции, 3 часа общей длит С ММТиДО, конкурс Рособразованиа. (http://mmt.teachpro.ru/School/SpiritualCulture1011/Html/lessons.html).
- Видео курс «Изобразительное искусство для студентов педвуза». С ММТиДО, конкурс Рособразованиа. (http://mmt.teachpro.ru/University/GraphicArtForTeacher/Html/lessons.html);
- Видео курс «Искусство проектирования». В рамках внутренних конкурсов в МПГУ. (http://mmt.teachpro.ru/University/ProjectingArt/Html/lessons.html);
- Видео курс «Бумагопластика». 52 видео лекции, 8,4 час. общей длит. В рамках внутренних конкурсов МПГУ. (http://mmt.teachpro.ru/University/PaperPlastic/Html/lessons.html)
- Портал с шестью курсами по иностранным языкам для детей с ОВЗ (английский, немецкий, французский, испанский, китайский и японский языки)- www.PoliglotPro.com. По заданию ДО г. Москвы в рамках Субсидий.
- Самоучитель «Web-дизайн», 205 видео лекций. CD + бумажная версия. Совместно с ММТиДО – (http://mmt.teachpro.ru/Graphic/WebDesign/Html/lessons.html);
- Образовательная коллекция «Изобразительное искусство для младших школьников». 92 видеоурока, ММТиДО с 1С. http://mmt.teachpro.ru/School/GraphicArtSchool14/Html/lessons.html);
- Серия «Познавательная коллекция «Оригами». 183 видео урока DVD-ROM. Совместно с 1 С и ММТиДО. (http://mmt.teachpro.ru/Other/OrigamiSchool/Html/lessons.html);
- Серия Познавательная коллекция «Оригами для всей семьи». Книга и DVD-ROM. Совместно с ММТиДО и Питер-Пресс.
- Мультимедийное пособие «Corel Paint Shop Pro PHOTO XI». 88 видео лекции, 14,4 час. С ММТиДО. (http://mmt.teachpro.ru/Graphic/CorelPaintShopProPhotoXI/Html/lessons.html);
- Мультимедийное пособие «Corel Painter Essentials 3». Совместно с ММТиДО. (http://mmt.teachpro.ru/Graphic/CorelPainterEssentials3Full/Html/lessons.html) и др.
- Теория компьютерной графики и дизайна. (2 CD). http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=4170. – 2004.
- Самоучитель TeachPro Web-дизайн. 1С, Изд-во ММТ и ДО (книга+СD) http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=4090. Руководитель проекта и автор. – 2006.
- Изобразительное искусство для младших школьников (DVD). 1С, Изд-во ММТ и ДО http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=14929. Руководитель проекта и автор. – 2009.
- Изобразительное искусство для будущего учителя. 1С, Изд-во ММТ и ДО http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20220. Руководитель проекта и автор. – 2010.
- Оригами (DVD) http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=14929. 1С, Изд-во ММТ и ДО. – 2010
- Оригами для всей семьи. (DVD), Питер-пресс. Руководитель проекта и автор.2011.
- Культура русского народа (DVD) http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20199. Руководитель проекта и автор.2011.
- Духовно-нравственная культура (DVD) http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20200. Руководитель проекта и автор.2011.
Повышение квалификации
Повышение квалификации «Обеспечение качества образования обучающимися лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» 04 октября 2019 г. по 15 ноября 2019 г. Москва. 36 часов.
Повышение профессионального уровня педагогического работника посредством использования ИКТ. 19.03.2019. Липецк. 72 часа.
ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса». Ноябрь 2020.
Повышение квалификации «Организация образовательной деятельности в высшем учебном заведении в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования». Все региональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии». Липецк. Объем 72 часа. 22.07.2022 г.
Повышение квалификации «Эффективное использование современных компьютерных технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС». Москва. Московский институт профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов. Объем 72 часа. 26.08.2022 г.
Государственные и ведомственные награды
1. Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (От имени Президиума Верховного Совета СССР и Совета Депутатов трудящихся 1.4.1970).
2. Медаль «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР и Совета народных депутатов (от 08.04.1986).
3. Медаль “В память 850-летия Москвы” (Указ Президента Российской Федерации Б № 0065186 от 26.02.1997).
4. Медаль «За заслуги перед Липецким государственным педагогическим университетом» (26.05.2004).
5. Медаль 1-й степени «За заслуги в решении информационных проблем в мировом сообществе» (МАН ИПТ от 13.06.2013 г.).
6. Почетная грамота учительнице школы-интернат №1 за успехи в учебно-воспитательной работе. ОНО г. Сатки, Челябинской обл. Горком профсоюза, октябрь 1971.
7. Почетная грамота МП РСФСР и Республиканского Комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений РСФСР за успешную работу по подготовке кадров народного образования. № 226426 от 14.09.1982.
8. Благодарственное письмо. За идеи, мечты и уроки. Липецкий государственный педагогический университет, 27 сентября 2003 г.
9. Почетная грамота Главы администрации Липецкой области, Областного Совета депутатов. За большой вклад в подготовку педагогических кадров для общеобразовательной и высшей школы. Липецк, 2003 г.
10. Почетная грамота Ученого Совета ФАО МПГУ за многолетнюю плодотворную работу, большие успехи в учебной, научной и педагогической деятельности. Март, 2006 г.
11. Диплом за 1-е место в конкурсе «Учебно-методические пособия на бумажных и электронных носителях для общеобразовательной школы» Международная Академия наук информатизации, информационных процессов и технологий (МАН ИТП). Октябрь 2007.
12. Диплом ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» за активную деятельность в области художественного образования. Сентябрь 2009.
13. Почетная грамота Ученого Совета ВПО МПГУ за многолетнюю плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов, по развитию научных исследований и в связи с юбилеем объявлена благодарность ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет» (10.02.2011).
14. Благодарность ФГБУ ВПО «МПГУ» за многолетнее сотрудничество и содействие в организации профориентационных мероприятий университета. М. 2014.
15. Благодарственное письмо Чрезвычайного и Полномочного посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Ли Хуэй от 17 декабря 2015 г.
16. Почетная грамота МПГУ за многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в подготовку научных и педагогических кадров. Москва, ноябрь, 2017 г.
17. Грамота за добросовестный труд, инициативность в достижении результатов. Институт изящных искусств ХГФ МПГУ. 2019 г.
18. Почетный профессор МПГУ. Приказ от 28.06.2021, протокол № 10.
Достижения и поощрения
Доктор педагогических наук, профессор.
Почетный профессор МПГУ.
Член диссертационного совета Д 212.154.03
Член Ученого совета МПГУ.
Член Ученого совета Института изящных искусств
Член Учебно-методического совета художественно-графического факультета.
Руководитель магистерских образовательных программ:
44.04.01 Инновационные технологии в художественном образовании,
54.04.01 Дизайн мультимедиа.
Член редакционной коллегии журнала «Преподаватель 21 век».
Архив учебных курсов
1. Информационное пространство образовательной среды. (МП "Дизайн образовательной информационной среды")
2. Среда открытого образования. (МП "Дизайн образовательной информационной среды").
3. Образовательный контент в online. (МП "(МП "Инновационные технологии в художественном образовании").
4. Информационные технологии в художественном творчестве. (МП "Инновационные технологии в художественном образовании").
Исследовательские проекты и гранты
2005 г. МОН. ФЦП «РЕОИС». Разработка ЭСУН по курсу «Компьютерная графика и дизайн». http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=4180.
2007 г. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». Информационно-образовательная среда. Проект «Педагогический дизайн».
2007 г. Федеральное агентство по образованию (ФАО). Конкурс 2K-591. Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся. Лот «Профильное обучение МХК 10-11 классы».
2008 г. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Информационно-образовательная среда. Лот «Педагогическое проектирование и технология разработки цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
2008 г. ФАО. ФЦ РЯ. Я-21 Лот «Разработка мультимедийных УМК по изучению русского языка, литературы и культуры русского народа для дистанционного профильного обучения детей соотечественников в СНГ».
2008 г. МОН. Ф-146/9. Разработка МИРО по Обществознанию.
2009 г. МОН. Ф-137. Разработка МИРО по проведению ЕГЭ.
2010 г. МОН. Ф-244/7. Разработка МИРО по СПО Реклама.
2010 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Разработка, внедрение и сопровождение мультимедийного обучающего курса для всех категорий временных переписных работников Всероссийской переписи населения.
2011 г. ИОП. Конкурс 1.3.1.5. Разработка методического обеспечения модульных и элективных дисциплин цикла ГСЭ ГОС ВПО и специализаций, обеспечивающих общекультурную подготовку специалистов.
2014 -2015 гг. Мероприятие №2 Московского Департамента образования: "Реализация на базе МПГУ портала дополнительного образования детей с ОВЗ по 6 иностранным языкам" по приоритетному направлению № 4.