Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Ирина Викторовна

Харитонова

Образование

1. 1979 -1984, МГПИ им. В.И. Ленина (МПГУ), диплом с отличием, специалитет, учитель французского и немецкого языков, звание учителя средней школы.
2. 1989-1992, аспирантура МПГУ (кафедра лексики и фонетики французского языка).
3. 1998-2001, докторантура МПГУ (кафедра лексики и фонетики французского языка).
4. 2002-2003, прикрепление к кафедре философии МПГУ для завершения работы над докторской диссертацией.

Тема кандидатской диссертации

Тенденции образования глагольных фразеологических единиц в современном французском языке (на примере фразеоструктуры V+en+N)

Тема докторской диссертации

Системное исследование языка: философско-методологический аспект

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат:
1. Теоретическая фонетика французского языка.
2. Основы межкультурной коммуникации.
3. Методика обучения иностранному языку (французскому, испанскому).
4. Методика обучения французскому языку.
5. Учебная практика.
6. Производственная практика.
7. Практика НИР.

Магистратура:
1. Методология исследовательской деятельности.
2. Тренинг профессионального общения.
3. Теория и практика межкультурной коммуникации.
4. Практика НИР.

Аспирантура:
1. Проектирование цифровой образовательной среды.
2. История и философия науки (модуль история науки).
3. Романские языки.
4. Практика НИР.

Публикации

Опубликовано 80 работ. Среди них

– монографии:

1. Харитонова И.В. Теоретические основы системного исследования языка. Монография. – 2003.
2. Харитонова И.В. Системный подход к исследованию языка. Монография. – 2004.

Системный подход к исследованию языка. Монография. – 2016 (в соавторстве с Золотухиным Д.С., Матвеевой А.А.).

– учебные пособия:

1. Харитонова И.В. Французский язык для поступающих в вузы. Учебное пособие. – 1996, 2005. (в соавторстве).
2. Харитонова И.В. Франция как она есть. Учебное пособие. – 2000, 2002, 2007 (в соавторстве).
3. Харитонова И.В. Французский язык. Базовый курс. – 2013 (в соавторстве).

Практикум по работе с зарубежными источниками информации (на материале французского и немецкого языков). – Москва: МПГУ, 2014 (в соавторстве).

Харитонова И.В. Теория и практика межкультурной коммуникации. Учебно-методическое пособие (в соавторстве). – М.: МПГУ. – 2018

– статьи в периодических изданиях, рецензируемых ВАК и входящих в РИНЦ:

1. Харитонова И.В. Философско-методологический подход к определению места языка в системе образования. – Наука и школа. – 2004.
2. Харитонова И.В. Информация, язык и развитие личности: философский аспект. – Развитие личности. – 2004.
3. Харитонова И.В. О новых подходах к формированию компетентности студентов в области иностранного языка. – Преподаватель XXI век. – 2009.
4. Харитонова И.В. Системное исследование языка: построение балансовой модели (на примере современного французского языка). – Преподаватель XXI век. – 2013. – № 1.
5. Харитонова И.В. Функциональная модель языка. Язык. Культура. Речевое общение. – 2013. – № 2.
6. Харитонова И.В. Вариантность фразеологических единиц с компонентом-зоонимом как проявление нелинейности во фразеологической системе французского языка. – Преподаватель XXI век. – 2014 (в соавторстве).- № 2.

7. Харитонова И.В. Восприятие звука и звукоподражание в системе языка и познании. Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2015. –  № 7 (том 7) (в соавторстве)

8. Харитонова И.В. Коммуникация: формально-семантический анализ. Преподаватель XXI век. – М.: 2017. – № 3 (в соавторстве).

9. Харитонова И.В. Системное использование медийных средств обучения грамматике французского языка на основном этапе общего образования (на примере согласования времен изъявительного наклонения). Наука и школа. – Москва: 2018. – № 6 (в соавторстве).

10. Харитонова И.В. Формирование организационного подхода к изучению языковых явлений в западно- и восточноевропейской методологии науки (на примере теорий Ф. де Соссюра и А.А. Богданова) [Электронный ресурс] // Теория языка и межкультурная коммуникация. Электронный научный журнал Курского государственного университета. –  2019. № 2 (33). URL: https://tl-ic.kursksu.ru/#new-number  (дата обращения: 24.06.2019) (в соавторстве).

11. Харитонова И.В. Глаголы, обозначающие звуки фауны во французском языке: феноменологический анализ. Преподаватель XXI век. – М.: 2019. – № 3 (в соавторстве).

12. Харитонова И.В. Formation of organizational. Approach to the study of linguistic phenomena in western and eastern European scientific methodology (cse study of F.de.Saussur’s and A. Bogdanov’s theories). 02-06 октября 2019 г. II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном пространстве «Восток-Запад: пересечения культур»/статьи, доклады II Всемирного конгресса в Японии 2019 года/Япония, Киото/Сангё, издательство «Tanaka Print». Том 1. 2019. 727 с. – –. JAIRO, NII, SCOPUS. – С.с. 182 – 191 (в соавторстве)

13. Харитонова И.В. Ономатопея как объект французской лексикографии (Charles Nodier: Dictionnaire raisonné des onomatopées françaises, 1808). Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака: Сборник статей по итогам V международной конференции (25–27 марта 2020 года). – М.: Издательство «Спутник +», 2020. –С.с. 408-412. – 462 с. Печатная

14. Харитонова И.В. Ономатопея как прямая репрезентация объектов действительности (на материале французского словаря Enkhel, P., Rézeau, P., Dictionnaire des onomatopées. – 2003). Романские языки: взаимодействие литературы и культуры народов: Материалы международной научной конференции 23-24 июня 2020 г. / отв. ред. И.В. Скуратов. – М.: ИИУ МГОУ, 2020. –  С.с. 376-380. Печатная

15. Харитонова И.В. Синонимия фразеологических единиц с компонентом – номинатом эмоции ‘любовь’ (на материале французского языка). Международный научный журнал / Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4 (83). – С.с. 468-471. – 508 с. Печатная. URL: http://amnko.ru. ВАК.

16. Харитонова И.В. Modèle logique de la formation des unités phraséologiques. Электронная. Journal of science. Lyon.  – 2020. – № 12. – с. 61-63. URL: http://www.joslyon.com/wp-content/uploads/2020/11/Lyon_13IISN 3475-3281

17. Харитонова, И.В. Логико-символические модели формирования антонимических отношений в корпусе глагольных фразеологических единиц с компонентом-номинатом эмоций ‘любовь’, ‘ненависть’, ‘радость’, ‘грусть’, ‘смелость’, ‘трусость’ / И. В. Харитонова, Л. Н. Гурская // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2(87). – С. 588-591. – DOI 10.24412/1991-5497-2021-287-588-591. Печатная. ВАК.

18. Гурская, Л.Н., Харитонова И.В. Антонимия французских глагольных фразеологических единиц с компонентом номинатом эмоций ‘любовь’, ‘ненависть’, ‘радость’, ‘грусть’, ‘смелость’, ‘трусость’ / Л. Н. Гурская, И. В. Харитонова // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака : Сборник статей по итогам VI международной конференции, Москва, 22–26 марта 2021 года. – Москва: ООО “Издательство “Спутник+”, 2021. – С. 159-162. Печатная. ВАК

19. Беляева, Е.Е., Харитонова И.В. Взаимосвязь звуковой оболочки слова и его номинативных функций: этимологический аспект (на примере французских глаголов gemir, geindre, (se) plaindre, (se) lamenter) / Е. Е. Беляева, И. В. Харитонова // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 3-2. – С. 312-320. – DOI 10.31862/2073-9613-2021-3-312-320. Печатная. ВАК.

20. Беляева, Е.Е., Харитонова И.В. Мультимедиа как средство обучения иностранным языкам: психолого-педагогический аспект / Е. Е. Беляева, И. В. Харитонова // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 11-16. Печатная. ВАК.

21. Харитонова, И.В. Влияние мультимедийных средств обучения на воображение изучающих иностранные языки: философско-дидактический аспект / И.В. Харитонова, Е. Е. Беляева // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 17-24. Печатная. ВАК.

22. Харитонова, И. В. Французский кофеологический лексикон как феномен познания, языка и культуры / И. В. Харитонова, Е. Е. Беляева // Преподаватель XXI век. – 2022. – № 2-2. – С. 368-377. – DOI 10.31862/2073-9613-2022-2-368-377. – EDN EYFEXT.

23. Харитонова И.В. Французский язык: базовый курс: Учебник / И.В. Харитонова, Е.Е. Беляева, А.С. Бачинская, Н.А. Гребнев, Н.Т. Яценко. — 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: Прометей, 2022. — 418 с. Печатная. ISBN 978-5-00172-279-3

Коллективная монография

Харитонова, И.В. Ономатопея в системе языка и познании (на материале французского языка) / И.В. Харитонова, Е.Е. Беляева // Романские языки и мир человека. – Москва: ООО “Издательство “Спутник+”, 2022. – С. 85-122. – EDN FISKDV. Печатная.

Повышение квалификации

1. 2019 г.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), программа повышения квалификации «Комплексная безопасность», 2019, 72 ч., регистрационный номер 057/350-2019, дата выдачи 22 апреля 2019 регистрационный номер 01152-ПК-2019, дата выдачи 27 мая 2019 г.
2. 2019 г.: МПГУ, программа повышения квалификации «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 36 часов.
3. 2019 г.: МПГУ, программа повышения квалификации «Разработка образовательных программ подготовки педагогов в соответствии с ФГОС ВО 3++ и организация образовательного процесса по программам высшего образования» 17.04.-17.05 2019, 128 часов. Удостоверение 772408215199. Регистрационный номер 01152-ПК-2019. Дата выдачи 27.05.2019 г.
4. 2020 г.: Романские языки в функциональном и дидактическом аспектах, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", Удостоверение, 772411318787, выдано 30.06.2020 г.
5. 2020 г.: Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", Удостоверение, 772411319382, выдано 17.06.2020 г.
6. 2021 г.: Цифровое обучение: методики, практики, инструменты (72 ч.), № ЛП21 00305504, Юрайт, выдано: 01.08.2021 г.
7. 2022 г.: Основы противодействия коррупции в сфере образования (72 ч.), № 00865-ПК-2022 МПГУ, выдано: 05.05.2022 г.
8. 2022 г.: Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего. (72ч.). 07.04.2022 - 20.05. 2022, МПГУ, № 7701100584119, выдано 30.05.2022 г.



Государственные и ведомственные награды

1. Почетная грамота Ученого совета МПГУ в связи со 130-летием МПГУ (2002).
2. Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2014).
3. Почетная грамота Ученого совета МПГУ в связи со 145-летием МПГУ (2017).
4. Почетная грамота Ученого совета МПГУ в связи со 150-летием МПГУ (2022).

Достижения и поощрения

1. Диплом участника конкурса учебно-методических работ МПГУ 2014 года за учебное пособие "Французский язык. Базовый курс" (в соавторстве).
2. Международный научно-исследовательский конкурс «Студенческие научные достижения». – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. Диплом 1 степени (в соавторстве).
3. Подготовила 4 кандидатов наук по специальности 10.02.05 – романские языки (5.9.6 языки народов зарубежных стран (романские языки)).










Архив учебных курсов

Уровень бакалавриата:
1. Иностранный язык (французский).
2. Деловой иностранный язык (французский).
3. Иностранный язык второй (французский).
4. Язык электронных и традиционных франкоязычных СМИ.
5. Теория и практика межкультурной коммуникации.
6. Введение в теорию межкультурной коммуникации.
7. Практикум по межкультурной коммуникации.
8. Редактирование текста.
9. Речевая деятельность общества.
10. Актуальные проблемы грамматики французского языка.
11. Теоретическая фонетика французского языка.
12. Основы межкультурной коммуникации.
13. Французские современные исследования по философии и истории философии.
14. Методика обучения иностранному языку (французскому, испанскому).
15. Методика обучения французскому языку.
16. Учебная практика.
17. Производственная практика.
18. Практика НИР.

Уровень магистратуры:
1. Иностранный язык для специальных целей.
2. Лингводидактические технологии в поликультурной среде.
3. Методология исследовательской деятельности.
4. Тренинг профессионального общения.
5. Теория и практика межкультурной коммуникации.
6. Практика НИР.

Аспирантура:
1. Проектирование цифровой образовательной среды.
2. История и философия науки (модуль история науки).
3. Романские языки.
4. Практика НИР.

Профессиональная деятельность

С 1985 года работает в МГПИ-МПГУ в качестве преподавателя.

В 1995 – 2014 г.г. – заведующий кафедрой романо-германских языков гуманитарных факультетов. С 2014 года – заведующий кафедрой романских языков им. В.Г. Гака Института иностранных языков.

Стаж научно-педагогической работы составляет 37 лет, из них 36 лет – в МПГУ. Опыт заведования кафедрой составляет 27 лет.

С 2006 года – член Ассоциации преподавателей французского языка России («Association des Enseignants de Francais / Russie (AEFR)») в составе Восточно-Европейского отделения Международной федерации преподавателей французского языка.

Под руководством и по инициативе Харитоновой И.В.: начиная с 2016 г. кафедра ежегодно проводит Международную научную конференцию «Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака» (в 2022 году VII-ая по счету конференция посвящена 150-летию МПГУ, в 2023 году VIII-ая по счету конференция посвящена 75-летию ИИЯ), по итогам которой издаются сборники научных трудов, индексируемые в РИНЦ; начиная с июля 2020 года действует педагогический видеоканал кафедры FR&EStyle, который выполняет образовательные, просветительские и воспитательные функции и имеет много подписчиков.

Харитонова И.В. была рецензентом 3 монографий, 3 учебных пособий и 4 научных статей, а также составителем 2 сборников статей, опубликованных по итогам международных конференций, редактором 4 изданий.

За последнее время опубликованы 14 научных статей по вопросам лингвистики, философии и лингводидактики в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Харитонова И.В. является автором статей в журналах «Иностранные языки в школе», «Наука и школа», «Развитие личности».

Является автором 96 научных, научно-методических и учебно-методических работ, среди которых 5 монографий (одна коллективная, выпущенная к 150-летию МПГУ, 2022 г.), учебное пособие «Французский язык для поступающих в вузы» (издательство «ВЛАДОС», 2005 г.), учебник «La France telle quelle/Франция, как она есть Франция, как она есть» (издательство «ВЛАДОС», 2000, 2002, 2007 г.г.) выдержал 3 издания, учебник «Французский язык. Базовый курс» (издательство «Прометей») вышел в свет в 2013, 2017 и 2022 годах, Практикум по работе с зарубежными источниками информации (на материале французского и немецкого языков) (издательство МПГУ, 2014 г.), учебные пособия для магистратуры «Теория и практика межкультурной коммуникации» (издательство МПГУ, 2018 г.) и «Французский язык для специальных целей» (издательство МПГУ, 2023 г.) др.

На кафедре романских языков им. В.Г. Гака Харитонова И.В. руководит тремя темами НИР: 6.2.1.7 Актуальные проблемы фонетики, фонологии, морфонологии и грамматической теории (испанский и французский языки), 5.7.6. Научное обоснование современных стратегий и прогнозирование тенденций развития образования. Технологии управления образовательными системами в современном мире, 5.7.6.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в сфере образования. Активно вовлекает студентов и преподавателей кафедры в совместное проведение научных исследований, опубликованные результаты которых представлены в сотрудничестве с 20 соавторами.

Харитонова И.В. – рецензент 10 изданий (3 монографий, 4 учебных пособий и 1 словаря), а также составитель 6 сборников статей, опубликованных по итогам международных конференций, ответственный редактор – 1 издания, редактор 3 изданий.

В МПГУ Харитонова И.В. является заместителем председателя диссертационного совета 33.2.013.15 по научной специальности 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (германские языки, романские языки) (филологические науки), членом диссертационного совета 33.2.013.04 (научные специальности: 5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки); 5.7.2. История философии (философские науки); 5.7.6. Философия науки и техники (философские науки).)

Наукометрические показатели (РИНЦ)[1]:

Общее количество статей                                                                          7

Число цитирований                                                                                     129

Индекс Хирша                                                                                             7

Scopus – общее количество статей                                                           1

Число публикаций, процитировавших работы автора –                         86

Число цитирований из зарубежных журналов                                        2 (1,9%)

Число цитирований из российских журналов                                         41 (39,4%)

Число цитирований из российских журналов из перечня ВАК             36 (34,6%)

Число цитирований из российских переводных журналов                    1 (1,0%)

Число цитирований из журналов с ненулевым импакт-фактором            42 (40,4%)

[1] https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=465208

 

Исследовательские проекты и гранты

1. РГНФ Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследовании и поисковых научных исследовании отдельными научными группами.
Название проекта: "Разработка и применение интеракционального подхода в исследованиях когнитивно-коммуникативных систем".
Номер проекта 14-18-01611
Код типа проекта ОНГ
Отрасль знания 08
Основной код классификатора 08-601
Дополнительные коды классификатора 08-453 08-704
Код ГРНТИ 02.31.21
2. РГНФ, конкурс 2016 года
Название конкурса «Основной конкурс 2016 года»
Название проекта «Разработка и применение интеракционального подхода в исследованиях когнитивно-коммуникативных систем»
Тип проекта а - проекты проведения научных исследований, выполняемые научными коллективами или отдельными учеными
Область знания 04
Код классификатора04-120
Заявка № 16-04-00479
3. РФФИ, конкурс 2018 года
Название проекта «Разработка интеракционального подхода в исследованиях когнитивно-коммуникативных систем»
Код и название конкурса А Инициативный
Область знаний 12 ФИЛОЛОГИЯ и искусствоведение
Научная дисциплина - основной код 10.02.05 – романские языки
Заявка 18-012-00523
4. РФФИ, конкурс 2019 (в соавторстве с Золотухиным Д.С.)
Название конкурса Экспансия «Конкурс на соискание финансовой поддержки для подготовки и опубликования научных обзорных статей»
Название проекта «Методология формирования иноязычной терминологической компетенции обучающихся на уровне магистратуры»
Заявка 19-113-50198

Участие в конференциях

Современные тенденции в науке и образовании. Международная научно-практическая конференция 3 марта 2014 г. «АР-Консалт», 2014 г.

Язык, культура, речевое общение. Международная научная конференция, посвященная 90-летию профессора Марка Яковлевича Блоха.

Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных наук. II-ая международная научно-практическая конференция. – Омск, 7 мая 2015.

Международная конференция «Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака». 16 марта 2016 года. – Москва.

Международная конференция Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака». (15-16 марта 2017 года). – Москва

ФГБОУ ВО «МГЛУ» 19-21 октября 2017 г. Международная научно-практическая конференция «Романистика в эпоху полилингвизма». – Москва

Научно-практический международный семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» на тему: «Образование в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога». 29-30.11.2017. МПГУ:

Международная научая конференция Эволюция романских языков от языка народности к языку нации. 26-27 июня 2018 г. = МГОУ, Москва

Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Института иностранных языков. г. Москва, 22-24 ноября 2018 г.

IV Международная конференция «Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака». 13-15 марта 2019 г. – Москва: МПГУ.

III Европейский конгресс преподавателей французского языка, 4 – 8 сентября 2019 г. Афины, Греция.

II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме ВOСТОК-ЗАПАД: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУЛЬТУР Университет Киото Сангё, Япония, Киото 2-6 октября 2019 г.

Formation of organizational. Approach to the study of linguistic phenomena in western and eastern European scientific methodology (cse study of F.de.Saussur’s and A. Bogdanov’s theories). 02-06 октября 2019 г. II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном пространстве «Восток-Запад: пересечения культур»/статьи, доклады II Всемирного конгресса в Японии 2019 года/Япония, Киото/Сангё, издательство «Tanaka Print». Том 1. 2019. 727 с. – –. JAIRO, NII, SCOPUS. – С.с. 185- 191 (в соавторстве с Золотухиным Д.С.)

Ономатопея как объект французской лексикографии (Charles Nodier: Dictionnaire raisonné des onomatopées françaises, 1808). Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака: V международная конференция (25–27 марта 2020 г. М.: МПГУ (в соавторстве с Беляевой Е.Е.)

Ономатопея как прямая репрезентация объектов действительности (на материале французского словаря Enkhel, P., Rézeau, P., Dictionnaire des onomatopées. – 2003). Романские языки: взаимодействие литературы и культуры народов: Международная научная конференция 23-24 июня 2020 г. М.: ИИУ МГОУ (в соавторстве с Беляевой Е.Е.)

Антонимия французских глагольных фразеологических единиц с компонентом номинантом эмоций ‘любовь’, ‘ненависть’, ‘радость’, ‘грусть’, ‘смелость’, ‘трусость’ / Л. Н. Гурская, И. В. Харитонова // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака : Сборник статей по итогам VI международной конференции, Москва, 22–26 марта 2021 года. – Москва: ООО “Издательство “Спутник+”, 2021. – С. 159-162. Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака : VI международная конференция, Москва, 22–26 марта 2021 года. – Москва: МПГУ


Заведующий кафедрой романских языков

Доцент

Доктор философских наук, кандидат филологических наук


Профессиональные интересы

Иностранные языки, лингвистика, лингводидактика, философия языка и обучения, этнолингвистика и этнопсихология


Контактная информация

119571, Москва, проспект Вернадского, 88. Кабинет № 721
8 (499) 4000248: доб.694
iv.kharitonova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)