Подугольникова, Т.А., Козлова, Е.А., Носова, М.Ф., Комова, Н.С. Развитие зрительной работоспособности с помощью интерактивной компьютерной программы «Кодинг» у детей с нарушением бинокулярного зрения// Дефектология – № 6, 2006 г. – С.59-66.
Подугольникова, Т.А., Козлова, Е.А., Носова, М.Ф., Комова, Н.С., Самохина, Н.В. Развитие зрительной работоспособности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью интерактивной программы «Кодинг»// Сб. Департамента образования г.Москвы «Основные направления развития дошкольного образования» – М., 2007г. – С.68-73.
Комова, Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии // Школьный вестник – №5, 2008г. – С.1-4.
Бондаренко, М.П., Комова, Н.С. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – №3, 2010г.– С. 1–16.
Комова, Н.С. Психологическая диагностика детей с нарушением зрения дошкольного возраста // Сб. материалов (в трех частях) IV-ой международной научно-практической конференции «развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы» г. Санкт-Петербург, НОУ «Институт специальной психологии и педагогики» – часть I, 2010г. – С.34-37.
Комова, Н.С., Козлова, Е.А., Пролагаева, Г.Н., Лемехова, Г.В., Самохина, Н.В. Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения // Вестник тифлологии. – №2, 2010г., – С.95-98.
Комова, Н.С., Козлова, Е.А. Использование пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – №3, 2011г.– С. 1–16.
Комова, Н.С. Элементы комплексной коррекционно – компенсаторной технологии успешности обучения и адаптации детей с нарушением зрения/ Сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: опыт и перспективы». 14-15 октября 2011г. Г.Баку – Республика Азербайджан.
Денискина, В.З., Комова, Н.С. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – №2, 2013г. – С. 3-10.
Соколов, В.В., Комова Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – №6, 2013г. – С. 33-42.
Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: Методическое пособие /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – (Комова, Н.С. раздел I гл.6: 6.5, раздел II, гл. 10: 10.2). – Тираж – 1000 экз.
Комова, Н.С. Дифференцированный подход в определении специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Образовательных условий обучения детей с нарушением зрения / Н.С. Комова // Инклюзивное образование: современные проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Ереван,1-2 октября 2015 г. – Ереван: АГПУ им. Хачатура Абовяна, 2015. – С.235-240.
Комова, Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016г. — №3. — С. 19–28.
Комова, Н.С. Организация обследования и определение образовательных условий обучения слепого и слабовидящего ребенка специалистом ПМПК/ Н.С. Комова // Образование в Кировской области.— 2016г. — №1. — С. 28–34.
Комова, Н.С. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с нарушением зрения / Н.С. Комова // Школьный вестник. — 2016г. — №5. — С. 1–18.
Денискина, В.З. Комова, Н.С. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс / В.З. Денискина, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016г.— №7. — С.8-20. (работа выполнена в рамках Государственного Задания №2016/Р12 Минобрнауки РФ).
Комова, Н.С. Слабовидящий школьник в инклюзивном образовании / Н.С. Комова // Школьный вестник. — 2016г. — №9. — С. 3–11.
Козлова, Е.А. Комова, Н.С. Дидактические игры как средство реализации коррекционно-развивающих задач на занятиях с детьми, имеющими нарушение зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – №2, 2017г.– С. 1–16.
Яшин, А.Д., Соколов, В.В., Комова, Н.С. Специфика обучения детей с глубоким нарушением зрения работе на персональном компьютере /А.Д. Яшин, В.В. Соколов, Н.С. Комова // Университетский округ МГПУ – интеграция науки, образования и практики: материалы межрегиональной конференции (г. Москва, 3-5 мая, 2017г.). – М: УЦ «Перспектива», – С. 298-305.
Комова Н.С., Соколов В.В. Выбор профессии слепыми школьниками старших классов и их востребованность на рынке труда [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 12–20. doi:10.17759/psyedu.2017090402
Методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями зрения/ авт.-сост.: Л.Ю. Вакорина, Е.А. Козлова, Н.С. Комова, Н.В. Самохина, Т.А. Соловьева/Федеральный центр психолого-медико-педагогической комиссии. – Москва, 2018. – 43 с. ФЦ ПМПК ББК 74.33 М54
Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями/ Учебное пособие для студентов под ред. Л.А. Головчиц. ISBN: 978-5-4263-0843-5 Москва : МПГУ, 2019.– 288 с. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.А. Головчиц [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/94640.html.— ЭБС «IPRbooks»
«Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (бакалавриат). Том 6» [Электронный ресурс]: методическое пособие/ А.А. Алмазова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019.— 454 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/94670.html.— ЭБС «IPRbooks».
Комова Н.С., Соколов В.В. Подходы к разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушением зрения на этапе основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 8. С. 38-47.
Городской научно-практический семинар «Особенности организации государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ», 16 февраля 2015 г. Доклад «О создании специальных условий для проведения государственной итоговой аттестации для слепых обучающихся». Организаторы: Департамент образования города Москвы, МГППУ, ИПИО, Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, http://www.inclusive-edu.ru/life_news/
Городской научно-практический семинар «Актуальные вопросы разработки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ», 23 марта 2015 г. Доклад «Разработка АООП для детей с нарушениями зрения». Организаторы: Департамент образования города Москвы, МГППУ, Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования.
Круглый стол «Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование: проблемы и меры по развитию инклюзивного образования в России» (поручения Президента РФ от 12.12.14. №Пр-2876 пп. 2 «б» и 3 «б»), 21 мая 2015 г. Доклад «Проблемы доступности образования детям с нарушением зрения». Организаторы: рабочая группа Центрального штаба ОНФ.
Всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы, 15-17 сентября 2015 г. Ведущая секции «Вопросы обеспечения и реализации АООП ФГОС НОО обучающихся с нарушениями зрения», доклад «Особенности реализации АООП образования обучающихся с нарушениями зрения».
Выступление с докладом на Республиканском Совете незрячих специалистов при ЦП ВОС 20 ноября 2015 г. Доклад «Образовательные стандарты для коррекционных школ, обучающих слепых и слабовидящих детей».
ФГБОУ ВО МГППУ конференция 25-27 сентября 2016 г. “Использование в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений ПМПК”, секция и доклад: «Использование в работе тифлопедагога ПМПК новых классификаций и критериев».
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» VI Международная научно-практическая конференция «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» 18 мая 2017 г.
ФГАОУ ВО РУДН Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики» 12-14 октября 2017 г. Проведение вебинара и доклад: Организация и проведение психолого-педагогического обследования лиц с глубоким нарушением зрения (слепые и слабовидящие).
II Всероссийский съезд дефектологов г.Москва, 2-3 ноября 2017 г. эксперт секции «Управление профессиональным развитием тифлопедагога: опыт, вызовы, перспективы».
VIII Международная Конференция ICEVI Восточно-европейских стран «Доступная среда для людей с ограниченными возможностями: технологический и социальный аспект». Организатор: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» (СГТУ имени Гагарина Ю.А.). 27-29 сентября 2018 г. Место проведения: г. Саратов. Модератор секции и докладчик: Комова Н.С. «Технологии проектирования и реализации АОП для дошкольников с нарушениями зрения».
Всероссийская конференция «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры» 25-26 октября 2018 г. Организованная Министерством Просвещения РФ, Федеральный центр ПМПК, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Доклад: ст. преподаватель Комова Н.С. «Обследование ребенка с нарушениями зрения на ПМПК».
Всероссийское совещание руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями зрения, организованное Министерством Просвещения РФ и
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», г.Липецк, 17-19 апреля 2019г. ст. преподаватель Комова Н.С. доклады: «Требования к образовательным результатам основного общего образования обучающихся с нарушениями зрения», «Презентация программы переподготовки ГБОУ ВО МПГУ «Тифлопедагогика», предусматривающей возможность обучения без отрыва от основной профессиональной деятельности».
Преподавание на КПК для ППС ФГАОУ ВО РУДН по обучению лиц с нарушением зрения в ВУЗе (подготовка материалов очно-заочного обучения по заявленной теме, обучение) 2018-2019 уч.год.; 2022-2023 гг.
Выполнение работ «Специфика деятельности специалистов ПМПК» в рамках ГК № 07.Z06.11.0011 от 25 июля 2019 г. «Обучение специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в 2019 – 2020 годах» ст. преподаватель Комова Н.С.
Проект ФГБНУ “Центр защиты прав и интересов детей” по разработке примерных адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 5-6 классов, 2019 г. в соавторстве со ст.преподавателем Соколовым В.В. и доцентом Денискиной В.З.
Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности». Организаторы: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Дата проведения – 27 апреля 2020 г. (дистанционно). Тема выступления: «слабовидящий обучающийся в инклюзивной школе» ст. преп. Н.С. Комова.
Член жюри в заключительном этапе Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог – 2020», организованном Министерством просвещения РФ.
Всероссийский обучающий семинар для педагогов и руководителей общеобразовательных организаций «Организация деятельности тьютора по вопросам работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью» 6 мая 2020 г. Лекция «Особенности деятельности тьютора с обучающимися с нарушениями зрения».
Лекция «Психолого-педагогическое сопровождение и система специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения», которая состоялась в рамках Всероссийского обучающего семинара для руководителей и специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью» 21.04.2020.
Лекция «Технология воспитательной работы с детьми с нарушением зрения в общеобразовательных организациях», которая состоялась в рамках Всероссийского обучающего семинара для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций «Воспитательная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью» 27.04.2020.
Обучающий вебинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель дефектолог-2020» 04.10.2020г. «Адаптация визуального материала для работы с детьми, имеющими нарушения зрения».
Российская академия образования: обучающий семинар для учителей-дефектологов образовательных организаций, психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью «особенности работы учителя дефектолога образовательных организаций, психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с детьми с ОВЗ и инвалидностью» 09.10.2020. Мастер-класс: «Современные практики коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения» ст. преп. Н.С. Комова.
Семинар РООИ «Детский орден Милосердия», посвященный изготовлению тактильной книги «Мир в ладошках», РГБС г.Москва. 20.05.2021, соведущий семинара.
Сателлитное мероприятие ЦУР-4 «Инклюзивное образование в контексте развития социокультурной политики государства» в рамках II Международной научной конференции студентов и молодых ученых РУДН г.Москва (21-24 ноября 2023 г.) соорганизатор и ведущий мероприятия.
8-я международная выставка оборудования и технологий для реабилитации и ухода «Интеграция’24» 8-10 апреля 2024 г. Работа в качестве представителя РУДН на стенде; организатор и ведущий круглого стола «Инклюзивные аспекты эффективного сотрудничества с людьми, имеющими инвалидность: образование, трудоустройство и профессиональная реализация» https://integration.ru/video/
Научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО с 2008 г. по 2022 г.
Работала в образовательных организациях в должности педагога-психолога: ГБОУ д/с №112 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, ГБОУ СОШ(И) №1 III вида (ГБОУ ШОР №1), ГБОУ Школа № 283.
Член Московского регионального отделения общественной организации «Российского общества психиатров» с 2022 г. по настоящее время.
Директор научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования РУДН с 2022 по 2024 гг.
Старший преподаватель
Специальная психология (тифлопсихология, нейропсихология, дифференциальная диагностика), тифлопедагогика (дошкольное образование детей с нарушением зрения; инклюзивное образование детей с глубоким нарушением зрения; консультативно-методическое сопровождение процесса обучения детей с глубоким нарушением зрения в условиях реализации ФГОС; сопровождение специалистов, работающих с детьми-инвалидами; профессиональное образование лиц с нарушением зрения).