Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Елена Владимировна

Кулакова

Образование

Образование: Московский государственный педагогический институт, 1986, специальность – дефектология, квалификация "Учитель начальных классов, русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих. Сурдопедагог дошкольных учреждений".

Тема кандидатской диссертации

"Готовность слабослышащих детей к обучению в школе" (1996)

Курсы текущего учебного года

Технологии музыкально-ритмической работы
Сурдопедагогическое сопровождение в здравоохранении
Сурдопедагогическое сопровождение кохлеарно имплантированных детей и взрослых
Специальная педагогика и психология

Публикации

  1. Кулакова Е.В., Любимова М.М. Создание условий для обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/ Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование:практика, исследования, методология» 26-28 июня 2013г. Москва, ООО «Буки Веди», 2013
  2. Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений: Методическое пособие. — Москва, Владос, 2013. — 68 с. : ил. Авторы-составители: Головчиц Л.А. Кулакова Е.В., Любимова, М.М., Николаева Т.В. и др.
  3. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространтство/Методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей общеобразовательных организаций. Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях»М.2014
  4. Е.В. , Костенкова Ю.А. К вопросу о готовности педагогов к практической профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья/Материалы конференции г.Самара 2014.
  5. Кулакова Е.В. К вопросу об использовании ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом. Сборник “Цивилизация знаний”июнь 2014.
  6. Кулакова Е.В., Любимова М.М. К вопросу о ресурсном обеспечении инклюзивного обучения детей с нарушением слуха. Материалы международной конференции г.Луганск 2014.
  7. Кулакова Е.В. Применение ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом. Научно-методический журнал «Специальное образование»(ВАК) г.Екатеринбург, №6, июнь 2014
  8. Кулакова Е.В. Возможность организации практико-ориентированного профессионального обучения студентов педагогического Вуза через создание научно-практического центра. Материалы Международной научной конференции «Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития»АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» 5-6 июня 2014 года Московский гуманитарный университет.
  9. Кулакова, Е. В. Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения / Е. В. Кулакова, М. Л. Любимов, Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина // Наука и школа. – 2015. – № 5. – С. 31-43. – EDN UXWCYX.
  10. Кулакова, Е. В. О разработке специальных требований для ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы глухими и слабослышащими детьми / Е. В. Кулакова, Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина, М. Л. Любимов // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования : сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара / Составители Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Н.Ш. Тюрина : МГПУ, 2015. – С. 116-122. – EDN ULBQEH.
  11. Кулакова, Е. В. Инклюзивное образование: что необходимо сделать для его успешного осуществления / Е. Кулакова, М. Любимова, М. Любимов // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2016. – № 6. – С. 14-23. – EDN YFWZHV.
  12. Кулакова, Е. В. Сурдопедагогика : Под редакцией Е.Г. Речицкой / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е. А. Большакова [и др.]. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 655 с. – (Коррекционная педагогика). – ISBN 978-5-691-01320-1. – EDN PEZAMG.
  13. Кулакова, Е. В. Диагностика лиц с нарушениями слуха 18-23 лет на ПМПК / Е. В. Кулакова, К. Б. Вовненко // Развитие Российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд : II Всероссийский съезд дефектологов, Москва, 02–03 ноября 2017 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Издательский Дом МИРАКЛЬ”, 2018. – С. 213-216. – EDN VVJMKB.
  14. Кулакова, Е. В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : Методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова [и др.]. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 167 с. – ISBN 978-5-906992-42-0. – EDN YLXKNU.
  15. Кулакова, Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе / Е. Г. Речицкая, Е. В. Кулакова. – 2-е издание. – Москва : ВЛАДОС, 2019. – 199 с. – ISBN 978-5-907101-97-5. – EDN KYGUVB.
  16. Кулакова, Е. В. Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 7. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 420 с. – ISBN 978-5-4263-0764-3. – DOI 10.23682/94671. – EDN BZSBQM.
  17. Кулакова, Е. В. Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 6. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 454 с. – ISBN 978-5-4263-0761-2. – DOI 10.23682/94670. – EDN PBSFZO.
  18. Кулакова, Е. В. Критериальный подход к выявлению и поддержке одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в условиях дополнительного образования / Е. В. Трифонова, Е. В. Кулакова, Е. Б. Колосова [и др.] // Проблемы современного образования. – 2020. – № 6. – С. 71-87. – DOI 10.31862/2218-8711-2020-6-71-87. – EDN WEQBRL.
  19. Кулакова, Е. В. Организация класса родительского мастерства в консультативно-диагностическом центре Института детства МПГУ / Е. В. Кулакова, И. А. Игнатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 55-61. – EDN WRICAH.
  20. Кулакова, Е. В. Сурдопедагог: вчера, сегодня, завтра / Е. В. Кулакова, К. Б. Вовненко // Современные подходы и технологии специальной педагогики : сборник научных статей / Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 75-81. – EDN GADGWU.
  21. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Сурдопедагогика”. В 2 частях / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, К. И. Туджанова [и др.] ; Под ред. профессора Е.Г. Речицкой. Том Часть 2. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва : ВЛАДОС, 2020. – 390 с. – ISBN 9785001361251(Ч.2). – EDN JCOPKF.
  22. Кулакова, Е. В. Социокультурный проект «Территория взаимодействия» как технология воспитательной работы в педагогическом вузе / Е. В. Ковалев, Е. В. Кулакова, М. М. Любимова // Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога : сборник научно-методических материалов / Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 91-110. – EDN QKOQND.
  23. Кулакова, Е. В. Подготовка студентов-дефектологов к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ / Е. В. Кулакова, М. М. Любимова // Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ. К 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой : Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 21 мая 2022 года / Под общей редакцией К.Б. Вовненко. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 75-80. – EDN VLAQRW.
  24. Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» : cборник методических материалов / А. А. Алмазова, Л. И. Адамян, К. Б. Вовненко [и др.] ; отв. ред. А. А. Алмазова, А. В. Лагутина. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 132 с. – ISBN 978-5-4263-1147-3. – DOI 10.31862/9785426311473. – EDN YFNEXN.

Повышение квалификации

ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования» по теме «Подготовка специалистов по сопровождению лиц с нарушениями слуха» октябрь 2010 г.72 часа.

ФГАОУ «Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования» по теме «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» октябрь-ноябрь 2012 г. 144 часа.

ФГБОУ ВПО МПГУ «Компетентность преподавателей высшей школы:психолого-педагогический аспект».ноябрь-декабрь 2012 г.144 часа.

НИУ «Высшая школа экономики»,ГБОУ «Московский городской психолого-педагогический университет» по теме «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», июнь-август 2014 г.,72 часа.

ФГБОУ ВО "МПГУ", "Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) "Педагог-дефектолог", 2017 г., 78 ч., № 14517-ПК-2017

ФГБОУ ВО "МПГУ", "Мониторинг и сопровождение образовательной деятельности в организациях, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы", 2017 г., 16 ч., №20974-ПК-2017

ФГБОУ ВО "МПГУ", "Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ", 2017 г., 72 ч., №31517-ПК-2017

ФГБОУ ВО "МПГУ", "Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации", 2017 г., 16ч., №19485-ПК-2017

ФГБОУ ВО "МПГУ", "Дополнительное образование в социальной адаптации детей- инвалидов и детей с ОВЗ", 2017 г. 72 ч., №17483-ПК-2017

Комплексная безопасность, ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (национальный исслендовательский университет)", Удостоверение, 771801571692, 15.05.2018 г.

Основы противодействия коррупции в сфере образования, ФГБОУ ВО " Московский педагогический государственный университет", Удостоверение, 772407594337, 25.12.2018 г.

Организация учебного процесса в вузе с использованием инструментария цифровой образовательной среды, ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (национальный исслендовательский университет)", Удостоверение, 772407595567, 29.03.2019 г.

Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (национальный исслендовательский университет)", Удостоверение, 772408214825, 30.04.2019 г.

Разработка образовательных программ подготовки педагогов в соответствии с ФГОС ВО 3++ и организация образовательного процесса по программам ВО, ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (национальный исслендовательский университет)", Удостоверение, 772408215231, 27.05.2019 г.

Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса, МПГУ, Удостоверение, 772411319138, 17.06.2020 г.

Управление комплексными проектами. Управление инновациями, ФГБОУ ВО " Московский педагогический государственный университет", Удостоверение, 772409672819, 28.01.2020 г.

Менеджмент высшего образования, ФГБОУ ВО " Московский педагогический государственный университет", Диплом, 772409626460, 06.02.2020 г.

Удостоверение о повышении квалификации №772413982746 от 04.06.2021г. по программе "Основы противодействия коррупции в сфере образования", 72 часа, ФГБОУ ВО "МПГУ", Москва
Удостоверение о повышении квалификации №522415586556 от 01.11.2021 г. по программе: «Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего», 72 часа, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород

Удостоверение о повышении квалификации №770400583452 от 05.05.2022 г. по программе "Основы противодействия коррупции в сфере образования", 72 часа, ФГБОУ ВО "МПГУ", Москва

Архив учебных курсов

Бакалавриат:
Дошкольная сурдопедагогика, Сурдопсихология, Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха, Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста,
Магистратура:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ, Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Исследовательские проекты и гранты

1.Проект«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования»
2.Разработка Пакета специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями слуха в условиях общего образования
3.Проект «Реализация дополнительных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов (современные научно-теоретические подходы к содержанию и созданию условий по реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов)».
4.Проект «Ресурсное и учебно-методическое обеспечение обучения специалистов, работающих с русскоязычными детьми с особыми образовательными потребностями в зарубежных странах» ИРЯиК Минобр и науки РФ

Участие в конференциях

Доклад «Проект специальных требований в федеральные государственные стандарты основного общего образования для глухих/слабослышащих и позднооглохших детей в условиях инклюзивного образования». Общественные слушания/обсуждения проектов СФГОС НОО для детей с нарушениями слуха. Министерство образования
Сообщения на семинарах в рамках федерального проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» в МПГУ – 08.12.2014, 19.12.2014. 02.03.15. по 27.03.15.
Доклад «Особенности обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе» международный семинар в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015гг. МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт русского языка и культуры, Выездной семинар г. Бохум (Германия) 1-2 ноября 2014г., Выездной семинар г. Минск (Белоруссия) 11-12 ноября 2014 г.

Доклад «Инклюзивное образование студентов с особыми образовательными потребностями в МПГУ.» Всерос. науч. –практ. конф.
«Инклюзивное профессиональное образование» Организаторы конференции: Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Челябинской области, Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет».
Доклад «О разработке специальных требований в ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной общеобразовательной программы глухими и слабослышащими детьми» VII международный теоретико-методологический семинар «Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования». Дог.Москвы, ГБОУ ВО г.Москвы МГПУ Институт специального образования и комплексной реабилитации.

Сообщения на семинарах в рамках федерального проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» в МПГУ – 08.12.2014, 19.12.2014. 02.03.15. по 27.03.15.

Доклад «Особенности обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе» международный семинар в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015гг. МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт русского языка и культуры, Выездной семинар г. Бохум (Германия) 1-2 ноября 2014г., Выездной семинар г. Минск (Белоруссия) 11-12 ноября 2014 г.

Доклад «Инклюзивное образование студентов с особыми образовательными потребностями в МПГУ.» Всерос. науч. –практ. конф. «Инклюзивное профессиональное образование» Организаторы конференции: Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Челябинской области, Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» 21–22ноября 2014 г.

Доклад «О разработке специальных требований в ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной общеобразовательной программы глухими и слабослышащими детьми» VII международный теоретико-методологический семинар «Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования». Дог.Москвы, ГБОУ ВО г.Москвы МГПУ Институт специального образования и комплексной реабилитации. 2-3 марта 2015 г.

Всероссийская конференция «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», 2017 г.

Всероссийская конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации» 13–14 ноября 2017.

Всероссийская конференция с международным участием «Стратегия развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» 13–14 ноября 2017.

II Всероссийский съезд дефектологов 2-3 ноября 2017 г.

Доклад «Подготовка кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в соответствии с ФГОС 3++», Всероссийская научно-практическая конференция образования лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы. 23 ноября, 2018.

III Всероссийский съезд дефектологов. 14-15 ноября 2019 г.

I Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии –МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» 2020г. Участие в качестве эксперта.

III ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ РОССИИ – 2020». Участие в качестве члена жюри.

Всероссийская конференция 30 ноября 2020 г. «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» доклад «Включение детей с ОВЗ и с инвалидностью в систему дополнительного образования»          (в соавторстве с М.М.Любимовой)

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации» 1-2 декабря 2020 г.МОСКВА

Доклад «Особенности разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью (по уровням освоения программы)», модератор секции 1 «Особенности организации дополнительного образования детей с нарушениями слуха»

Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Обучение языку в системе образования детей С ОВЗ: к 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой» 21 мая 2022 г., доклад : «Подготовка будущих дефектологов к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ».

Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические подходы и технологии в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» 24-25 мая 2023 г., доклад: «Современные тенденции подготовки будущих сурдопедагогов в МПГУ».


Декан дефектологического факультета, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха и их семей
Включение ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательные организации
Взаимодействие специалистов в процессе сопровождения глухого/слабослышащего ребенка
Организация социального пространства развития ребенка с нарушенным слухом
Совершенствование процесса обучения студентов с нарушенным слухом


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 706
+7(495) 438-17-81 (деканат); +7 (499) 792-00-54 (кафедра)
ev.kulakova@mpgu.su