Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Ирина Викторовна

Лопаткова

Образование

Аспирантура: НОУ ВПО "Сергиево-Посадский гуманитарный институт", 2003, социальная психология, 19.00.07.
Образование: среднее специальное - Мозырское государственное музыкальное училище, 1978; высшее - Минский государственный педагогический институт, 1982, квалификация "Учитель музыки и пения".

Тема кандидатской диссертации

"Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности" (2004)

Тема докторской диссертации

"Психологические основания и технология включения художественного творчества в процесс профессионального становления студентов" (2010)

Курсы текущего учебного года

Психолого-педагогический модуль.
Планирование теоретического и эмпирического психолого-педагогического исследования.
Психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Арт-методы в психолого-педагогической работе с семьей.
Научно-исследовательский семинар.
Методология психолого-педагогического исследования.
Художественно-творческий метод в психолого-педагогическом сопровождении особенных детей.
Психологическая помощь семье в кризисных состояниях.
Психология искусства и художественного творчества.
Практическая психология художественного творчества.
Арт-методы в работе с внутриличностными конфликтами.


Публикации

Монографии

  1. Лопаткова, И. В. Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности «Кладоискатели» (в соавторстве с коллективом Дома творчества детей и юношества г. Сергиев Посад) / И.В.Лопаткова. – М. – 1996. – С. 165. – (авт. вклад 90%).
  2. Лопаткова, И. В. Художественно-творческий метод проектирования конструктивного восприятия и поведения в конфликтах. Монография / И.В.Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2005. – 90 с. – 3,8 п.л.
  3. Лопаткова, И. В. Арт-терапевтическая работа с проблемами самосознания / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2005. – 43 с. – 1,83 п.л.
  4. Лопаткова, И. В. Психологический театр. Монография / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2008. – 48 с. – 3 п.л.
  5. Лопаткова, И. В.Художественное поле самоактуализации и коммуникации как фактор становления идентичности / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2008. – 160 с. ISBN 978-5-902509-26-4 -16 п.л.
  6. Лопаткова, И. В. Художественно – творческая среда и становление идентичности: теория, образование, психологический театр / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2008. – 160с. ISBN 978-5-902509-28-8 -16 п.л.
  7. Лопаткова, И.В. Интерактивная выставка: психологические основания, технология, эксперимент / И.В. Лопаткова. – Талдом, 2011.
  8. Лопаткова, И.В. Психология роли в континууме науки и искусства / И.В. Лопаткова Изд-во Lab-publishing. ISBN 978-3-659-37774-7 проект 82719
  9. Классика и инновации в практической психологии и психотерапии. Зимняя школа практической психологии и психотерапии. Коллективная монография – электронное издание. Сергиево-Посадский гуманитарный институт, 2013. 35,9 мб. Авт. вклад 25 мб.
  10. Лопаткова И.В. Психология конфликта в континууме науки и искусства. – М., МПГУ, 2015. – 148 с.
  11. Лопаткова И.В. Практическая психология художественного творчества: монография/ И.В. Лопаткова. – Москва: МПГУ, 2018.- 264с.

Статьи, опубликованные в журналах Scopus, Web of  science

  1. Specific Features And Principles Of Psychological And Pedagogical Support For Parents Bringing Up Children With Limited Abilities Under Conditions Of The Inclusive Education Implementation Igor G. Kochetkov, Irina V. Lopatkova, Mikhail N. Mikhaylovsky, Olga V. Mizonova, Valeria V. Carroll & Natalia N. Tarasenko. – Modern Journal of Language Teaching Methods , Vol. 8, Issue 1, January 2018, p. 182-187
  2. The interrelation of post-trauma stress disorders with reactive and personal anxiety Irina V. LopatkovaAnna B. SerykhDmitriy V. MiroshkinOlga I. ShcherbakovaIgor G. KochetkovNelya A. DeberdeevaEkaterina V. Diatlova. – Electron J Gen Med 2018;15(6):em85. DOI: https://doi.org/10.29333/ejgm/99828

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК

  1. Лопаткова, И. В. Проектирование конструктивного восприятия и взаимодействия в межличностных конфликтах: художественно – творческий метод/ И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). №8.- М.: ГУУ,  – С. 97 – 101. – 0,4 п.л.
  2. Лопаткова, И. В. Художественно – творческое поле формирования толерантности к конфликтам / И. В. Лопаткова // Вестник Московского государственного университета дизайна и технологии. – 2006. -№ 8 (7). – С. 48-56. – 0,4 п.л.
  3. Лопаткова, И. В. Имидж, как социально – личностный продукт, демонстрируемый художественный образ «Я» / И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). №1.- М.: ГУУ, – С. 75 – 78. – 0,3 п.л.
  4. Лопаткова, И. В. Художественный метод достижения толерантности в конфликтном взаимодействии /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 6.- М.: ГУУ, – С. 145 -147. – 0,4 п.л.
  5. Лопаткова, И. В. Взаимосвязь идентичности и способности к имиджированию, как социально ориентированной художественно – творческой деятельности /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 8. -М.: ГУУ,  – С. 93 – 96 – 0,4 п.л.
  6. Лопаткова, И. В. Художественный метод  проектирования психолого – педагогических условий становления профессиональной идентичности студентов гуманитарных вузов /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 10.- М.: ГУУ,   – С. 70 – 73. – 0,4 п.л.
  7. Лопаткова, И. В. Исследование возможностей художественно – творческой среды в становлении и расширении образного содержания идентичности студентов гуманитарных вузов /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 11.– М.: ГУУ,– С. 111 – 114. – 0,4 п.л.
  8. Лопаткова, И. В. Интерактивная художественная выставка, как инновационная психотехнология расширения образного содержания профессиональной идентичности студентов психологов / И. В. Лопаткова – Новые технологии в обучении. / Кол. авт. – К.: Институт инновационных технологий и содержания образования МОН Украины, 2009. – Вып. 59. – С. 59 – 65. – 0,5 п.л.
  9. Лопаткова, И. В. Теоретико-методологические проблемы включения художественного творчества в процесс и содержание профессионального становления студентов /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 20.– М.: ГУУ,– С. 91 – 97. – 0,3 п.л.
  10. Лопаткова, И.В. Художественное поле самоактуализации: рефлексодрама / И.В. Лопаткова // Мир психологии. – Москва. – 2010.- №4. С. 103 – 112. – 0,9 п.л.
  11. Лопаткова И. В. Возможности включения художественного творчества в процесс психологического консультирования/ Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2011. – №2 (19). С.38-43.
  12. Лопаткова, И.В. Определение роли: от искусства к психологии или от психологии к искусству?/И.В. Лопаткова Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2011. – №4 (21). С.38-43.
  13. Лопаткова, И.В. Содержание роли с позиций искусства и психологии/ И.В. Лопаткова Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2012. – №1 (22). С. 9-15
  14. Лопаткова, И.В. Структура роли: от теории к психотерапии/ И.В. Лопаткова Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2012. – №3 (24). С. 7-13
  15. Лопаткова, И.В. Структура роли: интегративный, синергетический и деятельностный подходы / И.В. Лопаткова Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2013 – №. 1. С.7-14
  16. Лопаткова, И.В. Функции кафедры вуза в развитии субъектности участников образовательного процесса / И.В. Лопаткова Проблемы просвещения: научный сборник /Институт инновационных технологий и содержания образования МОН Украины, – К., 2013. – Выпуск №77. – Ч.1. С.82-86
  17. Лопаткова, И.В. Художественная сущность внутриличностного конфликта / И.В. Лопаткова Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2014. – №4 (33). С. 15-22
  18. Лопаткова И.В. Особенности социализации и субъектности дошкольников посредством художественно-творческой деятельности. – М., Актуальные проблемы психологического знания. 2016. №3 (40). с. 102 — 107
  19. Лопаткова И.В. Содержание психолого-педагогического образования студентов художественно-графического факультета: проблемы, модель, алгоритм. – Наука и школа, № 6, 2016 с. 91 — 98
  20. Лопаткова И.В. Интегративный модуль познания психологических феноменов в высшей школе. – Вестник Воронежского государственного университета. Серия Проблемы высшего образования, № 3, 2017 с. 60-64
  21. Лопаткова И.В. Теоретическое обоснование возможностей арт-методов в работе с негативными психоэмоциональными состояниями спортсменов. – Спортивный психолог, № 3 (46), 2017 с. 71-75
  22. Лопаткова И.В. Особенности внутриличностного конфликта художественно-творческих личностей. – Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж., № 4 (45), 2017, с. 27-34
  23. Лопаткова И.В. Художественная идентичность личности. – Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж., № 1 (46), 2018, с. 5-13
  24. Лопаткова И.В.  Технология художественного поля в оптимизации условий развития личности особенного ребенка – Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж., № 4 (49), 2018, с. 82 -88 (ВАК)

Повышение квалификации

"Правовые основы педагогической деятельности в условиях новых образовательных стандартов", НОУ ВПО "Сергиево-Посадский гуманитарный институт", 2011, Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации
"Инновационная педагогическая деятельность преподавателя", ФГАОУДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" г. Москва, 2012, Свидетельство о повышении квалификации.
Повышение квалификации в Сергиево-Посадском гуманитарном институте по программе «Педагогический менеджмент. Кафедра — ключевое звено в структуре управления вузом». 2008 г. 72 часа. (Удостоверение № 127).
КПК в ФГОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Инновационная педагогическая деятельность преподавателя ВПО». 2008 г. 72 часа Удостоверение № 13805
КПК в НОУ ВПО «Сергиевао-Посадский гуманитарный институт» по теме «Правовые основы педагогической деятельности в условиях новых образовательных стандартов». 2011, 72 часа, удостоверение №445
ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по программе «Инновационная педагогическая деятельность преподавателя», 2012г., 144 часа, свидетельство о повышении квалификации С-2104/б
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по программе «Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), предполагающих углуюленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия», 2015 г., 72 часа, удостоверение № 772402032161 (854-ПК-2015)
ФГБНУ «Институт управления образованием Российской Академии образования», Организационно-правовые вопросы управления образованием и взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и образовательных организаций в процессе создания, функционирования и развития системы учета контингента обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья). 2017 г. 72 часа. Удостоверение 180001394322/4417
ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет. Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровнями образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью ( профилем) «Педагог-дефектолог». 2017 г. 78 часов. Удостоверение 772406316986.
ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет. «Инклюзивное образование детей с ОВЗ». 2017 г. 16 часов. Удостоверение 772406321772.
"Цифровая компетентность преподавателя высшей школы", 72 часа, удостоверение №02584-ПК-2019, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", период обучения - 01.06.2019 - 30.06.2019
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса» (02-30 ноября 2020 г.), 36 часов, удостоверение о повышении квалификации № 772412286180


Государственные и ведомственные награды

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 09.07.2009 № 913.
Почетная грамота УФСКН РФ по Московской области.
Почетная грамота Министерства образования Московской области.
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Участие в конференциях

 

Международная научно-практическая конференция 15-16 февраля 2011 года Психология ХХI века: теория, практика, перспектива. Доклад «Художественный способ познания в современном образовательном пространстве: проблематика, технология, результаты» (заочное участие, Пенза-Витебск-Ереван: научно-издательский центр «Социосфера»).
Международная конференция «Интегративная психология» Ярославль, май 2011. Доклад «Психологические основания и технология интегрирования художественного способа познания в процесс образования студентов».
V Всероссийский съезд РПО. Москва, февраль, 2012. Доклад «Арт-лаборатория как форма коррекции страха публичного выступления».
Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии», Сергиево-Посадский гуманитарный институт, апрель, 2012. Доклад «Конфликт как объект исследований науки и искусства».
Психология XXI столетия. Ярославль, 29-30 октября 2012. Доклад «Технология художественного поля и психотерапия обиды».

7-10 июля XI Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». ПИ РАО. Доклад «Образовательные технологии и художественный образ».

29.09-01.10. Юбилейная конференция «От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете». РПО Доклад и статья в сборнике. “Художественные технологии консультирования в ситуации ролевого конфликта”.

5-6.10. “Психологическая антропология и антропопрактика: история и современность”. Мастер-класс «Художественные технологии консультирования».
Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования г. Москвы». Москва, 2013. Доклад «Ролевой рефрейминг как технология развития субъектности преподавателя».
Научно-практическая конференция «Психологическая наука и практика как интеграционное единство». – Сергиев Посад, 2013. Доклад «Проблемы интеграции знаний в психологической науке и практике»
Первая международная научно-практическая конференция «Социальная психология в образовательном пространстве» 16-17 октября. – Москва, 2013. Доклад «Художественное поле самоактуализации как технология развития субъекта образования»

Лопаткова, И.В. Художественное поле самоактуализации как технология развития субъекта образования. Первая международная научно-практическая конференция «Социальная психология в образовательном пространстве» 16-17 октября. – Москва, 2013.

Лопаткова И.В. Образовательные технологии и художественный образ. Международная конференция Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования. Москва, ВШЭ, 5 – 7.12.2015

Лопаткова И.В. Художественные технологии консультирования в ситуации ролевого конфликта. Юбилейная конференция От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. 5-7 февраля, 2015.

Лопаткова И.В. Художественное моделирование как форма мышления и познания. – Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. 25-27 апреля 2016, Москва МГУДТ.

Лопаткова И.В. Развитие субъектности в континууме Я-проект — Я-образ». – V открытые педагогические чтения, посвященные памяти Заслуженного учителя России И.Б. Ольбинского (Ольбинские чтения), 26-27 января 2017 г.

Лопаткова И.В. Художественно-символическое моделирование психологических феноменов как образовательная технология. – Научно-практическая конференция  «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания»,М., МПГУ, 15 ноября, 2016 г.

Лопаткова И.В. Художественный способ познания в психолого-педагогическом образовании. – Международная научно-практическая конференция. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г.

Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием Феноменология развития и бытия личности. Москва, 19-21 ноября 2018

Международная конференция по консультативной психологии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка. – М. : ФГБНУ “Психологический институт РАО”. – 15-17 ноября 2018 г. доклад Художественно-символическое моделирование как технология консультирования

Всероссийская научно-практическая конференция Психология творчества и одаренности. Москва 20-21 апреля 2018 г. Доклад Художественно-творческие способности: генезис, содержание, модели.

IVВсероссийская научно-практическая конференция Технологии развития личности в условиях современной медиасреды, Москва, 26 января 2019 г. Доклад Композиция, как основа арт-методов в работе психолога

Фестиваль-конференция Мир детства и юношества в науке, искусстве и практике (2015, 2016, 2017, 2018, 2019 гг.), Москва ФГБОУ ВО МПГУ, Институт изящных искусств, художественно-графический факультет, организатор, научный руководитель.

Дополнительная информация

Член диссертационных советов:

ФГБОУ  ВО «Московский педагогический государственный университет» Д 212.154.03 по научной(ым) специальности(ям): 13.00.02– теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство);

13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки); ФГБОУ  ВО «Московский педагогический государственный университет» Д 212.154.12 по научным специальностям: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки); 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки).

Член редколлегии журнала «Научный диалог».

Член редколлегии журнала «Проблемы современного образования».

Автор и руководитель проекта Фестиваль-конференция Мир детства в науке, искусстве и практике.

Участник проекта Университетские субботы.

Автор вебинаров «Художественный способ познания в современном образоватеьном пространстве: проблематика, технология, результаты»; «Развитие личности дошкольников в художественно-творческой деятельности» и др.

Автор курсов повышения квалификации по направлениям Психология и педагогика художественного творчества, арт-методы в работе практического педагога-психолога, развитие личности средствами художественно-творческой деятельности.


Профессор

Доктор психологических наук


Профессиональные интересы

Психология искусства и художественной деятельности
Педагогическая психология
Консультативная психология
Психология развития
Психология личности
Психология конфликта
Арт-терапия
Психотерапия и психокоррекция




Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 216
+7 (919) 101-75-15
iv.lopatkova@mpgu.su; ilopatkova@mail.ru

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)