Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Елена Вячеславовна

Макеева

Образование

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, филологический факультет, 1993 г., специальность «Русский язык и литература», квалификация: «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы»
Программа профессиональной переподготовки по программе «Педагогическое образование: Теория и методика преподавания русского языка как иностранного» (360 ч) с присвоением квалификации учитель, преподаватель русского языка как иностранного (АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций», 2018 г.)

Тема кандидатской диссертации

«Заимствованная лексика западноевропейского происхождения в языке А.С. Пушкина». Место защиты: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2009 г.

Курсы текущего учебного года

Аудирование текстов по специальности, 1 курс, бакалавриат, 45.03.01 Филология, профиль Русская филология (для иностранных обучающихся), очная форма обучения
Корректировочный курс русского языка, 1 курс, бакалавриат, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык (совместный проект с ТГПУ им. Низами, Узбекистан), заочная форма обучения
Введение в специальность, 1 курс, бакалавриат, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык как иностранный и Иностранный язык (английский), очная форма обучения)
Корректировочный курс русского языка, 2 курс, бакалавриат, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык (совместный проект с ТГПУ им. Низами, Узбекистан), заочная форма обучения
Функциональная грамматика, 2 курс, бакалавриат, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык (совместный проект с ТГПУ им. Низами, Узбекистан), заочная форма обучения
Учебная практика (ознакомительная), 2 курс, бакалавриат, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык (совместный проект с ТГПУ им. Низами, Узбекистан), заочная форма обучения

Функциональная грамматика, 3 курс, бакалавриат, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык (совместный проект с ТГПУ им. Низами, Узбекистан), заочная форма обучения
Трудные случаи орфографии и пунктуации, 3 курс, бакалавриат, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык (совместный проект с ТГПУ им. Низами, Узбекистан), заочная форма обучения
Производственная практика (педагогическая), 3 курс, бакалавриат, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык как иностранный и Иностранный язык (английский), очная форма обучения
Преподавание русского языка как иностранного на уровнях В1-С2, 1 курс, магистратура, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Современная парадигма преподавания русского языка иностранным обучающимся, очная форма обучения
Теория и практика работы с произведениями русской литературы в иностранной аудитории, 1 курс, магистратура, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Современная парадигма преподавания русского языка иностранным обучающимся, очная форма обучения
Преподавание русского языка как иностранного на уровнях В1-С2, 2 курс, магистратура, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Современная парадигма преподавания русского языка иностранным обучающимся, очная форма обучения
Компьютерная лингводидактика, 2 курс, магистратура, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Современная парадигма преподавания русского языка иностранным обучающимся, очная форма обучения
Учебная практика (научно-исследовательская работа), 2 курс, магистратура, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Современная парадигма преподавания русского языка иностранным обучающимся, очная форма обучения
Производственная практика (научно-исследовательская работа), 2 курс, магистратура, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Современная парадигма преподавания русского языка иностранным обучающимся, очная форма обучения
Производственная практика (педагогическая), 2 курс, магистратура, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Современная парадигма преподавания русского языка иностранным обучающимся, очная форма обучения
Технологии цифрового образования, 2 курс, аспирантура, 44.06.01 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный), очная и заочная форма обучения


Публикации

  Свыше 90 публикаций

 

Макеева Е.В. Квест как элемент занятия по русской литературе в иностранной аудитории         // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сборник статей / отв. ред. Л.С. Крючкова. М.: ИИУ МГОУ, 2017. – 230 с. С. 114-119

Макеева Е.В. Принципы создания и использования интегрированных модулей дистанционной поддержки в практике обучения РКИ       // Русский язык в иностранной аудитории: теория и практика преподавания: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения профессора Галины Георгиевны Городиловой (1922–2013). [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые и граф. дан. в формате PDF (5,1Мб).– Ливны: Издатель Мухаметов Г.В., 2017. С. 175-183

Макеева Е.В. Использование аудиовизуальных средств в организации проектной деятельности на занятиях по русской литературе в иностранной аудитории // Русская литература в иностранной аудитории: Сборник научных статей. Вып. 6. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 234-239

Макеева Е.В. Составление комментария к художественному тексту как форма работы на занятиях по русской литературе в иностранной аудитории // Преподавание, изучение и усвоение иностранного языка в контексте реализации средовой модели образования: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной научному наследию профессора Л. А. Дерибас, г. Москва, 1–2 февраля, 2018 г. / отв. ред. С.А. Вишняков; Московский педагогический государственный университет; Институт филологии [Электронное издание]. – Москва: МПГУ, 2018. – 296 с. С. 138-143

Макеева Е.В. Лексико-семантический анализ художественного текста в иностранной аудитории // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. – Москва : МПГУ, 2018. – 484 с. С. 387 – 391.

Макеева Е.В. Исторический роман в иностранной аудитории как методическая проблема (на материале романа О. Громовой «Сахарный ребенок»)      // Русская литература в иностранной аудитории: Сборник научных статей. Вып. 7. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 414 с., с. 101 – 106.

Макеева Е.В. Словари языка писателей в практике преподавания русского языка и русской литературы иностранным учащимся: из опыта работы //    Современные проблемы авторской лексикографии: сборник научных статей / под общ. ред. Л.Л. Шестаковой. – М.: Аквилон, 2018. – 320 с. С. 291–299.

Макеева Е.В. Дидактический потенциал онлайн-словарей и конкордансов при работе с художественным текстом на занятиях с иностранными студентами-филологами // Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного : материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 15-16 февраля 2019 г. / под общ. ред. С. А. Вишнякова ; Московский педагогический государственный университет. Институт филологии [Электронное издание]. – Москва: МПГУ, 2019. С. 257-263

Макеева Е.В. Особенности языка прозаических произведений М.Ю. Лермонтова как объект изучения на занятиях с иностранными студентами        // Русская литература в иностранной аудитории: сборник научных статей. Вып. 8. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 399 с. С. 161–166

Макеева Е.В. Общественно-политическая лексика заимствованного происхождения в языке публицистики второй половины XIX века: функционально-стилистический аспект  // Славянская историческая лексикология и лексикография: сб. научных трудов. Вып. 2 / Институт лингвистических исследований РАН / Отв. ред. В.Н. Калиновская, И.А. Малышева. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2019. 319 с. – С. 229 – 235

Макеева Е.В. «Щегольской», «стильный» и «элегантный»: семантическое наполнение оценочных прилагательных в диахроническом аспекте // Национальные коды в языке и литературе. Язык как культурно-историческое достояние народа: сборник статей. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 215 с. – с. 75-83

Макеева Е.В. Лингводидактические принципы подготовки художественного текста для использования в курсе дистанционной поддержки       // Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию кафедры РКИ, г. Москва, 20–21 февраля 2020 г. / под общ. ред. С. А. Вишнякова [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2020. С. 458–464.

Макеева Е.В., Лопаткина И.А. Интеллектуальные карты как средство и результат (когнитивной) визуализации в обучении грамматике в курсе русского языка как иностранного на продвинутых этапах обучения // Межвузовский сборник работ молодых исследователей «Русский язык как иностранный: методика молодых». Мытищи, 2020. С. 71-75

Макеева Е.В., У Сыци. Особенности заданий социокультурного, культуроведческого и страноведческого содержания в китайских сертификационных тестах по русскому языку как иностранному // Межвузовский сборник работ молодых исследователей «Русский язык как иностранный: методика молодых». Мытищи, 2020. С. 76-81

Макеева Е.В., Иреева И.Ю. Системность навигации как организационный принцип построения электронного учебного терминологического словаря по литературоведению для иностранных студентов продвинутого этапа обучения // Обучение русскому языку как иностранному в современном образовательном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Россия, г. Ульяновск, 9–10 июня, 2020 г.) / под общ. ред. Е. В. Корочкиной. – Ульяновск : УлГТУ, 2021. С. 48-52

Макеева Е.В., Строкина М.С. Есенинскими дорогами: опыт проведения виртуальной экскурсии для иностранных студентов // Русская литература в иностранной аудитории: сборник научных статей. Вып. 9. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 257-262.

Макеева Е.В. Внеаудиторная деятельность иностранных студентов в онлайн-формате: методический и организационный аспекты // “Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 20 мая 2021 года / под общ. ред. С. А. Вишнякова. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2021. С. 358-363

Макеева Е.В., Мартыненко Ю.Б. Итоги Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного» // Профессорский журнал. – № 2 (6). – 2021. – 3 стр. обл.

Макеева Е.В. Учебный словарь для иностранных студентов-филологов «Крылатые слова и выражения из произведений русской литературы»: концепция реализации         // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 1. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 61–66.

Макеева Е.В. Обучение студентов-филологов аудированию текстов по специальности в условиях дистанта: проблемы и пути их решения // материалы Международной научно-практической и научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в современном образовании – 2021» / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. Гос. Ун-т. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2022. С. 137– 141

Макеева Е.В. Исследовательский проект «Имя собственное «Достоевский» в произведениях современной русской литературы» на занятиях с иностранными студентами     // сб. научных статей по итогам XIII Межд. научно-практической конференции «Человек в его духовном развитии: творчество Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей)» 19 ноября 2021 г. Вып. 10. — Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. С. 87-92.

Учебные пособия

Читаем тексты по геологии: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся; / [Т.В. Кортава, Е. В. Макеева, Н.В. Николаева, Г.И. Урбанович, А.С. Урюпина]. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Геологический факультет, Кафедра русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов. – 2-е изд. – Москва: МАКС Пресс, 2017. – 122 с. (в соавторстве)

Читаем тексты по химии : учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся / [Т.В. Кортава, О.А. Ильина, Г.И. Урбанович, А.С. Урюпина] ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Химический фак., Каф. русского языка для иностранных учащихся естественных фак. филологического фак. – Москва : МАКС Пресс, 2009. – 117 с. (в соавторстве)

Сборник контрольных работ по грамматике русского языка для иностранных учащихся (на материале языка специальностей «Социология», «Менеджмент»).  М.: ООО “Кодекс-М”, 2013. – 183 с. (в соавторстве)

В мире русской поэзии: учебное пособие по обучению анализу русского поэтического текста: в 2 Ч. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016 (в соавторстве)

В мире русской поэзии: учебное пособие по обучению анализу русского поэтического текста / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Факультет русского языка как иностранного; [составитель: И.И. Толстухина; редакционная коллегия: Т.Г. Аркадьева и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018 (в соавторстве)

 

 

Повышение квалификации

Российская государственная система тестирования по РКИ. (Элементарный, Базовый уровни, ТРКИ-I, ТРКИ-II, ТРКИ-III, ТРКИ-IV, тестирование для приема в гражданство РФ). Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ЦМО, 2012 г. (72 ч)
Летняя школа для учителей русского языка «Русский язык как государственный». Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ЦМО (2012 год). (24 ч)
Современные дистанционные технологии в обучении РКИ. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ЦМО, 2012 г.
Основы дистанционной поддержки образования. Москва, Московский педагогический университет, 2013 г. (72 ч)
Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Теория и практика лингводидактического тестирования. Технология, создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса. Москва, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2013 г. (72 ч)
Fremdsprachen lernen mit neuen technologien: die imteractive Studiemplatforn /LesenHQ/ zum Erwerb fremdsprachlicher Lesekompetemzen. Ruhr-Universität Bochum – МЭСИ, 2013 г. (72 ч)
Русский язык и образование на русском языке в системе международного позиционирования России. Москва, ГИРЯ им. Пушкина, 2016 г. (72 ч).
Организационно-методическое обеспечение дистанционного и смешанного обучения. Москва, ООО "4Портфолио" Институт дополнительного и профессионального образования, 2017 г. (24 ч)
Преподавание русского языка как иностранного (РКИ). Система и методика обучения иностранцев русскому языку. г. Пермь, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки, 2017 г. (144 ч)
Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2019 (72 ч)
Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса. Москва, МПГУ, 2019 г. (36 ч)
Современные тенденции в обучении русскому языку как иностранному. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2019 г. (72 ч)
Подготовка управленческих кадров для реализации программ дополнительного профессионального образования. Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), 2019 г. (108 ч)
Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации программ дополнительного профессионального образования сотрудниками корпоративных учебно-производственных центров (корпоративных университетов). Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), 2019 г. (108 ч)
Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, Москва, МПГУ, 2019 г. (36 ч)
«Общая и частная методология филологической науки (научная стажировка)». Москва, ЦДПО филологического факультета РУДН, 2019 г. (28 ч)
Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе . Москва, МПГУ, 2020 г.
СДО Moodle: практика создания электронных образовательных ресурсов в вузе/школе/СПО. Москва, МПГУ, 2020 г.
Внедрение цифровых технологий в образовательные программы. г. Иннополис, АНО ВО «Университет Иннополис», 2021 г. (144 ч).




Директор Российско-китайского координационно-методического центра, доцент

Кандидат филологических наук


Профессиональные интересы

Историческая лексикология
Лексикография. Авторская лексикография. Учебная лексикография
Методика преподавания русского языка как иностранного. Методика преподавания литературы иностранным учащимся
Информационные технологии в преподавании РКИ. Цифровая педагогика


Контактная информация

119351, Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 203Б
+7 (499) 246-57-12
ev.makeeva@mpgu.su