Образование
1984 г. – окончила Ростовский государственный педагогический институт, специалитет, квалификация преподаватель педагогики и психологии (дошкольной).
1989-1992 гг. - обучение в очной аспирантуре Московского педагогического государственного университета
1993 г. – защита кандидатской диссертации.
2003-2005 гг. - обучение в очной докторантуре Ставропольского государственного университета.
2005 г. – защита докторской диссертации (19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии).
2010 г. - окончила Ставропольский государственный университет, специалитет, квалификация психолог, преподаватель психологии, специальность психология.
2011 г. – окончила Московский государственный гуманитарный университет, специалитет, квалификация юрист, специальность юриспруденция.
Тема докторской диссертации
«Психотипологическая изменчивость личности учителя в современных социальных условиях и перспективы психологической помощи»
Курсы текущего учебного года
Общая психология
Психодиагностика
Психологическая служба в образовании
Социально-педагогическое консультирование детей
Психология
Психологическая служба в дошкольных образовательных организациях
Психолого-педагогическая диагностика
Основы психологии
Руководство ВКР
Руководство преддипломной практикой
Публикации
- Автор более 370 научных, научно-методических, учебно-методических работ, в том числе более 30 учебных пособий.
За последние годы опубликованы учебные пособия:
- Криминальная психология: методологические и концептуальные основы (учебное пособие).- Ставрополь: СтГМУ, 2020. – 324 с. (в соавторстве с Ахвердовой О.А. и др.)
- Основы психогенетики (учебное пособие) – Ставрополь: СтГМУ, 2020. – 564 с. (в соавторстве с Ахвердовой О.А, Боевым И.В., Ходжаян А.Б и др.)
Научные статьи за последние три года.
- Использование методов когнитивно-поведенческой психотерапии при личностных расстройствах //Журнал «Проблемы современного педагогического образования» – № 84. 2024 г. – С. 383-386
- Нейропсихологический анализ нарушения адаптированности личности в условиях социальной среды //Журнал «Проблемы современного педагогического образования» – № 80. – 2023 г. – С. 343-345
- Психологические особенности подростков с психическими расстройствами со склонностью к суициду Динамика современной науки – 2023: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (15-22.07.2023 г., София, Болгария). – С.220-226.
- Оказание психотерапевтической помощи пожилым людям с нарушениями памяти //Прикладные научные разработки – 2023: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (25.07-30.07.2022, г.Прага) Publishing House «Education and Science» Чехия, Прага. – С.122-126.
- Прокрастинация в младшем школьном возрасте: причины и следствия //Социальное развитие детей в мультикультурном мире: Материалы международной научно-практической конференции (28 февраля, 2022 г., г. Елец) – Елец: Елецкий госуниверситет, 2022. – С. 74-79.
- Психологический анализ эмоционально-волевой сферы депрессивных больных, перенесших ковид //Фундаментальная и прикладная наука – 2022: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (30.10-07.11.2022; Science and Education Ltd (Англия). – С.122-126.
- Психологические особенности проявления ПТСР у участников боевых действий (научная статья) печатная Научная индустрия европейского континента– 2022: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (22.11-30.11.2022) Sp. z o.o. “Nauka I studia”,(Przemysl , Польша)
- К проблеме суицидального поведения в подростковом возрасте // Наука и образование без границ – 2022: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (07-15.12.2022) Sp. z o.o. “Nauka I studia”, (Przemysl, Польша). – С.45-Психологическая поддержка учителя в преодолении трудностей при дистанционном обучении (научная статья) печатная Перспективные вопросы мировой науки – 2022: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «» (15-22.12.2022) Бял ГРАД-БГ (г.София, Болгария) . – С.50-53
- Психологический анализ мотивационной сферы депрессивных подростков, перенесших Covid-19 //Перспективные вопросы мировой науки – 2022: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «» (15-22.12.2022) Бял ГРАД-БГ (г.София, Болгария) . – С.45-49
- К проблеме исследования личности, склонной к уходу в виртуальную реальность
- Направления научной мысли – 2022/2023: Материалы XIX Международной научно-практической конференции (Сроки проведения: 30.12.2022-07.01.2023. Science and Education Ltd (Англия). – С.123-127.
- Психологический анализ правового сознания студенческой молодежи на современном этапе развития гражданского общества // Противодействие преступности: актуальные проблемы теории и практики: Материалы XXV Международной научно-практической конференции (20-21 мая 2023 г) Краснодар, Краснодарский университет МВД России /Под ред. Н.Г. Канунникова, Л.А. Бураева, М.М. Ардавов. – Краснодар, 2022. – С. 140-146.
- Проблема развития правового сознания ребенка со склонностью к асоциальному поведению //Социальное развитие детей в мультикультурном мире. материалы международной научно-практической конференции: Материалы международной научно-практической конференции. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – 460 с.- С. 99-103.
- Психологические особенности проявлений ПТСР у участников военных действий (научная статья) печатная Неделя науки – 2022: Материалы Международного молодежного форума. Ставрополь, 2022. – С. 208-212. (в соавторстве с Дергачевой О.Ю.)
- Психологический анализ эмоционально-волевой сферы депрессивных больных, перенесших covid-19 // Неделя науки – 2022: Материалы Международного молодежного форума. Ставрополь, 2022. – С. 212-215 ( в соавторстве с Дмитриевой В.В.)
- Исследование особенностей эмоционально-ценностного компонента самосознания у взрослых с расстройствами пищевого поведения» // Неделя науки – 2022: Материалы Международного молодежного форума. Ставрополь, 2022. – С. 218-221 (в соавторстве с Жилкибаевой Л. В.)
- Психологический анализ мотивационной сферы депрессивных подростков, перенесших Covid-19 //Уральский научный вестник. – Уралнаучкнига. Язык: казахский.- Т. 7.- №12. – 2022. -234 с.- С: 135-138
- Патопсихологическое исследование высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ЗПР печатная Социальное развитие детей в мультикультурном мире. материалы международной научно-практической конференции: Материалы международной научно-практической конференции. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – 460 с.- С. 90-93. (в соавторстве с Камневой А.В)
- Психологические факторы и условия формирования криминальной личности // Противодействие преступности: актуальные проблемы теории и практики: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции (20-21 мая 2023 г) Краснодар, Краснодарский университет МВД России /Под ред. Н.Г. Канунникова, Л.А. Бураева, М.М. Ардавов [и др.]. Краснодар, 2023. – С. 138-142.
Повышение квалификации
Профессиональная переподготовка по программе «Государственное и муниципальное управление», 1008 часов, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, 2014 г.
Профессиональная переподготовка по программе «Медицинская психология», 864 часов, ФГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский университет, 2000 г.
Подготовка экспертов, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности», 24 часа, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, 2018 г.
Противодействие коррупции в системе образования: организационно-правовые основы, 36 часов, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 29.12.2022 г., г. Москва, удостоверение № 772417648499
Оказание первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях,36 часов, ФГБОУ «Ставропольский государственный медицинский университет, 2023 г.
Когнитивно-поведенческая терапия тревоги и беспокойства. 144 часа Институт образовательных программ когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, 2023 г.
Использование средств информационно-коммуникативных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза, 72 часа, ЧОУДПО Академия профессионального образования, 27.10.2023 г., г. Дербент, удостоверение № 052417609302
Обучение и проверка знаний и навыков в области охраны труда, 36 часов, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 26.10.2023 г., г. Ставрополь, удостоверение № 23–052
Основы медицинских знаний и обучения оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», 36 часов, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 27.10.2023 г., г. Москва, удостоверение № 772420412938
Государственные и ведомственные награды
Благодарственное письмо Губернатора Ставропольского края, 2019 г.
Достижения и поощрения
Почетная грамота Администрации города Ставрополя, 2022 г.
За активное участие в общественной и научной жизни университета награждена почетной грамотой ученого совета МПГУ к 20-летию Ставропольского филиала (2019 г.)
Член European Academy of Natural History (сертификат № 0002267). Действительный член профессиональной психотерапевтической лиги - Общероссийская общественная организация профессиональная психотерапевтическая лига (Professional Psychoterapeutic League).
Член Российского психологического общества.
В 2011 году присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и образования Российской Академии Естествознания (сертификат № 01015).
2011 г. – присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и образования Российской Академии Естествознания (сертификат № 01015).
Участвовала в 10 конкурсах на Гранты РГНФ. В 2012 году совместно с аспиранткой Тормосиной Н.Г. выиграла грант Международного Фонда Генриха Бюлля.
Профессиональная деятельность
1984-1986 гг. – работала преподавателем психологии в Минераловодском педагогическом училище.
1986-2015 гг.– работала преподавателем в Ставропольском государственном университете (реорганизованном в СКФУ) доцентом, с 2005 г. профессором кафедры психологии.
2015-2024 гг. профессор кафедры клинической психологии Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
2000 г. – принята на должность доцента по кафедре психолого-педагогического образования Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова.
2005 г. – переведена на должность профессора по кафедре психолого-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова.
по настоящее время – профессор кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала МПГУ.
Стаж работы:
общий – 35 лет, педагогический – 35 лет.
Участие в конференциях
Участвовала в работе международных, всероссийских и региональных научных, научно-практических конференций.
Получено более 40 дипломов, сертификатов и удостоверений за разработку учебно-тематических комплексов, тематического повышения квалификации, участия в международных и межрегиональных проектах.