Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Наталья Викторовна

Микляева

Образование

Высшее педагогическое образование: Московский государственный педагогический институт, 1997, специальность «коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».
Аспирантура: Московский государственный педагогический университет, 2001, 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия).
Профессиональная переподготовка: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, «Теория и практика педагогического образования. Управление и менеджмент в образовании» (2005), Российский государственный социальный университет, «Менеджер образования» (2011).

Тема кандидатской диссертации

Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР (в аспекте развития языковой способности)

Курсы текущего учебного года

Нарушения развития в детском возрасте (бакалавриат).
Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ (бакалавриат).
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (бакалавриат).
Психолого-педагогическое изучение обучающихся с ОВЗ на разных возрастных этапах (магистратура).
Коррекционная педагогика в системе образования детей с задержкой психического развития (магистратура).
Нормативно-правовые и организационно-методические аспекты образования детей с ОВЗ (магистратура).
Нормативные и методические основы организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивной школе (магистратура).
Концепции проектирования адаптированных образовательных программ (магистратура).
Тьюторские технологии в цифровой среде (магистратура).


Публикации

Свыше 500 публикаций.

Учебники и учебные пособия:

Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник для студентов вузов. М. : ИНФРА-М, 2016. – 218 с

Давидович Л.Р., Микляева Н.В. и др. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 313 с.

Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Высшее образование).

Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с.

Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н.В.Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. —  600 с.

Управление дошкольным образованием : Учебник и практикум для вузов / Под ред. Н.В.Микляевой. – 2-е изд, испр. и доп . – Москва : Издательство Юрайт, 2020 . – 530  с.

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : Учебник и практикум для вузов / Под ред. Н.В.Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020 . – 450 с.

Микляева Н.В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : Учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева . – Электрон. дан. – Москва : Юрайт, 2020 . – 236 с. – (Высшее образование) . – Режим доступа : https://urait.ru/bcode/457031, https://urait.ru/book/cover/ACFA4894-8E6C-430E-AD3B-8050DAC43EDA .

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольная группа [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Н. В. Микляева, А. А. Виленская, О. Н. Кудравец и др. ; Под ред. Н. В. Микляевой . – Москва : Юрайт, 2021 . – 308 с. – (Высшее образование) . – Режим доступа : https://urait.ru/bcode/468026, https://urait.ru/book/cover/09F1AA32-7BCA-4DAF-B869-9F96478ED14F

Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : Учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева, С. А. Барбашова, Л. Е. Гурина и др. ; Под ред. Н. В. Микляевой . – Электрон. дан. – Москва : Юрайт, 2021 . – 362 с. – (Высшее образование) . – Режим доступа : https://urait.ru/bcode/475971 .

Микляева Н.В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2023. 2 издание, обновленное и доп. – 236 с

Бардалим В.В., Микляева Н.В., Мурылева И.С. «Живые задачки» в обучении дошкольников математике. Конструктор арифметических задач для дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: КТК «Галактика», 2023. – 120 с.

Программы:

«Первоцветы»: Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: АРКТИ, 2015. — 336 с.

Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. М.: Аркти, 2016. – 208 с.

Почемучки. Комплексная программа группы кратковременного пребывания для детей с ОНР  3—5 лет

/ Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 176 с.

Микляева Н.В. Растем вместе: программно-методический комплекс для дошкольной образовательной организации. Часть 1. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2017. 266 с.

Микляева Н.В. Растем вместе: программно-методический комплекс для дошкольной образовательной организации. Часть 2. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2017. 266 с.

Микляева Н.В. и др. Новые возможности аппликации для развития дошкольников “Оживший мир”. Часть 1. Младший и средний дошкольный возраст. М.: Аркти, 2017. – 136 с.

Микляева Н.В. и др. Оживший мир. Новые возможности аппликации для развития дошкольников. Часть 2: старший дошкольный возраст. – М.: Аркти, 2018. – 128 с.

Дети радуги: методический комплекс к адаптированной образовательной программе для дошкольников с ЗПР и сочетанными нарушениями /Под ред. Н.В.Микляевой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 214 с.

Академия дошкольных наук: комплекс напольных подвижных развивающих игр для семейного детского сада /Под ред. Н.В.Микляевой. – М. : Издательство Московского психолого-социального университета, 2020. — 142 с.

Методические пособия:

Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада / Под ред. Н.В.Микляевой. М.: АРКТИ, 2015. – 161 с.

Микляева Н.В. Учебный план образовательной программы детского сада: как составить с учетом ФГОС ДО и СанПиНов. Методическое пособие. М.: Аркти, 2016. – 168 с.

Технология составления рабочих программ воспитателей и специалистов. Методическое пособие. М.: Аркти, 2016. – 120с.

Инклюзивная дошкольная группа: методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Л.А.Головчиц, Н.В.Микляевой. М.: Аркти, 2017. – 112 с.

Микляева Н.В. Расписание и план непрерывной образовательной деятельности в детском саду. Методическое пособие. М.: Аркти, 2017. – 256 с.

Микляева Н.В. Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду. Методическое пособие. М.: Аркти, 2017. – 80 с.

Микляева Н.В. и др. Академия дошкольных наук. Организация образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. – М.: Аркти, 2018. – 80 с.

Служба ранней помощи: методические рекомендации для педагогов / Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой. – М.: Аркти, 2018. – 148 стр.

Портрет педагога для работы с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А.А.Майера, Н.В.Микляевой. – М.: Цветной мир, 2018. – 120 с.

Интернет-технологии как ресурс деятельности учи­теля-дефектолога: Учебно-методич. пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. — М., 2018. — 144 с.​

Микляева Н.В., Латанова Н.И., Мансарлийская Л.Ф. Стимулирующие выплаты работникам дошкольных учреждений. – М.: Аркти, 2018. – 184 с.

Микляева Н.В. и др. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2019. – 160 с.

Головчиц Л.А., Микляева Н.В. и др. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения. Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2019. – 114 с.

Микляева Н.В.  Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:  Учебно-методич. пособие. —  М.: АРКТИ, 2019. —  160 с.

Микляева Н.В. Современное оформление документов для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2019. – 144 с.

Конструктор конспектов групповых интерактивных коррекционно-развивающих занятийс детьми дошкольного возраста. 2021. М.: Аркти. 136 с.

Конструктор конспектов интерактивных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками. 2021. М.: Аркти. 104 с.

Руденко А.В., Микляева Н.В. Развитие связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития на основе комплекса мнемотехнических приемов: Методич. пособие.  М.: АРКТИ, 2022. — 64 с.

Микляева Н.В., Хандина С.А. Коммуникативно-речевые ситуации как средство развития произвольного внимания дошкольников с ЗПР. Монография. М.: Аркти, 2022. – 80 с.

Микляева Н.В., Бурова А.П. Музыкально-дидактические игры как средство формирования совместных действий детей с расстроством аутистического спектра. Методическое пособие. М.: Аркти, 2022. – 80 с.

Микляева Н.В., Коржевина В.В. Развитие речевой и коммуникативной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Сценарии занятий и практикумов / Под ред. Н.В.Микляевой.  М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.

Микляева Н.В., Коржевина В.В Развитие речевой и коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Сценарии занятий и практикумов / Под ред. Н.В.Микляевой.   Часть 1. М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.

Микляева Н.В., Коржевина В.В Развитие речевой и коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Сценарии занятий и практикумов / Под ред. Н.В.Микляевой.  Часть 2. М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.

Микляева Н.В., Коржевина В.В Развитие речевой и коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сценарии занятий и практикумов / Под ред. Н.В.Микляевой.  Часть 1. М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.

Микляева Н.В., Коржевина В.В Развитие речевой и коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сценарии занятий и практикумов / Под ред. Н.В.Микляевой.  Часть 2. М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.

Микляева Н.В., Сидельникова А.А. Сенсорная дезинтеграция и интеграция: игры с необычным материалом в работе учителя-дефектолога. М.: АРКТИ, 2023. — 72 с.

Статьи:

Микляева Н.В. Модель развития социального интеллекта дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. №12. – С.18-23.

Микляева Н.В.  Совместные занятия детей в инклюзивной группе: особенности организации // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2017. – № 11. – С. 58-74.

Микляева Н.В. Индивидуальный учебный план для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: особенности разработки // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 66-75.

Головчиц Л.А., Микляева Н.В. Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 4-11.

Микляева Н.В. Стандарты организации ранней помощи в сфере образования: обзор нормативно-правовой базы // Современный детский сад. – 2018. – № 1. – С. 20-23.

Микляева Н.В. Коррекционно-педагогическая поддержка детей с ЗПР в современном детском саду // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 4. – С. 73-80.

Микляева Н. Вариативные формы образовательной деятельности на основе передвижной аппликации // Дошкольное воспитание. – 2017. – №6. – С. 52 – 57.

Микляева Н.В. Формирование мотивации творчества на основе  техник рисования // Дошкольное воспитание. 2018. № 10. С. 37-50.

Микляева Н.В. Формирование операционального этапа деятельности на основе техник рисования // Дошкольное воспитание. 2018. № 11. С. 26-31.

Микляева Н.В. Формирование контрольного этапа деятельности на основе техник рисования //
Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С. 45-53.

Микляева Н.В., Семенака С.И. Про­фи­лак­ти­ка агрес­сив­ных про­яв­ле­ний у до­школь­ни­ков (3 статьи) // До­школь­ное вос­пи­та­ние. – 2019. – № 3. – С. 21–28 ; № 4. – С. 4–12.

Микляева Н.В., Чудесникова Т.А. Социально ориентированные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – №6. – С. 39 – 47.

Микляева Н.В. Пар­ци­аль­ная про­грам­ма “Вме­сте с ра­ду­гой” : Раз­ви­тие стра­те­ги­че­ско­го мыш­ле­ния до­школь­ни­ков на ос­но­ве кон­стру­и­ро­ва­ния // До­школь­ное вос­пи­та­ние. – 2020. – № 1. – С. 4–13 ; № 2. – С. 4–9 ; № 3. – С. 4–11.

Микляева Н.В., Чудесникова Т.А. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2020, N1. – С.49-60; N2. – С.58-66.

Микляева Н. В., Чудесникова Т.А. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – №1. – С.49-60; №2. – С.58-66.

Микляева Н. В., Чудесникова Т.А. “Геометрические кейсы” как прием формирования социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – №6. – С. 46-51.

Кроткова А.В., Микляева Н.В. Тесты Н.И. Озерецкого: диагностика  и реализация индивидуального  подхода к детям // Дошкольное воспитание. 2021. – № 11. – С. 66 -73.

Микляева Н.В. Использование тестов Н.И. Озерецкого в диагностике и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – №3. – С. 49 – 55.

Алмазова А.А., Микляева Н.В. Концепция подготовки кадров к управлению ресурсами дошкольной группы как основа межотраслевой двухпрофильной программы бакалавриата // Наука и школа.  2021. – №5. – С. 131-137.

Микляева Н.В. Сенсорно-эмоциональное развиие детей: проблемы сенсорной интеграции и дезинтеграции  // Дошкольное воспитание. – 2022. – №2. – С. 58-64; №3. – С. 56-63.

Микляева Н.В. Современные модели исследований в образовании и реабилитации» как учебный курс в профессиональной подготовке дефектологов // Состояние и перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации – 2022. IV Всероссийская конференция с международным участием (Москва, 9 декабря 2022 г.) : Сборник материалов и докладов / Под общей редакцией д.м.н. М.А. Дымочки. – М. : ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России ; ООО «Канцлер» (Ярославль), 2023. – С. 470-475

Микляева Н.В. ««Игропанорама» как средство интерактивного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» // Психология, дошкольная и специальная педагогика в условиях международного сотрудничества и интеграции: сборник научно-методических статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. – С.595-598.

Кроткова А.В., Микляева Н.В. Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: сборник научно-методических материалов / под общей ред А.А.Алмазовой, В.П. Мерзляковой. – М.: МПГУ, 2022. – С. 15 – 20.

Кроткова А.В., Микляева Н.В. Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 1 // Дефектология // 2023 – №1. С. 72-80

Кроткова А.В., Микляева Н.В. Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 2 // Дефектология // 2023 – №2. С.72-77

Микляева Н.В. Анализ электроэнцефалографических заключений как инструмент в работе учителя-дефектолога и психолога // Инклюзия в образовании// 2023. Том 8, №1 (29).

Микляева Н.В. Анализ заключений элекроэнцефалографии головного мозга как средство тьюторского сопровождения детей с эпи-активностью // Инклюзия в образовании// 2023. Том 8, №1 (29).

Повышение квалификации

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования - «Управленческие технологии в системе дошкольного образования» - 2002 - 144 часа – удостоверение № 112204.
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС - «Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации системы обеспечения качества высшего образования» - 2007 - 72 часа – удостоверение №559.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - «Андрагогические аспекты развития педагогического мастерства преподавателей вузов и ИПК» - 2008 -72 часа - удостоверение №168
Российский государственный социальный университет - «Современные формы и методы работы с лицами, имеющими социальные отклонения в поведении» - 2010 - 80 часов – удостоверение № 6512
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» - 2011 - 72 часа –удостоверение № у1105/б
Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС» - «Проектирование компетентностно-ориентированных ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» - 2011 - 72 часа – удостоверение № 1009.
Институт дополнительного образования ГБОУ ВПО МПГУ - «Проектирование основных образовательных программ в рамках реализации ФГОС ВПО» - 2013 - 82 часа – удостоверение №13222/26.
Институт медико-биологических проблем РУДН - «Методика и технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации работников образования в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся» - 2015 - 72 часа - удостоверение № 025753.
АНО Центр правовой поддержки «Профзащита» - «Формирование инклюзивного образовательного пространства в детском саду и школе в контексте введения профессиональных стандартов» - 2017 - 36 часов – удостоверение №4740.
European psychological center «Et Sertum» (Европейский психологический центр «СемьЯ», Зальцбург (Австрия)) - «Tutor in tale therapy» («Тьюторское сопровождение посредством сказкотерапии») - 2017 – 36 часов – удостоверение № 20170222001.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» - 2017 года – 72 часа - удостоверение № 772406654340.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ» - 2017 года – 16 часов - удостоверение № 772406322551.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровня образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»» - 2017 год – 78 часов - удостоверение № 772406316992.
ФГБОУ ВО МПГУ - Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ОВЗ при получении высшего образования (36 часов) - Удостоверение о ПК 772408214882 от 30.04.2019
ФГБОУ ВО МПГУ - Цифровая компетентность преподавателя высшей школы (72 часа) - Удостоверение о ПК 772409673228 от 30.09.2019
ФГБОУ ВО МПГУ - Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса (36 часов) - Удостоверение о ПК 772409148825 от 24.12.2019
АНО ДПО САСЗ - Базальная стимуляция: европейский подход к работе с детьми с множественными нарушениями (36 часов) - Удостоверение о ПК №402414865805 от 10.10.2021 года
ФГБОУ ВО МПГУ, ФГБОУ ВО ЯГПУ - «Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего» (72 часа) - Удостоверение о ПК №522415586583 от 01.11.2021 года
ФГБОУ ВО МПГУ – Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование» – 2022 – 72 часа– удостоверение №772417646400.
АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства». - Онлайн-стажировка «Научно доказанные методики работы с детьми и семьями». - 14-18 августа 2023 г., 10 академических часов. - Диплом №16903

Государственные и ведомственные награды

Почетный работник образования города Москвы (указ Мэра Москвы от 29 июня 2012 года №39-УМ, ПЗ №005470).
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за заслуги в научно-педагогической деятельности, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (приказ от 13 декабря 2007 года №1830/к-н).

Достижения и поощрения

Благодарственное письмо Правительства Москвы за активное участие в проведение Московского городского конкурса «Детский сад года» (2005).
Благодарственное письмо Правительства Москвы за участие в работе Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (2010).
Сертификат за участие в работе круглого стола по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требования ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы), Издательство «Просвещение» (2016).
Сертификат Министерства просвещения РФ и Общероссийского профсоюза работников образования об участии с докладом во Всероссийской конференции по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» и организации секции по специальному высшему образованию в рамках Х Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (2019).
Диплом ЕН №9722 Всероссийского профессионального педагогического конкурса для логопедов и дефектологов «Рабочая программа педагога в соответствии с ФГОС» (06.02.2020 – 09.03.2020) за участие с «Проектом конструктора рабочих программ специалистов коррекционного профиля (дошкольное образование)»
Диплом №PDe-2020-0257 Победителя X Международного конкурса преподавателей вузов «Pedagooical discovery: University-2020», организованного Академией педагогических проектов Российской Федерации и International association of teachers в рамках международного проекта «Образование для всех» (в номинации «Информационно-коммуникационные технологии», за участие с проектом «Конструктор документационного обеспечения сопровождения детей с особыми образовательными потребностями») (от 5 марта 2020 года, совместно с А.В. Кротковой).

Архив учебных курсов

Адаптация методик воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ЗПР
Воспитание и обучение детей с ЗПР.
Задержка психического развития.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ.
Концепции проектирования адаптированных образовательных программ.
Концепции проектирования адаптированных образовательных программ.
Концепции проектирования лечебно-оздоровительных программ.
Менеджмент в дошкольном образовании.
Методика развития речи и обучения языку.
Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ.
Нарушения развития в детском возрасте.
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования.
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями умственного развития.
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и социального поведения.
Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ОВЗ.
Развитие цифровой среды в образовании детей с ОВЗ.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ.
Система диагностики нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста.
Современные модели исследований в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ.
Современные проблемы специального (дефектологического) образования.
Технологии проектирования адаптированных образовательных программ.
Технологии проектирования и реализации адаптированных образовательных программ для детей. раннего возраста с ОВЗ в традиционных и инновационных формах дошкольного образования.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Исследовательские проекты и гранты

2003, 2004 и 2005: «Гранты Москвы» в области наук и технологий в сфере образования
2010: победитель Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи (НТТМ), научно-технический проект «Виртуальная энциклопедия проблемных педагогических ситуаций для родителей»
2013: 16 свидетельств Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации прав интеллектуальной собственности, в том числе:
- Конструктор моделей охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ.
- Конструктор образовательной программы детского сада.
- Интерактивный альбом по профилактике нарушений адаптации у детей.
- Комплекс фонетико-фонематических кубиков для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
- Комплект морфемных кубиков для формирования грамматического чувства языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Виртуальная энциклопедия проблемных педагогических ситуаций для родителей детей дошкольного возраста.
- Конструктор мониторинга образовательной программы детского сада.
За время профессиональной деятельности - 28 ГРАНТов Департамента образования города Москвы:
в 2009: «Проведение исследования по изучению потребностей московской семьи в различных формах и видах инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования».
в 2012-2013
- «Разработка и апробация информационных технологий управления ДОУ».
- «Создание интерактивного информационного ресурса, посвященного повышению квалификации руководителей ДОУ по вопросам внедрения экономических механизмов эффективности деятельности дошкольных ОУ».
- «Анализ практики и разработка рекомендаций по развитию государственно-общественного управления в системе дошкольного образования».
- «Разработка модели территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих учреждения дошкольного образования (по ступеням) и дополнительного образования».
- "Внедрение современной модели оценки качества профессиональной подготовленности и образовательной деятельности педагогов ДОУ".
В 2013 - 2014 г.:
- «Разработка системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Педагогика»».
- «Мониторинг состояния, проблем и перспектив развития семейного образования и разработка механизмов участия государства в финансировании образовательных программ соответствующего уровня».
- «Разработка системы взаимодействия уровней образования в рамках крупных образовательных комплексов города Москвы».
С 2015 по 2017 гг. – участник 3 ГРАНТов Министерства образования РФ, в рамках коллективных проектов кафедры дошкольной дефектологии, в том числе ГРАНТа «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ» (в рамках реализации государственного контракта МПГУ с МО и науки РФ).
2022-2023 гг. - участник – «Методические рекомендации по реализации новых примерных основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в том числе пятилетнего двухпрофильного бакалавриата, по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», в рамках проекта «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (приказ № 281 от 28 мая 2021 г. ).

Участие в конференциях

Н.В. Микляева регулярно участвует в международных и всероссийских конференциях с докладами. Наиболее значимыми из которых в последнее время явились:

Московский международный салон образования (2017, 2018),

Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика» (2018),

VIII Всероссийская конференция  «Образовательное пространство: проблемы, перспективы, решения» (2018),

Всероссийская конференция по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» в рамках заключительного этапа Х Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (2019),

VI республиканская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы» (2019),

Национальная научно-практическая конференция с международным участием “Актуальные вопросы истории, философии, права и педагогики” (2019),

Первая Международная междисциплинарная научная конференция «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» (2019),

Всероссийская научная конференция с международным участием «Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве» (2019),

II Международная междисциплинарная научная конференция «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» (2020),

Международная научно-практическая Конференция “Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования” (2020) и др.

II Международная междисциплинарная научная конференция «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» – МИП, 2020.

Международная научно-практическая конференция “Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования”  – МПГУ, 2020.

Международная научно-практическая конференция «Гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации» – Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021.

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе» – МПГУ, 2021.

Международная научная конференция «Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты» – НОЧУ ВО “Московский институт психоанализа”, 2021.

VI Международная научно-практическая конференция «Современные ценности дошкольного детства: мировой и отечественный опыт» – Сочи, 2021.

Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху»  – Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2021

Международная научно-практическая конференция «Социальное развитие детей в условиях инклюзивного образования»  – Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2021.

VIII Международная научно-практическая конференция «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы»  – Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Беларусь), 2021.

Международная научно-практическая конференция «Возможности системы дополнительного образования в социализации и реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов»  – ГБДОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования»
ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», 2021.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детство, открытое миру»   – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2022.

Международная научно-практическая конференция «Социальное развитие детей в мультикультурном мире» – Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022.

Международная научно-практическая конференция «Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования» – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет», 2022.

Международная научно-практическая конференция «Социальное развитие детей в мультикультурном мире», посвященная 85-летию док-ра философских наук, академика РАН Розина В.М. и Году педагога и наставника. – Доклад «Игропанорама»: программно-методический комплекс по социально-коммуникативному и познавательному развитию детей дошкольного возраста». – 28 февраля 2023.

XVI Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов,  посвящённая памяти профессора Р.Е. Левиной: «Наследие В.И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования». – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет». – Доклад «Форсайт-сессия как инновация в профессиональной подготовке дошкольных дефектологов». – 1 марта 2023 года.

XIII  Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детство, открытое миру». – Омск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет». – Доклад «Проблемы формирования образа себя и готовности к будущему у студентов – дошкольных дефектологов и специалистов системы образования». – 21 марта 2023

III Международная научно-практическая конференция «Психология, дошкольная и специальная педагогика в условиях международного сотрудничества и интеграции». ФГБОУ ВО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. – Доклад ««Игропанорама» как средство интерактивного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» – 22 марта 2023 года.

Межвузовская научно-практическая конференция  «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее», посвященной 90-летию В.И.Селиверстова. – ФГБОУ ВО МПГУ. – Доклад «Программно-методический комплекс «Игропанорама» как инновация в области социально-коммуникативного и познавательного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста». – 27 марта 2023 года.

Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция (с международным участием) «Ценностные ориентиры профессионального становления педагога». – Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Доклад «Диагностическая методика «Я как маленькая планета»: опыт проектирования структуры личности ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях работы студенческого научного общества». – 19 мая 2023 года.

 

Дополнительная информация

ПАТЕНТЫ

2013: 16 свидетельств Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации прав интеллектуальной собственности, в том числе:
– Конструктор моделей охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ.
– Конструктор образовательной программы детского сада.
– Интерактивный альбом по профилактике нарушений адаптации у детей.
– Комплекс фонетико-фонематических кубиков для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
– Комплект морфемных кубиков для формирования грамматического чувства языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
– Виртуальная энциклопедия проблемных педагогических ситуаций для родителей детей дошкольного возраста.
– Конструктор мониторинга образовательной программы детского сада.

2017-2020: для оптимизации практических занятий со студентами разработано 3 электронных конструктора: конструктор индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ОВЗ (2017) и конструкторы рабочих программ специалистов коррекционного профиля для работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста (2019, 2020). Электронная программа зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (регистрационный номер 5517), оба варианта конструктора стали победителями Всероссийских профессиональных конкурсов в области методических разработок для специалистов системы специального образования (дипломы ЕН №9722, 9723) Научного образовательного центра педагогических проектов РФ.

 

Член-корреспондент Международной академии науки педагогического образования, Международной аттестационной палаты (МАП), Международной академии информатизации (МАИ), Европейской Ассоциации ВУЗов и преподавателей высшей школы (HiSTES).

Член методического объединения «Подготовка специалистов для работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного и специального образования» при кафедре дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУВО МПГУ.

Главный редактор журнала “Современный детский сад”
Интерактивная группа журнала.

Международная академия родителей.


Профессор

Кандидат педагогических наук

PhD: British Doctоr of Philosophy degree (PhD) standart, Англо-российский аккредитационный центр (The National Recognition Information Centre for the United Kingdom)


Профессиональные интересы

Развитие способностей детей.
Воспитание и обучение дошкольников.
Методика развития речи и развития языковой способности.
Социализация детей дошкольного возраста, социально-нравственное воспитание в условиях семьи и детского сада.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Инклюзивное образование.
Методическая служба детского сада.
Управление ДОО и менеджмент в системе специального образования.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 706 кабинет
+7 (495) 438-08-67
nv.miklyaeva@mpgu.su; sovrdetsad@mail.ru

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)