Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Павел Александрович

Оржековский

Образование

Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, химический факультет. Специальность – «химия» (1981 г).
Аспирантура МГПИ им. В.И.Ленина (оконч. 1987).

Тема кандидатской диссертации

Эксперимент на кружковых занятиях по химии как средство совершенствования знаний учащихся о веществе, 1987

Тема докторской диссертации

Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии, 1998

Курсы текущего учебного года

«Теория и методика обучения химии» (3 к. бакалавриата);
«Современные проблемы обучения химии в средней школе», «Методология исследовательской деятельности» (1 к. магистратура)

Публикации

Монографии

Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М.: ИОСО РАО. 1997 г., – 121 с.

Т.Н.Данилова, Р.А.Дощинский, С.Е.Мансурова, П.А.Оржековский Т.В.Расташанская, К.А.Табаровская Обеспечение качества дополнительного профессионального образования: некоторые аспекты институционального и регионального подходов. М.: МИОО, 2015. – 192 с.

С.Е. Мансурова, П.А. Оржековский, Р.А. Дощинский Дидактическая модель современного учебного занятия. – М.: МИОО, 2016. – 132 с.

Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Данова А.В., Чубаровский В.В., Цамерян А.П., Седова А.С., Березина Н.О., Оржековский П.А., Шепелева Е.А., Харлашина Г.А., Кремер Е.З. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: Эффекты кольцевой детерминации. М.: МГПУ, 2017, – 255 с.

 

Статьи

Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. Современные тенденции кружковой работы по химии. / Химия в школе, 1985 г. №4, с. 62-64.

Оржековский П.А. Какую творческую задачу лучше дать учащимся? (О систематизации творческих задач) / Химия в школе, 1996, №5. С. 38-41.

Оржековский П.А. О психолого-педагогических требованиях к творческой задаче по химии. / Химия в школе, 1997, №6. С. 20-25.

Оржековский П.А. Опыт химического творчества учащихся и его основные компоненты. Химия в школе, 1999, №6. С. 28-32.

Оржековский П.А. Тенденции развития дидактического принципа сознательности. / Химия: методика преподавания, 2004 г. № 1. С. 29-35.

Титов Н.А., Оржековский П.А. Об индивидуальном стиле деятельности учителя. / Химия в школе, 2010, № 2, с. 39-43.

Оржековский П.А. Осознанность знаний по химии, как основной показатель выполнения требований ФГОС. / Химия в школе, 2014, №8, с. 7-11.

Оржековский П.А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС. / Химия в школе, 2015, №1, с. 11-18.

Оржековский П.А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности. / Химия в школе, 2015, №6, с. 6-12.

Оржековский П.А. О методологических позициях современного учителя. / Химия в школе, 2015, №8, с. 2-4.

А.В.Дзенис, П.А.Оржековский К методике обучения детей в условиях стационара / Химия в школе, 2017, №3, с. 11-14.

П.А.Оржековский О самостоятельной постановке целей познания и их достижении / Химия в школе, 2017, №5, с. 8-12

Оржековский П.А., Степанов С.Ю. О моделях обучения химии в современной школе. / Химия в школе, 2018, №1, с. 6-10.
Оржековский П.А., Степанов С.Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания. / Химия в школе, 2018, №2, 5-9.
Грачев М.К., Оржековский П.А. Химико-технологические принципы в решении проблем экологии. / Химия в школе, 2018, №3, 37-40.
Оржековский П.А. Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках. / Химия в школе, 2018, №4, 14-17.
Оржековский П.А., Грачев М.К., Казиев Г.З. Методологические аспекты формирования познавательных УУД. / Химия в школе, 2018, №9.
Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. Оценка ученика: на пути к цифровому образованию. Концептуально-математическая модель. / Народное образование, 2019, №1, с. 130-139.
Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Мишина И.Б. О непрерывности оценки
развития у обучающихся репродуктивных и креативных мыслительных действий. / Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 3 (27), 2019.
Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования. / Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 2 (30).
П. А. Оржековский, С. Ю. Степанов, И. Б. Мишина  “ Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования ” / Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 3 (31)

Развитие креативности школьников: система творческих задач. / Химия в школе, 2020, №10

Творческое мышление учащихся: оценки динамики развития / Химия в школе, 2021, №3, с. 20-24.

Объяснять как устроен мир, или учить познавать мир? / Химия в школе, 2021. №8, с. 2-6.

Учебники и учебные пособия

Оржековский П.А., Медведев Ю.Н., Чураков А.В., Чуранов С.С. Всероссийская химическая олимпиада школьников. М.: Просвещение, 1996 г., – 183 с.

Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М.: Аркти, 1999 г., – 152 с.

Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. Химия. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. М.: Мнемозина, 2010, – 223 с.

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Шалашова М.М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. М.: АСТ: Астрель, 2013. – 270 с.

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Шалашова М.М. Химия: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. М.: АСТ: Астрель, 2013. – 255 с.

П.И.Беспалов, М.В.Дорофеев, Д.М.Жилин, А.И.Зимина, П.А.Оржековский Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. – 229 с.

П.А.Оржековский Методика изучения элементов нанотехнологий в курсе химии основной школы. М.: МГПУ, 2015. – 4 с.

В.Ю.Мишина, Е.Н.Стрельникова, П.А.Оржековский ОГЭ 2017. Химия: тренировочные задания. М.: Эксмо, 2016. – 80 с.

П.А.Оржековский, П.И.Беспалов, О.Ю.Гончарук, О.А.Жильцова, Г.Л.Маршанова Современное учебное занятие по химии: учебно-методическое пособие для учителей. Под редакцией профессора П.А.Оржековского. М.: МИОО, 2016. – 82 с.

П.А.Оржековский Химия : 11 класс : ВПР : тренинг, контроль, самооценка : рабочая тетрадь. – М.: УчЛит : Просвещение, 2017. – 96 с.

Повышение квалификации

«Управление проектной и инновационной деятельностью образовательной организации в условиях поликультурной и полиэтнической среды», МИОО, 2014 (36 ч.);
«Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии», Ивановский ГХТУ, 2014 (16 ч.);
«Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по химии в 2015 году», МИОО, 2015 (24 ч.);
«Подготовка руководителей (председателей и заместителей председателей) региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года», МИОО, 2015 (24 ч.);
«Подготовка руководителей (председателей и заместителей председателей) региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ГИА-11 2016 года», 2016 г, МИОО (24 ч.);
«Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по предмету "Химия"», ФИПИ, 2016 (72 ч.).
"Разработка электронных образовательных ресурсов и их внедрение в учебный процесс в вузе (на примере СДО МООDLE)" 23.01.2019 г
Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет 02.11.2019

Государственные и ведомственные награды

Награжден почетным знаком «Отличник народного просвещения» (1989 г),
Почетной грамотой Министерства просвещения СССР (1980 г),
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2003, 2004, 2005 годов),
медалями: ВДНХ СССР «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (1983, 1987 гг)
Почётная грамота Ученого совета МПГУ (2020 г)

Профессиональная деятельность

1973 – лаборант кафедры органической химии; химического ф-та МГПИ;

1973-1975 – служба в ВДВ;

1975-1976 – лаборант кафедры органической химии; химического ф-та МГПИ;

1976-1981 – учёба на химическом факультете МГПИ;

1984-1987 – учёба в аспирантуре;

1981-1990 – работа учителем химии в школе;

1987-1992 – преподаватель кафедры органической химии Химического факультета;

1992-2002 – ведущий научный сотрудник ИОСО РАО;

2002-2017 – заведующий кафедрой методики преподавания химии МИОО;

С 2017 г профессор МПГУ

 

Исследовательские проекты и гранты

Грант РФФИ «Цифровизация динамических параметров креативного и репродуктивного мышления в учебной деятельности»

Участие в конференциях

Проблема творческого развития школьников в процессе обучения химии. / IV Всероссийская конференция учителей «Проектная деятельность в школе: мотивация, содержание, методики», 2-7 марта 2017 год, город Сочи. Сборник тезисов. / ООО «Свое издательство. С.Пб, 2017. С. 36-41

Методические условия обучения химии, ориентированного на развитие личности. / Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования. VIII Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием. Москва, 21-22 апреля 2017 г. М.: ИМИР, 2017, с. 165-168

Психолого-педагогический и интеллектуально-когнитивный эффекты применения рефлексивно-сотворческого полилога в образовании Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель А.И. Савенков . 2018. С. 8-14.

Проблема выбора дидактических систем (учебников и учебных пособий) и использования рефлексивных методов для повышения эффективности естественно-научного образования / Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. МГПУ, 2019. С. 406-414.

Количественная оценка развития репродуктивных и креативных действий школьников при обучении химии. / Материалы ХIII Всероссийской конференции «Актуальные проблемы химического и биологического образования. МПГУ, 2019, С. 263-269.

Проблема цифровизации динамических параметров развития мышления. / Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. – 772 с (с. 22-30)

Предметно-творческие задачи в образовании. / Творчество в современном мире: человек, общество, технологии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева, Институт психологии РАН, 26–27 сентября 2020 г. / Под общ. ред. Ушакова Д.В., Владимирова И.Ю., Медынцева А.А. [Электронный ресурс]. С. 152-153

Креативно-цифровая диагностика и рефлексивное развитие школьников при изучении естественно-научных предметов / II Международная научно-практическая онлайн-конференция “Психология одаренности и творчества”, МГПУ, 2020.

Опыт цифровизации решения учащимися экспериментальных творческих задач по химии / XIII международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами», 23 января – 1 февраля 2021 г.: сб. статей. Ч. 1. – М.: МАНПО, с. 413-417

Применение сотворческо-рефлексивных практик при реализации педагогических мастерских для учителей химии на курсах повышения квалификации. / XIII международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами», 23 января – 1 февраля 2021 г.: сб. статей. Ч. 1. – М.: МАНПО, с. 417-426

Цифровизация динамических параметров развития креативного мышления в обучении химии. / Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы VI Международной науч.-практ. конф., 12–14 октября 2021 г. / под ред. проф. Г.В. Лисичкина. – Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. – 344 с. (88-97)

Цифровизация динамических параметров развития креативного мышления в обучении химии. / Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. 27.06.2022 г, МГУ им. М.В.Ломоносова

Дополнительная информация

Член диссертационного совета Д 212.155.03 по педагогическим наукам в Московском государственном областном университете.

Член редакционной коллегии журнала «Химия в школе».

Член Союза ученых Болгарии.

Член диссертационного совета Д 212.154.23 по педагогическим наукам в Московском педагогическом государственном университете.

Член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ


Профессор

Профессор, член-корреспондент РАО

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Обучение химии, ориентированное на развитие личности.
Формирование у обучающихся опыта познания.


Контактная информация

город Москва, улица Кибальчича, дом 6, корпус 1
+7 (495) 683-15-83
pa.orzhekovskii@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)