Список важнейших публикаций:
• Политическая история стран Азии и Северной Африки. ХХ век. Коллективное учебное пособие. T.I.M.: Кентавр, 1998.
• Избранные историографические произведения. М., 2000
• Введение в дистанционное образование. Коллективная монография. М.: изд-во ж. «Педагогика», 2006.
• Наука и образование: переоценка ценностей. Дайджест. М.: изд-во ж. «Социально-политические знания», 2007.
• История стран Азии в эпоху колониализма (XVI- пер. пол. XIX)/ Курс лекций РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, М., 2014.
• Массовые движения народов Азии: Поиск будущего в прошлом (середина XIX)/ Курс лекций. РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, М., 2015.
• Становление коммунистического движения в странах Азии и Коминтерн/ Курс лекций. Ярославль 2016.
С 2003 г. является действительным членом (академиком) Международной академии открытого образования.
В.И. Овсянников родился в 1950 г. в учительской семье г. Озёры Московской области.
В 1971 г. окончил МОПИ им. Н.К. Крупской. Специальность по образованию – учитель истории. Трудовую деятельность начал преподавателем в педучилище №4 Москвы, награждён почётным знаком «Отличник народного образования». Работал в Академии наук СССР, в Высшей комсомольской школе при ЦК ВКЛСМ. В 1971 г., поступил в аспирантуру по кафедре новой и новейшей истории, в 1975 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук, в 1991 г. — доктора исторических наук.
Преподавательскую деятельность в вузе начал в 1973 г. С 1984г. начал работать в МГГУ (в то время МГЗПИ), сначала доцентом кафедры всеобщей истории, с 1989 г. – проректором по научной работе.
С 1995 г. основатель и директор с 1995 г. Межвузовского центра дистанционного образования до его расформирования в 2009 г. После объединения МГГУ в МПГУ перешёл на работу на кафедру новой и новейшей истории.
За годы педагогической деятельности внёс значительный вклад в совершенствование высшего образования. Получил признание в системе образования, как учёный и специалист по дидактике дистанционного обучения (ДО), автор теоретических публикаций, способствовавших формированию научного понимания ДО.
Деятельность В.И. Овсянникова в разное время включала три направления: педагогическую и научно-методическую деятельность; теоретическую разработку основ организации открытого дистанционного образования; научно-организационную работу с другими вузами РФ в сфере заочного и дистанционного образования.
В.И. Овсянников более 40 лет преподает историю стран Азии и Африки, удостоен звания «Почетный профессор МГГУ им. М.А. Шолохова». Он известный в своей области ученый-востоковед и методолог. Итогом его научной деятельности в 90-е гг. стал сборник «Избранные историографические произведения» (2000). Им опубликовано более 100 научных работ, в их числе монографии, брошюры, статьи в центральных журналах, учебные и методические пособия, одобренные не только педвузами, но и историческими факультетами классических университетов.
С 80-х гг. он разрабатывает проблемно-концептуальный метод обучения, на основе которого им создан ряд оригинальных коллективных учебных пособий и практикумов для студентов, обучающихся на расстоянии без отрыва от основной деятельности, по модели которых создавалась учебная литература и по ряду других специальностей. В 1984 г. он опубликовал статью «О методике изучения новой и новейшей истории стран Азии и Африки в высшей школе» (Народы Азии и Африки, №3), в которой впервые изложил основы проблемно-концептуального метода, а в 1983 г. увидело свет его первое учебное пособие «Новая история Азии», построенная на основе этого метода.
С 2014г. он издает цикл учебных пособий, основанных на передовой методике изучения истории.
С самого начала и до настоящего времени Овсянникову В.И. присущ новаторский подход к обучению студентов, о чем свидетельствует, изданный им в 2006 г. дайджест его публикаций «Наука и образование: переоценка ценностей».
Под его научным руководством защищены 3 кандидатские и 1 докторская диссертации.
В.И. Овсянников в конце 80-х гг. принимал участие в разработке Концепции высшего многоступенчатого педагогического образования. В соответствии с данной концепцией руководимый им творческий коллектив Совета УМО подготовил проект «Положения об организации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров без отрыва от производства». Он входил в состав рабочей группы по разработке Концепции создания и развития единой системы ДО в России (принята Коллегией Гособразования РФ 31.05.95 г.). По заданию Государственного Комитета по высшей школе РФ В.И. Овсянников разработал к заседанию Коллегии 31.05.95 г. проект «Положения о Российском университете дистанционного образования».
Руководимый им коллектив в конце 90-х – начале 2000 гг. в рамках проекта Минобразования РФ разработал также Образовательную программу и учебные пособия (10 наименований) для системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области ДО.
В 90-е – начале 2000 гг. принимал активное участие в разработках научных основ дистанционного образования, ему принадлежит инициатива в разработке ряда рекомендаций по совершенствованию заочного и дистанционного образования для Гособразования СССР и Минобразования РФ. Итогом его многолетней научно-методической работы стала фундаментальная коллективная монография под его редакцией «Начальный курс дидактики дистанционного образования» (журнал «Педагогика», 2006), в основу которой положена идея превращения ДО из простой ситемы передачи информации в новую дидактику, основанную на информационных и коммуникационных технологиях.
В.И. Овсянников участвовал в нескольких исследовательских проектах Минобразования РФ, имел два гранта от фонда «Институт Открытое общество».
В 90-е гг. В. И. Овсянников входил в рабочие группы подкомитета по образованию Совета Федерации РФ по подготовке проекта Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и поправок к закону «Об образовании» в части ДО; являлся членом Координационного Совета Госдумы по ДО, членом экспертной групп Рособрнадзора РФ за реализацией образовательной деятельности с применением ДОТ.
Являлся заместителем председателя Совета Учебно-методического объединения педвузов РФ по подготовке педкадров без отрыва от основной деятельности и заместителем главного редактора ежегодника «Педагогическое образование без отрыва от работы»; издавал «Библиотеку дистанционного образования».
Руководимый им Межвузовский центр дистанционного образования активно сотрудничал с Открытым университетом Израиля, Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Он неоднократно выступал с теоретическими докладами на международных семинарах в ИИТО ЮНЕСКО и других международных конференциях.
Проблемам совершенствования образования посвящена его публицистическая деятельность, в т.ч. в своё время получили известность его публикации в «Литературной России»: «Всем миром», «Макароны по инструкции», «Белые пятна и черные дыры истории»; научная публицистика отражена в дайджесте «Наука и образование: переоценка ценностей».
Вклад В.И. Овсянникова в разработку теоретических основ совершенствования ДО признан научной общественностью в системе образования, ему присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы».
В свободное время В.И. Овсянников пишет прозу, им опубликован роман «На взлёте», сборник повестей и рассказов «Дорога к Храму».
Подробнее см.:
Учебный сайт: nisaa1.narod1.ru
Учебно-методические комплексы:
Специалитет. Набор 2009 года.
История стран Востока в Новейшее время
Освободительное движение в странах Востока и участие в нем коммунистов
Специалитет. Набор 2010 года.
История стран Востока в Новейшее время
Освободительное движение в странах Востока и участие в нем коммунистов
Бакалавриат
Набор 2011 года
Становление и идеология освободительного движения в Африке в пер. пол. ХХ в.
Проблема глобализации и Восток в пост колониальном мире
История стран Востока в Новейшее время
Набор 2012 года
Проблема глобализации и Восток в пост колониальном мире
История стран Востока в Новейшее время
Набор 2013 года
Проблема глобализации и Восток в пост колониальном мире
История стран Востока в Новейшее время
Рабочие программы:
2011 год
Становление и идеология освободительного движения в Африке в пер. пол. ХХ в.
Проблема глобализации и Восток в пост колониальном мире
История стран Востока в Новейшее время
2012 год
Проблема глобализации и Восток в пост колониальном мире
История стран Востока в Новейшее время
2013 год
Проблема глобализации и Восток в пост колониальном мире
История стран Востока в Новейшее время
2015 год
Становление коммунистического движения в странах Азии и Коминтерн
профессор
Доктор исторических наук
Специалист в области историографии и методологии истории, востоковедения.