Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Лидия Алексеевна

Прояненкова

Образование

Московский ордена В.И. Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, физический факультет, специальность "физика", квалификация "учитель физики" 1969-1974 гг.

Профессиональная переподготовка
1992 г - Учебный центр по переподготовке работников вузов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, программа переподготовки «Психолого-педагогические основы учебного процесса», квалификация "учитель-методист"

Тема кандидатской диссертации

Совершенствование подготовки студентов к использованию учебного физического эксперимента (1991 г.)

Тема докторской диссертации

Методическая подготовка студентов к организации личностно ориентированного учебного процесса по физике (18.10.2010 г.)

Курсы текущего учебного года

Педагогика и психология высшей школы;
Педагогика и психология профессионального образования




Публикации

Всего – более 120

Статьи

  1. Прояненкова Л.А. Теория поэтапного формирования умственных действий в методической подготовке учителя физики / Л.А. Прояненкова // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3. – С. 59– 66
  2. Прояненкова Л.А. Модель изучения школьного курса физики как основа разработки электронного учебного пособия / Л.А. Прояненкова // Школа будущего. – –  № 6. –  С. 10–20
  3. Прояненкова Л.А. Модель изучения школьного курса физики / Л.А. Прояненкова // Наука и школа. – –  № 1. –  С.39 – 44
  4. Прояненкова Л.А. Понимание учебного текста по физике как деятельность учащихся / Л.А. Прояненкова, А.А. Николаева. // Школа будущего. – –  № 4. –  С.37 – 40.
  5. Прояненкова Л.А Понятие «типовая физическая задача»: методика формирования / Л.А. Прояненкова, Л.М. Ядыкина. // Физика в школе. – 2012. – № 8. – С. 38−42.
  6. Прояненкова Л.А. Введение физической величины как деятельность учащихся / Р.И. Петрова, Л.А. Прояненкова // Школа будущего. – 2014. – № 2. – С. 79-86.
  7. Прояненкова Л.А. Планирование характеристик осваиваемых учащимися действий как задача методической подготовки учителя физики / Л.А. Прояненкова // Actualscience. – 2015. – Vol 1, № 1. – C. 55-56
  8. Прояненкова Л.А. Этапы подготовки к ЕГЭ по физике / Н.И. Одинцова, Е.В. Старцева, Л.А. Прояненкова // Физика в школе – 2016. – № – С. 21−25.
  9. Прояненкова Л.А. Подготовка к ЕГЭ по разделу Механика / Одинцова Н.И., Старцева Е.В., Прояненкова Л.А.  // Физика в школе – 2016. – № 8. – С.10−16
  10. Прояненкова Л.А. Подготовка к ЕГЭ по молекулярной физике / Прояненкова Л.А., Старцева Е.В., Одинцова Н.И. // Физика в школе – 2017. – № 3. – С.12−19
  11. Прояненкова Л.А.  Особенности конструкторской деятельности младших школьников / Прояненкова Л.А., Шиповская С.В.  // Школа будущего – 2017. – № 3. – С.60−62
  12. Прояненкова Л.А.  Формирование физических представлений у детей младшего школьного возраста в робототехническом кружке / Прояненкова Л.А., Шиповская С.В.  // Физика в школе – 2019. – № 5. – С.15−20
  13. Прояненкова Л.А. Проблема формирования экспериментальных компетенций у учащихся средней школы Вьетнама: постановка проблем исследования/ Прояненкова Л.А., Нгуен В.А.  // Школа будущего. – 2019. – № 5. – С.250−253
  14. Прояненкова Л.А.  Уроки физики в современной школе/ Прояненкова Л.А.  // Физика в школе – 2020. – № 1. – С.21−28
  15. Прояненкова Л.А. Подготовка к ЕГЭ по теме «Законы постоянного тока» / Н.И. Одинцова Е.В. Старцева, Л.А. Прояненкова // Физика в школе. 2021. – № 2. – С. 25-32.
  16. Прояненкова Л.А. Концепция П.Я. Гальперина в эпоху цифровой трансформации образования [Электронный ресурс ] / И.А. Крутова, Т.В. Кириллова, Г.П. Стефанова, Л.А. Прояненкова // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6; URL: https://science-education.ru/article/view?id=32191. (дата обращения: 29.11.2022).
    DOI: 10.17513/spno.32191
  17. Пропедевтика физических знаний на занятиях робототехникой / Л.А. Прояненкова, С.В. Шиповская. // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы VI Международной научно-методической конференции. – Москва, 2021. С. 260-264.
  18. Прояненкова Л.А. Дополнительное образование и подготовка учителя физики в современных реалиях [электронный ресурс] / Л.А. Прояненкова, С.С. Фролов, С.В. Шиповская. // Конвергенция современных образовательных политик для решения проблем каспийского региона. Приоритет – 2030: сборник трудов Международной научно-практической конференции (21-22 апреля 2022 г.). – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2022. – С. 151-156.
    DOI 10.54398/9785992613698_151
    ISBN 978-5-9926-1369-8
  19. Прояненкова Л.А. Подготовка магистрантов к работе в системе дополнительного общего образования / Л.А. Прояненкова // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы VII Международной научно-методической конференции. – Москва, 2022. С. 254-257.

Книги

  1. Прояненкова Л.А. Методическая подготовка будущего учителя к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель: Монография / Л.А. Прояненкова − М., 2009. – 160 c.
  2. Прояненкова Л.А. Сборник задач и упражнений по физике: 7 класс: к учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной «Физика. 7 класс» / Л.А. Прояненква, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 158 с.
  3. Прояненкова Л.А. Поурочное планирование по физике к Единому государственному экзамену / Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова // М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 414 с.
  4. Прояненкова Л.А. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя естественно-математических предметов в основной и средней (полной) школе / Л.А. Прояненкова // Современная парадигма высшего профессионального педагогического образования: Программа для аспирантов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. – С.55–62.
  5. Прояненкова Л.А. Руководство по разработке фрагментов урока с использованием  учебного физического эксперимента / С.В. Анофрикова, Л.А. Прояненкова. – Астрахань: Изд-во Астрах. Ун-та, 2005. – 76 с.
  6. Прояненкова Л.А. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике. Рабочая тетрадь / Л.А. Прояненкова, А.В. Смирнов, С.В. Степанов. – Прометей, 2006. – 96 с.
  7. Прояненкова Л.А. Технология формирования действий по применению в реальных ситуациях элементов физических знаний: Рабочая тетрадь / Л.А. Прояненкова. – М.: Прометей, 2014. – 61 с.
  8. Прояненкова Л.А. Физика. Новый тематический справочник для старшеклассников и поступающих в вузы (курс подготовки к ГИА, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузе) / Н.И. Одинцова, Е.В. Старцева, Л.А. Прояненкова. – М.: АСТ-ПРЕСС.- 2015. – 480 с.

 

Монографии

  1. Прояненкова Л.А. Физика и конструирование для младших школьников. Монография / С.В. Шиповская, Л.А. Прояненкова. – М.: Прометей, 2021.

Повышение квалификации

1. Методология и концепция компьютерного тестирования (Центр тестирования профессионального образования при МГУП, 29.05 -03.06 2006, рег. номер 1540),
2. Разработка электронных учебных курсов и дистанционная поддержка учебного процесса (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 15ноября 2010 - 27 мая 2011 г, рег. номер 361- 11)
3. Стратегии и технологии развития образовательного учреждения (Научно-методический центр ЮВОУО г. Москвы, 18 октября - 20 декабря 2011 г., рег. номер ЭКС 501 - 1/21)
4. Научно-правовые основы обеспечения качества деятельности диссертационных советов в современных условиях (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 17 мая - 30 ноября 2012 г, рег. номер 2059-12)
5. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения в вузе (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 22 июня - 24 июня 2013 г, рег. номер 1098)
6. Вариативные программы подготовки педагогов в бакалавриате (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 5 февраля - 5 февраля 2014 г, рег. номер 1677)
7. Проектный подход в физико-математическом и естественнонаучном образовании" (ФГБОУ ВО Астраханский государственный университет, 16 апреля - 30 апреля 2018 г, удостоверение № 302406829438, рег. номер 5722, выдано 16.05.2018)
8.Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ОВЗ при получении высшего образования (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 9 ноября- 19 декабря 2018 г, удостоверение № 772407594634, рег. номер 03921-ПК-2018, выдано 25.12.2018)
9. Оказание первой помощи в условиях учебно-методического процесса (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 23 ноября- 19 декабря 2019 г, удостоверение № 772409148744, рег. номер 01114-ПК-2019, выдано 24.12.2019)
10. Практика формирования контента для онлайн-курса в условиях цифрового обучения (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 3 июня- 29 июля 2020 г, удостоверение № 772411320111, рег. номер 02199-ПК-2020, выдано 05.08.2020)
11. "Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего", 72 часа, ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина" (Мининский университет), 27.09.2021 - 15.10.2021, Удостоверение 522415586570, Рег.№3122, 01.11.2021.
12. "Экспертная деятельность в системе научно-методического сопровождения государственной образовательной политики при реализации основных общеобразовательных программ", 32 часа, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", 18.04.2023 - 26.04.2023, Удостоверение 772415346279, Рег.№03642-ПК-2021,10.05.2023.
13. "Современные образовательные технологии в контексте трансформации российского образования", 72 часа, Частное профессиональное образовательное учреждение «Центр профессионального и дополнительного образования ЛАНЬ», 23.11.2022 - 27.04.2023, Удостоверение 782418738697, Рег.№ 21709, 27.04.2023.
14. Организация образования студентов с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе. (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет. 17.04.2023 - 17.05.2023, Удостоверение №772419112463, Рег. номер 02263-ПК-2023, выдано 24.05.2023
15. Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет). 14 сентября - 29 сентября 2023 г. Удостоверение №772420412292, Рег. Номер 04744-ПК-2023 выдано 03.10.2023 г.
16. Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса (ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 01 - 30 ноября 2023 г, удостоверение № 772420413704, рег. номер 06586-ПК-2023, выдано 04.12.2023)

Государственные и ведомственные награды

Грамота Министерства образования и науки

Достижения и поощрения

Диплом I степени конкурса на лучшую научную работу естественно-технического цикла МПГУ за учебное пособие для вузов (2001 г.)
Диплом II степени конкурса на лучшую научную работу естественно-технического цикла МПГУ за учебно-методический комплект по физике для школы (2009 г.)
Диплом победителя второго Московского конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию детей (2012 г.)
Грамота ректора Московского педагогического государственного университета (2007 г.)
Грамота Министерства образования и науки Российской федерации

Архив учебных курсов

Методика обучения физике (педагогическое образование, профили "Физика и информатика", "физика и английский язык")
Проектная технология обучения физике (педагогическое образование, профили "Физика и информатика", "физика и английский язык", "физика и технология")
Проектная технология обучения (педагогическое образование, профиль "технология и информатика")
Физика в системе дополнительного образования (педагогическое образование, магистерская программа «Приоритетные направления науки в физическом образовании»)
Педагогика и психология высшей школы, Сравнительная оценка качества обучения физике (педагогическое образование, магистерские программы «Приоритетные направления науки в физическом образовании», «Преподавание физики на английском языке»)
Педагогика высшей школы (направление 44.06.01 образование и педагогические науки, направленность – теория и методика обучения и воспитания (физика, естествознание, технология, астрономия), уровень образования – аспирантура)

Профессиональная деятельность

Средняя общеобразовательная школа № 25 . Москвы 1974-1977 гг

Московский педагогический государственный университет 1977 – по настоящее время, старший лаборант, ассистент, ст. преподаватель, доцент, профессор

Совместительство: Московский политехнический университет

Участие в конференциях

  • Международная научно-методическая конференция «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития», Москва, МПГУ, 2021-2023 гг.;
  • Международная научно-методическая конференция «Конвергенция современных образовательных политик для решения проблем каспийского региона. Приоритет – 2030» Астрахань, Астраханский государственный университет, 2022 г.;
  • III International Conference Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-III 2022) on December 15, 2022, Krasnoyarsk, Russia

Дополнительная информация

член диссертационного совета 33.2.013.03 на базе МПГУ


Профессор

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Реализация деятельностного подхода в обучении физике в школе и подготовке учителя физики


Контактная информация

город Москва, улица Малая Пироговская, дом 29/7, строение 1
+7 (910) 471-76-33
la.proyanenkova@mpgu.su

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)