Образование
Аспирантура: Российская академия музыки им. Гнесиных, специальность "Музыкальное искусство"
Специалитет: Российская академия музыки им. Гнесиных, специальность - "Музыковедение", квалификация - "Музыковед, преподаватель"
Тема кандидатской диссертации
«Эволюция гармонической вертикали западноевропейского многоголосия XIII – начала XV веков»
Курсы текущего учебного года
Наименование: "Сольфеджио", "Теория музыки", "Гармония".
44.03.01 Педагогическое образование, "Музыкальное образование (для иностранных обучающихся)", очная форма обучения 1,2,3 курсы
Наименование: «Сольфеджио», « Практикум по музыкально-теоретической деятельности». "Гармония".
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), "Музыка и Дополнительное образование (в области музыкального искусства)", очная форма обучения, 1,2,3,4,5 курсы.
Наименование: "Сольфеджио", "Теория музыки", "Гармония". "Анализ музыкальных произведений"
44.03.01 - Педагогическое образование, "Музыка", заочная форма обучения, 2 курс.
Публикации
- Румянцева М.А. Особенности многоголосия XIII века: Учеб. пособие. М., 2005. 96 с. (6 п.л.).
- Румянцева М.А. Научный вклад педагогов и выпускников РАМ им. Гнесиных в изучении многоголосия средневековья и Возрождения // Молодое поколение гнесинцев: Направления научн. поиска. Сб. трудов. Вып. М., 2006. С. 96 – 115. М., 2006 (1,3 п.л.).
- Румянцева М.А. Мотет XIII века: принцип ритмической организации // Музыковедение. 2006. № 5. С. 32 – 36. (0,6 п.л.).
- Румянцева М.А. Альтерация в многоголосной средневековой музыке литургического назначения // Христианские образы в искусстве: Вып.1. Сб. трудов 170 РАМ им. Гнесиных. М., 2007. С. 181 – 191. (0,7 п.л.).
- Румянцева М.А. Музыковедческий взгляд на мир-систему // Научное наследие Д.И. Менделеева как основа создания мир-системы XXI века: Материалы междунар. теоретической и науч.-практической конференции 23 – 24 ноября 2007г. (МСИ-3). М., 2008. С. 308 – 316. (0,6 п.л.).
- Румянцева М.А. Проблема звуковой вертикали средневекового многоголосия в западноевропейской культуре // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. М., 2008. С. 196 – 203. (0,5 п.л.).
- Румянцева М.А. Единство образа в политекстовом и полимелодическом выражении (на примере мотета XIII века) // Христианские образы в искусстве Христианские образы в искусстве: Вып. 2. Сб. трудов 171 РАМ им. Гнесиных. М., 2008. С. 59 – 65. (0,6п.л.).
- Румянцева М.А. Творчество Й. Чикониа – начало перестройки музыкального мышления музыкального мышления // Музыковедение. 2009. № 9. С. 5 – 10. (1 п.л.).
- Румянцева М.А. Актуализация старинных видов композиторской техники // Звуковая среда современности: Сб. ст. памяти М.Е. Тараканова. М., 2012. / Государственный институт искусствознания. С. 331 – 339. (0,5 п.л.).
- Румянцева М.А. О прочтении альтерации в современных транскрипциях средневековой многоголосной музыки // Музыковедение. 2014. № 3. С.9 – 15.
- Румянцева М.А. Художественный образ и его музыкальное воплощение (на примере мотета XIII века // Музыковедение. 2015. №3. С.13 – 17. Тираж 4000. М., Научтехлитиздат. Издание ВАК.
- Румянцева М.А. Диссонанс на пути к «строгим» правилам // Музыковедение. – М.: Научтехлитиздат, 2017. №12. С.3 – 11. (ВАК)
- Румянцева М.А., Бирюкова А.В. Блог как средство музыкального обучения эстрадному вокалу // Вестник музыкальной науки. 2018. № 3. С. 133-137. ( ВАК)
- Румянцева М.А. Михаил Акимович Слонов – музыкант и друг С.В. Рахманинова (портретная зарисовка) // В кн. Творчество С.В. Рахманинова в исполнительской подготовке педагога-музыканта: Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2018.- с.40 – 43. ( РИНЦ)
- Румянцева М.А., Дергалева Э.А. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности // В сб. Традиции и новации в сфере художественного образования и культуры: Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2019 г. – М.: МПГУ, – с.200 -206. (РИНЦ)
- Румянцева М.А., Хлистун Л.С. Использование ранних форм западноевропейского многоголосия в формировании гармонического слуха хоровых певцов // В сб. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: Материалы XVII Международной научно-практической конференции / Под науч. ред. Л.С. Майковской, А.П. Мансуровой. – М.: МГИК, 2019.- С. 232 – 238. (РИНЦ)
- Новоселов В.А., Румянцева М.А. Современный взгляд на учебно-методическое пособие по анализу хорового произведения для студентов педагогического вуза // Педагогика. 2019. – № 7. – с. 93 – 102. Тираж 1000 экз. (Web of S, ВАК, РИНЦ)
- Румянцева М.А. Хоровое пение фортепианной музыки как форма работы со студентами на уроках сольфеджио // В сб. Традиции и новации в сфере художественного образования и культуры: Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2019 г. – М.: МПГУ, – с.207 -211. (РИНЦ)
- Румянцева М.А. Проблема изучения средневековой западноевропейской музыки на уроках музыкальной литературы в детских музыкальных школах // В сб. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: Материалы XI Международной научно-практической конференции, г. Москва, 23 ноября 2020г. М.: МПГУ, С. 148 – 153.
- Румянцева М.А. Двухголосный органум как средство развития гармонического слуха на уроках сольфеджио: Учебно-методическое пособие. М.: Перо, 2021. 58 с., ил.
- Румянцева М.А. Мотет XIII: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студентов музыкальных вузов. – М.: Перо, 2021. 54 с.
- Румянцева М.А. Гармоническая вертикаль в средневековой полифонии как художественный феномен // Международный научно-исследовательский журнал. № 10 (112) 2021, часть С. 156-159. https://research-journal.org/wp-content/uploads/2021/10/10-112-3.pdf#page=156– (DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.098; ORCID: 0000-0002-2516-1914).
- Румянцева М.А. Специфика музыкального языка в переходный период от средневековья к раннему возрождению // Международный научно-исследовательский журнал. № 11 (113) 2021, часть 4. С. 120 – 124.
-
https://research-journal.org/wp-content/uploads/2021/11/11-113-4.pdf#page=120 (DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.142.) ORCID: 0000-0002-2516-1914).
- Румянцева М.А. О голосоведении в многоголосной музыке Ars nova // Музыковедение. М.: Научтехлитиздат, 2022. № 2. С. 9 – 17.
- Румянцева М.А. Признаки перехода от ars antiqua к ars nova
-
(на примере многоголосных произведений из собрания «Roman de Fauvel») // Нац. развитие. Сп-б, 2022 конф. 26 февраля 2022. Международная научная конференция «Образование. Культура. Общество. С. 8-10.
- Румянцева М.А. Вопрос гармонического слуха в отечественном музыкознании // Нац. развитие. Сп-б, 2022 конф. 26 февраля 2022. Международная научная конференция «Образование. Культура. Общество». С. 5-7.
- Румянцева М.А. К вопросу о влиянии особенностей партесного стиля на жанры хоровой музыки // В сб. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. Материалы XII Международной научно-практической конференции г. Москва, 23 ноября 2021 г. М.:МПГУ, 2022. С. 78 – 87.
- Румянцева М.А. Из истории становления и развития гармонического слуха в музыкальном образовании // Международная научная конференция «Наука. Исследования. Практика» (Science. Research. Practice), 25 июня 2022. С‑Пб.: ГНИИ Нацразвитие, 2022. С. 11-17.
- Румянцева М.А. Двухголосный органум как средство развития гармонического слуха в курсе сольфеджио: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: Перо, 2022. 112 с.
- Румянцева М.А. Мотет XIII века: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений». Для студентов музыкальных вузов. М.: Перо, 2022. 122 с.
- Румянцева М.А. Гимн Ф. Николаи «Wie schön leuchtet der Morgenstern» и его интерпретация в хоральной обработке И.Г. Буттштетта // Музыковедение. М.: Научтехлитиздат, 2023. № 7. С. 3 – 10.
Повышение квалификации
курсы повышения квалификации «Технологии, формы и методы инновационной деятельности педагога-музыканта», объем 108 часов, Образовательная организация : Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2018 г.
курсы повышения квалификации «Цифровые технологии в условиях модернизации музыкально-педагогического образования» в объеме 72 часов. Саранск, 29 июня 2020 года. Образовательная организация: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
курсы повышения квалификации «Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи в объеме 24 часа. Саранск, 30 ноября 2020 г. Образовательная организация: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
курсы повышения квалификации «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» июнь, 2023 г. Москва. Образовательная организация: Мордовский педагогический государственный университет.
Достижения и поощрения
Член РОО «Московское музыкальное общество».
- Участие в конкурсе на лучшую научную работу МПГУ в области гуманитарных наук. (2018 г.) Награждена дипломом участника конкурса.
- Благодарственное письмо за содействие международной интеграции научного знания, за продуктивную работу с молодыми научными кадрами, за существенный вклад в развитие современной науки, за эффективное и плодотворное научное руководство от оргкомитета III Международной молодежной научной конференции «Молодежь в науке: Новые аргументы» от 28 февраля 2017 года.
- Подготовка и проведение концертного мероприятия на факультете музыкального искусства «Широкая масленица» со студентами первого курса, 16 февраля 2018 г.
- Подготовка и участие студентов к выступлению на Весеннем концерте «Молодые музыканты - детям» в ассоциированной школе ЮНЕСКО «Школа с углубленным изучением английского языка № 1411» 1 марта 2018 года.
- Благодарственное письмо от Лиги лекторов (третий сезон) Российского общества «Знание» (Генеральный директор Российского общества «Знание» М.А. Древаль).
- Подготовка и проведение конференции-концерта со студентами 4 курса «Размышления о музыке Рахманинова» 28 апреля 2022 г.
- Подготовка и проведение творческой ассамблеи со студентами 3 курса «Из истории полифонии итальянских композиторов» 15 декабря 2022 г.
Архив учебных курсов
Народное музыкальное творчество.
Профессиональная деятельность
Руководство курсовыми работами, выпускными квалификационными работами бакалавров, выпускными квалификационными работами магистров, руководство аспирантами.