Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Марина Робертовна

Савова

Образование

1983, Южно-Сахалинский государственный педагогический институт, русский язык и литература

Тема кандидатской диссертации

Выразительность речи учителя литературы, 1994

Курсы текущего учебного года

Речевое воздействие, Теория риторической аргументации. Ораторское искусство, Речевые практики,

Публикации

Учебники по риторике для учащихся 5-11 классов и методические рекомендации к ним

(член авторского коллектива). –1995 и послед. издания.

 

Учебники и учебные пособия для студентов вузов

Педагогическая риторика (член авторского коллектива). – 2001 г. и послед. издания.

Русский язык и культура речи (член авторского коллектива). – 2004 и послед. издания.

Риторика (член авторского коллектива).- 2006 и послед. издания.

Педагогическая риторика в вопросах и ответах (член авторского коллектива). – 2011.

Общая риторика (член авторского коллектива). – 2012.

Методика преподавания риторики (член авторского коллектива). – 2014.

Савова М.Р. Искусство быть услышанным. – М., 2005 и послед издания.

 

  1. Концептуальные идеи Т.А. Ладыженской и тенденции современного образования

/Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография. Выпуск П / Под ред. Ипполитовой Н.А., Курцевой З.И. – М.: Баласс, 2010. – С. 9-13.

  1. 2. Есть ли у риторики границы? / Современная риторика: в круге идей. Коллективная монография / Под ред. Ю.В. Щербининой. – М.: АВК- Групп, 2010. – С. 29-35.
  2. 3. Пути повышения профессиональной коммуникативно-речевой компетентности

преподавателей медицинских вузов/ Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Том 12 № 5(2) (37), 2010. – С. 386-389.

  1. 4. Дискуссии и дебаты как средство совершенствования культуры речи. – СПб, Записки горного института, 2011. – Т. 193. – С. 146-149.
  2. 5. Риторика и культура речи в контексте формирования общекультурных компетенций //

Сб. XV Международной научной конференции «Риторика как предмет и средство обучения».  – М.: МПГУ, 2011.

  1. Риторика и культура речи в федеральных государственных образовательных стандартах: очевидное и потенциальное / Риторика в новом образовательном пространстве: XVI Международная научная конференция. – СПб, 1-3 февраля 2012 года. – С. 73-76.
  2. Савова М.Р., Смелкова З.С. Совершенствование аргументативной культуры

будущих педагогов //Проблемы современного образования. – 2012, № 1, с. 126-131.

  1. Савова М. Р. Из опыта разработки программы риторического тренинга для будущих

преподавателей высшей школы// Современная риторика в общественно-речевой

и педагогической практике//  Материалы XVII Международной научно-практической

конференции 30 января – 1 февраля 2013. –  Ярославль, Ремдер, 2013. – С. 381-384.

  1. Князева О.Ю., Савова М.Р. Специфика учебной дискуссии//Риторика в современной

России: традиции и новые задачи. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2014. – С. 130-133.

  1. Савова М. Р. Совершенствование речевого мастерства преподавателя медицинского вуза (Мастерство публичного выступления)//Актуальные вопросы психологии: Компетентностный подход в преподавании психологии /отв. Ред. О.Е.Баксанский. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – С. 207-228.
  2. Савова М.Р. Причины и последствия отсутствия единой теории культуры речи //

Актуальные проблемы русского языка и культуры речи: монография; под ред. д-ра филол.

наук Л.Н. Михеевой; Иван. гос. хим технол. ун-т. Иваново, 2014. – С.199-208

  1. Савова М.Р. Методика обучения культуре риторической аргументации. – Начальная школа плюс До и После. – 2014, № 3. – С. 33-39. (Журнал ВАК)
  2. Савова М.Р. Самопрезентация в учебном процессе: функции и разновидности/ Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия : сборник статей : в 2 т. / отв. ред. Н.М.Румянцева. – М.: РУДН, 2014. – Т.1, С.270-272.
  3. Савова М.Р. Риторический аспект общения и доверия // Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. – 6-7 ноября 2014. / Под ред. Т.П. Скрипкиной. – М., Университет РАО, 2014. – С. 67-69.
  4. Савова М.Р. Самопрезентация в учебном процессе: функции и разновидности. – Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия : сборник статей : в 2 т. / отв. ред. Н.М.Румянцева. – М.: РУДН, 2014. – Т.1, С.270-272.
  5. Савова М.Р. Культурологический аспект совершенствования культуры речи. – Русский язык: система и функционирование (к 75-летию филологического факультета БГУ) : сб. материалов VI Междунар. науч. конф., Минск, 28-29 окт. 2014 г. : в 2 ч. Ч. 2/ редкол. : И.С. Ровдо (отв. ред.). – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – 311 с. – С. 129-134.
  6. Савова М.Р. Портрет представителя элитарной речевой культуры. – Язык, коммуникация, речевая культура: материалы международной научной конференции, посвященной юбилею заведующей кафедрой теории и практики коммуникации ЯрГУ им. П.Г. Демидова Антоновой Любови Геннадьевны (17-19 декабря 2015 г.). – Ярославль, 2015. – С. 158-162.
  7. Савова М.Р. Подходы к решению проблем разработки фондов оценочных средств в процессе формирования коммуникативно-речевых компетенций у студентов. – ХХ Международная научная конференция «Риторика и речеведческие дисциплины в условиях реформы образования» 4-6 февраля 2016 г.
  8. Савова М.Р. Обучение будущих дипломатов создания профессионально значимого неформального диалога. – Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик. Материалы Первой международной конференции (Москва, 14-16 апреля 2016 г.) /Под общ. ред. Е.Г. Таревой, Л.Г. Викуловой. – М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2016. – С. 486-489.
  9. Савова М.Р. Риторика – техне, наука или искусство? (опыт размышления над трудами А.Ф. Лосева). – Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: сборник материалов ХХI Международной научной конференции по риторике, 1-3 февраля 2017 г.- Отв. Ред. В.И. Аннушкин. – М., 2017. – С. 385-391.
  10. Статья “Научная школа профессора Т.А. Ладыженской. Наследие Т.А. Ладыженской – база для развития научной школы «Риторика общения».” – 2020; Статья “Ключевые идеи методического наследия Т.А. Ладыженской” – 2020; Речевые практики [Электронный ресурс] / Под ред. Е. Л. Ерохиной. – Электронные текстовые данные (1Mb). – М.: МПГУ; Статья “Ознакомление студентов Института истории и политики с приемами чтения школьного учебника” – 2019; Статья “Речь и ее функции в методической концепции Т.А. Ладыженской” – 2018; Статья “Риторика – техне, наука или искусство? (опыт размышления над трудами А.Ф. Лосева)”; Статья “Основные компоненты обучения студентов магистратуры ораторской речи” – 2017

Повышение квалификации

Андрагогические основы обучения взрослых в системе дополнительного образования (10.06.2016); Русский язык на службе межкультурного диалога (28.10.2016); Английский язык для академических и научных целей (2018); Английский язык для академических и научных целей. Модуль 2 (25.06.2019); Современные технологии преподавания дисциплины "Речевые практики" (24.04.2019); Психолого-педагогические основы инклюзивного образования (15.02.2019); Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования (29.11.2019); Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса (24.12.2019)

Достижения и поощрения

Диплом Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебник для студентов высших учебных заведений «Общая риторика» (в соавторстве, 2012).
Диплом Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебник для студентов высших учебных заведений «Русский язык и культура речи» (в соавторстве, 2005).
Диплом Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебник для студентов высших учебных заведений «Риторика» (в соавторстве, 2006).
Диплом Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебные пособия для общеобразовательной школы «Риторика. 10 класс», «Риторика. 11 класс» (в соавторстве, 2005).
Диплом Лауреата II степени конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебные пособия для 6-9 классов «Школьная риторика» (в соавторстве, 2000).
Диплом Лауреата I степени конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебное пособие для 5 класса «Школьная риторика» (в соавторстве, 1997).
разработала и внедрила в 55 регионах курс по основам политической риторики для общественно-политических молодежных организаций, разработала обучающий модуль по политической риторике для одной из ведущих политических партий РФ, являюсь экспертом по политической риторике. Разработала систему совершенствования техники речи для различных категорий обучаемых, являюсь экспертом в этой области.


Доцент

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Риторика, педагогическая риторика, политическая риторика, деловая риторика, культура речи, теория и практика речевого воздействия, методика преподавания риторики и других речеведческих дисциплин


Контактная информация

119991, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 1а, кабинет 309
+7 (499) 246-57-12
mr.savova@mpgu.su