Московский государственный заочный педагогический институт, музыкально-педагогический факультет (1986 г.); Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии, магистратура по направлению «Психология», степень/квалификации «магистр» (2016 г.); профессиональная переподготовка: «Практическая психология» (МПГУ, 2005 г.), «Тренинг тренеров» (МПГУ, 2006 г.), «Специалист по социальной работе» (МПГУ, 2019 г.).
«Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования» (12.03.2002 г.).
«Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования» (19.06.2006 г.).
Автор более 250 публикаций по педагогике и психологии, в том числе 15 монографий.
Статьи в журналах, рецензируемых ВАК (с 2018 г.):
- Серякова С.Б., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В., Звонова Е.В., Баскакова Я.А., Серякова В.В. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы – от концепции к оперантной модели // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. – № 1. – С. 6-13.
- Серякова С.Б., Никитовская Г.В. Психолого-педагогические условия формирования управленческой компетентности будущего педагога в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2018. – №33 (52). – С. 72-79.
- Организационная культура как социально-педагогический компонент развивающего и воспитывающего потенциала образовательной организации / Е.А. Леванова, О.Д. Менникова, В.Е. Менников, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2019. – №.39 (58) – с. 58-65.
- Социально-педагогические основы исследования систем воспитания в мегаполисе / Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова и др. // Образование личности. – 2019. – 2. – с. 12-20.
- Социально-педагогические основы моделирования систем воспитания в мегаполисе / / Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева и др. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – 3(66). – с. 4-11.
- Мегаполис как социокультурный и социально-педагогический феномен / Леванова Е.А., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Серякова С.Б. // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 5. – с. 7-14. DOI: 10.15293/1813-4718.1905.01
- Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы «личность – группа – общество» / Леванова Е.А., Мудрик А.В., Серякова С.Б. и др. // Вестник вятского государственного университета. – 2020. – №3 (137). – С. 65-75. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.041
- Civic activity of youth of pre-electoral age in the perspective of the problems of modern upbringing / E. A. Levanova, S.B. Seryakova, T.V. Pushkareva, E.V. Zvonova, T.V. Kryzhanovskaya // Международный научно-исследовательский журнал – 2020 – № 7 (97). – часть С. 23-27. DOI: https://doi.org/ 10.23670/IRJ.2020.97.7.071
- Серякова С.Б., Звонова Е.В., Антонова У.А. Образ будущего в планировании карьеры молодыми сотрудниками // Человеческий капитал. – 2020. – №8 (140). – С. 69-77. DOI: 10.25629/HC.2020.08.06
- Серякова С.Б. Преемственность в научной школе В.А. Сластёнина // Педагогическое образование и наука. – 2020. – №5. – С. 15-19
- Русакова Т.С., Серякова С.Б. Педагогические условия эффективности формирования компетенции сотрудничества молодежи в социальнокультурной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2022. – №4 (85) . – С. 51-55. DOI: 10.51904/2306-8329_2022_85_4_51
- Серякова С.Б., Звонова Е.В., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы: результаты исследования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2022. – №3 (84). – С. 5-12. DOI: 10.51904/2306-8329_2022_84_3_5
- Серякова С.Б. Факторы и барьеры саморазвития аспирантов в контексте непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 70-83. DOI: 10.15293/1813-4718.2205.07
- Серякова С.Б., Кирсанова К.Г. Исследование мотивации выпускников в получении и продолжении педагогического образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. – №9 (2). – С. 3-19. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-1
- Антипова А.М., Серякова С.Б., Кирсанова К.Г. Стратегии реализации непрерывного педагогического образования: региональные модели // Наука и школа. – 2023. – №3. – С. 107-119. DOI:10.31862/1819-463X-2023-3-107-119
Scopus и Web of Science
- Серякова С.Б., Красинская Л.Ф Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования//Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 22-30. (ВАК)
- Seryakova S.B. Social and psychological conditions of career planning of employees in the organizayion / Seryakova S.B., Zvonova E.V., Seryakova V.V. // Espacios. – 2018. –Vol. 39, No.5, P. 29-31. – ISSN0798-1015.
- Серякова С.Б., Леванова Е.А., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Баскакова Я.А., Звонова Е.В. Теоретические и эмпирические предпосылки изучения социально-педагогической компетентности специалистов социальной сферы // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т.23. – № 1. – С. 106-116. (ВАК) DOI: 10.17759/pse.2018230109
- Серякова С.Б., Никитовская Г.В. Формирование управленческой компетентности будущих учителей физической культуры // Тория и практика физической культуры. 2018. №3. – с. 30-32. (ВАК)
- Серякова С.Б., Никитовская Г.В. Технология развития критического мышления в процессе формирования когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 180-192. (ВАК) DOI: 10.32744/pse.2020.4.12
- Students’ Project Competency within the Framework of STEM Education / E.A. Levanova, O.V. Galustyan, S.B. Seryakova, T.V. Pushkareva, A.B. Serykh, A.V. Yezhov // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2020. – Vol. 15 (№21). – P. 268-276. https://doi.org/10.3991/ijet.v15i21.15933
- Психосоциальная теория развития в исследовании теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе / В.А. Ильин, Е.А. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова и др.// Перспективы науки и образования. – 2021. – №4 (52). – С. 311-326. DOI: 10.32744/pse.2021.4.20 (ВАК)
- Эмоциональное лидерство тренера как фактор воспитания / С.Б. Серякова, Л.В. Тарабакина, Т.В. Пушкарева, Е.В. Звонова //Теория и практика физической культуры. – 2021. – №. 12. – С. 28-29. (ВАК)
- Seryakova S.B. Application of online learning within education of future engineers during the COVID-19 pandemic / S.B. Seryakova, T.V. Pushkareva, E.V. Zvonova, X. Zhang, O.V. Galustyan, N.N. Askhadullina // International journal of engineering pedagogy. – 2022. – №12(1). – С. 95-103. DOI: 10.3991/ijep.v12i1.25009
- Звонова Е.В., Серякова С.Б., Керимова И.А., Артюшкина Т.В. Социальные представления о здоровье у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. – 2022. – №12. – С. 61-63. (ВАК)
Монографии, учебные пособия
- Серякова С.Б. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации / Под научным руководством В.А. Сластенина. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 176с. (в соавторстве с В.А. Сластениным, Е.А. Левановой, А.В. Мудриком и др.).
- Серякова С.Б. Этнокультурная компетентность педагога дополнительного образования. Монография. – М.: МПГУ, 2005. – 132с.
- Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования. Монография. – М.: МПГУ, 2005. – 324 с.
- Серякова С.Б. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования: технологический аспект. Монография. – М.: МПГУ, 2006. – 72 с. (в соавторстве с Жогом В.И., Калинниковой Н.Г., Левановой Е.А., Плешаковым В.А., Пушкаревой Т.В.).
- Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты. Монография. – М.: «Прометей» МПГУ, 2008. – 232 с.
- Серякова С.Б. Подготовка учителя в структуре уровнего образования: Коллективная монография / Под ред. В.Л. Матросова. – М.: МПГУ, 2011. – 168 с. (в соавторстве с В.Л. Матросовым, Л.А. Трубиной, Е.Б. Егоровой, Л.М. Волобуевой, Б.П. Пузановым и др.).
- Серякова С.Б. Оптимизация дополнительного образования детей: Коллективная монография / Под ред. В.П. Голованова и Б.В. Куприянова. – Москва, Кострома: КОИРО, 2010-2011. – 204 с. (в соавторстве с Арзамасцевой Г.Ю., Головановым В.П., Гущиной Т.Н., Евладовой Е.Б. и др.).
- Серякова С.Б., Галакова О.В. Социальная компетентность младших школьников: развитие во внеурочной деятельности: монография. – Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 220 с.
- Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах западной Европы. Сопоставительный анализ: Монография / Под науч. ред. д.п.н., профессора С.Б. Серяковой. – Москва: МПГУ, 2014. -180с.
- Серякова С.Б., Кравченко В.В. Теория и практика дополнительного профессионального образования в России и в странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Учебное пособие / С.Б. Серякова, В.В. Кравченко; Под. науч. ред. д. п. н., профессора С.Б. Серяковой. – Москва: МПГУ, 2016. – 212 с. ISBN 978-5-4263-0341-6
- Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах западной Европы. Сопоставительный анализ: Монография / Под науч. ред. д.п.н., профессора С.Б. Серяковой. – Москва: Прометей, 2016. – 164 с.
- Серякова С.Б., Леванова Е.А, Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Баскакова Я.А., Звонова Е.В., Малиборская И.Л., Серякова В.В. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы: коллективная монография / Под общей ред. С.Б. Серяковой. – М: МПГУ, 2017. – 184с. (в соавторстве с Е.А. Левановой, А.В. Мудриком, Т.В. Пушкаревой и др.)
- Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография / под ред. Е.А. Левановой и А.В. Мудрика. – М.: МПГУ, 2018. – 298с. – 18,63 п.л. (в соавторстве с Абульхановой К.А., Баскаковой Я.А., Болотовой Н.П., Городилиной М.В., Звоновой Е.В. и др.). ISBN: 978-5-4263-0608-0
- Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи: монография: коллективная монография / под ред. Е.А. Левановой и А.В. Мудрика. – М. : МПГУ, 2019. – 298 с. (в соавторстве с Абульхановой К.А., А.Ф. Ануфриевым, Я.А. Баскаковой, Н.П. Болотовой и др.). ISBN: 978-5-4263-0820-6 DOI: 10.23682/94686
- Звонова Е.В., Зотова О.Н., Ильин В.А., Леванова Е.А., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Серякова С.Б., Тарабакина Л.В. Социально-педагогические и психологические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе : монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А. В. Мудрика. – Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2021. – 194 с. ISBN 978-5-91990-148-8 DOI: 10.31862/9785426311947
- Воспитательная работа в педагогическом вузе: концептуальные основы : монография / под ред. доктора педагогических наук, профессора Т.Н. Владимировой. – Москва : МПГУ, 2023. – 200 с. (в соавторстве с Е.А. Балабаевой, Т.И. Березиной, Т.Н. Владимировой и др.). ISBN 978-5-4263-1206-7. DOI: 10.31862/9785426312067.
- Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе: монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А. В. Мудрика.. – М.: МПГУ, 2023. – 368с. (в соавторстве с Е.В. Звоновой, О.Н. Зотовой, В.А. Ильиным и др.).
• Академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) – 2008 г.
• В 2010 г. – научное звание профессора по кафедре педагогики высшей школы.
• Член Экспертного совета «Социальный педагог» ФУМО ВО «Образование и педагогические науки».
• Член докторского диссертационного совета Д 33.2.013.06 при Московском педагогическом государственном университете.
• Член редколлегии научных журналов «Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки» (ВАК), Russian Journal of Education and Psychology (ВАК) и член редакционного совета журнала «Педагогика» (Болгария) (Web of science)
• Подготовила 2-х докторов и более 10 кандидатов педагогических наук.
• Председатель Экспертной комиссии Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».
• Является экспертом научных фондов РФ.
• Благодарность МПГУ (2007; 2012).
• Грамота Ученого Совета МПГУ (2007).
• Благодарность Академии Министерства просвещения Российской Федерации (2021).
Педагогика высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональное и личностное развитие специалиста в системе непрерывного образования, компетентностный подход в образовании, психолого-педагогическая и социально-педагогическая компетентность специалиста, аксиологические основы компетентности, педагогика дополнительного образования детей и взрослых, научно-методическая и экспертная деятельность в образовании.
• «Технология повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», научно-исследовательский проект Министерства образования и науки (2005г.)
• «Разработка моделей реализации основных направлений деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан» по Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Москва, 2006г.)
• «Преодоление негативного и деструктивного этноконфликтологического влияния в молодёжной среде» по Городской целевой программе «Молодежь Москвы» (Москва, 2008г.)
• «Разработка научно-методического обеспечения реализации дополнительных образовательных программ в области подготовки кадров для системы образования с учетом её актуальных потребностей и задач образования в течение жизни для присвоения дополнительных квалификаций «Тьютор» и др.» по ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (Москва, 2008г.)
• «Исследование условий и перспектив развития ведущих университетов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, как основы для формирования инновационного образовательного пространства современной России в соответствии с государственно-общественными приоритетами» (Министерство науки и образования, 2012-2014 гг.)
• «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных образовательных технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» (Министерство науки и образования, 2012-2014 гг.)
• «Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы» (РФФИ, 2016-2018 гг. - руководитель)
• «Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе» (РФФИ, 2019-2021гг.)
• «Теоретико-методологическое обоснование и концепция воспитательной работы в педагогическом вузе» (государственное задание Министерства просвещения РФ, 2021г.)
• «Сравнительный анализ различных стратегий реализации непрерывного педагогического образования» (государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации, 2022 г. – руководитель)