Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Светлана Брониславовна

Серякова

Образование

Московский государственный заочный педагогический институт, музыкально-педагогический факультет (1986 г.); Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии, магистратура по направлению «Психология», степень/квалификации «магистр» (2016 г.); профессиональная переподготовка: «Практическая психология» (МПГУ, 2005 г.), «Тренинг тренеров» (МПГУ, 2006 г.), «Специалист по социальной работе» (МПГУ, 2019 г.).

Тема кандидатской диссертации

«Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования» (12.03.2002 г.).

Тема докторской диссертации

«Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования» (19.06.2006 г.).

Курсы текущего учебного года

Педагогика высшей школы
Педагогика высшего образования
Педагогика дополнительного образования
Методологический семинар
Автор и руководитель программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология высшего образования» (2021 г.) и программы повышения квалификации «Педагогика и психология высшего образования и дополнительного профессионального образования» (2021г.) для профессорско-преподавательского состава вузов РФ.

Публикации

Автор более 250 публикаций по педагогике и психологии, в том числе 15 монографий.

 

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК (с 2018 г.):

  1. Серякова С.Б., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В., Звонова Е.В., Баскакова Я.А., Серякова В.В. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы – от концепции к оперантной модели // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. – № 1. – С. 6-13. 
  2. Серякова С.Б., Никитовская Г.В. Психолого-педагогические условия формирования управленческой компетентности будущего педагога в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2018. – №33 (52). – С. 72-79.
  3. Организационная культура как социально-педагогический компонент развивающего и воспитывающего потенциала образовательной организации / Е.А. Леванова, О.Д. Менникова, В.Е. Менников, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2019. – №.39 (58) – с. 58-65.
  4. Социально-педагогические основы исследования систем воспитания в мегаполисе / Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова и др. // Образование личности. – 2019. – 2. – с. 12-20. 
  5. Социально-педагогические основы моделирования систем воспитания в мегаполисе / / Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева и др. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – 3(66). – с. 4-11. 
  6. Мегаполис как социокультурный и социально-педагогический феномен / Леванова Е.А., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Серякова С.Б. // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 5. – с. 7-14. DOI: 10.15293/1813-4718.1905.01
  7. Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы «личность – группа – общество» / Леванова Е.А., Мудрик А.В., Серякова С.Б. и др. // Вестник вятского государственного университета. – 2020. – №3 (137). – С. 65-75. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.041
  8. Civic activity of youth of pre-electoral age in the perspective of the problems of modern upbringing / E. A. Levanova, S.B. Seryakova, T.V. Pushkareva, E.V. Zvonova, T.V. Kryzhanovskaya // Международный научно-исследовательский журнал – 2020 – № 7 (97). – часть С. 23-27. DOI: https://doi.org/ 10.23670/IRJ.2020.97.7.071
  9. Серякова С.Б., Звонова Е.В., Антонова У.А. Образ будущего в планировании карьеры молодыми сотрудниками // Человеческий капитал. – 2020. – №8 (140). – С. 69-77. DOI: 10.25629/HC.2020.08.06
  10. Серякова С.Б. Преемственность в научной школе В.А. Сластёнина // Педагогическое образование и наука. – 2020. – №5. – С. 15-19 
  11. Русакова Т.С., Серякова С.Б. Педагогические условия эффективности формирования компетенции сотрудничества молодежи в социальнокультурной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2022. – №4 (85) . – С. 51-55. DOI: 10.51904/2306-8329_2022_85_4_51
  12. Серякова С.Б., Звонова Е.В., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы: результаты исследования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2022. – №3 (84). – С. 5-12. DOI: 10.51904/2306-8329_2022_84_3_5 
  13. Серякова С.Б. Факторы и барьеры саморазвития аспирантов в контексте непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 70-83. DOI: 10.15293/1813-4718.2205.07 
  14. Серякова С.Б., Кирсанова К.Г. Исследование мотивации выпускников в получении и продолжении педагогического образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. – №9 (2). – С. 3-19. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-1
  15. Антипова А.М., Серякова С.Б., Кирсанова К.Г. Стратегии реализации непрерывного педагогического образования: региональные модели // Наука и школа. – 2023. – №3. – С. 107-119. DOI:10.31862/1819-463X-2023-3-107-119 

 

Scopus и Web of Science

  1. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования//Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 22-30. (ВАК) 
  2. Seryakova S.B. Social and psychological conditions of career planning of employees in the organizayion / Seryakova S.B., Zvonova E.V., Seryakova V.V. // Espacios. – 2018. –Vol. 39, No.5, P. 29-31. – ISSN0798-1015.
  3. Серякова С.Б., Леванова Е.А., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Баскакова Я.А., Звонова Е.В. Теоретические и эмпирические предпосылки изучения социально-педагогической компетентности специалистов социальной сферы // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т.23. – № 1. – С. 106-116. (ВАК) DOI: 10.17759/pse.2018230109
  4. Серякова С.Б., Никитовская Г.В. Формирование управленческой компетентности будущих учителей физической культуры // Тория и практика физической культуры. 2018. №3. – с. 30-32. (ВАК)
  5. Серякова С.Б., Никитовская Г.В. Технология развития критического мышления в процессе формирования когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 180-192. (ВАК) DOI: 10.32744/pse.2020.4.12 
  6. Students’ Project Competency within the Framework of STEM Education / E.A. Levanova, O.V. Galustyan, S.B. Seryakova, T.V. Pushkareva, A.B. Serykh, A.V. Yezhov // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2020. – Vol. 15 (№21). – P. 268-276. https://doi.org/10.3991/ijet.v15i21.15933
  7. Психосоциальная теория развития в исследовании теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе / В.А. Ильин, Е.А. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова и др.// Перспективы науки и образования. – 2021. – №4 (52). – С. 311-326. DOI: 10.32744/pse.2021.4.20 (ВАК)
  8. Эмоциональное лидерство тренера как фактор воспитания / С.Б. Серякова, Л.В. Тарабакина, Т.В. Пушкарева, Е.В. Звонова //Теория и практика физической культуры. – 2021. – №. 12. – С. 28-29. (ВАК) 
  9. Seryakova S.B. Application of online learning within education of future engineers during the COVID-19 pandemic / S.B. Seryakova, T.V. Pushkareva, E.V. Zvonova, X. Zhang, O.V. Galustyan, N.N. Askhadullina // International journal of engineering pedagogy. – 2022. – №12(1). – С. 95-103. DOI: 10.3991/ijep.v12i1.25009
  10. Звонова Е.В., Серякова С.Б., Керимова И.А., Артюшкина Т.В. Социальные представления о здоровье у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. – 2022. – №12. – С. 61-63. (ВАК) 

 

Монографии, учебные пособия

  1. Серякова С.Б. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации / Под научным руководством В.А. Сластенина. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 176с. (в соавторстве с В.А. Сластениным, Е.А. Левановой, А.В. Мудриком и др.).
  2. Серякова С.Б. Этнокультурная компетентность педагога дополнительного образования. Монография. – М.: МПГУ, 2005. – 132с.
  3. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования. Монография. – М.: МПГУ, 2005. – 324 с.
  4. Серякова С.Б. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования: технологический аспект. Монография. – М.: МПГУ, 2006. – 72 с. (в соавторстве с Жогом В.И., Калинниковой Н.Г., Левановой Е.А., Плешаковым В.А., Пушкаревой Т.В.).
  5. Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты. Монография. – М.: «Прометей» МПГУ, 2008. – 232 с. 
  6. Серякова С.Б. Подготовка учителя в структуре уровнего образования: Коллективная монография / Под ред. В.Л. Матросова. – М.: МПГУ, 2011. – 168 с. (в соавторстве с В.Л. Матросовым, Л.А. Трубиной, Е.Б. Егоровой, Л.М. Волобуевой, Б.П. Пузановым и др.).
  7. Серякова С.Б. Оптимизация дополнительного образования детей: Коллективная монография / Под ред. В.П. Голованова и Б.В. Куприянова. – Москва, Кострома: КОИРО, 2010-2011. – 204 с. (в соавторстве с Арзамасцевой Г.Ю., Головановым В.П., Гущиной Т.Н., Евладовой Е.Б. и др.).
  8. Серякова С.Б., Галакова О.В. Социальная компетентность младших школьников: развитие во внеурочной деятельности: монография. – Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 220 с.
  9. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах западной Европы. Сопоставительный анализ: Монография / Под науч. ред. д.п.н., профессора С.Б. Серяковой. – Москва: МПГУ, 2014. -180с. 
  10. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Теория и практика дополнительного профессионального образования в России и в странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Учебное пособие / С.Б. Серякова, В.В. Кравченко; Под. науч. ред. д. п. н., профессора С.Б. Серяковой. – Москва: МПГУ, 2016. – 212 с. ISBN 978-5-4263-0341-6
  11. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах западной Европы. Сопоставительный анализ: Монография / Под науч. ред. д.п.н., профессора С.Б. Серяковой. – Москва: Прометей, 2016. – 164 с.
  12. Серякова С.Б., Леванова Е.А, Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Баскакова Я.А., Звонова Е.В., Малиборская И.Л., Серякова В.В. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы: коллективная монография / Под общей ред. С.Б. Серяковой. – М: МПГУ, 2017. – 184с. (в соавторстве с Е.А. Левановой, А.В. Мудриком, Т.В. Пушкаревой и др.)
  13. Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография / под ред. Е.А. Левановой и А.В. Мудрика. – М.: МПГУ, 2018. – 298с. – 18,63 п.л. (в соавторстве с Абульхановой К.А., Баскаковой Я.А., Болотовой Н.П., Городилиной М.В., Звоновой Е.В. и др.). ISBN: 978-5-4263-0608-0
  14. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи: монография: коллективная монография / под ред. Е.А. Левановой и А.В. Мудрика. – М. : МПГУ, 2019. – 298 с. (в соавторстве с Абульхановой К.А., А.Ф. Ануфриевым, Я.А. Баскаковой, Н.П. Болотовой и др.). ISBN: 978-5-4263-0820-6 DOI: 10.23682/94686
  15. Звонова Е.В., Зотова О.Н., Ильин В.А., Леванова Е.А., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Серякова С.Б., Тарабакина Л.В. Социально-педагогические и психологические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе : монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А. В. Мудрика. – Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2021. – 194 с. ISBN 978-5-91990-148-8 DOI: 10.31862/9785426311947
  16. Воспитательная работа в педагогическом вузе: концептуальные основы : монография / под ред. доктора педагогических наук, профессора Т.Н. Владимировой. – Москва : МПГУ, 2023. – 200 с. (в соавторстве с Е.А. Балабаевой, Т.И. Березиной, Т.Н. Владимировой и др.). ISBN 978-5-4263-1206-7. DOI: 10.31862/9785426312067.
  17. Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе: монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А. В. Мудрика.. – М.: МПГУ, 2023. – 368с. (в соавторстве с Е.В. Звоновой, О.Н. Зотовой, В.А. Ильиным и др.). 

Повышение квалификации

• Основы противодействия коррупции в сфере образования (2020)
• Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе (2020)
• Основы противодействия коррупции в сфере образования (2021)
• Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего (2021)
• Психологическое сопровождение иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях высшего образования (2021)
• Педагогика и психология высшего образования и дополнительного профессионального образования (2021)
• Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ (2022)
• Управление качеством высшего образования в образовательной организации (2022)

Государственные и ведомственные награды

• Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2013)
• Диплом Министерства образования и науки (2016)
• Медаль Ордена Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца «за заслуги в благотворительности» (2017)
• Благодарственное письмо Министерства просвещения Российской Федерации (2020)
• Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации (2021)

Достижения и поощрения

• Академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) – 2008 г.
• В 2010 г. – научное звание профессора по кафедре педагогики высшей школы.
• Член Экспертного совета «Социальный педагог» ФУМО ВО «Образование и педагогические науки».
• Член докторского диссертационного совета Д 33.2.013.06 при Московском педагогическом государственном университете.
• Член редколлегии научных журналов «Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки» (ВАК), Russian Journal of Education and Psychology (ВАК) и член редакционного совета журнала «Педагогика» (Болгария) (Web of science)
• Подготовила 2-х докторов и более 10 кандидатов педагогических наук.
• Председатель Экспертной комиссии Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».
• Является экспертом научных фондов РФ.
• Благодарность МПГУ (2007; 2012).
• Грамота Ученого Совета МПГУ (2007).
• Благодарность Академии Министерства просвещения Российской Федерации (2021).

Профессиональная деятельность

Педагогика высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональное и личностное развитие специалиста в системе непрерывного образования, компетентностный подход в образовании, психолого-педагогическая и социально-педагогическая компетентность специалиста, аксиологические основы компетентности, педагогика дополнительного образования детей и взрослых, научно-методическая и экспертная деятельность в образовании.

Исследовательские проекты и гранты

• «Технология повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», научно-исследовательский проект Министерства образования и науки (2005г.)
• «Разработка моделей реализации основных направлений деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан» по Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Москва, 2006г.)
• «Преодоление негативного и деструктивного этноконфликтологического влияния в молодёжной среде» по Городской целевой программе «Молодежь Москвы» (Москва, 2008г.)
• «Разработка научно-методического обеспечения реализации дополнительных образовательных программ в области подготовки кадров для системы образования с учетом её актуальных потребностей и задач образования в течение жизни для присвоения дополнительных квалификаций «Тьютор» и др.» по ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (Москва, 2008г.)
• «Исследование условий и перспектив развития ведущих университетов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, как основы для формирования инновационного образовательного пространства современной России в соответствии с государственно-общественными приоритетами» (Министерство науки и образования, 2012-2014 гг.)
• «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных образовательных технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» (Министерство науки и образования, 2012-2014 гг.)
• «Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы» (РФФИ, 2016-2018 гг. - руководитель)
• «Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе» (РФФИ, 2019-2021гг.)
• «Теоретико-методологическое обоснование и концепция воспитательной работы в педагогическом вузе» (государственное задание Министерства просвещения РФ, 2021г.)
• «Сравнительный анализ различных стратегий реализации непрерывного педагогического образования» (государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации, 2022 г. – руководитель)

Профессор

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Проблемы компетентностного подхода в образовании, компетентности преподавателя, аксиологических основ компетентности, педагогики высшего и дополнительного профессионального образования, педагогики дополнительного образования детей.


Контактная информация

город Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6
+7 (495) 607-45-49
sb.seryakova@mpgu.su