Образование
Московский государственный заочный педагогический институт, музыкально-педагогический факультет (1986 г.); Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии, магистратура по направлению «Психология», степень/квалификации «магистр» (2016 г.); профессиональная переподготовка: «Практическая психология» (МПГУ, 2005 г.), «Тренинг тренеров» (МПГУ, 2006 г.), «Специалист по социальной работе» (МПГУ, 2019 г.).
Тема кандидатской диссертации
«Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования» (12.03.2002 г.).
Тема докторской диссертации
«Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования» (19.06.2006 г.).
Курсы текущего учебного года
Педагогика высшей школы
Педагогика высшего образования
Педагогика дополнительного образования
Методологический семинар
Автор и руководитель программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология высшего образования» (2021 г.) и программы повышения квалификации «Педагогика и психология высшего образования и дополнительного профессионального образования» (2021г.) для профессорско-преподавательского состава вузов РФ.
Публикации
Автор более 250 публикаций по педагогике и психологии, в том числе 15 монографий.
Статьи в журналах, рецензируемых ВАК
- Education through sport: prevention of social passivity of children and youth / N. V. Tamarskaya, S. B. Seryakova, O. V. Stremilova, G. N. Savelev // Theory and Practice of Physical Culture. – 2024. – No. 11. – P. 90-92. – EDN SNJQPR. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79717796
- Ценности и лидерство как факторы просоциального поведения будущих руководителей организаций спортивной направленности / Т. Н. Владимирова, Н. В. Тамарская, С. Б. Серякова, И. С. Новикова // Теория и практика физической культуры. – 2025. – № 1. – С. 54-55. – EDN KQXYUM. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79714007
- Серякова, С. Б. Аксиологический подход к профессиональному воспитанию будущих педагогов-психологов / С. Б. Серякова, Д. Т. Гонтар // Перспективы науки. – 2024. – № 10(181). – С. 138-140. – EDN GOZIEI. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79697722
- Серякова, С. Б. К проблеме педагогической коммуникации и сотрудничества в контексте научных идей академика В.А. Сластёнина / С. Б. Серякова // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластёнина, Тамбов, 26–27 сентября 2024 года. – Москва: Международная академия наук педагогического образования, 2024. – С. 121-128. – EDN JACRYA. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79346399
- Алгоритм соотношения неэффективных интеллектуально-двигательных операций и технических приемов дзюдоиста / Г. А. Кузьменко, Е. А. Кабанова, В. А. Ермаков, С. Б. Серякова // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 12. – С. 34-36. – EDN PDCRLA. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75195465
- Педагогические условия развития ценностной составляющей профессионального труда будущих специалистов сферы физической культуры и спорта / А. Г. Михайлов, Г. А. Кузьменко, С. Б. Серякова, Т. К. Ким // Актуальные проблемы современного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Луганск, 04–05 декабря 2024 года. – Луганск: Луганский государственный педагогический университет, ИП Орехов Д.А., 2024. – С. 86-90. – EDN MPIPAR. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75194322
- Серякова, С. Б. Ценностно-смысловые основы профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов / С. Б. Серякова // Инновационные процессы в профессиональном образовании и его ценностно-смысловые ориентиры : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Луганск, 04–05 декабря 2024 года. – Луганск: Луганский государственный педагогический университет, ИП Орехов Д.А., 2024. – С. 146-148. – EDN DUDETQ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75194276
- Воспитательный потенциал физической культуры и спорта в развитии просоциальной активности детей и молодежи / Н. В. Тамарская, С. Б. Серякова, О. В. Стремилова, Г. Н. Савельев // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 11. – С. 109-110. – EDN NGGFHA. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74485692
- Белова, О. Ю. Анализ отечественного и зарубежного опыта исследований онлайн-знакомств как метода поиска потенциального партнёра / О. Ю. Белова, С. Б. Серякова // International Journal of Medicine and Psychology. – 2024. – Т. 7, № 3. – С. 139-144. – DOI 10.58224/2658-3313-2024-7-3-139-144. – EDN OJVJZP. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69535830
- Новые подходы к подготовке педагогов-психологов / Т. Н. Сахарова, С. Б. Серякова, Л. С. Подымова, М. Н. Швецова // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2024. – Т. 22, № 2. – С. 29-43. – DOI 10.55959/LPEJ-24-14. – EDN KUEQQT. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69193761
- Конкретизация подходов к обновлению содержания образовательных программ и подготовки квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта / Г. А. Кузьменко, Т. К. Ким, Н. В. Тамарская, С. Б. Серякова // Физическая культура в школе. – 2024. – № 5. – С. 42-50. – DOI 10.47639/0130-5581_2024_5_42-50. – EDN SXVOKC. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68629161
- Серякова, С. Б. Контекстный подход к воспитательной работе в педагогическом вузе / С. Б. Серякова, Н. В. Тамарская // Антропоцентрические науки в образовании: вызовы, трансформации, ресурсы : Сборник научных статей международного форума профессионального образования, Воронеж, 09–10 апреля 2024 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр “Научная книга”, 2024. – С. 50-53. – EDN XHCLUP. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65989041
- Серякова С.Б., Кирсанова К.Г. Исследование мотивации выпускников в получении и продолжении педагогического образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. – №9 (2). – С. 3-19. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-1
- Антипова А.М., Серякова С.Б., Кирсанова К.Г. Стратегии реализации непрерывного педагогического образования: региональные модели // Наука и школа. – 2023. – №3. – С. 107-119. DOI:10.31862/1819-463X-2023-3-107-119
Монографии, учебные пособия
- Воспитательная работа в педагогическом вузе: концептуальные основы : монография / под ред. доктора педагогических наук, профессора Т.Н. Владимировой. – Москва : МПГУ, 2023. – 200 с. (в соавторстве с Е.А. Балабаевой, Т.И. Березиной, Т.Н. Владимировой и др.). ISBN 978-5-4263-1206-7. DOI: 10.31862/9785426312067.
- Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе: монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А. В. Мудрика.. – М.: МПГУ, 2023. – 368с. (в соавторстве с Е.В. Звоновой, О.Н. Зотовой, В.А. Ильиным и др.).
- Научно-методические основы формирования техники двигательных действий у юных спортсменов : Монография / Г. А. Кузьменко, Т. К. Ким, Н. В. Тамарская [и др.]. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2024. – 172 с. – ISBN 978-5-4263-1465-8. – DOI 10.31862/9785426314665. – EDN FCSMOZ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=77499887
Повышение квалификации
• Основы противодействия коррупции в сфере образования (2020)
• Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе (2020)
• Основы противодействия коррупции в сфере образования (2021)
• Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего (2021)
• Психологическое сопровождение иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях высшего образования (2021)
• Педагогика и психология высшего образования и дополнительного профессионального образования (2021)
• Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ (2022)
• Управление качеством высшего образования в образовательной организации (2022)
Государственные и ведомственные награды
• Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2013)
• Диплом Министерства образования и науки (2016)
• Медаль Ордена Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца «за заслуги в благотворительности» (2017)
• Благодарственное письмо Министерства просвещения Российской Федерации (2020)
• Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации (2021)
Достижения и поощрения
• Академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) – 2008 г.
• В 2010 г. – научное звание профессора по кафедре педагогики высшей школы.
• Член Экспертного совета «Социальный педагог» ФУМО ВО «Образование и педагогические науки».
• Член докторского диссертационного совета Д 33.2.013.06 при Московском педагогическом государственном университете.
• Член редколлегии научных журналов «Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки» (ВАК), Russian Journal of Education and Psychology (ВАК) и член редакционного совета журнала «Педагогика» (Болгария) (Web of science)
• Подготовила 2-х докторов и более 10 кандидатов педагогических наук.
• Председатель Экспертной комиссии Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».
• Является экспертом научных фондов РФ.
• Благодарность МПГУ (2007; 2012).
• Грамота Ученого Совета МПГУ (2007).
• Благодарность Академии Министерства просвещения Российской Федерации (2021).
Профессиональная деятельность
Педагогика высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональное и личностное развитие специалиста в системе непрерывного образования, компетентностный подход в образовании, психолого-педагогическая и социально-педагогическая компетентность специалиста, аксиологические основы компетентности, педагогика дополнительного образования детей и взрослых, научно-методическая и экспертная деятельность в образовании.
Исследовательские проекты и гранты
• «Технология повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», научно-исследовательский проект Министерства образования и науки (2005г.)
• «Разработка моделей реализации основных направлений деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан» по Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Москва, 2006г.)
• «Преодоление негативного и деструктивного этноконфликтологического влияния в молодёжной среде» по Городской целевой программе «Молодежь Москвы» (Москва, 2008г.)
• «Разработка научно-методического обеспечения реализации дополнительных образовательных программ в области подготовки кадров для системы образования с учетом её актуальных потребностей и задач образования в течение жизни для присвоения дополнительных квалификаций «Тьютор» и др.» по ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (Москва, 2008г.)
• «Исследование условий и перспектив развития ведущих университетов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, как основы для формирования инновационного образовательного пространства современной России в соответствии с государственно-общественными приоритетами» (Министерство науки и образования, 2012-2014 гг.)
• «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных образовательных технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» (Министерство науки и образования, 2012-2014 гг.)
• «Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы» (РФФИ, 2016-2018 гг. - руководитель)
• «Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе» (РФФИ, 2019-2021гг.)
• «Теоретико-методологическое обоснование и концепция воспитательной работы в педагогическом вузе» (государственное задание Министерства просвещения РФ, 2021г.)
• «Сравнительный анализ различных стратегий реализации непрерывного педагогического образования» (государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации, 2022 г. – руководитель)