Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Владимир Дмитриевич

Шадриков

Образование

Аспирантура: Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского (ЯГПИ), 1968, 13.00.00 «Педагогические науки».
Высшее: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Физико-математический факультет, 1962 год, «Преподаватель математики и физики».

Тема кандидатской диссертации

«Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору» (1968)

Тема докторской диссертации

«Системный подход в психологии производственного обучения» (1977)

Курсы текущего учебного года

Психология развития способностей

Публикации

Шадриков В. Д. Эволюция мысли. М. : Издательская группа “Логос”, 2016.

Шадриков В. Д., Коваленко А., Леднев В., Рубин М., Семкина Т., Соболева Э., Степанченко Л. Система оценки качества образования: Мировая практика и российский опыт. М. : МФПУ “Синергия” , 2016.

Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Продуктивность порождения мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 114-130.

Shadrikov V., Kurginyan S. S., Martynova O. Psychological studies of thought: thoughts about a concept of thought // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 558-575.

Шадриков В. Д. Эволюция мышления и появления слова // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 4 (92). С. 11-21.

Шадриков В. Д. Совесть и ее воспитание. М. : Закрытое акционерное общество “Университетская книга”, 2017.

Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т. I : Системогенез профессиональной и учебной деятельности Т. 1. М., Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2017.

Карпов А. В., Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография в 4 томах. Т. IV: Интегральная концепция системогенеза деятельности Т. 4. М., Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2017.

Карпов А. В., Шадриков В. Д., Карпова Е. В., Субботина Л. Ю. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд : монография в 4 т. Т. 2: Системогенез игровой деятельности: методологические и теоретические основы исследования. М., Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Издательский дом Российской академии образования, 2017.

Шадриков В. Д., Носкова О. Прикладная психология в России: история, теория и методология // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 1 (89). С. 204-218.

Шадриков В. Д. Онтология мысли // В кн.: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции. М. : Когито-центр, 2017. С. 95-114.

Шадриков В. Д. Образ мира и содержание образования // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 2 (90). С. 44-53.

Шадриков В. Д., Бачурина А. О способности детей порождать слова // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 2. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 337-339.

Шадриков В. Д. Неокогнитивная психология. М. : Университетская книга, 2017.

Мисаренко Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : МТО Инфо, 2017.

Шадриков В. Д. Воспитание совести // Высшее образование сегодня. 2017. № 6. С. 35-44.

Shadrikov V., Kurginyan S. S. Propositions toward the development of a psychological theory of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 211-224. Doi

Шадриков В. Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 5-14. Doi

Шадриков В. Д. Системогенез одаренности // В кн.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности Ч. 2. Яр. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 11-15.

Шадриков В. Д., Карпов А. В. Перспективы разработки интегральной концепции системогенеза деятельности // В кн.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности Ч. 2. Яр. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 16-21.

Шадриков В.Д., Шадрикова И.А. О педагогическом оценивании: учебное пособие. М.: Университетская книга, РИД РосНОУ, 2018.      156 с. 500 экз.  ISBN 978-5-98699-294-5

Шадриков В. Д., Борисова О. В. Педагогическое оценивание в структуре урока // В кн.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности Ч. 2. Яр. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 244-246.

Шадриков В. Д. Мышление как проблема психологии // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 2-11. Doi

Шадриков В.Д., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Методология и методы изучения способностей и одаренности. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 159 с. ISBN 978-5-00089-302-9

Шадриков В.Д. Вот «она» – «Я» (пробуждение сознания) // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 36-47.

Шадриков В.Д. Содержание образования – главный фактор качества обучения и воспитания // Высшее образование сегодня. 2018. С. 54-56. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.08.P.00

Шадриков В.Д. Мышление, мысль, одаренность // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). DOI 10.24411/1813-145X-2018-10247

Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека. М. : Институт психологии РАН, 2019.

Шадриков В.Д. Русская община и кооперативное движение. К выходу в свет книги А.В. Лубкова «Солидарная экономика. Кооперативная модернизация России (1907–1914)». М., 2019. 272 с. // Высшее образование сегодня. 2019. № 9. С. 67-68. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.09.P.67

Шадриков В. Д., Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие. Яр. : РИО ЯГПУ, 2019.

Кургинян С. С., Шадриков В. Д. Продуктивность порождения мыслей: роль умственных операций в развертывании мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 84-98.

Шадриков В. Д. Понимание: определение и механизмы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 17-24. Doi

Шадриков В. Д. Мысль и понимание. Понимание мысли. М. : ИД Университетская книга, 2019.

Шадриков В. Д. Механизмы понимания // В кн.: Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (21-22 ноября 2019 г.). РИО ЯГПУ, 2019. С. 120-122.

Шадриков В. Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 2-10. Doi

Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15-26. Doi

Shadrikov V. The Activity Theory: The Activity Psychological Functional System and Ablitiies as a Mechanism of Activity Implementation // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. No. 4. P. 593-607. Doi

Шадриков В.Д. Объяснение и понимание // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: Сб. материалов Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.В. Карпов. 2020. С. 457-461.

Шадриков В.Д. Понимание в образовании // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 3 (48). С. 7-16.

Шадриков В. Д. Определение духовных способностей и их места в структуре общих способностей // Мир психологии 2020. № 1 (101). С. 151-160.

Шадриков В.Д. Отношение понятий «жизнь», «поведение», «деятельность» // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 57-65.

Шадриков В.Д. Концептуальная модель понимания. Статья вторая // Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С. 72-77. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.09.P.72

Шадриков В.Д. Концептуальная модель понимания. Статья первая // Высшее образование сегодня. 2020. № 8. С. 52-58. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.08.P.52

 Шадриков В.Д. Духовные способности. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИП РАН, 2020. 182 с. DOI: 978-5-9270-0408-9

 

 

Повышение квалификации

ФГБОУ ВО МПГУ «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы» 03.12.2020, 72 ч., удостоверение № 772412285528.


Государственные и ведомственные награды

Заслуженный профессор (2018)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (ноябрь 2012)
Золотая медаль «За достижения в науке» РАО (2007)
Орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования (2002)
Медаль им. А.С. Макаренко (1990)
Медаль им. Н.К. Крупской (1989)
Медаль им. К.Д. Ушинского (1989)

Достижения и поощрения

Лауреат премии «Золотая Вышка» – 2019 в номинации Вклад в развитие Школы
Медаль «Признание - 15 лет успешной работы» НИУ ВШЭ (январь 2018)
Почетный знак I степени Высшей школы экономики (февраль 2016)
Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2013)
Почетный знак II степени Высшей школы экономики (март 2012)
Нагрудный знак «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» (ноябрь 2007)
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (август 2006)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (октябрь 1999)
Лауреат премии им. С. Л. Рубинштейна Президиума РАН (июнь 1996)

Исследовательские проекты и гранты

Проекты, выполненные в рамках Федеральной целевой программы развития образования (за последние 10 лет):
• «Совершенствование и апробация моделей внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО образовательных учреждений педагогического профиля)» (2011-2012)
• «Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации» (2009-2010)
• «Экспериментальное внедрение методики определения уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности (на примере 2-х территорий Ярославской и Псковской областей)» (2008-2009)
• «Разработка критериев разделения программ бакалавров и магистров как основы последующих разработок примерных основных образовательных программ высшего профессионального педагогического образования, соответствующих ФГОС» (2008)
• «Разработка показателей государственной аккредитации бакалавриата и образовательных программ магистратуры и инструментария их оценки» (2008)
• «Разработка требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования» (2007)
• «Разработка методических основ для обеспечения оценки уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности» (2007)
• «Разработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений» (2006)
• Исследование в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 году «Нейрофизиологические корреляты процесса продуцирования предметных мыслей»;

2. Проекты, выполненные при поддержке РГНФ (за последние 5 лет):
• Проект РГНФ «Способность к продуцированию мысли в континууме ментального развитии человека» (2017-2019 гг.);
• Эволюция мысли (№ проекта 15-06-10538; 2015-2016 гг.);
• Мысль как предмет психологического исследования (№ проекта 13-06-00132; 2013-2014 гг.);
• Развитие познавательных способностей и личностных качеств младших школьников в различных образовательных системах (традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) (№ проекта 10-06-00479; 2010-2011 гг.).

Участие в конференциях

Методологический семинар “Системогенетический подход к изучению деятельности”. 26 февраля 2020. г. Москва, Институт детства МПГУ (докладчик)

Всероссийская научная конференция “Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы”. 8-10 октября 2020, г. Ярославль, ЯрГУ. Доклад на пленарном заседании «Проблемы отечественной психологии».

Международная научная конференция ««Социокультурные и психолого-педагогические факторы развития субъектов образовательного пространства сельских территорий». 29-30 октября 2020, г. Ярославль, ЯГПУ. Доклад на пленарном заседании «Способность к продуцированию мысли в континууме ментального развития человека».

Всероссийская научная конференция с международным участием “Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дискурс”. 03-04 декабря 2020 г., г. Ярославль. Участие с докладом «Нужны ли реформы образования в России».

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одаренности». 21-22 ноября 2019 г. Ярославль: РИО ЯГПУ. Участие с докладом «Механизмы понимания».

Дополнительная информация

Научный консультант по подготовке диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук по направлению 19.00.03 – инженерная психология, психология труда, эргономика (Cоболева Т. Н., тема «Формирование профессиональной одарённости в условиях различной степени свободы в деятельности»).

Научный руководитель проекта РФФИ № 20-313-90043 “Неопределенность как мотивация учения и фактор понимания учебного материала” (проект фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре).

Основатель и руководитель научной школы «Системогенез деятельности и способностей человека».

Интервью Шадриков В.Д. Ветер перемен // Директор школы. 2019. № 1. C. 73-77.


Научный руководитель кафедры

Профессор, академик РАО

Доктор психологических наук


Профессиональные интересы

Психология деятельности и способностей.
Психология ментальных качеств.
Формирование индивидуальности.
Индивидуализация способностей человека.
Проблемы содержания образования.
Эволюция мысли (культурно-исторический аспект, онтология мысли, мысль и познание).


Контактная информация

Москва, пр. Вернадского, д. 88, к. 436
8 (495) 438-15-59
vd.shadrikov@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ