Образование
Московский педагогический государственный университет, филологический факультет (1996г.)
Тема кандидатской диссертации
«Речевые средства положительного эмоционального воздействия на адресата» МПГУ (2001г.)
Курсы текущего учебного года
«Грамматический аспект в преподавании русского языка как иностранного»
Публикации
- «К вопросу о речевых жанрах». // Статья. Научные труды МПГУ. Гуманитарные науки. – М.: «Прометей», 1997. – С. 211 – 216.
- «Речевые средства положительного эмоционального воздействия в языке героев пьес А.П.Чехова». // Статья. Сборник научных трудов Львовского Университета. – Львов: изд-во ЛГУ, 1998. – С. 94 – 96.
- «О речевом жанре «одобрение». // Статья. Сборник научных трудов Львовского Университета. – Львов: изд-во ЛГУ, 1999. – С. 128 – 130.
- «Средства положительного воздействия на адресата в русской речи» // Статья. Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». – М. изд-во МГУ, 1999. – С. 214 – 216.
- «Некоторые аспекты преподавания языка маркетинга в рамках бизнес – курса для иностранных студентов». // Статья. Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М.: «Прометей», 2000. – С. 271 – 277.
- «Этикет речи преподавателя русского языка как иностранного». // Статья. Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов», выпуск 4. – М.: изд-во МГУ, 2000. – С. 277 – 279.
- «Значение речевых средств положительного эмоционального воздействия на адресата в культуре речи учителя». // Статья. Язык образования и образование языка. Материалы международной конференции Новгородского Государственного Университета. – Вел. Новгород: НовГУ, 2000. – С. 289 – 290.
- «Речевые средства положительного эмоционального воздействия на адресата в современной школе». // Статья. Культура речи учителя как теоретическая дисциплина: актуальные проблемы развития, преподавания. Материалы конференции Российского университета Дружбы народов. – М.: изд-во РУДН, 2000. – С. 68 – 69.
- «Практическое приложение современной риторики к процессу преподавания как необходимый элемент развития культуры речи учителя». // Статья. Научные труды МПГУ. Гуманитарные науки. – М.: «Прометей», 2001. – С. 60 – 64.
- «Коммуникативная сторона педагогического общения». // Статья. Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М.: «Прометей», 2002. – С. 102 – 106.
- «К вопросу преподавания «Бизнес – курса» студентам – иностранцам в свете современного экономического развития общества». // Статья. Научные труды МПГУ серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М. «Прометей», 2002. – С 124 – 126.
- «Практическое приложение современной риторики к процессу преподавания как необходимый элемент развития культуры речи учителя». // Статья. Текст: восприятие, информация и интерпретация. Материалы конференции РГУ. Сборник статей. – М., изд-во РГУ, 2002 – С. 64 – 67.
- «Речевые средства положительного воздействия на учащихся» //
Статья. Риторика Т.А.Ладыженской – Южно-Сахалинск, изд-во Южно-Сахалинского государственного университета, 2003г. – С. 82 – 91.
- «Современная коммуникативно – речевая активность студентов». // Статья. Сборник научных трудов Санкт-Петербургского государственного Университета. Серия: гуманитарные науки. – С-Петербург, изд-во СПГУ, 2003 – С. 96 – 101.
- «Роль тестирования в современном процессе обучения». // Статья. Научные труды МПГУ серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М. «Прометей», 2004 – С. 238– 242.
- «Бизнес – курс» для иностранных студентов, обучающихся на кафедре Русского языка как иностранного». // Статья. Научные труды МПГУ серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М. «Прометей», 2004 – С. 18 – 22.
- «Я помню чудное мгновенье…». // Статья. Газета «Педагогический университет», № 19-20 от 23 декабря 2004 года.
- «Преподавание «Бизнес – курса» для студентов кафедры РКИ». //Научные тезисы. Сборник материалов научно – практической конференции «Русский язык как иностранный и методика его преподавания: ХХI век». М., изд-во МПГУ, 2005 – С. 91 – 93.
- «Использование «Бизнес – курса» в современном обучении русскому языку». // Статья. «Взаимодействие языков и культур. Русский язык в культурно – коммуникативном пространстве новой Европы». Сборник научных статей Балтийского русского института, г.Рига, изд-во БРИ, 2005 – С. 375 – 386.
- «Особенности культуры речи преподавателя РКИ». // Статья. «Особенности преподавания русского языка как иностранного в техническом вузе». Сборник научных статей Академии нефти и газа им. Губкина. М., изд-во Академии нефти и газа им. Губкина, 2005 г. – С. 208 – 212.
- «Особенности преподавания «Бизнес – курса» студентам – иностранцам». // Тезисы докладов. «Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного». Международная научно-практическая конференция МГУ им. Ломоносова. М.: МАКС Пресс, 2006. – С. 157 – 159.
- «Проблемы современного делового общения». // Статья. Русский язык как иностранный и методика его преподавания: XXI век». Сборник научно – методических статей. М., изд-во ЗАО «Газета «Правда», 2007г. – С. 102 – 105.
- «Коммуникативная культура делового общения ». // Статья. Научные труды МПГУ. Гуманитарные науки. – М.: «Прометей», 2008 г. – С. 216 – 221.
- «Иностранные экономические заимствования в современном русском языке». // Статья. Научные труды МПГУ. Гуманитарные науки. – М.: «Прометей», 2009г. – С. 223 – 227.
- «Карьера в современном обществе». // Статья. Итоговый сборник научных трудов преподавателей русского языка как иностранного. – М.: Изд-во МПГУ, 2009г. – С. 33 – 38.
- «Некоторые методические аспекты обучения русскому языку и литературе детей группы риска». Статья // Гуманитарная наука сегодня. – Караганды, изд-во центра гуманитарных исследований, 2009г. – С. 30 – 35.
- «Иностранные экономические заимствования в современном русском языке». // Статья. Теория и практика преподавания РКИ: традиционный и инновационный подход. Сборник научно – методических статей. М.: «Прометей», 2009г. – С. 223 – 227.
- «Карьера в современном обществе». // Статья. Русский язык как иностранный: новые тенденции и перспективы развития. Итоговый сборник статей преподавателей и стажеров кафедры русского языка как иностранного МПГУ. М.: изд-во МПГУ, 2009г. – С. 33 – 37.
- «Некоторые методические аспекты обучения русскому языку и литературе детей группы риска». // Статья. Международная научная конференция «Гуманитарная наука сегодня». Караганда, типография Центра Гуманитарных Исследований, 2009г. – С. 26 – 30.
- «Преподавание «Бизнес – курса» при обучении русскому языку как иностранному». // Статья. Русский язык как иностранный в современной образовательной и геополитической парадигме: IV Международная научно – практическая конференция. Москва, МГУ им. Ломоносова, 2010г.: М.: МАКС Пресс, 2010г – С. 209 – 212.
- «Типы речевого воздействия». // Статья. Современная методика преподавания русского языка как иностранного: проблемы и их решение. Сборник научно – методических статей. М., изд-во «Правда – Пресс», 2010г. – С. 126 – 131.
- «Проведение тестирования по русскому как иностранному у студентов из КНР» // Статья. Русский язык как иностранный в современной образовательной и геополитической парадигме. Международная научно – практическая конференция МГУ им. Ломоносова. М.: изд-во «Макс – Пресс» 2011г. – С. 279 – 284.
- «Преподавание основ экономических знаний стажерам из КНР при обучении их русскому языку». //Статья. Материалы международной научно – практической конференции, посвященной 50 – летию подготовки специалистов из зарубежных стран в Воронежском государственном университете. Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета, 2012г. – С. 176 – 179.
- «Особенности педагогических речевых средств воздействия». // Тезисы. Научно – практические проблемы подготовки иностранных студентов. По материалам Международной научно – практической конференции. Киев: изд-во НАУ г. Киева, 2012г. – С. 104 – 107.
- «Роль современных технологий при обучении РКИ». // Статья. Особенности преподавания русского языка как иностранного. По материалам Международной научно – практической конференции. Москва: изд-во МГПУ, 2012 г. – С. 186 – 191.
- «Современные требования, предъявляемые к культуре делового общения». Статья. Русский язык как иностранный: новые тенденции и перспективы развития. По материалам Международной научно — практической конференции. Москва: изд-во МИОО, 2013г. – С.243 -249.
- «Использование современной риторики для развития культуры речи учителя» в сборнике «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество». Сборник трудов по материалам V Международной научно-методической конференции в 2 ч, г. Москва, изд-во МИОО, 2014г., том 1, с. 68 -73.
- «Некоторые особенности положительного речевого воздействия на учащихся» По материалам Международной научно – практической конференции. Москва: изд-во МПГУ, 2014г., с. 78-82.
- «Особенности преподавания “Языка делового общения” студентам – иностранцам в свете современного экономического развития общества» в сборнике «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры», серия «Сборник статей участников XIII Конгресса МАПРЯЛ», место издания: МАПРЯЛ, г. Гранада /Санкт-Петербург, 2015г., том 10, с. 940-944.
- «Особенности обучения русскому и литературе детей группы риска» в сборнике «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество». Сборник по материалам VII Всероссийской научно – практической конференции МИОО, место издания: г. Москва, МИОО, издательство «Флинта», 2015г., с. 221-224.
- «Специфика деловой риторики» в сборнике «Психология и педагогика: прошлое, настоящее и будущее». Место издания: г. Челябинск, ЧГУ, изд-во «Аэтерна», 2015г., с. 205 – 209.
- «Трансформация и изменение значений некоторых фразеологизмов в современном русском языке» / Журнал «Символ науки», изд-во «Омега Сайнс», г. Уфа, 2016г., с. 103 – 106.
- «Презентация как способ социокультурного контроля студентов – иностранцев, изучающих русский язык» в сборнике «Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному». Место издания: «ИИИ МГОУ», г. Москва, 2016г., с. 226 – 231.
- «Роль речевой культуры в современном развитии общества» г. Москва, Международная научно – практическая конференция кафедры Теории и практики русского языка и РКИ МПГУ «Актуальные вопросы преподавания русского языка и русского языка как иностранного», Москва, изд-во МПГУ, 2016г., с. 483 – 487
- «Особенности преподавания «Языка делового общения» стажерам – иностранцам», Казань, V Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», 2016г., с. 2063 – 2067.
- «Трансформация и изменение значений некоторых фразеологизмов в современном русском языке» / Журнал «Символ науки», изд-во «Омега Сайнс», г. Уфа, 2016г. с. 103 – 106.
- «Презентация как способ социокультурного контроля студентов – иностранцев, изучающих русский язык» в сборнике «Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному». Место издания: «ИИИ МГОУ», г. Москва, 2016г., с. 226 – 231.
- «Способы речевого воздействия на коммуникантов при обучении РКИ» «Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному». Москва, изд-во «ИИИ МГОУ», 2017г., с. 154 – 158.
Монографии книги:
- «Сборник текстов и заданий к ним по русскому языку для учащихся экономических специальностей» (Москва, 2007г.)
- «Я буду учителем». Пособие по русскому языку для иностранных студентов (Москва, 2009г.)
за период 2018 – 2022 гг.
- Роль речеведения в современном образовании. Сборник статей материалов конференции «Учитель для будущего: язык, культура и личность» (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева). М., изд-во МПГУ. 2018 г. С. 211 – 214. (РИНЦ).
- Особенности преподавания филологических дисциплин детям из группы «риска». Сборник статей Международной научно – практической конференции «Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики». Новосибирск: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 135 – 138. (РИНЦ).
- Особенности преподавания РКИ в китайской аудитории. Сборник статей Международной научно – практической конференции «Гуманитарные технологии в современном мире». Калининград, изд-во РАНХиГС (западный филиал). 2018. С. 154 – 156. (РИНЦ).
- Преподавание «Бизнес – курса» на занятиях по русскому языку как иностранному. Сборник статей VI Конгресса РОПРЯЛ. Уфа. 2018. – http://ropryal.ru/vi_congress_ropryal. С. 1694 – 1698. (РИНЦ).
- Изучение русского речевого поведения в контексте восточной и западной культур // Вестник ЧГПУ им. Яковлева. Чебоксары: изд-во ЧГУ. № 3 (103) 2019. С. 290 – 296. (ВАК).
- Особенности обучения студентов – иностранцев основам ораторского искусства // Вестник Тамбовского университета. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. Т. 24 № 183. 2019. С. 45 – 51. (ВАК).
- Развивающая роль экскурсионных занятий со студентами, изучающими русский язык как иностранный // Преподаватель XXI век. № 4. Часть 1. 2019. М.: изд-во МПГУ. С. 193 – 200. (ВАК).
- Изучение истории эстетики русского языка и речи на занятиях с иностранными студентами // Наука и школа. № 6. 2019. М.: изд-во МПГУ. С. 208 – 220. (ВАК).
- Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник МГОУ. № 4. 2019. М.: изд-во МГОУ. С. 52 – 59. (ВАК).
- Особенности преподавания русского языка и литературы детям с физическими отклонениями. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка». М., изд-во МПГУ. 2019. С. 247 – 252. (РИНЦ).
- Специфические вопросы преподавания русского языка в китайской аудитории // Современная коммуникативистика. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА – М», №1, 2019. С. 56 – 59. (ВАК).
- Особенности речевого воздействия на учащихся в школе и ВУЗе. III Международный симпозиум ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского. Симферополь: ИП «АРИАЛ». 2019. С. 148 – 153. (РИНЦ).
- Ролевые игры на занятиях с иностранными учащимися по развитию устной и письменной речи. Материалы Международной научно-практической конференции «Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного». М., изд-во МПГУ. 2019. С. 371 – 375. (РИНЦ).
- Русские этикетные формулы обращения, необходимые для повышения коммуникативной компетенции иностранных учащихся // Наука и школа. № 2. М.: изд-во МПГУ. 2020. С. 122 – 131. (ВАК).
- Особенности обучения русскому языку как иностранному с лингвострановедческой позиции // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. № 41 (60). 2020. С. 81 – 90. (ВАК).
- Наиболее распространенные виды ошибок китайских студентов при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы современного образования. № 2. М.: изд-во МПГУ. 2020. С. 146 – 155. (ВАК).
- Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов, изучающих русский язык. Материалы международной научно- практической конференции, посвященной 55-летию кафедры РКИ. Москва 20 – 21 февраля 2020г.[электронное издание сетевого распространения]. М.: МПГУ, 2020. С. 668 – 673. (РИНЦ).
- Обучение основам эстетики речи иностранных учащихся на занятиях по РКИ. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современные технологии в преподавании русского языка: к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета. М.: МПГУ, 2020. С. 479 – 483. (РИНЦ).
- Использование некоторых лингвострановедческих аспектов при обучении русскому языку как иностранному. Сборник материалов Международной конференции «Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития». Минск, БГУ. 2020. С. 321 – 325. (РИНЦ).
- Воспитание эстетической культуры личности у иностранных студентов на занятиях по развитию устной и письменной речи // Наука и школа. № 2. 2021. С. 210 – 217. (ВАК).
- Особенности интерактивного обучения русскому языку как иностранному на занятиях по развитию устной и письменной речи // Преподаватель XXI век. №1. Часть 1. М.: изд-во МПГУ. 2021. С. 168 – 176. (ВАК).
- Развитие коммуникативных навыков у иностранных учащихся на основе интерактивного подхода и обучения заинтересованному общению // Вестник Тамбовского университета. 2021.Т. 26. № 192. С. 96 – 102. (ВАК).
- Обучение культуре речи иностранных учащихся на основе текстов об эстетике русского языка // Вестник Тамбовского университета. Т. 26. № 194.Тамбов: изд-во ТГУ. С. 125 – 133. (ВАК).
- Развитие коммуникативной компетенции учащихся с помощью общения на занятиях по русскому языку как иностранному // Проблемы современного образования. № 3. М.: изд-во МПГУ. С. 211 – 217. (ВАК).
- Формирование эстетических оценок языка и речи в процессе обучения русскому языку в средней школе. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика». М.: МПГУ. 2021. С. 304 – 310. (РИНЦ).
- Художественные тексты как средство обучения эстетике русского языка и речи иностранных учащихся // Преподаватель XXI век. № 4-1. М.: изд-во МПГУ. С. 240 – 247. (ВАК).
- Когнитивно-эстетические условия изучения художественных текстов на занятиях по русскому языку как иностранному. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы аккультурации в контексте преподавания РКИ, посвященной юбилею Г.Г. Городиловой». М.: МПГУ. 2022. – С. 170 – 177. (РИНЦ).
- Формирование ценностного отношения к эстетике русского языка и речи у иностранных учащихся. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современные тенденции в преподавании и изучении русского языка как иностранного». М.: МПГУ . 2022. – С. 303 – 307 (РИНЦ).
Монография. Когнитивно-эстетический аспект обучения иностранных учащихся русскому языку и речи. М.: изд-во МПГУ. 2022. 179с.
Монография. Инструменты и механизмы устойчивого инновационного развития. Уфа: НИЦ Аэтерна МЦИИ Омега Сайнс. 2022. – С. 328 – 339.
Повышение квалификации
Санкт – Петербургский государственный университет, обучение по программе «Лингводидактическое тестирование» (2002г.) – 72 часа
Российский университет дружбы народов, обучение по программе «Лингводидактическое тестирование» (2006г.) – 100 часов
Московский институт открытого образования, обучение по программе «Основы коммуникативной культуры и формирование речевого поведения руководителя и учителя» (2008г) – 72ч.
Московский институт открытого образования, обучение по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в ОУ: общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования» (2010г.) – 120 ч.
Московский институт открытого образования, обучение по программе «Дистанционная поддержка образовательного процесса» (2013г.) – 72ч.
Московский педагогический государственный университет, обучение по программе «Scopus – инструмент для повышения эффективности научных программ» (2015г.)
Московский институт открытого образования, обучение по программе «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА – 11) по русскому языку в 2016 году» - 36ч.
Московский институт открытого образования, обучение по программе «Профессиональный стандарт «Педагог». Формирование и совершенствование коммуникативно – речевых умений современного учителя» (2016г.) – 36ч.
Московский институт открытого образования, обучение по программе «Способы формирования и оценки грамотности чтения и письменной речи школьников» (2017г) – 36ч.
Московская академия профессиональных компетенций, обучение по программе «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика» (2017г) – 280ч.
1. Московский педагогический государственный университет, обучение по программе «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного (РКИ)» (2018г.) – 504 часа.
2. Российский университет дружбы народов, обучение по программе «Методика (теория и технология) лингводидактического тестирования по высшим (II, III, IV) сертификационным уровням» (2018г.) – 72 часа.
3. Российский университет дружбы народов, обучение по программе «Методика проведения сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному: ТЭУ, ТБУ, ТРКИ-1, тестирование для вступления в гражданство РФ. Комплексный экзамен (модуль «Русский язык»)» (2019г.) – 18 часов.
4. Московский педагогический государственный университет, обучение по программе «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» (2019г.) – 36 часов.
5. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, обучение по программе «Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования» (2020г.) – 72 часа.
6. Московский педагогический государственный университет, обучение по программе «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса» (2020г.) – 36 часов.
7. Московский педагогический государственный университет, обучение по программе «Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе» (2020г.) – 36 часов.
8. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, обучение по программе «Универсальные педагогические компетенции: методология и подготовка учителя будущего» (2021г.) - 72 часа.
9. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, обучение по программе «Национально-культурные коды мировой литературы в контексте аудиовизуальных практик искусства» (2022г.) – 72 часа.
Государственные и ведомственные награды
Достижения и поощрения
Тестирование иностранных граждан. Тестор высшего (V уровня).
Исследовательские проекты и гранты
Развитие устной и письменной речи у иностранных учащихся
«Когнитивно-эстетический аспект обучения иностранных студентов на занятиях по развитию устной и письменной речи»