Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Елена Николаевна

Соломина

Образование

Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 1996.
Образование: МГПИ имени В.И. Ленина, специальность "Дефектология", квалификация "Учитель и логопед вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений".

Тема кандидатской диссертации

Повышение эффективности обучения географии на основе выполнения системы практических заданий (1996)

Курсы текущего учебного года

Технологии обучения и воспитания детей с ЗПР
Обучение географии обучающихся с умственной отсталостью
Технологии образования лиц с умственной отсталостью в предметной области "Человек и общество"
Специальная педагогика и психология
Производственная практика/Производственная практика, педагогическая практика
Учебная практика/Учебная практика (ознакомительная практика)
Производственная практика/Педагогическая практика




Публикации

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)- М.: Академия, 2003 (гл.5) (Рекомендовано УМО)
Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями /Под ред. Б.П.Пузанова – М.: Владос, 2011. (гл.6). (Рекомендовано УМО)
Задания для самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии. -М.: МПГУ “Прометей”, 2011.
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010. (Рекомендован Министерством образования и науки)
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013. (Рекомендован Министерством образования и науки)
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011. (Рекомендован Министерством образования и науки)
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 7 класс. – М.: Просвещение, 2011. (Рекомендован Министерством образования и науки)
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 8 класс. – М.: Просвещение, 2013. (Рекомендован Министерством образования и науки)
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 9 класс. – М.: Просвещение, 2013. (Рекомендован Министерством образования и науки)
Соломина Е.Н., Лифанова Т.М. Методические рекомендации к урокам природоведения. 5 класс СКШ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Дифференцированный подход к учащимся с нарушениями интеллектуального развития на уроках географии- Журнал Специальное образование 2015, № 2 С.77-86.

Е.Н. Соломина Некоторые требования к организации работы с учащимися с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения.- Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы всероссийской (заочной) научно-практической конференции г. Барнаул/под ред. М.В. Суриной.- Барнаул:  АлтГПУ, 2016.-250 с. С.206-207

И.Н. Нурлыгаянов, Е.Н. Соломина  Особенности взаимосвязи психологической устойчивости личности и копинг-стратеги олигофренопедагогов.- Журнал Дефектология.-2016.-№5- С.64-70

И.Н. Нурлыгаянов, Е.Н. Соломина  Психологическая устойчивость и механизмы совладания у учителей-дефектологов.- Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25-29 октября 2016 г., в 2-х томах. Том2. /отв. ред. А.В. Шаболтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н. Волков. – СПб.: Айсинг, 2016. С.28-29.

Т.В.Шевырева, Е.Н.Соломина Зона ближайшего развития и деятельностный подход к лицам с ОВЗ как теоретико-методологическая основа становления профессиональной подготовки студентов-дефектологов.- Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций.  Вып. 3. – Москва : АСОУ, 2017. С.488-492

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5-6 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптированные основные общеобр. программы. М.: Просвещение, 2017 http://catalog.prosv.ru/item/25933

Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. Естествознание. 7-9 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптированные основные общеобр. программы. М.: Просвещение, 2017 http://catalog.prosv.ru/item/24443

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5–9 классы. Природоведение.Биология. География. М.: Просвещение, 2018. – 312 с.

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Разработка критериальной оценки усвоения
умственно отсталыми учащимися АООП по географии в соответствии с
требованиями нового ФГОС. – Коррекционная педагогика , №2, 2018

Соломина Е.Н, Шевырева Т.В. Технологии образования умственно отсталых в предметной области «Естествознание» : Учебно-методическое пособие .– Москва : МПГУ, 2019. – 188 с. ISBN 978-5-42

Соломина Е.Н, Шевырева Т.В. Обеспечение качества высшего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. – Журнал Специальное образование 2019, № 6 С.114-130

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География. 6 класс (Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ. С. 185. Приложение – 15 С.

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География. 7 класс (Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ.С. 176. Приложение – 15 С.

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География. 8 класс (Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ. С.208. Приложение -40 С.

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География. 9 класс (Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ. С.208. Приложение -31 С.

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс (Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). –М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ. С. 160 .

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 6 класс (Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). –М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ. С. 192 .

Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология. Человек. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. –М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ.

Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология.Человек. Учебное пособие  для общеобразовательных организаций, обеспечивающих реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы. . –М.: Просвещение.2019 Рекомендовано Министерством просвещения РФ.

Гайфуллина Л.К., Соломина Е.Н. Организационно-методические условия обучения детей с задержкой психического развития на этапе основного общего образования.- Журнал Обучение и воспитание детей с нарушениями развития, 2020 № 1  С. 8-14

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Научно-методическое сопровождение формирования экологической культуры у студентов-дефектологов. Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: сборник научно-методических материалов / под общ. ред. А.А. Алмазовой, В.П. Мерзляковой. – Москва : МПГУ, 2022. – 114 с.

Соломина Е.Н. Студенческое самоуправление как один из механизмов воспитательной работы. Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога : сборник научно-методических материалов / под общ. ред. А.А. Алмазовой, В.П. Мерзляковой. – Москва : МПГУ, 2022. – 114 с.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение методические рекомендации. 5-6 классы ( для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. – М.: Просвещение, 2023
Нурлыгаянов И.Н.,  Соломина Е.Н., Голубчикова А.В Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения обучающихся с умственной отсталостью обучения – Журнал Дефектология , 2023 № 3  С.58-69

 

Повышение квалификации

ГБОУ ВПО МПГУ«История и философия науки» (2007).
ГБОУ ВПО МПГУ «Технология тьюторского сопровождения студентов в условиях перехода на кредитно-модульную систему» (2008).
ГБОУ ВПО МПГУ «Реализация образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО» (2011).
ФГАОУ АПКиППРО «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (2012).
ГБОУ РГПУ им. А.И, Герцена «Социально-реабилитационное сопровождение инклюзивного профессионального образования инвалидов» (2013).
ГБОУ ВПО МПГУ "Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения" (2014).
ФГБОУ ВО «МПГУ» «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы», 2019 , 72 ч.Удостоверение о повышении квалификации №772409673269 от 30.09.2019 г.
ФГБОУ ВО «МПГУ» «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», 2019, 36 ч.
Удостоверение о повышении квалификации №772409148957 от 24.12.2019 г.
ФГБОУ ВО «МПГУ» «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» 2019, 36 ч. Удостоверение о повышении квалификации № 772 408214673 от 30.04. 2019
ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»
программа «Основы противодействия коррупции в сфере образования» 2020 год 72 часа Удостоверение о повышении квалификации 77240972913 от 30.01.2020
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» программа «Проектирование интеграционной платформы и сервисов непрерывного образования как инструмента сопровождения и поддержки системы непрерывного образования граждан» 2020 год 72 часа Удостоверение о повышении квалификации КФУ УПК 19395 от 12.12.2020
ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет» программа «Защита обучающихся от неконструктивного интернет-контента» 16 часов Удостоверение о повышении квалификации №772413982527 от 12.05.2021
ФГБОУ ВО МПГУ «Организация образования студентов с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе» , 2022, 36 ч., удостоверение № 772417647972
ФГБОУ ВО МПГУ «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», 2022, 72 ч., удостоверение № 772417645781
ФГБОУ ВО МПГУ «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», 2022, 72 ч., удостоверение № 772417646408
ФГБОУ ВО МПГУ «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», 2022, 36 ч., удостоверение № 772417648191
ФГБОУ ВО МПГУ ФГБОУ ВО МПГУ Программа профессиональной переподготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра», 2022, диплом о профессиональной подготовке № 77241777539



Государственные и ведомственные награды

Почетное звание Почетный работник сферы образования Российской Федерации. Приказ Минпросвещения России от 28 сентября 2022 г., №229/н

Достижения и поощрения

Награждена дипломами лауреата конкурсов МПГУ за лучшие научно-методические работы (2001, 2005, 2010, 2011).
Награждена грамотой Департамента образования г. Москвы за работу в составе жюри Московского городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям» (2010)

Архив учебных курсов

Дидактика начального общего и специального образования
Инклюзивное образование
Коррекционно-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения
Методика обучения географии
Методика обучения истории
Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта
Обучение и воспитание младших школьников с нейропсихологическими проблемами развития
Основы географии с методикой обучения географии
Производственная практика/Педагогическая практика в качестве учителя образовательного учреждения, реализующего АООП для обучающихся с ЗПР
Производственная практика/Педагогическая практика
Производственная практика/Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика/Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (коррекционно-педагогическая)
Производственная практика/Проектно-технологическая практика
Производственная практика/Производственная практика, педагогическая практика.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения
Технологии образования лиц с умственной отсталостью в предметной области "Окружающий мир"
Технологии образования лиц с умственной отсталостью в предметной области "Человек и общество".
Технологии образования умственно отсталых в предметной области "География".
Учебная практика/Учебная практика (ознакомительная практика).


Исследовательские проекты и гранты

"Конкурс по созданию учебной литературы нового поколения для специальных (коррекционных) школ", проводимый совместно Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации. Победитель 6 тура.

Участие в конференциях

VI Всероссийский научно-практический семинар
«Сопровождаемое взросление лиц с особыми потребностями: исследования и инклюзивные практики» 13.03.24. МПГУ
Заседание секции кафедры «Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» в рамках Весенней научной сессии 06.03.24 МПГУ
II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья человека с ограниченными возможностями здоровья в контексте внутрисемейных и макросоциальных проблем» (приуроченная к Году семьи). 03.04. 24 МПГУ
XXV Международная научная конференция «Цивилизация знаний: российские реалии». Стратегическая панель «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования». 20.04.24 АНО ВО «Российский Новый Университет»
Международная научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями». 20 -21 июня 2024 г. Москва

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ООП в условиях инклюзивного образования» – МГОУ -19.02.2020 – Учебно-трудовая деятельность обучающихся с выраженным интеллектуальным нарушением.

Всероссийская (заочная) научно-практическая конференция  «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы», 24-25 апреля 2016, г. Барнаул: АлтГПУ

Доклад: Некоторые требования к организации работы с учащимися с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения.

Х международная научная конференция, ЛГУ им. А. С. Пушкина, Санкт- Петербург, 23-24 апреля 2014 г.

Доклад: Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе изучения курса «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. им. М.А. Шолохова, 26-27 июня 2014 г.

Доклад: Некоторые условия организации обучения детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательной школе.


Профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, ответственный по вопросам социальной поддержки и общежитию

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллектуального развития


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, 7 этаж, кабинет 719
+7(495)438-17-81
en.solomina@mpgu.su