Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Татьяна Александровна

Соловьева

Образование

Аспирантура: Институт коррекционной педагогики РАО, 2009, специальность "Коррекционная педагогика"
Специалитет: Самарский государственный педагогический университет, 2001, специальность "Логопедия. Специальная психология"

Тема кандидатской диссертации

"Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы" (2010)

Тема докторской диссертации

“Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду” (2019)

Курсы текущего учебного года

Технологии обучения математики

Публикации

Монография, учебные и методические пособия.

Solovyova T.A. Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. – Switzerland : Springer Nature Switzerland AG, 2022. – 480 p. – ISBN 978-3-031-13646-7. – DOI 10.1007/978-3-031-13646-7. – EDN GTJXSS.

Соловьева, Т.А. Методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому, сопровождению студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам среднего профессионального образования / Д. Р. Макеева, Е. А. Канатникова, Е. А. Деникаева [и др.] ; Институт развития профессионального образования. – Москва : Федеральный методический центр по инклюзивному образованию, 2022. – 52 с. – ISBN 978-5-6048312-8-1. – EDN LEKOYW.

Соловьева, Т.А. Концепция комплексной образовательной программы дошкольного образования “Река Детства” (проект) / О. А. Карабанова, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев [и др.] ; Под научной редакцией А.М. Кондакова, И.С. Сергеева. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – 127 с. – ISBN 978-5-907623-14-9. – DOI 10.52376/978-5-907623-14-9. – EDN IOECVE.

Соловьева, Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: Монография / Т.А. Соловьева. – М.: МПГУ, 2018. – 160 с.  

Соловьева, Т.А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей: проект / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева. – М.: Просвещение, 2013. – 59 с. – 3 п. л. (авторство не разделено).

Соловьева, Т.А. Разработка и использование внутришкольных адаптированных учебно-дидактических материалов. – М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2019. – 44 с.

Соловьева, Т.А. Управление образовательным процессом по результату овладения обучающимися содержанием адаптированных образовательных программ. – М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2019. – 92 с.

Соловьева, Т.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный, 1 и 2 классы. Методические рекомендации (для глухих и слабослышащих обучающихся) / М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева. М.: Издательство «Просвещение» (PDF-версия). – 155 с. – 9,9 п. л. – Режим доступа: http://shop.prosv.ru/oznakomlenie-s-okruzhayushhim-mirom–1-dopolnitelnyj-1–i-2-klassy–metodicheskie-rekomendacii–dlya-gluxix-i-slaboslyshashhix-obuchayushhixsya3088 (авторство не разделено).

Русский язык. Культура речевого общения: учебник для студентов с недостатками слуха, обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. – СПб/ Отдельнова Н.С.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – 156 с.

 

Научные статьи в ведущих рецензируемых журналах ВАК

Соловьева, Т. А. Профессиональный стандарт “Педагог-дефектолог” как основа профессиональной подготовки студентов дефектологических факультетов / Т. А. Соловьева, А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 15-23. – DOI 10.47639/2074-4986_2022_5_15. – EDN UDQRRV.

Соловьева, Т. А. Обновление содержания профессиональной подготовки сурдопедагогов на основе актуальных научных достижений / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 4-11. – EDN RPLHAX.

Соловьева, Т.А. Оценки цифровых образовательных ресурсов, разработанных для детей с ограниченными возможностями здоровья, с позиции ожиданий и потребностей основных групп пользователей/ Т.А. Соловьева, Д.А. Соловьев// Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 3–17

I.A. Korobeynikov, T.A. Solovyova «Portrait” of a Child with Disabilities in a Modern Educational Environment: Clinical, Psychological, and Pedagogical Characteristics and Determinants // Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020) / https://www.atlantis-press.com/proceedings/detp-20/125940173

Соловьева, Т.А. Цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: основные понятия и их характеристика/ Т.А. Соловьева, Д.А. Соловьев, С.А. Войтас// Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 42–57.

Соловьева, Т.А. Программирование результатов основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 7–12

Соловьева, Т.А. Новые требования к организации основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты и задачи апробации / Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 8. – С. 13–17

Соловьева, Т.А. Новый подход к управлению результатами включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду / Т.А. Соловьева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 231–239.

Соловьева, Т.А. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / А.А. Алмазова, Г.В. Бабина, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева, Н.В. Рябова, Е.Д. Бабина // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22. – № 1. – С. 151–165.

Соловьева, Т.А. О перспективах модернизации содержания подготовки педагогов начального образования / Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 3. – С. 33–38.

Соловьева, Т.А. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи / А.А. Алмазова, Г.В. Бабина, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева // Специальное образование. – 2017. – № 4 (48). – С. 6–21.

Соловьева, Т.А. Использование разных форм речи в современной системе образования глухих обучающихся / Т.А. Соловьева, Е.З. Яхнина // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 99–108.

Соловьева, Т.А. Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения // Е.В. Кулакова, М.Л. Любимов, Т.А. Соловьева, Е.З. Яхнина // Наука и школа. – 2015. – № 5. – С. 31–43.

Соловьева, Т.А. К проблеме усиления практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата / Т.А. Соловьева, А.А. Алмазова, Е.В. Кулакова // Наука и школа. – 2014. – № 4. – С. 145–153.

Соловьева, Т.А. Требования к современному учебнику для старшеклассников и студентов с нарушенным слухом // Н.С. Отдельнова, Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 42–49

Соловьева, Т.А. Новые возможности коммуникативного развития обучающихся с нарушением слуха при получении основного общего образования // Т.А. Соловьева, Н.С. Отдельнова, Е.З. Яхнина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 4. Часть II. – С. 331–342.

Соловьева, Т.А. К проблеме оценки результатов развития способности к продуктивному общению как особой образовательной потребности интегрированных учащихся с нарушением слуха / Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2012. – № 5. –  С. 69–76.

Соловьева, Т.А. Эмоциональный слух как «компенсаторная одаренность» детей с ОНР: взгляд с позиций отечественной дефектологической науки / Г.В. Чиркина, Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 91–93.

Соловьева, Т.А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе / Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 23–29.

Соловьева, Т.А. Реабилитационная работа с имплантированными детьми в Центре Кохлеарного Импланата Райн-Майн г. Фридберг (Германия) / Т.В. Николаева, Т.А. Соловьева, М.Р. Хайдарпашич // Дефектология. – 2011. – № 4. – С. 73–83.

Соловьева, Т.А. Взаимодействие первоклассников с нарушенным слухом с учителем и слышащими детьми в массовой школе / Т.А. Соловьева, Д.Ю. Роснач // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 80–86

Соловьева, Т.А. Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом / Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2010. – № 4. – С. 27–32.

Соловьева, Т.А. Особенности речевого общения интегрированных первоклассников с нарушенным слухом / Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2010. – № 5. – С. 60–68.

 

 

Статьи в журналах и сборниках

Соловьева Т.А. Обеспечение преемственности в сиситеме дошкольного и начального образования детей с нарушениями слуха /  Т.С. Зыкова, Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : Методический и практический журнал : Издается с 2002 года / Ред. Н.Н. Малофеев. – 2007. – №5 2007. – с. 5-12.

Соловьева, Т.А. Организация работы с учебником в процессе инклюзивного образования школьников с нарушенным слухом / Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2011. – № 7. – С. 13–20

Соловьева, Т.А. Взаимоотношения школьников с нарушенным и сохранным слухом в условиях совместного обучения / Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2011. – № 2. – С. 10–15

Соловьева, Т.А. Разрушая мифы и создавая легенды: путь к лучшей школе для ребенка с нарушенным слухом / Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2013. – № 2. – С. 28–32

Соловьева, Т.А. Как мы ходили в поход: развитие самостоятельности и активности глухих детей в условиях инклюзивного обучения / Д.Ю. Роснач, Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2013. – № 5. – С. 28–32

Соловьева, Т.А.  О разработке специальных требований для ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы глухими и слабослышащими детьми / Е.В. Кулакова, М.Л. Любимов, Т.А. Соловьева, Е.З. Яхнина // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сб. науч. статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара. – 2015. – С. 116–122

Соловьева, Т.А. Проектирование качества образования глухих детей в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Соловьева / Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. – М., 2015. – С. 212–217

Соловьева, Т.А. Значение идей Л. С. Выготского для системы специального образования и подготовки педагогов-дефектологов в высшей школе / А.А. Алмазова, Т.А. Соловьева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология, Международная научно-практическая конференция (4 декабря 2018, г. Саранск): [материалы] / отв. ред. Д.В. Жуина; Мордов. гос. пед. ин-т. [Электронный ресурс]. – 1 электрон. опт. диск. – Саранск, 2018. – С. 284–289.

Соловьева, Т.А. Проблема кадрового обеспечения инклюзивного начального общего образования и возможные пути ее решения / Т.А. Соловьева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: сборник научных трудов участников V Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», Институт педагогики и психологии. – 2018. – С. 190–191

Соловьева, Т.А.  Организация высшего образования лиц с нарушением слуха в Московском педагогическом государственном университете / Е.Г. Речицкая, Т.А. Соловьева // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 18 февраля 2017 года / Под ред. Е.Г. Речицкой; Московский педагогический государственный университет [Электронное издание]. – М.: 2017. – С. 7–13 – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471772/

Соловьева Т.А. Программирование результатов основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. // Дефектология– 2019. – № 6. – С. 7–12.

Соловьева Т.А. Новые требования к организации основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты и задачи апробации. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.– 2019. – № 8.

Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в образовательных организациях Российской Федерации / С. Б.
Лазуренко, Т. А. Соловьева, Р. Н. Терлецкая, С. Р. Конова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 1(102). – С. 127-143. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143.

Соловьева, Т. А. Предисловие / Т. А. Соловьева // Современные подходы
и технологии специальной педагогики : сборник научных статей / Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 8-9.

Соловьева Т.А., Коробейников И.А., Либлинг М.М. «Эффективность» и «доказательность» психолого-педагогических методов: нужен ли специалистам образования медицинский регламент? // Дефектология. 2020. № 4. С. 14-19.

Соловьева Т.А., Соловьев Д.А., Войтас Д.А. Цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: основные понятия и их характеристика // Дефектология. – 2020. – №2. – С. 42-56

Соловьева Т.А., Соловьев Д.А. Оценки цифровых образовательных ресурсов, разработанных для детей с ограниченными возможностями здоровья, с позиции ожиданий и потребностей основных групп пользователей // Дефектология. – 2020. – №3.- С.3-16.

Соловьева Т.А., Карпова Д.А. Дистанционное обучение детей с ОВЗ и с инвалидностью в период вынужденной самоизоляции: новые возможности или ограничения? Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 61-68.

Соловьева Т.А., Гриншкун А. В., Кочетова Е. А. О влиянии компьютерных игр на динамику результатов и функциональные показатели нагрузок при обучении детей с нарушениями слуха: постановка задач исследования. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 4-13.

Соловьева Т.А. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации / Т. А. Соловьева, С. Б. Лазуренко, Р. Н. Терлецкая, С. Р. Конова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1(102). – С. 127-143. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143. – EDN XKKKJM.

Соловьева Т.А. Здоровьесбережение в образовании обучающихся с ОВЗ: принципы и организация / И. Н. Нурлыгаянов, Т. А. Соловьева, С. Б. Лазуренко, А. В. Голубчикова // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 5. – С. 34-45. – DOI 10.17759/pse.2022270503. – EDN BVQJPF.

Solovyova T. A. Models of Inclusive Education for Children with Disabilities in International Practice: Historical Experience and Current Trends / N. A. Grigorieva, S. B. Lazurenko, T. A. Solovyova // Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. – Switzerland : Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 315-320. – DOI 10.1007/978-3-031-13646-7_32. – EDN YBEMQY.

Solovyova T. A. Developing the Emotional Intelligence of Schoolchildren with Special Needs Using Virtual Reality in a Blended Learning Environment / T. A. Solovyova, A. V. Grinshkun, E. A. Kochetova, V. A. Podobueva // Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. – Switzerland : Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 27-34. – DOI 10.1007/978-3-031-13646-7_4. – EDN KKWLXI.

Соловьева, Т.А. Научно-методическое обеспечение формирования иноязычной компетенции у обучающихся с задержкой психического развития / Е. А. Лапп, Т. А. Соловьева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2(175). – С. 125-132. – EDN NLTFYS.

Соловьева, Т.А. Организация здоровьесберегающего пространства при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / С. Б. Лазуренко, С. Р. Конова, А. П. Фисенко [и др.] // Российский педиатрический журнал. – 2023. – Т. 26, № 1. – С. 39-45. – DOI 10.46563/1560-9561-2023-26-1-39-45. – EDN MJLMGU.

 

Электронные ресурсы

Соловьёва, Т.А. Азбука. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Первый класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Азбука. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Первый класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Русский язык. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Первый класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Русский язык. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Первый класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Литературное чтение. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Первый класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Литературное чтение. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Первый класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Математика. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Первый класс / К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Математика. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Первый класс / К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А. Соловьева.  – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Окружающий мир. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Первый класс / К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Окружающий мир. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Первый класс /К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А. Соловьева. – М.; ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Русский язык. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Второй класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Русский язык. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Второй класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Литературное чтение. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Второй класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Литературное чтение. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Второй класс / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Т.А Соловьева. – М.; ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Математика. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Второй класс / К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Математика. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Второй класс / К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Окружающий мир. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с задержкой психического развития. Второй класс / К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьёва, Т.А. Окружающий мир. Адаптированный учебный онлайн курс [Электронный ресурс]: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Второй класс / К.Б. Вовненко, Е.Н. Соломина, Т.А. Соловьева. – М.: ООО «МЭО», 2018. (авторство не разделено). Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование» версия 3.0. Доступ для зарегистрированных пользователей. – Режим доступа: http://mob-edu.ru/projects/meo-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Соловьева, Т.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный, 1 и 2 классы. Методические рекомендации (для глухих и слабослышащих обучающихся) / М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева. М.: Издательство «Просвещение» (PDF-версия). – 155 с. – 9,9 п. л. – Режим доступа: http://shop.prosv.ru/oznakomlenie-s-okruzhayushhim-mirom–1-dopolnitelnyj-1–i-2-klassy–metodicheskie-rekomendacii–dlya-gluxix-i-slaboslyshashhix-obuchayushhixsya3088 (авторство не разделено).

 

Повышение квалификации

Стажировка в Центре Кохлеарного Импланта Райн-Майн г. Фридберг (Германия) по теме "Технологии реабилитационной работы с имплантированными детьми", 2010.
ФГБОУ ВО "МАИ", "Охрана труда", 2014 г., 40 ч., № 576/14
ГБОУ ВПО" МППГУ"," Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов», 2015 г., 72 ч., № У-15-16054
ФГБОУ ВО "МПГУ", "Основы противодействия коррупции в сфере образования", 2018 г., 72 ч., № 03609-ПК-2018
ФГБОУ ВО "МАИ", "Комплексная безопасность", 2018 г., 72 ч., № 606/14
ФГБОУ ВО "МПГУ", "Вариативные программы подготовки педагогов в бакалавриате", 2014 г., 24 ч., № 1681
ГАОУ ВО Ленинградской области «ЛГУ имени А.С. Пушкина», «Комплексная медико-педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантами», 2018 г., 36 ч., №782407896123
ФГБОУ ВО "МПГУ", "Организация учебного процесса в вузе с использованием инструментария цифровой образовательной среды ", 2019 г., 36 ч., № 00419-ПК-2019
ФГБОУ ВО "МПГУ", "Организация учебного процесса в вузе с использованием инструментария цифровой образовательной среды ", 2019г., 36 ч., №772407595579
ФГБОУ ВО "МПГУ", "Цифровая компетентность преподавателя высшей школы ", 2020 г., 72 ч., №772411318721
ФГБОУ ВО "МПГУ", "Универсальные педагогические компетенции: методология подготовки учителя будущего", 2022 г., 72 ч., №772417645782




Государственные и ведомственные награды

Медаль Л.С. Выготского, 25.12.2020

Архив учебных курсов

Организация специального и инклюзивного образования
Научный семинар по проблемам инклюзивного образования

Исследовательские проекты и гранты

Проект разработки ФГОС НОО для глухих обучающихся, 2011-2014 (совместно с Зыковой М.А., Яхниной Е.З., Головчиц Л.А., Соловьевой И.Л., Речицкой Е.Г.)
Автоматизированная система мониторинга образовательной деятельности в отношении здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательной организации, программа для ЭВМ, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (авторы Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Гончарова Г.А., Соловьев Д.А.), Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2020667692, 25.12.2020. Заявка № 2020663752 от 06.11.2020
Электронный комплекс для оценки психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ, база данных, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (авторы Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Нурлыгаянов И.Н., Гончарова Г.А., Голубчикова А.В.), Свидетельство о регистрации базы данных 2021622401, 03.11.2021. Заявка № 2021622276 от 22.10.2021
Конструктор специальной индивидуальной программы развития для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР, программа для ЭВМ, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (авторы Лазуренко С.Б., Павлова Н.Н., Соловьева Т.А., Соловьев Д.А., Золотарев Л.А.), Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022612427, 28.02.2022. Заявка № 2021681890 от 24.12.2021
Протокол скрининг оценки психического развития детей-инвалидов с ТМНР, программа для ЭВМ, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (авторы Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Нурлыгаянов И.Н., Павлова Н.Н.), Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022610172, 10.01.2022. Заявка № 2021681853 от 24.12.2021
Электронный глоссарий финансовых терминов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, база данных, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (авторы Беликова А.И., Соловьева Т.А.), видетельство о регистрации базы данных 2022621549, 30.06.2022. Заявка № 2022621384 от 14.06.2022
Типологические варианты психического развития детей при сходстве возрастных и нозологических характеристик (версия 2.0. С видеоиллюстрациями), база данных, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (авторы Соловьева Т.А., Коробейников И.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г., Грибова О.Е., Ворошилова Е.Л., Лебедева Т.П., Абкович А.Я., Бабкина Н.В., Аршатская О.С., Костин И.А., Закрепина А.В., Бутусова Т.Ю., Стребелева Е.А., Кочетова Е.А.), Свидетельство о регистрации базы данных 2022623655, 23.12.2022. Заявка № 2022623658 от 15.12.2022
Диагностика оценки личностных образовательных достижений обучающихся с нарушениями зрения 1 года обучения на уровне начального общего образования, база данных, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (авторы Соловьева Т.А., Болдинова О.Г., Маркова Н.Ф., Кочетова Е.А.), Свидетельство о регистрации базы данных 2023621691, 25.05.2023. Заявка № 2023621383от 17.05.2023

Участие в конференциях

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «СЕМЬЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА» 28 октября 2021 г.;

II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего»

II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» 8 ноября 2021 г.;

I Всероссийская конференция «Научные основы здоровье сбережения детей с особыми образовательными потребностями» 18 ноября 2021 г.;

III Всероссийская конференция «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 году» 22-23 ноября 2021 г., доклад: «Научно-методическое федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 г.»;

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе» 10 декабря 2021 г., доклад: «Развитие российских научно-педагогических школ в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии»;

I международная конференция «Образование детей с особыми потребностями в современном мире: ценности, смыслы, технологии» 15-17 декабря 2021 г., доклад: «Воспитание финансово-ответственного поведения у обучающихся с ОВЗ»;

II Всероссийская конференция-совещание «Клинико-психолого-педагогическое иccледование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» 20 декабря 2021 г.;

III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» 30 мая 2022 г., доклад: «Современные аспекты организации образования обучающихся с ОВЗ в свете обновления ФГОС начального общего и основного общего образования»;

II Всероссийская конференция «Научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями» 27 октября 2022 г., доклад: ««Укрепление здоровья как ключевое направление в развитии современной школы»»;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в Республике Башкортостан 28 февраля – 4 марта 2022 г;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в Тверской области 11 апреля – 15 апреля 2022 г.;

Межвузовская научно-практической конференции с международным участием «Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ: к 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой» 21 мая 2022 г.;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в Хабаровском крае 30 мая – 3 июня 2022 г.;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в г. Санкт-Петербург 19 сентября – 23 сентября 2022 г.;

Международная научно-практическая конференция «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога» 19-21 октября 2022 г.;

IV Всероссийская конференция «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2022 году» 22 -23 ноября 2022 г., доклад: «Роль реализации мероприятия национального проекта «Образование» по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в отдельных общеобразовательных организациях посредством обновления их инфраструктуры в обновлении содержания их образования»;

IV Всероссийская научно-практическая конференция «СЕМЬЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА» 28 ноября 2022 г.;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в Республике Северная Осетия-Алания 12 декабря – 16 декабря 2022 г.;

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе» 16 декабря 2022 г.;

III Всероссийская конференция-совещание «Клинико-психолого-педагогическое иccледование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» 26 декабря 2022 г.;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в Республике Татарстан 13 февраля – 17 февраля 2023 г.;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в ЯНАО 28 февраля– 3 марта 2023 г.;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в Кировской области 13 марта -17 марта 2023 г.;

Четвертый форум школьного образования «Взлетай!» 31 марта 2023 г., доклад «Научно-методическое сопровождение инклюзивного образования»;

Неделя ИКП Детство равных возможностей в Свердловской области 10 апреля – 14 апреля 2023 г.

Научно-практическая конференция «Слух. Речь. Мышление» 21 апреля 2023 г., доклад: «Современное состояние и стратегические направления развития сурдопедагогики как науки и практики»;

Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические подходы и технологии в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» 24-25 мая 2023 г., доклад: «Развитие государственной политики в системе непрерывного образования детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью»

II Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями» 22-23 июня 2023 г., доклад: «Равные цифровые возможности в инклюзивном образовании».

Дополнительная информация

Руководитель работ по научно-методической экспертизе материалов, разработанных для обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Руководитель работ по осуществлению организационно-методической поддержки участников образовательных отношений по вопросам обучения, воспитания, развития и коррекции детей с ОВЗ и с инвалидностью.

Руководитель работ по разработке научно-методических документов в сфере организации и обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Председатель Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Член Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Член федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Член рабочей группы «Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства – контрольно-совещательный орган образованный в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

Член Общественного совета базовой организации стран-участников содружества независимых государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования.

Член рабочей группы Министерства просвещения Российской Федерации по разработке Концепции развития дошкольного образования.

Член рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.


Заведующий кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики

Член-корреспондент РАО

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Изучение проблемы качества инклюзивного начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, системный подход к организации процесса включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с общеобразовательную среду.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 714
+7 (495) 438-17-81
ta.solovyova@mpgu.su