Образование
Орловский государственный педагогический институт, специальность- педагогика и психология (дошкольная), квалификация- преподаватель педагогики и психологии, методист дошкольного воспитания, год окончания-1979.
Тема кандидатской диссертации
Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (1990)
Курсы текущего учебного года
Методология исследовательской деятельности
Дошкольная педагогика с диагностикой
Организация психолого-педагогических исследований
Публикации
Автор более 90 научных трудов, учебных и методических пособий.
Наиболее значимые за последние 5 лет:
Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Парамонова М.Ю. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики // Современное дошкольное образование. – 2023. – № 4. – С. 8-21.
Толкачева Г.Н. и др. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы //Преподаватель XXI век. -2022. -№ 1. Часть 1. -С. 41–57.
Толкачева Г.Н., Касперов А.Д. Исследование сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста// Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований» 27-28 июня 2022г. -Bengaluru, India. – С. 57-62
Толкачева Г.Н. Цифровая дидактика как основа проектирования электронного учебного курса по дошкольной педагогике//Педагогическая наука и образование. -2021. -№ 4. – С. 101-108.
Толкачева Г.Н., Гайдукова К.О. Взаимообучение детей дошкольного возраста в семье: проблемы и перспективы //Sciences of Europe. – 2021. -№ 82-3. – С. 36-42.
Толкачева Г.Н. Практическая подготовка педагогов дошкольного образования: опыт и перспективы // Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-ом МГУ)» 14-15 октября 2021 – Москва: МПГУ, 2021. – С.1052-1060
Толкачева Г.Н., Кричевцова Е.И. Инициативность как целевой ориентир дошкольного детства// Дошкольник. Теория и практика воспитания и обучения. – 2019. – № 5. -С.-4-11
Толкачева Г.Н. Сравнителна характеристика на личностната готовност за обучение в училище на деца, възпитавани в условията на обществените образователни учреждения и семейството// Българско научнотеоретично и методическо списание// Педагогика. – №3, 2017. – С. 386-393 – Болгария, Web of Science
Повышение квалификации
2016 г. «Программа повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов-дефектологов, педагогов основного общего образования» Московский городской психолого-педагогический университет;
2017 г. «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов". Московский городской психолого-педагогический университет;
2017 г. «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура, аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования» (04.10.2017 по 31.10.2017), РГПУ им. А.И. Герцена;
2018 г. «Проектирование и разработка электронного учебного курса в системе дистанционного обучения MOODLE». МПГУ;
2019 г. «Разработка образовательных программ подготовки педагогов в соответствии с ФГОС ВО 3++ и организация образовательного процесса по программам высшего образования» МГПУ;
2019 г. «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» МПГУ.
2021 г. Автоматизация планирования учебного процесса с учетом изменений законодательства РФ» - 24 ч. Удостоверение № 772413437771 от 15.11.2021 г. 10.11.2021г.-12.11. 2021 г. ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва
2022 г. «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего». 07.04.2022 – 20.05.2022 ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва
2022 г. Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ. - 16 ч. Удостоверение № 772415347694 от 27.01.2022 г. 24.01.22 г. -26.01.22 г. ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва
2022 г. «Разработка и экспертиза электронных учебных курсов на платформе дистанционного обучения Moodle. – 36 ч. Удостоверение № 772417646352 от 12.12.2022 г. 03.10.2022-02.12.2022 ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва
2023 г. «Использование системы дистанционного обучения ИнфоДа Moodle для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий (с применением ЭОиДОТ). трудоемкость 72 ч. с «06 марта» 2023 года по «по «24 мая» 2023 г. ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва
2023 г. «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» 24.04.2023 по 09.06.2023 ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва
2023 г. «Цифровой этикет (с применением ЭОиДОТ)». - 18 ч. Удостоверение № 772419111541 от 14.04.2023 г. «29 марта» 2023 года по «12 апреля» 2023 г. ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва
Государственные и ведомственные награды
Благодарность Министерства просвещения Российской Федерации (2022)
Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (2022)
Почетная грамота Ученого совета МПГУ (2017)
Достижения и поощрения
Почетная грамота Московского педагогического государственного университета, Дипломы Международной академии наук педагогического образования, благодарственное письмо за активное участие в реализации проекта модернизации педагогического образования РФ (2014-2015),
Победитель конкурса инновационных образовательных продуктов 2018 года (электронный учебный курс).
Профессиональная деятельность
Общественная профессиональная деятельность: член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Гильдии экспертов профессионального образования; член рабочих групп при Министерстве просвещения России по разработке федеральной образовательной программы дошкольного образования и Концепции развития дошкольного образования; член учебно-методического совета МПГУ и Факультета дошкольной педагогики и психологии.
Под руководством Г.Н. Толкачевой Г.Н. защищены 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Исследовательские проекты и гранты
Реализация научно-исследовательской работы по выполнению государственного задания (№ 121121700114-9) по теме «Разработка и научно-методическое обоснование адаптивной модели профессионального развития педагогов дошкольного образования в системе ДПО», 2021.
Реализация научно-исследовательской работы по выполнению государственного задания (№ 121121700110–1) по теме «Разработка и научно-методическое обоснование компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации», 2021.
Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования (2014-2015)
Дополнительная информация
Общий стаж работы 39 лет.
Стаж работы по специальности 36 лет.