Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Людмила Александровна

Трубина

Образование

Высшее (1974 г.): Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, историко-филологический факультет, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Преподаватель русского языка и литературы», звание «Учитель средней школы».
Аспирантура (1984 г.): Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, специальность 10.01.10 – Русская литература.
Докторантура (2000 г.): Московский педагогический государственный университет (далее – МПГУ) , филологический факультет, кафедра русской литературы XX-XXI вв.
Профессиональная переподготовка (2012 г.): МПГУ, филологический факультет, программа «Журналистика».
Профессиональная переподготовка (2020 г.): МПГУ, программа «Менеджмент высшего образования», квалификация «Руководитель образовательной организации высшего образования».

Тема кандидатской диссертации

«Творчество Саввы Дангулова: становление политического романа», 1984 г.

Тема докторской диссертации

«Историческое сознание в русской прозе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика», 2000 г.

Курсы текущего учебного года

Историческое сознание в русской литературе,
Актуальные проблемы истории русской литературы,
Научный семинар (Аспирантура)

Публикации

Автор более 120 научных и учебно-методических работ.

Монографии:

  1. Русский человек на «сквозняке» истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ в. Типология. Поэтика. (Монография). – М.; Прометей, 1999.
    Вариативная подготовка педагогических кадров: Традиции. Новые подходы. Проблемы. – М., 2005.
  2. Подготовка учителя в структуре уровневого образования (коллективная монография) / Под руководством В.Л. Матросова. Научн. ред. Л.А. Трубина. – М.: Прометей, 2011.
  3. Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации (Коллективная монография) / Составление и научное редактирование: Л А. Трубина, В.К. Сигов. – М.:МПГУ, 2018.
  4. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому университету 150 лет: монография / отв. ред. А.В. Лубков: науч. ред. О. В. Воробьева. – Москва: МПГУ, 2022. – 832 с.
  5. Лубков А. В., Трубина Л. А. Ценностный вектор современного педагогического образования // Ценностные основы развития российского образования. Теория и практика: монография / Под ред.В.П. Борисенкова, М.Л. Левицкого. – М. КС Пресс, 2023.- 544 с.
  6. Словарь течений литературы XX века. Россия, Европа, Америка: в двух книгах. Том Книга 1. – Москва: Институт мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук, 2023. – 904 с.

Научные статьи:

  1. Трубина Л.А., Урюпин И.С. Антиномия языческого и христианского в романе Б.А. Пильняка «Голый год» // Филологические науки Научные доклады высшей школы. – Ноябрь 2019 № 6. С.96-106.
  2. Трубина Л.А. Портрет писателя на фоне Эпохи: Александр Фадеев в книге С.И. Шешукова  «Неистовые ревнители» // Русская словесность. 2022. № 3. С. 42-47.
  3. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34–44.
  4. Трубина Л. А., Шаряфетдинов Р. Х. Мифологема «Древо» и ее образное воплощение в татарской литературе // Наука и школа. 2022. № 6. С. 30–38.
  5. Трубина Л. А. Возвращение к «правде сущей»: новое прочтение лейтенантской прозы // Русская словесность. 2023. № 5. – с. 32–40
  6. Трубина, Л. А. Вклад научной школы кафедры русской литературы XX–XXI вв. В развитие литературоведения / Л. А. Трубина // Наследие научных школ кафедры русской литературы XX–XXI вв. Института филологии МПГУ. К 150-летию университета: Материалы XXVII Шешуковских чтений, Москва, 27 января 2022 года / Под общей редакцией Л. А. Трубиной, сост. Л. А. Трубина, Д.В. Поль, И.С. Урюпин. – Москва: МПГУ, 2023. – С. 8–17.
  7. Григорьева И. И., Гузеева Д. А., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Трубина Л. А., Ушкин К. А. Выявление и анализ тенденций развития педагогической экспертизы как способа проверки проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих образовательно-воспитательные вопросы // Наука и школа. 2023. № 6. С. 71–79.
  8. Трубина Л. А. Творческое и духовное наследие без границ: этический потенциал русской литературы // Книга и чтение в цифровую эпоху. Сборник материалов II Международной конференции (г. Бишкек – село Бостери, Кыргызская Республика, 20–23 июня 2021 г.) // Сост. Бакашова Ж. К., Бакейкин С. Д., Кузьмин Е. И., Черный Ю. Ю. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2021. – с. 35-39.
  9. Чертов, В. Ф., Трубина Л. А., Гетманская Е. В. Преемственность в школьном изучении литературы: сравнительно-исторический аспект / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Е. В. Гетманская // Педагогика и психология образования. – 2023. – № 3. – С. 24-37.

 

Учебники и учебные пособия:

  1. Русская литература ХХ века / [Л.А. Трубина]. – М., Инфомедиа Паблишерз, 2008
    Литература. 5 – 9 класс. УМК для общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова и др.; под ред. В. Ф. Чертова]. – М.: Просвещение, 2020
  2. История русской литературы XX-начала XXI века. Учебник для вузов. В 3 частях. / [Сост. и науч. ред. В. И. Коровин]. – М.: Владос, 2014.
  3. История русской литературы XX – начала XXI века: учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением / В. Баевский, Н. Вершинина, Е. Волкова [и др.]. Том Часть 1. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 496 с.
  4. История русской литературы XX века в 2 Ч. Часть 2 : Учебник / В. В. Агеносов, К. Н. Анкудинов, А. Ю. Большакова [и др.]. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 687 с.
  5. Литература. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / [В.В. Агеносов, М.М. Голубков, Л.А. Трубина и др.; под ред. В.В. Агеносова]. – Москва: Дрофа, 2015–2018.
  6. История русской литературы ХХ века: Учебник для вузов / [В.В. Агеносов, М.М. Голубков, Л.А. Трубина и др.; под ред. В.В. Агеносова]. – М.: Юрайт, 2019. – 687 с.

Повышение квалификации


  • Проектирование образовательных программ базового высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (72 ч.): МПГУ, 2023.

  • Основы противодействия коррупции в сфере образования (72 ч.): МПГУ, 2023.

  • Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего (72 ч.): Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, 2022.

  • Управление комплексными проектами. Управление инновациями (72 ч.): МПГУ, 2020.

  • Психология управления персоналом организации (72 ч.): МПГУ, 2020.

  • Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования (72 ч.): МПГУ, 2019.

  • Организация учебного процесса в вузе с использованием инструментария цифровой образовательной среды (72 ч.): МПГУ, 2019.

  • Основы противодействия коррупции в сфере образования (72 ч.): МПГУ, 2019.

Государственные и ведомственные награды

Нагрудный знак Министерства образования РФ «Почетный работник высшего профессионального образования»,
Медаль «В память 850-летия Москвы»,
Медаль Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества»
Медаль Российского Императорского Дома «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013 гг.» «за примерное профессиональное служение Отечеству и высокополезные труды на поприще сохранения и развития традиций Российского образования» и др.

Профессиональная деятельность

Педагогическую деятельность начала в качестве учителя русского языка и литературы средней школы. Работала журналистом военной газеты. В высшей школе – с 1975 г. Работала преподавателем кафедры советской литературы Ростовского-на-Дону государственного педагогического института. В МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ) – с 1979 г.: аспирантка, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX–XXI веков и журналистики. С 1997 г. – начальник Учебно-методического управления, с 2006 г. – проректор по учебно-методической работе МПГУ.

Под руководством Л.А. Трубиной осуществлялась разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 1 и 2 поколений, ФГОС ВПО и ФГОС ВО в области образования и педагогики, работы по методическому обеспечению реализации ГОС ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС ВО, аккредитация программ педагогического профиля. Принимала участие в разработке программных документов развития системы педагогического образования (Программы развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 г., Программы модернизации педагогического образования (2001 г.), Программы перехода вузов на уровневую систему высшего профессионального образования (2009-2010 г.), Концепции поддержки развития педагогического образования (2013 г.), стратегических документов МПГУ. Возглавляла разработку и реализацию Инновационной образовательной программы МПГУ (2007 – 2008 г.).

С 2006 г. по 2014 г.  являлась заместителем председателя Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Член Федерального учебно-методического объединения по языкознанию и литературоведению. Член Научно-координационного совета Федеральной целевой программы «Русский язык».

Возглавляла предметную секцию по литературе Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки РФ.

Председатель диссертационного совета Д 212.154.15 по присуждению ученой степени доктора филологических наук.

Под руководством Л.А. Трубиной подготовлено 13 докторов и кандидатов наук.

Исследовательские проекты и гранты

Проект «Московские каникулы в МПГУ: «От цифры к смыслу. Будущее здесь и сейчас» (грант Департамента образования и науки г. Москвы), 2019/2020 г.

Заведующий кафедрой русской литературы XX-XXI веков

Профессор

Доктор филологических наук


Профессиональные интересы

Филология и образование:
1) научно-методическая и организационная деятельность по обновлению содержания и обеспечению качества подготовки педагогических кадров;
2) экспертная деятельность в сфере высшего образования;
3) научная и образовательная деятельность в области литературоведения и журналистики, поддержки русского языка и литературы, повышения популярности и престижа русского языка, литературы, культуры и образования на русском языке, продвижения чтения;
4) изучение исторического сознания в русской литературе ХХ века в контексте философских, социальных, религиозных, общегуманитарных идей, связей с мифологией, фольклором, древней книжностью (библейской и древнерусской), отечественной классикой.




Контактная информация

г. Москва, ул. Усачева. д. 64, 2 этаж, ауд. 220
+7 (499) 246-57-12
la.trubina@mpgu.su