Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Анатолий Юрьевич

Устинов

Образование

Образование
Армавирский государственный педагогический институт, специальность «Русский язык и литература» (1981-1985);
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, специальность «Государственное и муниципальное управление» (2005-2008);
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, профессиональная переподготовка по программе «Методика преподавания русского языка как иностранного» (2016-2017);
аспирантура по кафедре методики преподавания русского языка МПГУ им. В.И.Ленина (1993-1996);
докторантура по кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (2005-2008).

Тема кандидатской диссертации

Свободный диктант и его место в системе орфографических упражнений (МПГУ, 1996), научный руководитель д.п.н., проф. Шатова Е.Г.

Тема докторской диссертации

Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка (МПГУ, 2009), научный консультант д.п.н., проф. Тростенцова Л.А.

Курсы текущего учебного года

Методика обучения РКИ (бакалавриат, магистратура)
Русский язык как иностранный (бакалавриат)
Филологическое образование в поликультурной среде (бакалавриат)

Публикации

Монографии
1. Устинов А.Ю. Диагностика развития модального компонента речи учащихся: Монография. – М.:МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008. – 150 с.- 9,1 п.л.
2. Устинов А.Ю. Развитие модального компонента речи учащихся: функционально-семантический подход: Монография. – М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008. – 250 с. – 7,27 п.л.
Учебные пособия и программы
3. Устинов А.Ю. Методика свободного диктанта в средней школе: Пособие для учителя. – М.: РИЦ «Альфа», 2004 . – 142 с. – 8,8 п.л..
4. Устинов А.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов нефилологических специальностей. – М.: РИЦ МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006. – 72 с. – 3,2 п.л. (в соавторстве с Нефедовой С.Н., Чабанец Т.А., авторский вклад 50%).
5. Устинов А.Ю. Лидия Александровна Тростенцова. Избранные методические статьи: пособие для студентов. – Анапа, 2009. – 130 с.
6. Устинов А.Ю. «Как сердцу высказать себя»: учебное пособие для учащихся-билингвов. – Ханой, 2019. – 78 с.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

7. Устинов А.Ю. Свободный диктант с использованием картины // Русский язык в школе. – 1995. -№ б. – С.19-23.- 0,4 п.л.
8. Устинов А.Ю. Работа над опорными словами на уроках русского языка в V классе // Русский язык в школе. – 1998. -№ 5. -С.15-21.- 0,5 п.л.
9. Устинов А.Ю. Изучение средств субъективной модальности в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. – 2005. – № 6. – С.3-9.
10. Устинов А.Ю. Речевая компетентность руководителя как основа эффективной коммуникации в организации // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2006. – № 10 (26). – С.119-122. – 0,5 п.л. (в соавторстве с Поповой Л.В., личный вклад 50%).
11. Устинов А.Ю. Место модальности в модели порождения речевого высказывания: психолингвистический аспект // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2007. – № 2 (28). – С.136-139. – 0,5 п.л.
12. Устинов А.Ю. «Забытые» упражнения в учебниках «Школа 2100» // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. – № 9. – С.62-66. – 0,5 п.л.
13. Устинов А.Ю. Исследование уровня развития модального компонента речи десятиклассников // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – № 2. – С.112 – 121. – 1,0 п.л.
14. Устинов А.Ю. Функционально-семантический подход к преподаванию русского языка // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 3 (41). – С.146-150. – 0,5 п.л.
15. Устинов А.Ю. Использование приемов лингвосмыслового анализа на уроках литературы в старших классах // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С.28-30. – 0,5 п.л.
16. Устинов А.Ю. Методика включения модального компонента в речь учащихся // Русский язык в школе. – 2011. – № 6. – С.7-13. – 0,5 п.л. (в соавторстве с Дудкиной В.С., личный вклад 50%).
17. Устинов А.Ю. Изучение суффиксов существительных субъективной оценки // Начальная школа: плюс До и После. – 2011. – № 5. – С.63-66. – 0,5 п.л. (в соавторстве с Жуковой Н.Ю., личный вклад 50%).
18. Устинов А.Ю., Чабанец Т.А. Реализация населением роли субъекта управления муниципального образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2012. – № 19. – С.107-112.
19. Устинов А.Ю., Чабанец Т.А. Изучение логоэпистем на занятиях по РКИ через русское топонимическое пространство // Мир русского слова. – СПб., 2013. – № 3. – С.92 – 96.
20. Устинов А.Ю., Дудкина В.С. Текст и экранизация повести М.Ю.Лермонтова «Тамань» на уроке изучения косвенной речи // Русский язык в школе. – 2014. – № 10. – С.21-25.
21. Устинов А.Ю., Малявина Т.П. Очерк научно-методической деятельности Л.А.Тростенцовой (К юбилею ученого и учителя) // Русский язык в школе. – 2015. – С.38-39,45.
22. Устинов А.Ю., Дудкина В.С. Функционально-семантический подход в русской лингвометодике: 20 век // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Научный журнал: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 53. – Ч.5. – С.223-229.
23. Устинов А.Ю. Т.П.Малявина, Г.Н.Кораблёва Русский язык // Русский язык в школе. – 2016. – № 12. – С.62-64.
24. Устинов А.Ю., Леппик С.А. Событийный подход к усвоению русского языка учащимися заграншкол МИД России // Русистика. Том 17. – 2019. – № 4. http://journals.rudn.ru/russian-language-studies

Статьи в научных сборниках и журналах

25. Устинов А.Ю., Чабанец Т.А. Использование бимодальных источников информации в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла в вузе // Вестник Краснодарского государственного института культуры. – 2016. – № 2(6). С.35-40.
26. Устинов А.Ю. Топонимы в контексте изучения русского языка в старших классах // Филология в пространстве современных гуманитарных исследований : сб. ст. по матер. Всерос. с междунар. участием научно-практ. конф., посаящ. 95-летию Пермского государственного социально-гуманитарного университета (г.Пермь, 24-25 ноября 2016г.) / ред.кол.: сост. М.В.Куриленко; отв. ред. И.И.Бакланова, глав. ред. Е.А.Рябухина; Перм. гос. гум.-пед. унмверситет. – Пермь, 2016. – С.251-258.
27. Устинов А.Ю. Бимодальные источники речи как средство обучения РКИ // Русский язык в иностранной аудитории: теория и практика преподавания: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Галины Георгиевны Городиловой (1922-2013). [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые и граф. дан. в формате PDF (5,1 Мб). – Ливны: Издатель Мухаметов Г.В., 2017. – C. 300-306. ISBN 978-5-904246-74-7
28. Устинов А.Ю. Использование музыкальных источников речи общекультурной направленности в обучении РКИ // Язык, текст и культура: проблемы лингвистики и изучения русского языка как иностранного»: материалы заочной Международной научно-практической конференции (Майкоп, Адыгейский государственный университет, 25 ноября 2017 года) [Электронный ресурс]: материалы конференции / Адыгейский государственный университет, Международный факультет. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 80 с.). – Майкоп: ЭлИТ, 2017. – С.71-74. – Режим доступа http://201824.selcdn.ru/elit-063/index.html.
29. Устинов А.Ю. Концепт «радость» в сознании студенческой молодёжи // Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях. Материалы ⅤⅡ международной социологической Грушинской конференции / Отв. Ред. А.В.Кулешов. – 2017. – С.322-328.
30. Устинов А.Ю. Номинация и предикация в преподавании РКИ // Четвертые Моисеевские чтения: национальные и региональные особенности языка: в 2 ч. Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет. 22 – 24 ноября 2018 г./сост. и ред. П.А. Якимов. – Оренбург: Издательство “Оренбургская книга”, 2018. Ч. 2. (Разделы 5 – 8). – 2018. – С. 171-174.
31. Устинов А.Ю Изучение и преподавание русского языка во Вьетнаме: современный взгляд // Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 15–16 февраля 2019 г. / под общ. ред. С. А. Вишнякова [Электронное издание]. – М.: МПГУ, 2019. – С.402-404.
32. Устинов А.Ю. Средства аксиологической модальности в речи учащихся // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной и ее научной школы): материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. В двух частях. Часть 1 / науч. ред.: А. Д. Дейкина ; сост.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова. – Москва: МПГУ, 2019. – С.208-214.
33. Устинов А.Ю. Использование гипертекстового пространства в практике преподавания РКИ вьетнамским студентам // Инновационные подходы в изучении и преподавании русского языка в современном мире: сборник статей международной научной конференции. – Ханой, 2019. – С.206-214.

Тезисы в материалах научно-практических конференций

34. Устинов А.Ю. Культурологические знания в контексте изучения русского языка в старших классах // Первые Щеулинские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора В. В. Щеулина. – Липецк, 2016. С. 157-161.
35. Устинов А.Ю. Нормативно-стилистический принцип при изучении прямой и косвенной речи // Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе: в 2 ч. Ч.2 Материалы Международной научной конференции. – Оренбург: ООО «Издательство «Оренбургская книга», 2016. – С.122-127.
36. Устинов А.Ю. Использование бимодальных источников речи в процессе развития речевой культуры старшеклассников // Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Иваново, 30-31 марта 2017 г.) / Сост. И.А. Сотова. – Иваново: Иван.гос.унив-т , 2017. – С.187-195.
37. Устинов А.Ю. Использование бимодальных средств обучения на занятиях РКИ // Сборник материалов докладов IV межвузовской научно-практической конференции «Обучение русскому языку как иностранному и как родному: Диалог культур / Под общ. ред. проф. Токаревой Т.Е. – Ярославль: Канцлер, 2017. – С.149-153.
38. Устинов А.Ю. Педагогические условия взаимосвязи общей дидактики и методики преподавания русского языка в педвузе // Модернизация педагогического образования в непрерывной системе подготовки кадров: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сост. и отв. ред. Л.Ю. Щипицина. Архангельск, 2017. С. 49-51.
39. Устинов А.Ю. Музыкальные жанры малой формы на занятиях РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов Ⅴ Международной научно-методической конференции. – Воронеж, 2018. – С.150-155.
40. Устинов А.Ю. Цели и задачи развития модального компонента речи учащихся начальных классов при изучении словообразования // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 2018. – С.197-199.
41. Устинов А.Ю. Преподавание русского языка во Вьетнаме // Язык, текст и культура: проблемы лингвистики и изучения русского языка как иностранного: Материалы II Международной научно-практической конференции. 25-26 апреля 2019 года. – Майкоп: издво АГУ, 2019. – С.187-191. ISBN 978-5-6042495-0-5

Повышение квалификации

- по программе «Современные образовательные технологии в высшем образовании в условиях реализации ФГОС» (МГГУ им. М.А.Шолохова, 2015г.)
- по программе «Подготовка к сдаче и проведение интеграционного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации для трудящихся мигрантов» (МГУ им. М.В.Ломоносова, 2015г.)
- по программе «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении ГИА по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку» (МИОО, 2016г.)
- по программе «Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России» (Москва, ГИРЯ им. А.С.Пушкина, 2016 г.)
- по программе «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении ГИА по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку» (МИОО, 2017г.)
- по программе дополнительного профессионального образования «Методика лингводидактического тестирования в рамках российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран (Элементарный, базовый, I Сертификационный уровни). Тестирование по русскому языку лиц, претендующих на получение гражданства РФ» (РУДН, 2017);
- по программе дополнительного профессионального образования «Социолингвистические и лингвокультурологические аспекты методики преподавания РКИ» (РУДН, 2018)

Достижения и поощрения

- лауреат конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений Фонда развития отечественного образования (2010г.);
- Благодарность Министерства образования и науки РФ (2012 г.);
- Лауреат II Международного конкурса филологических, культурологических, киноведческих и кинематографических работ, посвященных творчеству великого писателя А.П. Чехова (Таганрог, 2015г.);
- победитель профессионального творческого конкурса «Ученик 2030. А мы к будущему готовы?» (Московский городской Дом Учителя, 2016г.);
- Грамота Чрезвычайного и Полномочного Посла России во Вьетнаме (2019 г.)


Профессор

доктор педагогических наук


Контактная информация