Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Светлана Алексеевна

Володина

Образование

1983–1988 гг. Уссурийский педагогический институт, Московский государственный заочный педагогический институт. Специальность "История"
2004-2005 гг. МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана Профессиональная переподготовка по программе "Психология"
2005-2010 гг. соискатель ученой степени кандидата педагогических наук при Педагогической Академии последипломного образования (г. Москва) (диплом к.п.н.)
2018-2020 гг. ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет". Магистратура по направлению подготовки 37.04.01 "Психология".

Тема кандидатской диссертации

Конфликтологическая компетентность классного руководителя (содержание, формы и методы подготовки)

Курсы текущего учебного года

Психология
Психология воспитательных практик
Технология и организация воспитательных практик
Этнопедагогика и этнопсихология
Руководство различными видами практики студентов
Руководство выпускными квалификационными работами студентов




Публикации

Имеет более 60 работ научного и учебно-методического характера. Основные публикации:

а) учебно-методические и научные работы:

  1. Володина С.А. Психологическая служба в образовании. Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2012. – 112 с. (в соавторстве)
  2. Володина С.А. Менеджмент: избранные главы. Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2014. – 140 с. (в соавторстве).
  3. Володина С.А. Программа курсов по выбору «Конфликтология». – Сборник программ по психологии. // Ред-сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. / Под науч. ред. С.Н. Морозюк. – М.: Янус-К, 2015. – С. 72-82.
  4. Володина С.А. Программа курсов по выбору «Тренинг развития конфликтологической компетентности педагога». – Сборник программ по психологии. // Ред-сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. / Под науч. ред. С.Н. Морозюк. – М.: Янус-К, 2015. – С. 175-183.
  5. Володина С.А. Программа курсов по выбору «Психология общения». – Сборник программ по психологии. // Ред-сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. / Под науч. ред. С.Н. Морозюк. – М.: Янус-К, 2015. – С. 126-134 (в соавторстве).
  6. Володина С.А. Конфликтологическая компетентность классного руководителя. [Монография]. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 156 с. – 9,75 п.л.
  7. Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии: Учебное пособие / Авторы-составители: С.А. Володина, И.А. Горбенко. – М.: МПГУ, 2017. – 120 с.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др. ; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва : МПГУ, 2017. – 140 с.
  9. Педагогическая психология: задания и упражнения: Учебное пособие / Авторы-составители: И.А. Горбенко, С.А. Володина. – Москва: МПГУ, 2022. – 280 с.

б) публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Володина С.А. Значение конфликтологической компетентности // Вестник университета. ГУУ. – М., № 4 2009. С. 36-38.
  2. Володина С.А. // Эффективные методы развития конфликтологической компетентности классного руководителя // Вестник университета. ГОУВПО Государственный университет управления. – 2010. – № 9. – С. 16-18.
  3. Володина С.А. Конфликтологическая подготовка классного руководителя // Мир образования – образование в мире. – М., 2010. – № 3 (39). – С. 162-168.
  4. Володина С.А. Условия реализации принципа сотрудничества в вузе // Конфликтология. – СПбГУ. – 2012 – № 4. – С. 147-153.
  5. Володина С.А. Приоритетные стратегии поведения в конфликте современных студентов педагогического вуза // «Преподаватель XXI века» – 2014. – №. 1. – С. 186-190.
  6. Володина С.А. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе // «Мир науки, культуры, образования». – 2017. – 5 (66). – С. 60-62 (в соавторстве).
  7. Володина С.А. Эмпатия как необходимое условие эффективности профессиональной деятельности педагога // «Проблемы современного образования». – 2018. – № 1. – С. 56-60 сетевой ресурс: http://pmedu.ru/index.php/ru/  .
  8. Володина С.А. Квазипрактика как необходимое условие психологической готовности студентов к педагогической практике // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 3. – С. 54-56.
  9. Володина С.А. Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 70-77 сетевой ресурс: http://pmedu.ru/index.php/ru/ DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77 (в соавторстве).Володина С.А. Психологическая готовность к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии студентов педагогического вуза // Мир науки: Педагогика и Психология. 2021. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN121.pdf. DOI: 10.15862/22PSMN121(в соавторстве).
  10. Володина С. А. Связь ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентов-педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022 №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf DOI: 10.15862/52PSMN122

в) публикации в других научных изданиях:

  1. Володина С.А. Конфликтологическая компетентность классного руководителя как необходимое условие урегулирования его взаимоотношений с родителями // Человековедческая компетентность педагогов как инновационный результат последипломного образования / Под ред. С.В. Баныкиной. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 149-153.
  2. Володина С.А. Взаимосвязь конфликтологической компетентности коллектива и имиджа образовательного учреждения // «Репутациология» № 2 (3) 2009. – С. 26-31
  3. Володина С.А. Факторы, влияющие на имидж образовательного учреждения (по результатам социологического опроса) // «Репутациология» № 1 (5) 2010. – С. 46-51
  4. Володина С.А. Конфликтологическая компетентность как ключевое условие успешной профессиональной деятельности классного руководителя // Сибирский учитель. – 2012. – № 5 (84). – http://sibuch.ru/taxonomy/term/721
  5. Володина С.А. Формирование и развитие профессиональных компетенций по управлению педагогическими конфликтами // Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления педагогическими системами. Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения (22 января 2016г.) / Отв. Ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: МПГУ, 2016. – С. 208-211.
  6. Володина С.А. Влияние образовательной среды на развитие мышления ребёнка // Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л.С. Выготского, в г. Москве / Под ред. Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2016. – С. 211-216.
  7. Володина С.А. Коммуникативные барьеры в изучении китайского языка и способы их преодоление // Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации: Материала X Кирилло-Мефодиевских чтений в АНО ВО «МИТУ-МАСИ (23 мая 2017 года) / Составители: д.п.н. В.Д. Янченко, К.Г. Сосян. – М.: Типография МФЮА, 2017. – С. 46-52.
  8. Володина С.А. Способы профилактики и предупреждения конфликтов в детском лагере // Всероссийский фестиваль «Открытый урок» 2016/17 учебный год, Издательский дом «Первое сентября». – Москва, 2017 г. (в соавторстве).
  9. Володина С.А. Особенности мышления подростков, изучающих китайский язык // Актуальные Володина С.А. Психическое здоровье младшего подростка как необходимое условие его адаптации к новой образовательной среде / Сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». – М.: ИД «Городец, 2018. – С. 266-269.
  10. Svetlana Volodina (тезисы) Conflictological competence of a teacher as a condition for creating a psychologically comfortable and safe educational environment / Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). – Moscow: Moscow University Press, 2019. – P. 974.
  11. Володина С.А. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии : материалы межвузовской конференции (с международным участием), г. Москва, 14–16 декабря 2018 г. / отв. ред. Л. В. Попова [Электронное издание]. – Москва  : МПГУ, 2019. – С. 219-223.
  12. Володина С.А. Использование видеоматериала в образовательном процессе студентов высших учебных заведений // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии : материалы межвузовской конференции (с международным участием), г. Москва, 14–16 декабря 2018 г. / отв. ред. Л. В. Попова [Электронное издание]. – Москва  : МПГУ, 2019. – С. 135-139 (в соавторстве).
  13. Volodina Svetlana Alekseevna A study of the characteristics of thinking in adolescents studying Chinese as a foreign language // Materials of the International Conference «Scientific research of the SCO countries: synergy and integration». Part 1: Participants’ reports in English – Reports in English (October 29, 2019. Beijing, PRC). – P. 58-63.
  14. Володина С.А. Влияние компьютерных игр на межличностное общение младших подростков // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы Международной конференции, г. Москва, 13–15 декабря 2019 г. / отв. ред. Е.Ю. Бекасова. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 411-417 (в соавторстве).
  15. Володина С.А. Особенности динамики ценностно-смысловой сферы будущих педагогов // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы Международной конференции, г. Москва, 13–15 декабря 2019 г. / отв. ред. Е.Ю. Бекасова. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 369-374.
  16. Володина С.А. Смысложизненные ориентации как ресурс жизнестойкости личности // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований: материалы Методологического семинара, г. Москва, 18 декабря 2020 г. / отв. ред. Е. Ю. Бекасова. – Москва: МПГУ, 2021. С. 90-96).
  17. Володина С.А. Уровень конфликтности студентов педагогического вуза // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 27 февраля 2022 года, г. Дербент, Республика Дагестан / Под общей редакцией доцента, к. психол.н. Э.А. Пирмагомедовой. – М.: Парнас, 2022. С. 73-78 (в соавторстве)
  18. Володина С.А. Принятие ответственности как одна из ведущих копинг-стратегий старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 27 февраля 2022 года, г. Дербент, Республика Дагестан / Под общей редакцией доцента, к. психол.н. Э.А. Пирмагомедовой. – М.: Парнас, 2022. С. 220-225 (в соавторстве)

Повышение квалификации

2020 г. - "Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе", МПГУ, 36 ч. (удостоверение)
2021 г. - " Основы противодействия коррупции в сфере образования ", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2021 г. - " Формирование компетенций вожатых в области воспитания. Организационно-документационное сопровождение подготовки", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2021 г. - «Методики психолого-педагогической диагностики детей», г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - Международная стажировка "Модели и технологии воспитания в международных образовательных практиках университетов", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - "Методики психолого-педагогической диагностики детей", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - Педагогическое образование 21 века: новые вызовы и решения, г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2022 г. – «Использование системы дистанционного обучения ИнфоДа Moodle для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий», МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. – «Учимся легко: нейропсихология в саду и школе", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2022 г. – «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. – «Внедрение единых подходов к психолого-педагогической и методической подготовке в программах педагогического бакалавриата», ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 72 ч. (удостоверение)
2022 г. – «Защита обучающихся от неконструктивного интернет-контента», МПГУ, 16 ч. (удостоверение)
2023 г. – «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», МПГУ, 36 ч. (удостоверение)
2023 г. – Международная онлайн-стажировка «Образовательная среда без буллинга: международные подходы к предотвращению издевательств», г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)

Государственные и ведомственные награды

Почетная грамота Министерства образования Московской области, 2002 г.

Достижения и поощрения

Членство в Федерации психологов образования России (2006 г.)

Членство в Международной ассоциации конфликтологов (2010 г.)

Благодарность ректора МПГУ за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета. г. Москва, 2017 г.

Благодарность декана факультета педагогики и психологии МПГУ за заслуги в деле подготовки педагогических кадров и личный вклад в развитие основных направлений деятельности кафедры психологии и факультета педагогики и психологии МПГУ. г. Москва, 1917 г.

Благодарственное письмо члена-корреспондента РАО, д.п.н, профессора, ректора ФГБО ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» за руководство работой «Идеи Л.С. Выготского в современном развивающем образовании», занявшей на Всероссийском конкурсе исследовательских и научно-методических работ «Культурно-историческое путешествие в миры Л.С. Выготского» 3 место в номинации «Эссе. Бакалавры, магистранты, аспиранты», 2017 г.

Призер III Международного профессионального конкурса преподавателей вузов "University teacher - 2017" в номинации "Психологические науки. Проектно-методические компетенции" (3 место, диплом, сертификат).

Дипломант VI Международного конкурса учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2016/2017 гг. "Золотой корифей" в номинации "Психологические науки". г. Ростов-на-Дону, 2018 г.

Благодарность за подготовку победителей в Международном конкурсе проектов в сфере образования Interclover–2018. г. Нижний Новгород, 2018 г.

Призёр Международного конкурса проектов в сфере образования Interclover (диплом II степени, сертификат), Нижний Новгород, 2019 г.

Благодарность декана факультета педагогики и психологии МПГУ за участие и проведение Международной конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте», г. Москва, 2019 г.
Членство в Федерации психологов образования России

Членство в Российском психологическом обществе

Благодарность за научное руководство при написании научной статьи на тему: «Особенности общения в подростковом возрасте» и подготовку участников научно-практической конференции «Концепции и модели устойчивого инновационного развития общества», г. Казань, 2020 г.

Призер Международного конкурса научно-исследовательских и учебно-методических проектов преподавателей и учителей образовательных организаций в области педагогических и психологических наук, (диплом III степени, сертификат), Нижний Новгород, 2022 г.
Призер Международного конкурса научно-исследовательских и учебно-методических проектов преподавателей и учителей образовательных организаций в области педагогических и психологических наук (диплом III степени), Нижний Новгород, 2022 г.
Призер Всероссийского (с международным участием) конкурса для работников образовательных учреждений «Педагогический поиск» по направлению: Теория и практика высшего образования. Педагогика и психология (диплом 1 место), Бийск, 2022 г.

Архив учебных курсов

Социальная психология
Возрастная психология
Возрастная антропология
Педагогическая психология
Психология конфликта
Психология общения
Психолого-педагогический модуль
Психологическая служба в образовании
Психолого-педагогическая коррекция
Основы вожатской деятельности
Конфликтология

Профессиональная деятельность

Общий трудовой стаж – 40 лет

Стаж педагогической работы – 40 лет

Исследовательские проекты и гранты

Инновационная научно-образовательная площадка МПГУ по теме: «Развитие учебной мотивации учащихся школы путем построения смыслообразующей образовательной среды» на базе ГБОУ «Школа № 1929» ЮАО.

Грант от Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству "Россотрудничество" на проведение круглого стола к 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского в Российском центре науки и культуры
г. Ташкент, Узбекистан. (2016 г.).

Грант «Организационно-методическое обеспечение деятельности Всероссийской школы вожатых» (2017 г.)

Участие в конференциях

2015 г. – V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире», МГППУ

2016 г. – Круглый стол «Культурно-историческая теория и актуальные проблемы современного образования» в рамках Международного сетевого конгресса к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского, г. Ташкент

2016 г. – Научно-практическая конференция: «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченная к 120-летию Л.С. Выготского, МПГУ

2017 г. – Всероссийская конференция с международным участием “Стратегия развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья”, МПГУ

2018 г. – Круглый стол «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт», ВШЭ

2018 г. – Международная научно-практическая конференция XI кирилло-мефодиевские чтения в МИТУ-МАСИ: Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации, МИТУ-МАСИ

2018 г. – II Международный Конгресс “Психическое здоровье человека XXI века”, г. Москва

2018 г. – Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием “Феноменология развития и бытия личности”, МПГУ

2018 г. – Международный научно-практический конгресс “Дети в душевной беде. Травмапедагогика”, Москва

2018 г. – Межвузовская конференция с международным участием “Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии”, МПГУ

2019 г. – XVI European Congress of Psychology, Moscow, Russia

2019 г. – I Германо-Российский Инклюзивный Социальный Форум «Здесь человек я, здесь могу им быть», г. Москва

2019 г. – Международная научная конференция «Scientific Research of the SCO countries: Synergy and Integration» («Научные исследования стран ШОС: синергия и интеграция»), Китай, г. Пекин

2019 г. – Международная конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте», МПГУ

2020 г. – Международная научно-практическая Конференция «Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования», МПГУ

2020 г. – Педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества», МПГУ

2020 г. – III Общенациональный родительский форум, г. Москва, МПГУ

2020 г. – Первый международный онлайн симпозиум по культурно-исторической психологии “Актуальные проблемы культурно-исторической психологии”, г. Новосибирск, НГПУ

2021 г. – Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)», г. Москва

2021     г. – Международный конгресс «Психология – образованию», г. Москва, МГУ

2022     г.  – V Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы решения», г. Дербент, филиал МПГУ

Дополнительная информация

Участник федеральной программы «Россотрудничества» по проведению круглых столов в странах СНГ, посвященных исследованиям и практической реализации культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. (2016 г.).

Руководство студенческими работами:

  • Сертификат за участие в Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов «Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки» Магеррамовой С.Н., студентки 2 курса института филологии (статья «Образ идеального педагога: вчера и сегодня), Орёл, 2015 г.
  • Диплом победителя Всероссийского конкурса исследовательских и научно-методических работ «Культурно-историческое путешествие в миры Л.С. Выготского» Бирюковой М.В., студентки 2 курса института филологии за работу «Идеи Л.С. Выготского в современном развивающем образовании», занявшей 3 место в номинации «Эссе. Бакалавры, магистранты, аспиранты» (статья на сайте интернет-сообщества «Мирознай»), Волгоград, 2017 г.
  • Диплом за лучший доклад на секции «Проблемы развития личности: между нормой и нарушением» XII межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии А.А. Самойловой, студентки 2 курса института филологии, МПГУ, 2017 г.
  • Диплом за II место в Международном конкурсе проектов в сфере образования Interclover в номинации «Практический проект. Психологические науки» студентов 3-4 курсов Института филологии, Н. Новгород, 2018 г.
  • Диплом за лучший доклад на ХIV межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии А.А. Самойловой, В.Н. Белых, студенток 4 курса института филологии, МПГУ, 2019 г.
  • Сертификат за участие в Международной научно-практической конференции студентки филологического факультета Заякиной М.Г., г.  Казань, 2020 г.
  • Руководство научно-исследовательской работой Власкиной Д.А., студентки 5 курса института филологии, получившей за доклад «Готовность будущих педагогов к конструктивному решению конфликтов» диплом за актуальность исследования на секции «Психологические аспекты актуальных проблем современного образования» на XVII межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. (МПГУ, 2022 г.).
  • Руководство научно-исследовательской работой Юшиной У.А., студентки 5 курса института филологии, получившей за доклад «Учебная успешность старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости» диплом за практическую значимость исследования на секции «Психологические аспекты актуальных проблем современного образования» XVII межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. (МПГУ, 2022 г.).

 


Доцент

Кандидат педагогических наук

Магистр психологии


Профессиональные интересы

Педагогические, семейные и трудовые конфликты, конфликтологическая компетентность как фактор развития личности руководителя, лидерство и управление мотивацией


Контактная информация

Москва, М. Сухаревский пер., д. 6, каб. 46
+7 (916) 496-25-95
sa.volodina@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)