Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Александр Анатольевич

Ярулов

Образование

Историко-филологический факультет Красноярского государственного педагогического института (1976 г.)
Факультет культурно-просветительской работы Ленинградской высшей профсоюзной школы культуры (1983 г.)

Тема кандидатской диссертации

Коррекция негативной психической напряженности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома (1996 г.)

Тема докторской диссертации

Интегративное управление формированием среды образования в школе (2008 г.)

Курсы текущего учебного года

Психология;
Психология управления;
Психология воспитательных практик.

Публикации

    Статьи в рецензируемых изданиях (ВАК)

    1. Ярулов, А.А. Программно-целевой способ управления в образовательных системах// «Народное образование»,2024, № 3, С. 96–101.
    2. Ярулов А.А. Практико-ориентированная подготовка будущих учителей в педагогическом вузе // Преподаватель XXI век. 2023. No 2. Часть 1. С. 22–35. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-000-000
    3. Ярулов А.А.,Зыонг Минь Тьяу. Формирование профессионально-личностной культуры студентов педагогического вуза//Журнал педагогических исследований.2023. Том 8, выпуск 3. С.114-121 https://znanium.com/read?id=431112
    4. Ярулов А. А., Осипова О. П. Научно-практическая организации труда преподавателей в условиях кафедральной деятельности // Наука и школа. 2023. № 3. С. 96–106. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-96-106.
    5. Ярулов А.А. Организация педагогической деятельности по руководству классом/группой// Народное образование. 2022. № 4. С. 193-198.
    6. Ярулов А.А. Научно-практическая организация педагогического труда//Школьные технологии. -2022. №2. С.11-18
    7. Ярулов А.А., Смысловые ориентиры управления/А.А. Ярулов // «Народное образование» 2019. № 4. с. 154-159.
    8. Ярулов А.А., Технология построения системы психолого-педагогической диагностики в управлении общеобразовательной организацией/А.А. Ярулов // «Школьные технологии»2019. №4. с .117-127.
    9. Ярулов А.А., Интегративное управление средой развития личности/А.А. Ярулов// «Развитие личности»2018. №3. с. 67-80.
    10. Ярулов А.А., Технология формирования организационной культуры образовательной организации/А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2018. №4. с .18-33.
    11. Ярулов А.А., Экологически ориентированное воспитание личности /А.А. Ярулов// «Развитие личности»2017. №2. с. 199-210.
    12. Ярулов А.А., Психолого-педагогическое содействие процессам развития личности в школьной среде на основе базовых ориентиров на концепцию В.С. Мухиной “Феноменология бытия и развития личности”/А.А. Ярулов// «Развитие личности»2015. №1. с. 66-76.
    13. Ярулов А.А., Развитие личности в условиях образовательной среды школы”/А.А. Ярулов// «Педагогическое образование и наука»2014. №4. с.20-23.
    14. Ярулов А.А., Культурно-нормативный подход к организации педагогической деятельности /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2013. №6. с .31-41.
    15. Ярулов А.А., Технология включения семьи в образовательную деятельность/А.А. Ярулов// «Народное образование» 2013. № 6. с. 139-155.
    16. Ярулов А.А., Школьная среда: как преодолеть фактор депривации/А.А. Ярулов// «Народное образование» 2011. № 4. с. 257-261.
    17. Ярулов А.А., Интегративная модель системы управления образованием /А.А. Ярулов// «Народное образование» 2009. № 9. с. 86-89.
    18. Ярулов А.А., Психолого-педагогический словарь от А до Я /А.А. Ярулов// «Школьные технологии» 2003. №5. с .220-234, №6 с. 223.
    19. Ярулов А.А., Формирование культуры социальной компетентности школьников /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2005. №2. с .97-123.
    20. Ярулов А.А., Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №3. с .86-108
    21. Ярулов А.А., Индивидуально-ориентированный план /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №6. с .135-154.
    22. Ярулов А.А., Познавательная компетентность школьников /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №2. с .43-84.
    23. Ярулов А.А., Интегративное управление /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №4. с .114-128.
    24. Ярулов А.А., Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №2. с .144-158.
    25. Ярулов А.А., Критериально-ориентированная диагностика в школе /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №3. с .156-164.
    26. Ярулов А.А., Чтобы не учиться на ошибках /А.А. Ярулов// «Народное образование» 2004. № 2. с. 130–135.
    27. Ярулов А.А., Детский дом готовит к жизни /А.А. Ярулов// «Народное образование» 1992. № 2. с. 7-11.

     

    Другие публикации (РИНЦ)

    1. Ярулов А.А. Интегративный подход в управлении целостным образовательным процессом// Шамовские чтения: сб. статей XVI Международ. науч.-практич. конф. г. Москва, 25 января – 3 февраля 2024 г. В 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во НШУОС, 2024. – 898 с. С.102-1077 ISBN 978-5-98923-940-5
    2. Василенко А.А., Ярулов А.А. Организация психолого-педагогического содействия развитию мотивационной культуры в целостном образовательном процессе // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С. 54-59
    3. Ли Инму, Ярулов А.А. Психолого-управленческие  аспекты целостности модернизации реформы системы управления высшим педагогическим образованием в РФ и КНР // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.143-149
    4. Сун Жуйсюань, Ярулов А.А. Психологические аспекты  управления профессионально-личностным развитием преподавателей в высшем образовании // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.176 -180
    5. Войлокова М.Е., Ярулов А.А. Организация коррекционно-развивающей деятельности по профилактике поведенческих зависимостей // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.224 -231
    6. Горбатова Е.В., Ярулов А.А. Системно-деятельностный  подход в управлении целостной организации целостного образовательного процесса // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.242 -247
    7. Губанкова А.А., Ярулов А.А. Организация психоло-педагогического содействия развитию коллектива класса в целостном образовательном процессе // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.247 -253
    8. Кан С.В., Ярулов А.А. Организация коррекционно-развивающей деятельности по профилактике интернет-зависимости // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.253 -259
    9. Махинова П.Е., Ярулов А.А. Организация коррекционно-развивающей деятельности по профилактике неадекватной самооценки // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.265 -273
    10. Павлов Д.А., Ярулов А.А. Организация коррекционно-развивающей деятельности по профилактике неадекватной самооценки // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.273 -280
    11. Перепелкина Д.А., Ярулов А.А. Организация коррекционно-развивающей деятельности по профилактике акцентуаций характера // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.285 -291
    12. Петухова С.Н., Ярулов А.А. Психология воспитательных практик культуры самоорганизации // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.291 -296
    13. Полуэктова В.М., Ярулов А.А. Профилактика неуспешной организации собственной жизнедеятельности детей и подростков // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.296 -303
    14. Суровцева Е.А., Ярулов А.А. Организация психолого-педагогического содействия развитию культуры поведения в целостном образовательном процессе // Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.310 -319
    15. Алексашина А.И., Ярулов А.А. Организация психолого-педагогического содействия развитию способностей в целостном образовательном процессе// Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.361 -366
    16. Канакина В.В., Ярулов А.А. Организация коррекционно-развивающей деятельности по профилактике девиантного поведения// Роль педагога и наставника в обеспечении качества развития человеческого капитала России: Сборник статей II Международного Педагогического марафона (г. Москва, 18-24 ноября 2023 г.). – М.: МПГУ, 2024. – 420 с.  С.382 -386
    17. Ярулов А.А. Управленческие ориентиры формирования воспитывающего  пространства образовательной организации// XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. – 776 с. , С. 89-97 ISBN 978-5-98923-938-2 
    18. Ярулов, А.А. Реализация идей педагогики сотрудничества в профессиональной деятельности преподавателя вуза//сб.  Современное образование: векторы развития. Социально- гуманитарное знание и общество : материалы VII конференции с международным участием, посвященной 150-летию МПГУ, г. Москва, МПГУ, 21–22 апреля 2022 г. / под общ. ред. М. М. Му- сарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2022. – 668 с. : ил., с.411-416.ISBN 978-5-4263-1191-6. С568
    19. Ярулов А.А., Программирование воспитывающей среды образовательной организации. XIV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения», г. Москва, 22-25 января 2022 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – Москва: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2022. – 872 с. С.167 -173.
    20. Ярулов А.А., Субъектно-развивающие основания интегративного управления средой развития личности. XIII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января – 1 февраля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. – 754 с. С.101-107
    21. Ярулов А.А. Субъектно-развивающие основания интегративного управления средой развития личности / XIII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогиче-ские чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января – 1 февра-ля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. – С. 101-107. SPIN-код: 9214-2487; ORCID: 0000-0002-7884-1008
    22. Ярулов А.А. Принцип культуросообразности в управлении образовательными системами// Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. – 768 с., С. 756-759. ISBN: 978-5-98923-898-9
    23. Ярулов А.А, Смысловые ориентиры проектирования интегративного управления в сфере образования. В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 124-129.
    24. Ярулов А.А. Формирование интегративного стиля опережающего управления образовательной организацией// Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 2. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. – 499 с. с 157-158.
    25. Ярулов А.А., К постановке проблемы самоуправления профессионально-личностным развитием педагогических кадров. В сборнике: Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего. Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. В 2-х частях. Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. 2017. С. 232-237.
    26. Ярулов А.А., Акмеологическая подготовка управленческих кадров социальной сферы в магистратуре педагогического вуза. В сборнике: Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза. Материалы международной научной конференции. 2017. С. 244-248.
    27. Писарева О.Е., Ярулов А.А., Формирование экологически
ориентированного образовательного пространства в современной образовательной организации.  /О.Е.Писарева, А.А. Ярулов// «Образовательные технологии»2017. №3. с .44-157.
    28. Ярулов А.А., Интегративный подход в управлении деятельностью образовательной организации. /А.А. Ярулов// «Социальная педагогика». 2013. № 5. с. 17-26.
    29. Ярулов А.А., К постановке проблемы управления процессами развития личности в условиях школьной среды/А.А. Ярулов// Научное наследие Т. И.Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2011г): в 2т. Т.2.-М.2011.- 448 с. С.3-7.
    30. Ярулов А.А., К построению модели критериально-ориентированного мониторинга качества управления образовательными системами//Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). – М., 2010. – 408 с. С. 395– 397.
    31. Ярулов А.А.,К построению системы оценивания эффективности управления экспериментальной и инновационной деятельностью/А.А. Ярулов// «Управление образованием» 2010. № 1. с. 41–53.
    32. Ярулов А.А. Педагогическая система управления процессами формирования
воспитывающего пространства общеобразовательной организации/А.А. Ярулов // «Управление образованием». 2017. №5 с.3- 15.
    33. Ярулов А.А. Ориентирующие основы организации управленческой деятельности
в образовательной сфере/А.А. Ярулов // «Управление образованием», 2017. №5 с.25- 33.
    34. Ярулов А.А. Психолого-педагогические аспекты управления образовательной организацией/А.А. Ярулов // «Управление образованием» №6.2017 г. с.54-62.

    Монографии, учебные пособия

    1. Теория и практика управления образовательными системами : хрестоматия. 100-летию со дня рождения Шамовой Татьяны Ивановны посвящается / под ред. академика РАО А. В. Лубкова. – Москва : МПГУ, 2024. – 396 с. : ил. ISBN 978-5-4263-1440-5
    2. Учебная и производственные практики при подготовке специалистов в сфере образования : монография / Авторский коллектив: Аракелян М.А., Галеева Н.Л., Добрикова К.С., Козилова Л.В., Лях Ю.А., Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О.А., Ярулов А.А.; под ред. проф. О.П. Осиповой. – Москва: МПГУ, 2024. – 268 с.: ил.  ISBN 978-5-4263 ,DOI:10.31862/0000000000000
    3. Ярулов А.А. Психология управления образовательными системами: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2022. — 288 с. ISBN 978-5-87953-633-1
    4. Ярулов А.А. Особенности осуществления управленческой деятельности в образовательной сфере // коллективная монография  “Теоретические и прикладные проблемы науки  о человеке и обществе” / [Азиззода У. А. и др.]. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. – 494 с.: ил. – Коллектив авторов. С.5-28 ISBN 978-5-00174-518-1
    5. Ярулов, А.А. Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией: монография – М.: ИД «Народное образование», 2019 г. 271 с.ISBN 978-5-87953-508-2
    6. Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе – М.: ИД «Народное образование», 2008. – 368 с. ISBN 978-5-87953-222-7
    7. Ярулов А.А. Взаимодействующее управление как ключевой ресурс успешной реализации ФГОС – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 223 с. ISBN 978-5-98594-486-0
    8. Ярулов А.А. Глава 5. Смыслы педагогической интеграции как цели управления развитием образовательных организаций в коллективной монографии «Педагогика и профессиональное образование» под ред. Л.Н. Антоновой, Г.Б. Корнетова, А.И. Салова – М., 2015 – С. 61–71.

     

    Повышение квалификации

    1. ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: "Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего", 72 часа, удостоверение о повышении квалификации, № 772417645717, рег. номер 02576-ПК-2022.
    2.ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: "Дистанционное сопровождение образовательного процесса в учреждении высшего образования с использованием LMS Moodle", 72 часа, удостоверение о повышении квалификации, № 772412284519, рег. номер 03466-ПК-2020, 29.09.2020 г.
    3. ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: "Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса", 36 часов, удостоверение о повышении квалификации, №772412286400, регистрационный номер 00420-ПК-2021, 02.12.2020 г.
    4.ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 36 часов, удостоверение о повышении квалификации за № 772409148024, регистрационный № 04445-ПК-2019 от 28.11.2019.
    5. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме: «Управление результатами и эффективностью деятельности образовательной организации», 72 часов, удостоверение о повышении квалификации за № 180001394240, регистрационный № 4340 от 21.08.2017.
    6. Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (ГАОУ ВПО МИОО) по теме: «Управление реализацией ООП ООО при переходе на ФГОС ООО», 144 часов, удостоверение о повышении квалификации, регистрационный № 14РУК91-8/27от 22.04.2015.
    7. ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: «Современные психолого-педагогические технологии в высшей школе», 72 час., удостоверение о повышении квалификации, регистрационный № 578-11от 23.06.2011.
    8. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в ВУЗе с использованием ИнфоДа МПГУ», 72 часа, 13.11.2024 - 27.11.2024, удостоверение о повышении квалификации № 772421815116, регистрационный номер 03626-ПК-2024 от 29.11.2024.

    Достижения и поощрения

    1. Диплом лауреата конкурса им. Л.С. Выготского Московского педагогического государственного университета (МПГУ) за учебное пособие «Психология управления образовательными системами», 2024 г.
    2. Диплом лауреата 1 степени XLVIII-й Международного конкурса научно-исследовательских работ в номинации «Научные статьи по педагогическим наукам», 2024 г.
    3. Диплом лауреата 1 степени Международного конкурса научно-исследовательских проектов преподавателей в номинации «Лучшая методическая разработка для высшей школы за проект «Погружение студентов в профессионально-личностную культуру осуществления педагогической деятельности, 2023 г.
    4. "Почетная грамота ученого совета МПГУ" (2022 г.)
    5. Почетная грамота Министерства образования РФ (1995 г.)
    6. Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» (1994 г.)

    Профессор

    Доцент

    Доктор педагогических наук, Кандидат психологических наук


    Профессиональные интересы

    Интегративное управление целостным образовательным процессом
    Педагогическое управление субъектно-развивающим потенциалом взрослеющей личности
    Психология управления образовательными системами
    Управленческая киберпсихология в образовательных системах
    Формирование профессионально-личностной культуры педагогов
    Научно-практическая организация педагогического труда


    Контактная информация

    город Москва, проспект Вернадского 88, 509 кабинет.
    aa.yarulov@mpgu.su