Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Валентина Ивановна

Яшина

Образование

Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова (1964) факультет дошкольного воспитания; аспирантура на кафедре дошкольной педагогики МПГУ (1973)
Специальность: педагогика, психология и методика дошкольного образования;
Квалификация: преподаватель педагогики, психологии средних школ, педучилищ и методист дошкольного воспитания

Тема кандидатской диссертации

Словарная работа с детьми пятого года жизни (1975 г.)

Курсы текущего учебного года

Организация методической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Публикации

Автор около 290 публикаций, в том числе:

  –  4  монографий:

– Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения: монография. – М.:«Прометей», 2004. (в соавторстве);

Научно-методические основы развития речи и использования художественного слова в

детском саду в трудах Е.А. Флериной: монография. – М.: «Прометей», 2005. (в соавторстве);

– Преемственность в формировании словаря детей в детском саду и начальной школе:

монография. – М.: «Прометей», 2011. (в соавторстве);

– Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками:  монография.   М.: «Прометей», 2016. (в соавторстве).

–   Комплекта  учебных программ и  учебных пособий для высшего и среднего профессионального образования (в том числе: с грифом Министерства образования РФ –  и  УМО, в том числе:
–  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для вузов и колледжей.- М.: Академия,1997,1998,2000. Гриф МОиН РФ – (в соавторстве);
– Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для вузов и колледжей. – М.: Академия,1997,1998. Гриф МОиН  РФ. (в соавторстве);
–  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для вузов и колледжей. – М.: Академия, 1999, 2000. Гриф МОиН РФ;

–  Теория и методика развития речи детей: учебное пособие. – М.: Академия, 2006, 2007, 2009. Гриф  МОиН РФ;  2019 –  (в соавторстве). -– Гриф  УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров  по  направлению «Педагогическое образование».

– Учебника для  вузов:– «Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высшего образования /В.И.Яшина, М.М. Алексеева; под общей  ред. В.И. Яшиной  –    2013, 2014, 2016, 2017, 2018:  8-еизд, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018, 448 с. – Гриф  УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров  по  направлению «Педагогическое образование». –  Переиздания в электронном варианте.

–  Научных и научно-методических статей по проблемам развития языковых способностей детей и подготовки специалистов к работе по развитию речи детей в изданиях, включенных в перечень ВАК, в  системы «Scopus»,  «Web of Sciеnsе» «РИНЦ», в том числе, в последние годы:

– Педагогический опыт В.И. Ядэшко как отражение понятия «наставник» в образовании / В. И. Яшина, Т. И. Ерофеева, И. В. Сушкова // Феноменология наставничества в гуманитарных и общественных науках: тенденции и перспективы развития: сборник по материалам Всероссийской научной конференции, Елец, 19 мая 2023 года / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 66-70.

– Специфика научно-методического сопровождения педагогов по организации преемственности ДОО и СОШ в полилингвальной и поликультурной среде / Г. Ф. Шабаева, В. И. Яшина, З. М. Чинаева // Традиции и инновации в национальных системах образования: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках Национального педагогического форума, Уфа, 30 ноября – 02  2023 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. – С. 281-285. – EDN VDZECU.

Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников / О. С. Ушакова, В. И. Яшина // Современное дошкольное образование. – 2023. – № 6 (120). – С. 36-45.

– Преемственность в обучении родному языку детей дошкольного возраста и учащихся первых классов / В. И. Яшина, О. В. Романова // Педагогическое образование и наука. – 2023. – № 4. – С. 89-95.

– Научно-методическое наследие в содержании подготовки педагогов дошкольного образования в области развития речи детей / В. И. Яшина // Педагогическое образование и наука. – 2024. – № 4. – С. 47-52.

– Вера Иосифовна Ядэшко: ретроспектива профессиональной деятельности / И. В. Сушкова, М. В. Лазарева, В. И. Яшина, Т. И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 11. – С. 2-6.

– О воспитании интереса дошкольников к родному языку / О. С. Ушакова, В. И. Яшина // Язык и актуальные проблемы образования : Материалы Х Международной научно-практической конференции, Москва, 22 января 2024 года. – Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2024. – С. 267-273

– Инновационная подготовка студентов в полилингвальной И цифровой профессиональной среде   по дошкольному профилю в рамках речевого развития детей / Г. Ф. Шабаева, В. И. Яшина, З. М. Чинаева // , 17 апреля 2024 года, 2024. – С. 39-43. – EDN PFYXBF.

– Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла. Учебное пособие для вузов /Под ред. О.М. Газиной, В.И. Яшиной. (в соавторстве ) – М.: Издательство Юрайт, 2024,2025- 111c.

– Аксиологические    аспекты  речевого развития детей дошкольного возраста/В.И. Яшина, О.С. Ушакова // Текст: непосредственный// Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы ХIХ Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г.П. Новиковой. – Ярославль-Москва: Канцлер, 2025. – С. 78-83

–  Речевое и социально-коммуникативное воспитание в дошкольном детстве./ В.И. Яшина, О.С. Ушакова  // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Х1 Международной научно-практической конференции, Москва, 22 января 2025 года. с.16-24;

– Теоретические основы развития коммуникативных и языковых способностей в дошкольном детстве/ Ушакова О.С., Яшина В.И. // Педагогическое образование и наука- № 5, 2025, с.129-132.

 

Повышение квалификации

- 2023 год: «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» -"Московский педагогический государственный университет", "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, удостоверение № 772420411495 от 14.06.2023 г.
- 2024 год: «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием ИнфоДа МПГУ»-ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», удостоверение № 772421815117 от 29.11.2024 г.

Государственные и ведомственные награды

- Медаль «К 850 -летию Москвы";
- «Ветеран труда» (1997);
- «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2002);
- Заслуженный работник МПГУ (2019).
- Почетные грамоты МО и НРФ и ученого совета МПГУ.
- Благодарности МО и НРФ, ФУМО за участие в экспертизе методического обеспечения дошкольного образования, ООП высшего образования.
- Благодарности организаторов научных конференций, ММСО за участие в качестве спикера секции по дошкольному образованию.
- Почетные грамоты МАНПО.

Достижения и поощрения

- Создание (1988 г.) и развитие кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ.
- Теоретическое обоснование ряда современных подходов к методической подготовке специалистов, бакалавров и магистров для системы дошкольного образования.
- Автор содержания и технологии подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания, педагогических колледжей в области теории и методики развития речи детей.
Впервые в нашей стране создан комплект современных учебных пособий для педагогических вузов по теории и методике развития речи детей, в который вошли: учебник и учебные пособия к лекционному курсу, семинарским, практическим (на базе дошкольных организаций) и лабораторным занятиям, выполнению выпускных квалификационных работ обучающихся, фонд оценочных средств по дисциплине
(рекомендованы МО и Н РФ, УМО по педагогическому образованию).
Учебник "Теория и методика развития речи детей" выдержал 8 изданий (2013-2019 г.г.) , электронное издание с 2020 г. используется в системе высшего образования;
- подготовка кандидатов наук в области теории и методики дошкольного образования;
- лауреат конкурсов научных и научно-методических работ МПГУ;
- совместные исследования по проблемам развития языковой способности детей дошкольного возраста с «Институтом изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования»;
- организатор ряда научных конференций по проблемам дошкольной лингводидактики и подготовки педагогов дошкольного образования на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ;
- участие в организации и проведении ежегодных международных научно-практических конференций по актуальным проблемам образования и воспитания языковой культуры совместно с «Институтом изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования»; МАНПО, МГОУ;
- серия научно-практических конференций и семинаров на базе СП №215 школы № 324 «Жар-птица» с участием педагогов школы и студентов магистратуры факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ;
- участник IV- V1 съездов дошкольных работников РФ;
- член Ученого совета МПГУ, факультета дошкольной педагогики и психологии.
- член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Исследовательские проекты и гранты

- Участие в подготовке профессионального стандарта высшего педагогического образования РФ (факультеты дошкольной педагогики и психологии);
- Проект «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) - (в составе авторского коллектива). МО РФ. – 2003;
-Приоритетный национальный проект «Образование» - Поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы.-2007-08 г.г.;
- «Разработка учебного плана и программ для аспирантов по специальностям, реализуемым в МПГУ. Педагогические науки -13.00.01, 13.00.02,13,00.08) » (2008) - куратор проекта по факультету дошкольной педагогики и психологии, автор и редактор двух программ;
- «Обеспечение нового качества базовых психолого-педагогических и методических компетенций для обеспечения равных стартовых возможностей детей к обучению в школе («предшкольное образование»);
- Проект «Формирование актуальных профессиональных компетенции педагогов» (Подготовка педагогов к обеспечению равных стартовых возможностей детей к обучению в школе «предшкольное образование»). -МПГУ. – (2008);
- «Российско-нидерландский образовательный проект по созданию методик предшкольного образования и подготовке педагогов к их реализации» - выполнялся в соответствии с мероприятиями Министерства образования и науки Российской Федерации «Обеспечение реализации образовательных инициатив в рамках совместного Рабочего плана российско-нидерландского сотрудничества в сфере образования на 2005-2008 гг.»;
- Участие в выполнении государственного заказа на создание проекта модернизации педагогического образования (133.034 «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в прикладном бакалавриате (воспитатель детского сада) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций». ( 2015 );
- Проект Московского департамента образования: «Разработка и реализация образовательных программ для педагогических работников дошкольного образования («Подготовка детей к школьному обучению в группах кратковременного пребывания», «Воспитание ценностного отношения к русскому языку у детей дошкольного возраста в образовательных организациях и семье»)- (2016).
- Участие в подготовке конкурсной документации по проектам «Проблема готовности дошкольников к усвоению математики и русского языка в начальной школе в условиях современного образования» (проф. Яшина В.И., РГНФ – 2016 г., «Разработка и апробация программ повышения квалификации для дошкольных образовательных организаций по вопросам словарно-орфографической работы с детьми старшего дошкольного возраста, накопления и закрепления словарного запаса дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды», (в рамках мероприятия «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как - государственного языка Российской Федерации» - июнь 2017 г.;
- участие в подготовке конкурсной документации по проекту « Международная научная конференция по проблемам дошкольного образования (2019 г.).
- Разработка методических рекомендаций по диагностике речевого развития детей в республике «Саха» (Якутия) -2023 (в соавторстве с профессором О.С. Ушаковой).

Дополнительная информация

Общий стаж работы – 62 года

Стаж работы по специальности – 61 год

Стаж работы в МПГУ – 55 лет


Профессор

Профессор

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Развитие языковой способностей детей дошкольного возраста.
Научно-методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования.
Руководств направлением исследований в области дошкольной лингводидактики в рамках научной школы проф. Е.А. Флериной.


Контактная информация

город Москва, улица Госпитальный вал, дом 4
+7 (499) 787-05-84
vi.yashina@mpgu.su