История Московского педагогического государственного университета ведёт отсчёт с 1872 года, когда были открыты Московские высшие женские курсы. Основателем этого новаторского учебного заведения стал историк Владимир Иванович Герье (1837–1919) — профессор, воспитавший немало ярких учеников, убеждённый сторонник создания развитой системы образования женщин. Первые занятия курсов прошли в здании Первой гимназии на Волхонке.
В 1913 году был построен аудиторный корпус, ныне — главный корпус МПГУ. Одно из лучших университетских зданий России, созданное по проекту академика архитектуры Сергея Соловьёва. Уникальные конструкции вестибюля и аудиторий разработал выдающийся русский инженер Владимир Шухов.
В 1930-м появилось памятное многим наименование — Московский педагогический государственный институт. В 1932–1938 годах он носил имя наркома просвещения Андрея Бубнова, а в 1941–1997 годах — имя Владимира Ленина. В 1990 году институт получил статус университета. Тогда и возникла аббревиатура МПГУ. С этим славным учебным заведением связаны все успехи советского и российского школьного образования с 1930-х годов и до нашего времени. МПГУ — это целый мир, настоящий храм знаний, с которым связаны судьбы нескольких поколений педагогов, исследователей. Тех, кого и сегодня называют громким словом «просветители». МПГУ объединяет многих авторов и читателей «Историка». И мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям любимому университету!
Доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии образования Алексей Лубков — автор «Историка» с самого первого номера журнала. Ныне он — ректор Московского педагогического государственного университета. Накануне университетского юбилея мы поговорили с Алексеем Владимировичем о прошлом, настоящем и будущем университета.
— Вы прошли в этих стенах путь «от солдата до маршала». Были абитуриентом, студентом, молодым преподавателем, профессором и деканом исторического факультета, проректором…
— А ещё — секретарём Комитета комсомола.
— В мае этого года вас избрали ректором университета… Напрашивается вопрос: насколько сильно изменился Московский педагогический за эти годы?
— Изменилось многое, ведь меняются и времена, и люди, и университеты. Проблемы, которые сегодня стоят перед нами, иные, чем были раньше. И достижения другого уровня. Когда я поступал в институт, это был один вуз, а теперь он во многом другой, даже по численности студентов и преподавателей. Хотя основа сохраняется: тогда «Ленинский» являлся крупнейшим педагогическим высшим учебным заведением Советского Союза. Сейчас мы сохраняем этот статус в России. Помню, что в сер. 1980-х у нас на учёте состояло десять тыс. студентов. В наше время в университете получает образование тридцать тыс. студентов. А работает в вузе более трёх тыс. преподавателей… Масштабы, конечно, несопоставимые. Университет вырос. Неизменной остаётся роль лидера педагогического образования в стране. Это главное, это наш фундамент. Но для педагогического вуза очень важно быть адекватным к самым актуальным веяниям времени, которое постоянно сталкивает нас с новыми проблемами и вызовами.
— А если сравнить разные эпохи в истории университета?..
— Как историки, мы знаем, что любые аналогии, сравнения и сопоставления в значительной степени условны. В советское время престиж учительской профессии был достаточно высок. Лучшие педагоги творчески подходили к своей работе, отдавали ей душу и пользовались всеобщим уважением. Да, учительская зарплата не была высокой, но всё-таки обеспечивала стабильное существование, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Я бы назвал это «уровнем достоинства» — и тут дело не только в материальной составляющей. Они имели возможность совершенствоваться в профессии, не испытывая тревог о будущем. Новое время принесло новые испытания. Тяжёлый удар по школе был нанесён в 1990-е годы. То время и для педагогов, и для нашего университета оказалось депрессивным. В последние годы на наших глазах ситуация меняется к лучшему. Исполняются майские указы президента. Учителя чувствуют себя увереннее. Приоритет министра образования Ольги Васильевой — подъём престижа учительской профессии. В этом направлении идёт серьёзная работа, и мы уже ощущаем её первые результаты. В этом году у нас треть абитуриентов приносила подлинники аттестатов! Значит, они хотят связать свою судьбу с учительской профессией и мечтают учиться именно в нашем университете. Это высокий показатель. Другой признак — возрастание проходного балла. Например, по русской литературе — 273 балла. Это говорит о востребованности профессии. Профессиональное сообщество наконец-то стало ощущать внимание со стороны государства.
Хотя проблемы остаются. Одна из наиболее очевидных проблем — то, что регионы России развиваются неравномерно. Это сказывается на школе. В современной Москве — высочайший уровень. Но у нас в России сорок тыс. сельских школ, там работают настоящие подвижники! И застарелые проблемы для них не сошли на нет. Уверен, что в ближайшие годы мы должны преобразовать сельские школы, сделать их современными, благополучными. Забывать о них нельзя.
— Нынешний 145-й год в истории университета выдался счастливым?
— Главное — насыщенным. За этот год мы попытались сделать всё, чтобы университет выполнял свою миссию всё лучше и лучше. Осуществлён задел, который будет продолжен в ближайшие годы. Педагогическое образование давно стало обширной отраслью, одной из ведущих в системе образования. И в университете идёт не просто процесс обучения, но и вырабатываются принципы развития на годы вперёд. Каким будет педагогическое образование в будущем, каким образом его следует модернизировать? Игнорируя эти стратегические вопросы, невозможно определиться с перспективами подготовки учителя XXI века. И университет вносит важную лепту в разработку стратегии образовательной политики.
— Какова же нынешняя повестка дня для университета и для школы?
— Отмечу важность широкой общественной дискуссии о перспективах Единого государственного экзамена, о судьбах болонского процесса, о том, как меняется роль вуза, школы и учителя в условиях глобализации. Повторюсь: вызовы времени необходимо учитывать. Учитель должен быть компетентен и в новых информационных технологиях, должен быть готов к тому, что образовательный процесс во многом переходит на электронные носители. При этом как важна в этих условиях личность педагога — высокообразованного, творчески наполненного! Программы обновляются, университет не отстаёт от быстроменяющейся реальности, но вместе с тем остаётся неизменным установка на содержательное, фундаментальное образование. В последние годы такой подход становится ещё востребованнее.
Для нас важна и личность будущего учителя. Именно в стенах университета формируются идентичности педагогов, их отношение к прошлому и настоящему нашей страны, гражданское и патриотическое мировоззрение. Тут недостаточно одной политики, помогают психология, культурология, да и все гуманитарные науки. Внимание к человеку, к личности — это традиция нашего учебного заведения с первых лет его существования.
— Университет — это великие традиции, великие имена. Кто вспоминается вам в эти предъюбилейные дни?
— Сорок лет преподавал в наших стенах великий русский учёный, титан гуманитарной науки Алексей Фёдорович Лосев. Мне посчастливилось, я застал его в институте… Был студентом, знал, что легендарный Лосев преподаёт у нас, правда, к сожалению, побывать на его лекциях не довелось. Лосева чествовали всем институтом, когда ему исполнилось 90, а в ХХI веке в университете отмечалось 120-летие Алексея Лосева. Его присутствие мы в университете ощущаем и сегодня. Лосевская «История античной эстетики», его переводы отцов Церкви и античных классиков — всё это наши студенты изучают, помня о том, что великий учёный работал в нашем университете.
А вообще в наших стенах всегда работали выдающиеся, неординарные учёные, творцы науки. Это давняя традиция, идущая от наших отцов-основателей, с 1872 года, со времён Владимира Ивановича Герье. Сразу на ум приходят великие имена Владимира Ивановича Вернадского, Сергея Ивановича Чаплыгина, Сергея Семёновича Намёткина… Нельзя не вспомнить и о том, что курс философии у нас читал великий мыслитель Владимир Сергеевич Соловьёв. Это наш золотой фонд.
— Московский педагогический считается явлением в истории просвещения. В чём это выразилось?
— Думаю, вопрос можно поставить шире. Не только в истории просвещения, но и в истории культуры. Недаром наш университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Педагог — творческая профессия, а учителя, как правило, люди разносторонние. Учёба в педагогическом университете — это ежедневные встречи с одарёнными людьми. Ведь будущие педагоги в душе — лирики, творцы, художники.
Мы гордимся, что именно в наших стенах зародилось такое явление русской культуры, как бардовская песня ХХ века. Назову всего лишь несколько ярких имён поэтов и авторов-исполнителей, которые учились в 1950–1960-е в нашем институте. Это Юрий Визбор, Ада Якушева, Юрий Ряшенцев, Юрий Коваль, Юлий Ким, Вадим Егоров. Недаром нас называли Московским государственным поющим институтом. Наших знаменитых выпускников в университете почтительно именуют «старичками». Они не забывали и не забывают свою альма-матер, часто приходят к нам. И университет хранит память о своих замечательных «старичках». Увы, многие из них уже ушли от нас, но и тех, кого нет с нами, забыть невозможно. Это и тот же Юрий Иосифович Визбор, и замечательный режиссёр Пётр Наумович Фоменко, у которого даже были планы (к сожалению, нереализованные) поставить у нас спектакль. В тогдашнем Ленинском педагогическом прозвучала высокая нота студенческой свободной жизни. И песни наших студентов пела вся страна. В этом году весной мы торжественно и тепло отметили 60-летие легендарного «истфила» — историко-филологического факультета, который формально просуществовал всего лишь пять лет, с 1957-го по 1962-й, но успел породнить историков и филологов на долгие годы. Собрались выпускники разных лет, состоялся концерт. Мы продолжаем традиции, завещанные нашими отцами-основателями.
— С чем пришёл университет к 145-летию?
— О ежедневных заботах и планах можно рассказывать долго. Остановлюсь лишь на некоторых аспектах. Мы работаем над программой модернизации педагогического образования в России. Необходим синтез теории и практики — то, к чему всегда стремились наши учёные и педагоги. В наших планах — полнее использовать потенциал детского творчества. Это направление нам предстоит развивать. Возможно, отстаёт содержательная, интеллектуальная подготовка студентов. Мы учитываем это в планах инновационного развития университета. А ещё мы в МПГУ открываем Институт международного образования, там будут проходить занятия на английском языке. Идёт работа над созданием в университете и бизнес-структуры. На новый уровень выходит работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются новые методики госпитальной педагогики. Всё это — наши приоритеты.