Ректор МПГУ Алексей Лубков – о преимуществах и недостатках новых правил приема.
Правила приема в вузы меняются в соответствии с возникающими потребностями общества. Так, появляются новые способы подачи документов – не только прийти в вуз или отправить документы по почте, но и дистанционно – через личный кабинет поступающего на сайте университета или портал государственных и муниципальных услуг.
Многие из этих изменений положительные – у выпускников школ и колледжей появляется больше возможностей при поступлении. К примеру, раньше мы могли добавлять баллы только за «золотой знак ГТО» – это два дополнительных балла. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону. Все понимают, что дети стараются, тренируются и у каждого что-то получается очень хорошо или просто хорошо. Мы рады, что принято решение поддержать поступающих с «серебром» и «бронзой» – это у нас оценивается в один балл.
Правильное решение – вернуть вузам право проводить собственные олимпиады, конкурсы, спортивные и иные мероприятия – таким образом, стимул вернули на уровне вуза. В первую очередь – регионального.
Новыми в приеме стали условия поступления с дипломами о среднем профессиональном образовании: для таких абитуриентов предусмотрены профильные экзамены и экзамен по русскому языку.
В этой ситуации замечательно то, что, например, наш коллега – учитель начальных классов, закончивший педагогический колледж, придет поступать к нам на программу бакалавриата по начальному образованию и увидит, что к нему будет особое отношение – его будут воспринимать как профессионала и не будут требовать сдавать экзамены, которые сдают школьники, а приемная комиссия будет экзаменовать его по педагогике и психологии начального образования. При этом русский язык он сможет сдать в формате ЕГЭ или в формате теста в МПГУ.
По новому порядку приема мы обеспечиваем преемственность: профильное СПО – профильные вступительные испытания – профильное обучение по программе высшего образования. В этой связи предлагаем вернуться к практике сокращенного срока обучения выпускников СПО по профильным программам высшего образования.
Сейчас ко мне поступает много вопросов о перечне и содержании вступительных экзаменов для выпускников профильных колледжей. Например, на образовательную программу бакалавриата «Начальное образование» выпускника школы мы будем зачислять по результатам ЕГЭ – по русскому языку, обществознанию и математике, а выпускника профильного колледжа по предметам: русский язык, «Основы педагогики» и «Основы психологии». Однако 1 сентября они сядут на одну университетскую скамью. Профессор, читающий лекцию, на кого должен ориентироваться? На школьника? На выпускника колледжа?
Теперь граждане Республики Беларусь при поступлении в российские вузы вправе использовать результаты проводимого у них централизованного тестирования. Это значит, что с выпускника снимается дополнительная нагрузка при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям, что, разумеется, положительно отразится на их результатах. А вот российские школьники, прошедшие итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена, сдать вступительные испытания в университете уже не смогут – для поступления им потребуются результаты ЕГЭ.
Остальные категории, имеющие право сдавать вступительные испытания в рамках вуза, смогут выбрать лучший результат в случае, если сдавали предметы на выбор или имеют действующие результаты ЕГЭ по соответствующим предметам.
Кроме этого, согласно новому Порядку приема, победители и призеры перечневых олимпиад, а также чемпионы в области спорта, имеют возможность поступить без вступительных испытаний на программы бакалавриата, как на бюджет, так и по договору.
Однако, свое право они могут использовать только в одном вузе и на одной программе. Таким образом, поступить без вступительных испытаний на две программы одновременно, чтобы параллельно осваивать их, возможности у выдающегося выпускника, к сожалению, нет.
Алексей Лубков,
ректор Московского педагогического государственного университета
Вести образования (21.02.2022)