В новой версии профстандарта процесс обучения неотделим от воспитания и в конечном счете направлен на развитие личности ребенка, его познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
Обновление профстандарта продиктовано изменениями, происходящими в сфере общего образования. В последние два года существенно изменились условия профессиональной деятельности учителя, требования, предъявляемые к современному педагогическому сообществу. Сформулированы новые задачи в области государственной образовательной политики, соответственно назрела необходимость зафиксировать эти изменения на законодательном уровне.
В новой версии профессионального стандарта при формулировке трудовых функций учтены такие показатели, как сферы профессиональной деятельности, уровень квалификации, а также степень готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности в различных условиях, в том числе нестандартных.
Приказом Министерства просвещения РФ от 18 сентября 2020 года № 508 был утвержден Порядок допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам. В соответствии с этим в обновленном профессиональном стандарте предусмотрена должность «учитель-студент» и соответствующая обобщенная трудовая функция – педагогическая деятельность по реализации профессиональных задач на основе типовых схем и шаблонов.
Спектр трудовых действий и необходимых умений, которыми должен владеть современный учитель-педагог, расширен с учетом новых реалий, получивших закрепление в школе. К ним можно отнести использование информационной образовательной среды, цифрового учебного и коммуникационного оборудования, формирование безопасного поведения в цифровой среде. Технические процессы, умение их регулировать, использовать в своей деятельности – важный аспект деятельности учителя, но далеко не единственный. Не менее актуальны умения, направленные на формирование гражданской позиции учащихся, культуры здорового и безопасного образа жизни, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Изменяющаяся среда формирует новые запросы: учитель должен обладать умениями, необходимыми для адресной работы с различными категориями учащихся, и это не только одаренные дети, но и дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью), с девиациями поведения, дети с различного рода зависимостями.
В действующем профстандарте педагога в педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса выделяются три трудовые функции: обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность. В новой версии профстандарта данные виды деятельности не обособляются друг от друга, так как процесс обучения неотделим от воспитания и в конечном счете направлен на развитие личности ребенка, его познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
Алексей Лубков,
ректор Московского педагогического государственного университета
Вести образования (15.02.2022)