Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета приглашает Вас принять участие в IV Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции «Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства», которая посвящается Дню памяти геноцида советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и состоится 19 апреля 2024 года.
Для участия в Конференции приглашаются обучающиеся и преподаватели образовательных организаций всех уровней.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 19 апреля
Информационное письмо 19.04.2024
Организаторы конференции:
кафедра права
кафедра теории и истории государства и права
Формат конференции: оффлайн и онлайн
В РАМКАХ КОНФЕРЕНЦИИ ПЛАНИРУЕТСЯ РАБОТА
СЛЕДУЮЩИХ СЕКЦИЙ
Секция 1. Геноцид мирного населения в период Второй мировой войны: страшные страницы истории (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Модераторы секции:
Шеяфетдинова Наталья Александровна – заместитель заведующего кафедрой теории и истории государства и права по научной работе Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент.
Черноусова Наталия Васильевна – старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института социально-гуманитарного образования МПГУ.
Проблемное поле:
«Звонят колокола Хатыни… и этот звон болит во мне» (А. Дементьев).
Проблема признания геноцида советского народа во время Второй мировой войны.
Международное сообщество и геноцид в отношении мирного населения СССР.
Жертвы нацистов: нацистская расовая идеология.
Преступления нацистов против мирного населения в период Второй мировой войны: документы и материалы.
Истребление мирного населения на оккупированных территориях.
Общечеловеческие ценности и Вторая мировая война.
Неизвестные страницы геноцида в период Второй мировой войны.
Блокада Ленинграда – история геноцида советского народа.
Лагеря для советских военнопленных: в п. Сувалки (Польша), Дарницкий концентрационный лагерь, Сырецкий концентрационный лагерь и др.
Восстание в концентрационном лагере Собибор.
Концентрационный лагерь Саласпилс.
Матч смерти 1942 года между киевским клубом «Старт» и немецкой командой «Flakelf».
Чёрная пропаганда Й. Геббельса.
Дирлевангер – история Варшавского восстания.
Трагедия Хиросимы и Нагасаки – атомные бомбардировки 6 и 9 августа 1945 года.
Секция 2. Проблемы охраны правопорядка в годы Великой Отечественной войны (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Модераторы секции:
Поликашина Ольга Владимировна – доцент кафедры права Института социально-гуманитарного образования МПГУ, кандидат юридических наук.
Тульская Светлана Анатольевна – заместитель заведующего кафедрой права по учебной работе Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доцент кафедры права, кандидат исторических наук.
Проблемное поле:
Организационно-правовые основы деятельности советской милиции по охране общественного порядка и в борьбе с преступностью в годы Великой Отечественной войны.
Военные будни советской милиции в годы Великой Отечественной войны.
Ленинградская милиция в годы блокады.
Государственное управление в правоохранительной сфере по поддержанию правопорядка в СССР в годы Великой Отечественной войны.
Правоохранительная система в годы Великой Отечественной войны.
Деятельность органов НКВД в годы Великой Отечественной войны.
Роль органов НКВД в организации партизанских отрядов, истребительных батальонов и диверсионных групп.
Деятельность органов прокуратуры в года Великой Отечественной войны.
Деятельность добровольных народных дружин по охране общественного порядка и в борьбе с преступностью.
Особенности охраны общественного порядка в тылу.
Судебная системы в годы Великой Отечественной войны.
Организация взаимодействия органов внутренних дел и населения в период Великой Отечественной войны.
Особенности обеспечения воинского правопорядка в годы Великой Отечественной войны.
Борьба с преступностью в годы Великой Отечественной войны.
Преступность в Красной Армии во время Великой Отечественной войны и борьба с ней.
Борьба с коррупцией в годы Великой Отечественной войны.
Преступления против детей и подростков в условиях оккупации.
Борьба с детской преступностью в годы Великой Отечественной войны.
Борьба с безнадзорностью и беспризорностью в годы Великой Отечественной войны.
Роль подразделений НКВД в борьбе с разведывательной и иной подрывной деятельностью фашистских спецслужб.
Секция 3. Проблемы развития государства и права в период Второй мировой войны (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Модераторы секции:
Глушков Александр Иванович – заведующий кафедрой права Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор юридических наук, профессор.
Минин Анатолий Яковлевич – профессор кафедры права Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор юридических наук.
Проблемное поле:
Влияние результатов Второй мировой войны на формирование международного законодательства.
Влияние событий Второй мировой войны на развитие законодательства в зарубежных государствах.
Проблемы развития советского законодательства в годы Великой Отечественной войны.
Механизм государственного управления в чрезвычайных условиях на опыте Великой Отечественной войны.
Состояние системы государственной власти СССР накануне Великой Отечественной войны.
Высшие органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны.
Деятельность Верховного Совета СССР.
Изменение задач и характера работы местных органов власти в условиях Великой Отечественной войны.
Правоохранительные органы: специфика деятельности в период Великой Отечественной войны.
Чрезвычайные органы государственной власти в военное время.
Создание и деятельность государственного Комитата Обороны.
Деятельность Ставки Верховного Главнокомандования и Генерального штаба Вооруженных сил СССР.
Деятельность советской внешней разведки в годы Великой Отечественной войны.
Вклад военных разведчиков в создание отечественного атомного оружия в годы Великой Отечественной войны.
Фронтовая пропаганда – деятельность 7-го отдела РККА.
Культура, образование, наука в годы Великой Отечественной войны.
Промышленность и сельское хозяйство в годы Великой Отечественной войны.
Деятельность органов государственной власти в осажденном Ленинграде.
Предприятия Ленинграда в годы блокады.
Советские граждане в европейском движении Сопротивления.
Партизанские движения в годы Великой Отечественной войны.
Иностранные воинские формирования, созданные на территории СССР и принимавшие участие в Великой Отечественной войне (1-я пехотная дивизия им. Т. Костюшка Войска Польского, 1-я чехословацкая пехотная бригада, советско-французская эскадрилья «Нормандия-Неман» и др.).
Секция 4. Образование и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Модераторы секции:
Болотова Елена Леонидовна – профессор кафедры права Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор педагогических наук, профессор.
Петрова Анастасия Сергеевна – студент 5 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Обществознания и Право Института социально-гуманитарного образования МПГУ.
Проблемное поле:
Постановление СНК СССР № 27 от 26 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений и в высших учебных заведениях СССР, и об изменении порядка назначений стипендий».
Постановление СНК СССР № 789 от 31 мая 1943 года «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов».
Создание и функционирование школ для рабочей и сельской молодёжи в годы ВОВ.
Государственная система профессионально-технического образования и ее перестроение применительно к условиям ВОВ.
Организация профессионального образования в республиках СССР.
Учебные заведения трудовых резервов школ фабрично-заводского обучения все время вносились улучшения. В 1942 г. были созданы ремесленные училища и школы ФЗО определенных специализаций — энергетиков, металлургов, строителей металлургических заводов, морского флота и т.д.
Особенности образования и воспитания в период Великой Отечественной войны.
Школы блокадного Ленинграда.
Эвакуация образовательных учреждений в период ВОВ.
Проблемы организации образовательной деятельности в годы ВОВ.
Советская школа в условиях оккупации и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Дети во Второй мировой войне.
Особенности образования и воспитания в период Великой Отечественной войны.
Эвакуация образовательных учреждений в период ВОВ.
Школьные годы, опаленные войной.
Проблемы организации образовательной деятельности в годы ВОВ.
Учителя и ученики на войне и в тылу.
Советская школа в условиях оккупации и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Учебные дисциплины через призму войны.
Трудовые и опасные будни школьников.
Роль учителя в годы Великой Отечественной войны.
Педагогическая наука периода ВОВ.
Учебно-воспитательная работа школы в период ВОВ.
Подвиг учителей Блокадного Ленинграда.
Работа школ в годы Великой Отечественной войны.
Учителя, защищавшие Родину с оружием в руках.
Патриотизм и его значение в образовательном процессе в годы Великой Отечественной войны.
Послевоенные годы восстановления образовательного процесса.
Проблемы адаптации студентов-фронтовиков к учебному процессу по окончании Великой Отечественной войны.
Воспитание и образование детей, потерявших родителей в ВОВ.
Школьный музей ‒ платформа, объединяющая эпохи и поколения.
Сохранение исторической памяти в наше время: патриотическое воспитание в современной школе.
Использование темы Великой Отечественной войны в воспитательном процессе.
Секция 5. Нюрнбергский процесс: уроки истории и современность (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Модератор секции:
Мякинина Светлана Борисовна – доцент кафедры права Института социально-гуманитарного образования МПГУ, кандидат социологических наук.
Заржицкая Лилия Сергеевна – доцент кафедры права Института социально-гуманитарного образования МПГУ, кандидат юридических наук.
Проблемное поле:
Роль СССР в Нюренбергском процессе.
Нюренбергский процесс и его влияние на развитие международного права.
Нюренбергский трибунал и геноцид.
К вопросу о легитимности Нюрнбергского трибунала.
Нюрнбергский процесс и формирование принципов международного уголовного судопроизводства.
Значение Устава Нюрнбергского трибунала.
Нюрнбергский трибунал и его роль в формировании состава международных преступлений.
Нюренбергский процесс в лицах.
Значение Нюренбергского процесса для развития уголовного права.
Устав Международного военного трибунала и обоснование теории профессиональной защиты.
Нюрнбергский трибунал как прообраз других международных трибуналов: Хабаровский процесс, Токийский процесс, трибунал по Югославии.
Опасность пересмотра итогов Нюрнбергского процесса современным западным сообществом.
КРУГЛЫЙ СТОЛ. Посвящается Году Семьи.
Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 годов в лицах: взгляд через поколения (круглый стол проводится в онлайн и оффлайн формате; предпочтительно для обучающихся школ, лицеев, колледжей).
Модераторы круглого стола:
студенты 4 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Экономика и Право Института социально-гуманитарного образования МПГУ.
Проблемное поле:
Памятные даты военной истории в моей семье.
Судьба человека – Герои Великой Отечественной войны.
Ключевые сражения Великой Отечественной войны в истории моей семьи.
Листая страницы прошлого. Блокадные дневники.
Семейный альбом в годы испытаний.
«И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят»: история моей семьи.
Судьба человека – Герои Великой Отечественной войны.
Ключевые сражения Великой Отечественной войны в истории моей семьи.
«Пусть имя Героя останется с нами. Героям нужна наша вечная память».
Семья и брак в годы Великой Отечественной войны.
Писатели на войне и о войне.
Уроки Великой Отечественной Войны в системе патриотического воспитания российской молодежи.
Подвиги тыла в годы Великой Отечественной войны.
Вторая Мировая Война: мифы и реальность (pro et contra).
«Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы»: судьба человека в вихре войны.
«Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат»: неизвестные страницы Великой Войны в подвиге советских солдат, партизан и ополченцев.
Сюжеты Великой Отечественной войны в кинематографе.
Деятели советской культуры и их роль в Великой Победе.
Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны: никто не забыт, ничто не забыто.
Великие полководцы Великой Войны.
Организационные вопросы участия в конференции
Для участия в конференции необходимо заполнить форму регистрации до 21:00 7 апреля 2024 года пройдя по ссылке: https://clck.ru/39KHCq
Программа и ссылка на конференцию придут в ответном письме на эл. почту после регистрации (которую укажите при регистрации) за несколько дней до начала конференции.
Организационные вопросы публикации в сборнике
По итогам конференции издается ЭЛЕКТРОННЫЙ сборник материалов конференции с размещение в базе РИНЦ. Публикация статей в сборнике бесплатная.
Для публикации: желающие опубликовать свою научную статью в сборнике должны выслать свою работу, оформленную в соответствии с требованиями (см. «Требования к оформлению статей» с примерами).
Статью высылать на адрес электронной почты выбранной секции:
- Секция № 1 – ORGK-1@yandex.ru
- Секция № 2 – ORGK-2@yandex.ru
- Секция № 3 – ORGK-3@yandex.ru
- Секция № 4 – ORGK-4@yandex.ru
- Секция № 5 – ORGK-5@yandex.ru
- Круглый стол – ORGK-6@yandex.ru
Перед направлением статьи убедитесь, что Вы ознакомились с Требованиями к статье и Правилами ее подачи.
В направленном письме должны быть прикреплены три файла:
- Статья; наименование файла «Секция № _. Фамилия И.О. Статья».
- Антиплагиат; наименование файла «Секция № _. Фамилия И.О. Антиплагиат».
- Рецензия; наименование файла «Секция № _. Фамилия И.О. Рецензия».
В поле «Тема» электронного письма должен быть указан номер секции. Письма без такого указания секции рассмотрены не будут.
При несоблюдении Требований и Правил ваша заявка рассмотрена не будет.
Срок предоставления статей до 26 апреля 2024 года.
Принимаются статьи объемом до 5 страниц.
Оргкомитет оставляет за собой право отклонить статьи, не соответствующие тематике конференции и правилам оформления статьи.
По всем вопросам организации конференции обращаться к:
Ширяевой Светлане Валентиновне | WhatsApp +79856199228 | sv.shiryaeva@mpgu.su |
Орловой Анне Владимировне | WhatsApp +79263901901 | av.orlova@mpgu.su |
Зайко Ирине Витальевне | iv.kovaleva1@mpgu.su | |
Петровой Анастасии Сергеевне | as.petrova@mpgu.su |
Ссылки на сборники:
- Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства [Электронный ресурс]: Материалы межвузовской студенческой научной конференции, г. Москва, МПГУ, 27–28 апреля 2021 г. / ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» / Отв. ред. С. В. Ширяева. М.: МПГУ, 2021 . 351 с. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=46662 РИНЦ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46698328
- Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства : материалы II Межвузовской студенческой научной конференции, г. Москва, МПГУ, 19 апреля 2022 г. / под общ. ред. С. В. Ширяевой. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2022. – 196 с. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=54258 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50101329
- Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития: материалы III Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции, г. Москва, МПГУ, 19 апреля 2023 г. / под общ. ред. С. В. Ширяевой. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2023. – 300 с.).
Режим доступа : http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=62867 РИНЦ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58625671
Мы ждем Вас!
С уважением, Оргкомитет конференции!