Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Новости МПГУ

 

08.04.2020 года в рамках воспитательной работы, в аккаунте инстаграма УВРиМП желающие приняли участие первом вебинаре из цикла «Мост над классикой или Великие музыкальные произведения» . Хормейстер Камерного хора МПГУ Иван Самойлов посвятил его одному из самых выдающихся композиторов – СЕРГЕЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ РАХМАНИНОВУ.
О чем мы узнали за время вебинара?
Музыкальное творчество композитора приходит на конец 19-го – начало 20-века. Оно как бы является продолжением Золотого века русской музыки и одновременно вершиной той эпохи – эпохи Глинки, Мусоргского, Чайковского. Несмотря на великие потрясения первой половины 20 века – войны и революции и отражение этих трагических событий в ломке музыкального языка, произведения Рахманинова – остаются квинтэссенцией самых высоких идеалов русского человека, русской культуры – духовности, душевной широты и мелодичности. И главный лейтмотив произведений композитора – русская колокольность!!!
И начали знакомство с НАЧАЛА 2-ГО ФОРТЕПЬЯННОГО КОНЦЕРТА , посмотрев фрагмент из фильма «Ветка сирени».
Практически все произведения Рахманинова вошли в Золотой фонд классической музыки. Его фортепианные концерты стали самыми исполняемыми во всём мире.
Рахманинова цитируют топовые поп и рок – музыканты. Песня Фрэнка Синнатры «I Think of You»- прямая цитата лирической темы из 2-го фортепианного концерта. И также музыка этого концерта использована в песне Эрика Кармена «All by Myself», наиболее известной в исполнении Селин Дионли .
Однако, в этот раз Иван более подробно остановился на произведении С.В. Рахманинова для хора – «Всенощное бдение». Так как именно в нём в наибольшей степени аккумулировано триединство рахманиновского гения – духовность, ментальная широта и мелодичность. Это произведение по своему музыкальному языку уже симфонично и звучит как большой оркестр . И, конечно же, главная музыкальное средство произведения – колокола.
Что такое Всенощное бдение? Это одна из важнейших служб православной церкви. Эти службы совершаются каждую субботу вечером или вечером в особо почитаемые церковные праздничные дни. Почему же эти службы называются Всенощным бдением? Да потому, что в первые века христианства эти службы начинались поздно вечером и продолжались всю ночь до восхода солнца. В основе музыкального материала молитвенных песнопений были старинные церковные напевы, так называемое знаменное пение.
А какие композиторы написали музыку на тексты Всенощного бдения? Иван остановился на некоторых из них.
Лучшими образцами этого жанра считаются «Всенощные бдения» П.И. Чайковского (1881), А. Т. Гречанинова (1912), Сергея Рахманинова (1915), Раутаваара, Эйноюхани[3][4] (1971-72, доп. 1996). Произведения написаны в свободной манере: подлинные церковные напевы сочетаются в них с оригинальными мелодическими структурами[1].
Известный критик Флорестан писал: «Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к русскому народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полета, о захвате им новых областей Духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта». Нельзя не согласится с этим высказыванием, так как именно «Всенощное бдение» Рахманинова, как нельзя кстати, в наше время духовного апокалипсиса способно устремить человечество к Богу, а значит и стать духовным маяком к личностному возрождению, наполнить сердца пасхальным перезвоном.
Интересный вебинар Иван Самойлов закончил ответами на вопросы. Все, кто слушал, горячо поблагодарили Ивана за интересный разговор.
А мы ждем продолжения 17.04.2020 В 18.00 в инстаграме, в аккаунте УВРиМП, uvrandmp_official.
Подключайтесь! Будет интересно!

10 / 04 / 2020

Показать обсуждение