Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал об особенностях адаптированной образовательной программы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из важнейших задач основного общего образования является организация условий для индивидуального развития всех учащихся, в том числе и детей с ОВЗ. Такие дети имеют особые образовательные потребности, которые необходимо реализовать в рамках образовательной организации. К таким потребностям относятся, например: использование специфических средств обучения, включение в образовательную программу дополнительных разделов, проведение специальными педагогами коррекционно-педагогических занятий, организация доступной среды.
Для реализации данных образовательных потребностей необходимо адаптировать содержание образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая программа обязательно должна учитывать особенности психофизического развития детей, их индивидуальные возможности, и включать в себя коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. При реализации адаптированной программы у детей с ОВЗ всесторонне развиваются личностные качества, бытовые навыки, учащиеся овладевают учебной деятельностью. В зависимости от степени нарушения варьируются академический компонент и жизненная компетенция: чем ниже степень выраженности нарушения, тем выше образовательная нагрузка и наоборот.
В соответствии с ФГОС адаптированные образовательные программы делят по уровням образования (дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование) и по категории нарушения, что позволяет учитывать особенности и потребности ребенка. Любая адаптированная образовательная программа включает в себя: целевой раздел, в котором отражены цели, задачи, принципы и особенности программы; планируемые результаты, которых должен достичь ребенок во время обучения; систему оценки достижения планируемых результатов; содержательный раздел, в котором разъяснены примерные рабочие программы учебных предметов, воспитания и коррекционных занятий; организационный раздел, который включает в себя примерный учебный план и план внеурочной деятельности, а также примерный календарный учебный график.
Адаптированные программы являются примерными, и каждая образовательная организация может трансформировать их с учетом индивидуальных особенностей и результатам учащегося. Педагоги могут адаптировать под детей с ОВЗ различные учебные пособия, проводить урок по заранее подготовленному сценарию, обязательно учитывая все специфические особенности конкретного нарушения ребенка.
Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета
Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 4 курса факультета начального образования
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования