Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

VIII Зимняя антропологическая школа Института детства прошла в Каргополе

Новости МПГУ

4 февраля 2024 г. завершилась VIII Зимняя антропологическая школа, организованная Институтом детства под научным руководством заведующего кафедрой психологической антропологии Луизы Игоревны Адамян. Уже который год подряд местом Школы становится один из красивейших городов Русского Севера – Каргополь, расположенный в Архангельской области на берегу реки Онеги.

В Зимней антропологической школе в этом году приняли участие студенты разных факультетов МПГУ (дефектологического, факультета начального образования, ИСГО), учащиеся ВШЭ, а также преподаватели кафедры психологической антропологии –Елена Игоревна Адамян, доц., к.филол.н.; Алексей Сергеевич Обухов, проф., к.психол .н.; Ирина Николаевна Воробьева, ст.преподаватель.

Цель у выездной школы несколько уровневая: знакомство учащихся с культурным многообразием родного края, сохранение исторической памяти – автобиографической, семейно-родовой памяти жителей Русского Севера, – освоение психологических практик, в подготовке к исследовательской работе в области социокультурной психологии и антропологии.

Практико-ориентированная программа зимней антропологической школы длилась 7 дней.  Выстроена она была таким образом, что, с одной стороны, включала посещение музейных комплексов, сохранившихся деревянных церквей, монастырей, национальных парков (Кенозерский национальный парк), близлежащих деревень (Саунино, Архангело, Лядины, Ошевенск, Лекшмозеро и др.), знакомство с народно-прикладным искусством посредством рассказов и мастер-классов (по традиционной глиняной каргопольской игрушке, олонецкой росписи  по дереву,  выпечке тетерок, созданию обережных кукол и др.), с другой стороны, практические занятия, проводимые как преподавателями кафедры психологической антропологии, так и студентами, которые не первый год являются учатсниками выезда,  просмотр и обсуждение антропологических фильмов о Русском Севере, его самобытной культуре, о человеке, живущем на этой земле,  его переживаниях и чаяниях,  вере и надежде.

Такое полное погружение в контекст изучаемой культуры, выход за пределы привычного, позволяет участникам расширить собственные границы представлений о родном крае и выстроить уже на ином уровне свое отношение к миру, к другим людям и себе.

Фрагменты из путевых заметок студентов

28-29 января 2024

Дарья Лисицына (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства): «В те времена, а именно в 1146-х годах, появился “старший брат Москвы”, который до сих пор манит туристов своей сказочной атмосферой и великолепной природой Архангельского края. Поэтому, когда появился вопрос о том, стоит ли отправиться в VIII Зимнюю антропологическую школу, однозначно ответ был “да”! Как и в прошлый год, чтобы попасть в это историческое место, нужно сначала сесть в поезд, именно с этого момента начинается наша история… 
В поезде, под звук колëс, стук рельс и сменяющимся заснеженным видом города, затем красивого леса с разнообразными каменными или деревянными домиками, нам рассказали о ожидаемой программе, к чему нужно подготовиться и стать частью не просто группы людей, а команды…»

Елизавета Химич (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства): «<….> Первым нас встречает местный гид Леонид Иванович. Замечательный мужчина с огромным сердцем. Это видно по его глазам, по говору, по отношению к окружающим. Всё в его добром взгляде пропитано любовью, каждое слово, произнесенное им, окутано заботой, все упоминания о Каргополе сопровождаются ласковой улыбкой. 

Топаем по знакомым мне тропкам. Леонид Иванович рассказывает о храмах, истории возникновения названия города, об улочках и личностях, проживающих в этой местности <….> Несмотря на то, что в городе я лишь второй раз, но, блуждая по улочкам, думаю, что он так близок мне, такой родной. Спокойствие, тишина и умиротворение. Суета здесь противопоказана. Моя душевная приближенность к Каргополю выражается не в стремлении жить здесь, а в умении войти с ним в один ритм. Здесь есть время на остановку и размышления, на выдох и глубокий вдох. Хочется запомнить каждую деталь, отпустить накопившиеся мысли, очистить голову и просто жить. Здесь не хочется злиться и спорить, хочется лишь наслаждаться моментом, проведенным в черте Каргополя и его окрестностей. 

Еще одним важным пунктом нашего путешествия являются мастер-классы, на которых происходит живое общение между преподавателями и студентами. Чем-то они для меня похожи, но наполнение всегда разное. Слова, сказанные здесь и сейчас, как правило, не повторяются. Каждый день мы слушаем абсолютно новую информацию. Всегда проходят обсуждения. Интересно услышать другую точку зрения, ведь именно в этот момент начинается переоценка своего собственного мнения. «А что я думаю на этот счет?» или «А почему я не согласен с этой точкой зрения?». На сегодняшнем мастер-классе, который проводили Алексей Сергеевич и Ирина Николаевна я поняла, что для каждого из нас понятия «счастье» и «тоска» совершенно разные. Это что-то личное и сокровенное. Они формировались у нас всю жизнь. Нет эталонного определения этим понятиям. Точнее оно есть, но звучит оно для каждого по-своему».

30 января 2024

Ксения Панченко (студентка 1 курса ИСГО): «Второй день в Каргополе. Город для меня раскрывается с интересной стороны. Общение с коренными жителями показывает Русский Север совершенно другим. 

Я почувствовала будто местные жители здесь – одинокие люди. Надежда Фёдоровна из Лядин руководит музеем одна. Валентин Дмитриевич представляет музей в одиночку.

Клавдия – дитя божие – человек, от которого ранее люди вовсе отрекались.

Да, за всеми этими историями стоят толпы людей: туристы, помощники по воссозданию музейной экспозиции, активисты, нашедшие для частного музея деньги, семья. Но сегодня мне показалось, что люди севера – это люди, познавшие мир – мир, в котором человек – это глубоко одинокое существо. После музея в Лядинах было радостное и немного тоскливое ощущение. Надежда Фёдоровна живёт своим делом, и это прекрасно. Она не унывает, все время пытается жить <….>».

Елизавета Химич (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства): «<….>  И вот мы подошли к дому Надежды Федоровны. В нем она открыла музей и теперь рассказывает и показывает, как же жил народ того времени, какими атрибутами пользовался в быту, чему верил и по каким законам существовал. Мне нравятся подобные экскурсии наглядностью и максимальной приближенностью к реально существующей жизни. Поражает не только музейная композиция, но и отношение к своей жизни и своему делу Надежды Федоровны. Этот человек никогда не сидит на месте, всегда проявляет активность и потребность в деле. Я считаю, что это правильная позиция в жизни. Нужно идти и пробовать, не ждать, когда кто-то сделает все за тебя, а пытаться и стремиться изменить свой мир самостоятельно.  Вечером мы посетили дома семьи Шевелевых. Валентин Дмитриевич радушно встретил нас и провел экскурсию по дому-музею. Ровный и тихий рассказ обо всем: о семье, о Каргополе, о быте. Иногда всплывали очень глубокие фразы. В такие моменты он поднимал свои добрые голубые глаза на нас и было видно, что это говорит его мудрость, а не вычитанные из журналов фразы, которые нашли занятным попасть в рассказ Валентина Дмитриевича. Надо и к этому стремиться. Больше анализировать свои чувства и чувства других. Смотреть на ситуацию с обратной стороны. Наверное, именно тогда и приходит опыт, а вместе с ним и мудрость».

31 января 2024

Дарья Лисицына (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства): «Каргополь – не провинциальный городок Русского Севера. В нём происходили различные события, жители с теплотой берегут своё наследие и продолжают его существование и развитие во множествах предметах, местах, событиях, традициях. Музейно-выставочный центр поведал нам о различных сферах жизни прошлого города Каргополь. Были услышаны истории про Екатерину II, Александра I, красильно-набивной промысел, ремесло, сельско-хозяйственную деятельность. Дополнительно, ОЧЕНЬ понравилась выставка «В отражении Тихманьги» – история про Марию Михайловну Артëмову, то как её преподнесли, актуально и в наше время. Интересно было услышать про её жизнь, как взрослым, так и студентам <….>  Каждый день ты делаешь собственные выводы, который дал тебе этот город. Потом ты понимаешь, что именно искренность, чистота, сохранение памяти культуры людей к своему родному краю, показывают настоящую сильную любовь. Не любовь приносит чудо в жизни людей, люди приносят чудо в любовь».

Георгий Горский (студент 1 курса факультета начального образования Института детства): «<….>  Лыжная прогулка дала мне очень много новых эмоций, спокойствие и силы на оставшуюся часть дня. После прогулки наш отряд снова объединился и пошел штурмовать искусство обработки глины во главе с Валентином Дмитриевичем Шевелевым (местным мастером глиняной игрушки и художником). Перед лепкой Валентин Дмитриевич рассказал нам про свою насыщенную событиями жизнь, объяснил нам, как правильно лепить игрушки, и показал нам игрушки, сделанные его семьёй. Мне очень понравился процесс лепки, которая успокаивает и даёт умиротворение. В последнюю часть нашего дня, Елена Игоревна провела нам мастер класс, который совмещал театр теней и сказки местного автора Степана Писахова. Наша задача была обыграть сказку через театр теней и у нас очень неплохо получилось. Итог этого дня следующий: этот день был наполнен эмоциями, спокойствием и дал лично мне энергию на оставшиеся дни «зимней школы»».

1 февраля 2024 г.

Ксения Панченко (студентка 1 курса ИСГО): «Для меня самое главное в каждой поездке –  поход на природу. И сегодня наша группа отправилась в Кенозерский парк, где с экскурсоводом мы прошли несколько километров по прекрасной заповедной зоне. Место волшебное. Такой неземной красоты я ни разу не видела. Снег окутал каждое дерево, иногда казалось, что кроме бескрайнего леса ничего больше нет в этом мире. Было так необычно увидеть посреди леса деревянную церковь. Как будто действительно сам Бог спустился и создал такое чудесное место <….> Вечер закончился фильмом про деревеньку. Четвертый день, а я уже не хочу уезжать из Каргополя. Я представляю, что через несколько дней придётся оказаться посреди огромных человейников, суетливых людей, громких проспектов и становится страшно».

Эллина Донец (студентка 3 курса НИУ ВШЭ, направление «Филология»):
«Сегодня был первый день, когда я смогла поспать подольше, учебные вопросы наконец вышли из круга проблем, требующих срочное решение.  Сегодня нас ждал Кенозерский национальный парк — много времени на свежем воздухе, первозданная природа, бескрайние просторы и много нового о северном крае! До посещения этого места я ничего о нем не знала: ни как оно выглядит, ни его историю. Несмотря на это, поездку в Кенозерье я ждала с начала зимней школы. Меня всегда влекли леса, поля, водоемы — природа, которой не вредят, а наоборот, которую человек окружает любовью и заботой <….>. В парке нам предстояло дойти до Хижгоры, на которой расположен храм Александра Свирского. Он деревянный, единственный, который сохранился до нашего времени. Ключи от храма есть только у местных и экскурсовода, но по праздникам сюда приезжает батюшка — проводит службу. Идёшь так по лесу и вдруг сквозь ельник замечаешь купола, а потом и весь храм, который будто бы создан собой природой — так он встраиваются в растительный ландшафт! Не обошлось по дороге и без веселья — прокатились пару раз с горки и никак не могли заставить себя идти обратно <….>».

2 февраля 2024

Эллина Донец (студентка 3 курса НИУ ВШЭ, направление «Филология»): «Предпоследний день нашей школы — даже и не верится, что так быстро время пролетело! Сегодня ездили в Ошевенск. Погода стояла волшебная — валил снег, припорашивая все в округе — купала деревянных церквей и крыши избушек. Тишина и покой, слышны только голоса птиц, да хруст снега от наших шагов. Заехали мы в гости к бабе Жене — женщине с нелёгкой судьбой, но добрым сердцем. Она рассказывала нам истории из своей жизни и частушки, угощала национальными блюдами из русской печи: яичницей, картошкой с грибами, щами, рыбой в ржаном хлебе. Интересно было послушать о том, как живут сейчас, как жили раньше в северной деревне: как вели быт, строили отношения, работали <….>».

3-4 февраля 2024

Елизавета Химич (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства): «Ну что же! Чемоданы собраны, сувениры куплены, внутреннее состояние улучшено. Настал день отъезда нашей группы из Каргополя. Уезжать совсем не хочется, хотя уже настала тоска по дому. День выдался по-настоящему завершающим. Утром после завтрака мы отправились в центр «Берегиня». Приняли участие в двух мастер-классах. Первый был посвящен созданию обрядового печенья – тетерки. <….>

Кроме того, мы попробовали себя в роли мастерицы по олонецкой росписи. Нам провели мастер-класс по росписи прялки. У большинства членов нашей школы получилось очень даже здорово. Довелось обойти улочки Каргополя последний раз, зайти на выставку картин Валентина Дмитриевича Шевелева, насладиться видами города. Не верится, что скоро меня здесь не будет, что пройдет спустя время это чувство умиротворения и детской радости просто от прекрасного вида или общения с интересным человеком.  Дома своя специфика. Там нет времени на остановки, размышления; нужно постоянно куда-то бежать, торопиться, записывать всё на ходу.

Пройтись решила в гордом одиночестве. Подвести собственные итоги, ответить на вопросы, которыми я задавалась в начале нашей поездки. На большинство, конечно, ответила.

Шла до амбара слезно, но с широкой улыбкой на лице. Я обязательно сюда вернусь, это уже необходимость, а не желание.

Русский Север – это совершенно особое место, которое трогает до глубины души. Спасибо за возможность поехать сюда! Это меняет не только меня, но и всех тех, кто путешествует вместе с нами».  

Текст подготовлен: Е.И. Адамян

Фотографии: Л. Адамян, Е. Химич, Э. Донец, Д. Лисицына, Е.Адамян

08 / 02 / 2024

Показать обсуждение