15 сентября 2023 г. в Институте детства на дефектологическом факультете прошла итоговая конференция по вожатской практике. В конференции приняли участие свыше 160 студентов 3 курса очной, очно-заочной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Дошкольная дефектология» и 44.03.02 Психолого-педагогическое образование «Педагогическая антропология и психология воспитания». Модераторами конференции выступили заведующий кафедры психологической антропологии, канд.психол.н. Луиза Игоревна Адамян и доцент кафедры психологической антропологии, канд.пед.н. Нина Леонидовна Кондратьева.
В этом году наши студенты проходили практику в самых разных оздоровительных лагерях России: детский оздоровительный лагерь «Детская Республика «Поленово», детский оздоровительный лагерь «Литвиново», всероссийский детский центр «Орлёнок», языковой детский лагерь «Образовательные инновации», ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы», детский летний лагерь «NEO CAMP», образовательный центр «Чуланчик», детский туристический лагерь «Путешественник», санаторно- оздоровительный лагерь «Зорька», детский оздоровительно-образовательный центр «Уральские Зори», детский лагерь «Созвездие НЕО», детский оздоровительный лагерь «Восход», Детский спортивно- оздоровительный лагерь «Буран» и др.
Кто-то из ребят отработал одну смену, а для кого-то 21 день оказался не пределом, и они оставались на две, три и даже четыре смены. Вожатская практика для студентов стала своего рода вызовом в освоении их профессиональных компетенций и видение точек собственного роста. Ведь вожатская деятельность – это не только про теоретические знания возрастной психологии, педагогики, но это понимание и проживание внутри детского коллектива, разрешение конфликтных ситуаций здесь и сейчас, организацию работы, проведение самых разнообразных игр, различных видов деятельности, выстраивание образовательного маршрута с учетом всех индивидуальных потребностей. Для самого студента – это также тренинг личностного роста, направленный на развитие таких качеств, как самоорганизация, дисциплинированность, ответственность и умение доводить поставленные задачи до конца.
Студенты делятся своими впечатлениями.
Бекельман Марина (студентка 3 курса дефектологического факультета): «Вожатская практика расширила мой объём знаний и помогла получить незабываемый положительный опыт в работе как и с детьми с ОВ3, так и со специалистами и родителями.
Самое сложное и, вероятно, самое страшное для меня было в начале установить доверительные отношения с детьми, то есть обеспечить каждому из них комфортную среду. Однако, вместе с другими специалистами, я смогла преодолеть эту трудность, и мы вместе сформировали дружный коллектив».
Корабельникова Александра (студентка 3 курса дефектологического факультета): «Самым трудным для меня послужил очень активный и подвижный распорядок дня в сочетании с очень маленьким количеством сна. Из-за этого случались и нервные срывы, и переутомления, особенно в адаптационный период и с непривычки, было очень тяжело оставаться в строю. К середине смены могла начать проявляться физическая усталость. Что касаемо взаимодействия с детьми, самым трудным, на мой взгляд, стал адаптационный период, то есть первые дни нахождения детей в лагере, когда они еще друг друга не знают, вожатым не доверяют, злятся на установленные лагерем правила. Именно тогда тяжелее всего с ними контактировать, искать подход.
А самым приятным для меня было момент, когда к каждому ребенку уже найден подход, установлен дружеский, доверительный контакт, когда действительно видно их горящие глаза и улыбки, от победы в каком-либо лагерном мероприятии. Также очень приятно осознавать тот факт, что я смогла улучшить их лето, сделать его более запоминающимся, что смогла создать для них эти незабываемые моменты и впечатления.
Нельзя не отметить свои личностные изменения, свой рост, который также поменял меня в лучшую сторону. Общение с детьми сделало меня более ответственной, улыбающейся, значительно социальнее, чем я была до своего вожатского опыта».
Алфимова Валентина (студентка 3 курса дефектологического факультета): «Мне было очень полезно пообщаться с детьми другого менталитета (в моем лагере были ребята из ЛНР и ДНР). Я поняла, что они намного раньше повзрослели и их размышления о жизни мне дали возможность взглянуть на мир с другой стороны. Мне этот опыт помог выстроить с детьми горизонтальные отношения. Мне было приятно, что удалось выстроить доверительные отношения, дети не боялись подойти ко мне за помощью, они не боялись рассказать о какой проблеме.
Работа со старшим возрастом требует постоянной и качественной работы над собой. Для меня было очень важно для них быть наставником».
Новосельцева Валерия (студентка 3 курса дефектологического факультета): «Многие аспекты в работе вожатого были не просты. Думаю, самым сложным для меня оказалась постоянная включенность в работу без отдыха на протяжении дня, также я засыпала поздно из-за ежедневных планерок и просыпалась рано, что повлияло на количество часов для сна.
Несмотря на трудности, все старания были оценены детьми, именно это стало самым приятным в работе вожатого.
Когда я стану родителем, то скорее всего отправлю ребенка именно в тот лагерь, в котором я проходила практику».
Корзухина Дарья (студентка 3 курса дефектологического факультета): «Самым приятным в работе вожатого для меня оказалось признание детьми меня как педагога-наставника. Это проявляется, когда дети обращаются к тебе со своей проблемой, доверяют тебе, спрашивают твоего совета, прислушиваются к твоему мнению.
Также дети очень сильно могут тебя поддерживать, помогать в подготовке к лагерным мероприятиям. Понимание того, что я смогла заложить в детей нравственные принципы и убеждения, благодаря которым они будут более чуткими и понимающими к окружающим их людям. Слова благодарности от детей в конце смены тоже оказались для меня очень приятны».
Макарова Наталья (студентка 3 курса дефектологического факультета): «Во время прохождения вожатской практики я получила бесценный опыт! В рамках этой практики я смогла наиболее полно повзаимодействовать с детьми с нарушениями в развитии и их родителями, что крайне полезно для моего профессионального опыта как будущего дефектолога.
В течение 18 дней я целый день, с самого утра и до вечера, общалась с детьми, наблюдала за особенностями их поведения, способами коррекции этих особенностей, путей налаживания эмоционального контакта с ними, борьбы с эмоциональными вспышками. Я получила навыки в разработке и написании плана занятий, усовершенствовала свои творческие способности и креативное мышление. Ведь каждый мастер-класс необходимо было подготовить и провести так, чтобы детям был интересно, а заинтересовать ребенка с ТМНР не так-то просто.
Помимо опыта общения с детьми, я получила колоссальный опыт реального общения с родителями. Я получила представления о том, как правильно выстраивать диалог с родителями, чтобы он был наиболее конструктивен и результативен».
Слепнева Елизавета (студентка 3 курса дефектологического факультета): «Работа в детском лагере для меня была полезна в качестве профессионального роста работы дефектологом. Присутствие ребенка с задержкой психического развития способствовало поиску новых подходов коммуникации вожатый-ребенок и ребенок-ребенок.
Из-за отсутствия информации о здоровье детей мне требовалось держать во внимании абсолютно все виды деятельности детей, в особенности игровой (например, во время игр на улице). Организация деятельности отряда в рамках инклюзии также дало много опыта. Ведь необходимо было учитывать психические характеристики детей и индивидуальность каждого ребенка.
Для меня самым приятным в работе оказались взаимодействие с самими детьми. Было интересно находить подход к каждому ребенку, смотреть на взаимодействие детей между друг другом. Даже если я плохо себя чувствовала, я отдавала все свои силы детям.
Было очень приятно получать обратную отдачу в виде положительных эмоций детей. После получения ответной реакции детей и их любви я наполнялась их энергетикой и была готова работать дальше».