В период дистанционного обучения на практических занятиях дисциплины «Нарушения плавности речи» (преподаватель профессор Ю.О. Филатова) студенты 3 курса отделения логопедии имели возможность прочитать полнотекстовые учебные пособия серии «Говорить легко!», размещенные в научной электронной библиотеке МПГУ, – «Просто иногда я заикаюсь: книга для детей от 7 до 12 лет» (М.: МПГУ, 2016) и «Заикание: руководство для работы с подростками» (М.: МПГУ, 2020).
После прочтения студенты писали эссе. Приводим некоторые из них.
Кобелькова Валерия, студентка 304 группы отделения логопедии дефектологического факультета Института детства МПГУ : “Авторы пособия «Просто иногда я заикаюсь: книга для детей от 7 до 12 лет» в дружелюбной и эмоционально приятной форме рассказывают о том, как преодолеть трудности в общении, с которыми, безусловно, сталкивается каждый человек с заиканием. В книге даются ненавязчивые советы ребёнку о том, как наладить контакт с близкими людьми: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, сверстниками и друзьями.
Познакомившись с данным пособием, ребёнок начинает верить, что его проблемы решаемы. К нему приходит осознание того, что он не обречен постоянно жить со своими проблемами. Кроме того, в книге есть специальные письма, которые младший школьник может дать прочитать близким ему людям. Эти письма помогут им лучше понять суть заикания, разобраться в тех сложностях, с которыми приходится сталкиваться всем людям с заиканием. Это позволит родителям и окружающим лучше понять ребёнка, наладить отношения с ним.
Также в этой книге представлены письма других заикающихся детей. Они повествуют о том, какие конкретные проблемы и трудности есть у них, и как они с ними справляются. Это очень важная составляющая данного учебного пособия, поскольку дает почувствовать ребенку, что он не одинок, что существуют такие же дети с такими же трудностями.
Книга «Просто иногда я заикаюсь» нацелена сформировать у ребенка мотивацию для дальнейшей работы по преодолению заикания и улучшить его психическое и эмоционально состояние, что является немаловажной частью коррекционного воздействия”.
Соколова Екатерина,студентка 304 группы отделения логопедии дефектологического факультета Института детства МПГУ: “«Просто иногда я заикаюсь: книга для детей от 7 до 12 лет» – удивительное пособие. Повествование ведется простым и доступным языком, что делает из учебного пособия книгу-друга, а не книгу-учебник. Данное руководство нацелено на помощь младшему школьнику с заиканием найти себя и осознать собственную уникальность.
Эта «книга-друг» наполнена искренней поддержкой и пропитана доброжелательностью к читателю. Ребёнок, читающий данное пособие, непременно уже с первой страницы почувствует посыл тепла и участия в его проблеме. Очень подробно разбираются вопросы, которые ребёнок с заиканием, вероятно, задавал себе неоднократно.
Очень важно, что поиск путей преодоления заикания не стоит на месте, продолжают появляться новые методики, приёмы, профессионалы создают такие удивительные пособия для детей с речевыми проблемами.
Книга «Просто иногда я заикаюсь: книга для детей от 7 до 12 лет» как и все книги серии «Говорить легко!» полезны к прочтению не только тем, кто столкнулся с заиканием лицом к лицу, а абсолютно всем читающим людям, ведь понимание и терпение к ближнему – это залог здорового, развивающегося общества”.
Гнатюк Светлана, студентка 305 группы отделения логопедии дефектологического факультета Института детства МПГУ:“Подростковый возраст считается трудным периодом в жизни ребёнка. Подростки склонны замыкаться в себе, остро переживать конфликты с друзьями и родителями, испытывать вспышки агрессии или погружаться в апатичное состояние. Это сложное время взросления особенно тяжело проходит для тех из них, кто имеет заикание. Родители заикающегося подростка зачастую не могут помочь своему ребёнку справиться с этой проблемой: они либо избегают темы заикания в разговоре, видя неловкость и стеснение ребёнка, либо вовсе не придают значение речевому расстройству.
Подросток, в свою очередь, зачастую стыдится заикания и старается не только не говорить о нем, но и вообще говорить как можно реже. Таким образом, речевая проблема, которая может серьезно влиять на жизнь, не решается, а игнорируется, именно в таких случаях может помочь книга «Заикание: руководство для работы с подростками». Она станет другом и главным помощником подростка с заиканием, который возьмет её в руки. Это пособие – пример грамотно составленного руководства, наполненного практическими советами, примерами из практики профессионалов, работающими с заикающимися, которое может помочь подросткам принять свое заикание и решиться на его коррекцию.
Книга для заикающихся подростков будет чрезвычайно полезна родителям ребенка с такой речевой проблемой, логопедам и учителям, а также друзьям и одноклассникам подростка с заиканием.
Несмотря на небольшой объем, в пособии заключен огромный запас полезной информации о заикании и заикающихся. Над руководством трудились специалисты в области нарушений плавности речи: доктора наук Ричард Ф. Курли, Эдвард Дж. Контур, Дин И. Уильямс, Хуго Х. Грегори, Луи А. Нельсон, Барри Гитар, Лиза Скотт Траутман, Чарльз Ван Райпер и Джейн Фрейзер. Каждый из них делится многочисленным опытом работы с заикающимися, рассказывает случаи из практики и вспоминает собственные трудности, ведь некоторые из авторов сами имели или имеют заикание.
Руководство «Заикание: руководство для работы с подростками» – источник расширения знаний о заикании и первых шагах по его преодолению как для подростка, так и для его семьи, друзей и окружающих, сталкивающихся с таким явлением”.
Евдокимова Светлана, студентка 304 группы отделения логопедии дефектологического факультета Института детства МПГУ: “Учебное пособие «Заикание: руководство для работы с подростками» -третья книга из серии «Говорить легко!». Издание содержит в себе ответы на самые актуальные вопросы, которые так волнуют подростка, страдающего заиканием. Содержание книги насыщено примерами из жизни заикающихся, в доступной форме даны варианты преодоления трудностей, которые могут возникнуть в конкретных бытовых ситуациях. Авторы ведут диалог с читателем, поддерживают подростка и дают понять, что он не одинок в своей проблеме, предлагают рекомендации по преодолению заикания из своего личного и профессионального опыта.
Цель авторов данного руководства – воодушевить подростка, страдающего заиканием, решительно включиться в работу над своей речью, отбросив все страхи и стереотипы. Основная задача: помочь сделать первый и главный шаг на пути к успеху.
Авторы пособия не скрывают, что не существует волшебной пилюли от заикания, честно дают понять, что предстоит долгая и трудная работа над речью и над собой. После прочтения такой книги подросток однозначно будет «заряжен» энтузиазмом и верой в себя, а посеянное зерно надежды на успех в борьбе со своей трудностью в речи непременно принесет свои плоды.
Данное пособие также поможет родителям и педагогам подростка с заиканием лучше понять, что волнует ребёнка, определить свою роль в работе по преодолению заикания, узнать секреты общения с таким подростком и пути решения возникающего недопонимания и трудностей.
Данное руководство будет одинаково полезно как для подростков и родителей, столкнувшихся с проблемой заикания, так и для педагогов и логопедов, взаимодействующих с таким ребёнком. Издание «Заикание: руководство для работы с подростками» поможет правильно настроиться и приступить к долгой и кропотливой работе на пути к плавной и красивой речи”.